Опубликовано: 8 сентября, 2011 Уважаемые коллеги! Только что получил просьбу от липецкого поискового отряда "Неунываки". Руководитель группы Владимир Омельянчук позвонил с поля. Подняты фрагменты самолета ЛАГГ-3 с останками пилота в кабине. Обращаюсь к сообществу помочь разгадать обстоятельства трагедии. Что известно на сегодня. Номер самолета 31 21 921. По крайней мере номер повторяется на всех шильдиках, что они нашли. Фоток пока нет, потому как технические проблемы. Раскрутили они и двигатель. На обечайке поршня номер П35-11. внутри выбит номер 1820. На шейке коленвала П35-11 и далее 2915. Поднят и парашют в прекрасном сохране. Маркировка - Тип ПЛ-3М. номер 021124. Изготовлен 21.04. 1941 г. Место события: Липецкая обл. Тербунский р-н, с. Озерки, точка падения на берегу реки Кобылья Снова. Предположительно время-лето 1942г. Территория наша. Версия, что самолет из 15 ИАП. Оснований нет, просто предположение. Заранее спасибо всем специалистам за помощь. Батлер. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 сентября, 2011 Мотор 1940 г. выпуска из самой первой серии пушечных "стопяток". Т.е. и ЛаГГ возможно выпуска начала 1941 г. Можно посмотреть, в какие полки пошли первые серийные ЛаГГи. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 сентября, 2011 Здравствуйте Сергей! Спасибо за ответ. У меня тоже сложилось впечатление, что двигатель из ранних пушечных. К сожалению никогда не занимался ЛАГГами. Как-то не популярен он в среде поисковиков. Может быть вы знаете какой завод их производил и похож ли номер на обнаруженном на номера других ЛАГГов, поднятых и идентифицированных. Тут еще проблема в установлении имени пилота. Его останки в силу специфики грунта законсервировались и длительного хранения выдержать не могли. Поэтому его уже торжественно захоронили как безымянного. Поэтому любая зацепка будет важна. Сейчас сажусь просматривать список побед немцев в 42 году.. Его Миттельтрапец 35 Ост 83. Может что похожее образуется. Вроде как это зона боевой работы 2ВА летом 42. Если можно, то как расшифровывается номер. Батлер. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 сентября, 2011 Виталий, приветствую! № самолёта, как Вы писали в первом посте 3121921. Выпущен горьковским заводом № 21. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 сентября, 2011 Альберт, рад приветствовать! Давно не общались. Спасибо за инфу по заводу. Скажи, а первые цифры-31 это случайно не тип самолета? Тогда получается, что собственный номер самолета -921. Это из первой тысячи. Может что и образуется. Не знаешь, кто из ребят специализируется на истребительной авиации на центральном участке . И еще вопрос. Как там Петрович. Ни слуху, ни духу. Не собирается ли он порадовать общественность каким нибудь раритетом. Как у тебя с поисками. У вас наверное уже осень подступает с черникой и грибами. С дружеским приветом. Виталий. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 сентября, 2011 31 - именно тип самолёта Классификация номеров самолета ЛаГГ-3 производства 21 авиазавода: Пример: 31213745 31 - тип самолета 21 - № завода 37 - № серии 45 - № самолета Пардон за навязчивость, но лишний раз пропиарю, тем более информация по ЛаГГам уже есть http://wiki.trizna.ru/index.php?title=%D0%9B%D0%B0%D0%93%D0%93-3 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 сентября, 2011 Андрей! Отлично получилось. Все полностью и ничего лишнего. Очень полезную работу делаешь. Спасибо. Так возвращаясь к номеру. Правильно ли я понял, что остаток номера - 921 можно расшифровать как самолет девятой серии с порядковым в ней 21? Подтверди версию. ШВАК на месте и вроде в хорошем сохране. Насчет радио и прочего оборудования не знаю. Завтра позвоню. А страничку распечатаю и отправлю ребятам. Пусть поломают голову изучая. Письмо твое получил и помню. Но хвалиться нечем. Работа задавила. Конец сезона и клиенты просто с цепи сорвались. Всем надо и чтоб в сентябре. Мечемся по всей стране. И времени выскочить для души не выкраивается. Но год еще не кончился. Нашли только по второму разу воронку от Як-7б. Пилота мы уже вытащили, а вот двигатель, Швак и парашют лежат там на месте. Может что и сделаем. Всего лучшего. Батлер. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 10 сентября, 2011 Коллеги! Кто может сообщить подробности гибели командира 15 ИАП майора КАЛАЧЕВА Владимира Николаевича 28 июня 1942 г. Получается, что 15 ИАП был полностью укомплектован ЛАГГ-3 в 1 ЗИАП в Чебоксарах и с 09.06 по 25.08 работал в интересующей нас полосе. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 31 октября, 2011 Капитан Батлер писал: Коллеги! Кто может сообщить подробности гибели командира 15 ИАП майора КАЛАЧЕВА Владимира Николаевича 28 июня 1942 г. Получается, что 15 ИАП был полностью укомплектован ЛАГГ-3 в 1 ЗИАП в Чебоксарах и с 09.06 по 25.08 работал в интересующей нас полосе. Виталий, вот что у меня есть: ЛАГГ-3 №2976; м-105пф № 215; 28.06.1942; 15 ИАП; м-р Калачев Вл. Ник.; разбился после выполн. б/з; летч.погиб, самолет не вышел из пике; лист 28 (фонд 15 ИАП, Опись 27813, Дело 1) Также есть Акт (фонд тот же-Опись та же - Дело 2 - лист 27) 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 ноября, 2011 (изменено) Всем привет! Очередные «черные дыры». Общими усилиями пытаемся зацепиться за искомый самолет в архиве. И вот предварительный отчет о поиске: Выяснено, что мотор серии П35 – это выпуск конца 1940 года. Лично я нашел документы подтверждающие его существование и нахождение в 11 ИАПе на август 1941 года. Далее сложнее – мотор ввиду не выработки моторесурса отправляют взад на завод, вот Акт: 6ИАКПВО-20530-1-260- лист 310 «УТВЕРЖДАЮ» КОМАНДИР 11 ИАП ВОЕНКОМ 11 ИАП ПОДПОЛКОВНИК КОГРУШЕВ БАТ КОМИССАР ВАКУЛЕНКО 16 АВГУСТА 1941ГОДА. АКТ 16 августа 1941 года комиссия в составе Председателя… произвел осмотр мотора М-105 П № П 35-11. Согласно записей в формуляре с начала эксплуатации мотор проработал: А) на земле – 25часов 31 мин. В) в воздухе – 45 часов 04 мин. С) ВСЕГО 70 часов 35 минут МОТОР за время эксплуатации ремонта не имел. Эксплуатация производилась на масле «МС» и горючем 3,5 Б-78. Нарушении инструкции по эксплуатации не было. ПРИ ОСМОТРЕ ОБНАРУЖЕНО: Полный отказ первой скорости нагнетателя. ВЫВОД: мотор подлежит ремонту в авиамастерских за счет завода № 26, в виду не выработки гарантийного срока. (подчеркнуто мною) АКТ составлен односторонний т.к. представитель завода №26 по запросу телеграммой в часть не явился. Пред. Комиссии: и подписи С выводами согласен. Представитель завода №26 СУЕТИНОВ 19 августа 1941 года. Лист328 сопроводиловка к вышеописанному Акту… Самолет ЛАГГ-3 с номером 31219-21, выпуска сентября 1941 года по некоторым данным (лично этих документов не видел) находился при 21 заводе… аж до весны 1942 года, был по непонятным причинам не востребован! Далее по данным того же источника его передали в 508 иап, который в срочном порядке отправлялся в зону боевых действий. Лично я нашел 6 ЛАГГов, которые полку передал 564 иап перед этим, но искомого самолета там нет. Вот эти с-ты: ЛАГГ-3 №№ 3-106, 12-41, 14-16, 18-22, 18-32 и 20-32. А вот тут небольшое отступление – обратите внимание, что в первые годы войны количество ЛАГГов в серии превышало 100 штук, отсюда и путаница. Например, самолет с № 31213115 может быть и 31213-115 и 312131-15, что разделяет их годом по времени выпуска. Поэтому самолеты первого года обязательно надо писать через дефис! Этот пример по реальному самолету: ЛАГГ-3 321213-115 (выпуск 28.6.41) М-105П П 115-537 (выпуск 27.2.41). Но продолжим: 508 полк воевал сперва в составе 288 иад (всего 4 дня). А затем в 205 иад, которая в последствии стала 22 гв.иад. Но вся беда в том, что документов за этот период боевых действий по этим соединениям не сохранилось. Так что очередная «дыра» и как привязать самолет и установить имя – остается загадкой и может быть случая. Изменено 10 ноября, 2011 пользователем 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 ноября, 2011 Интересная деталь про предыдущего владельца мотора № 35-11 Самолет Як-1 № 0215 после парада 7.11.40 г. вернули из 11-го иап на завод № 301 для доработок, после чего в январе 1941 г. его передали в некий "полк особого назначения". Далее самолет эксплуатировался и появился акт, о котором Виталий упомянул выше. Почему "всплыл" в 11-м иап - (на каком-то этапе произошло переподчинение?). Далее самолет предали уходившему на СЗФ 123-му иап. 15.4.42 ст.л-т А.Т.Бакланов, ком.звена, н.в.з. на штурмовку аэр Красногвардейск (в н.вр. Гатчина) 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 10 ноября, 2011 Дело случая, сказал я, хотел уже поставить точку, но документы продолжают попадаться на глаза! )) Нет, только не подумайте, что они как-то сами кладутся мне на стол для изучения... И так снова 6 ИАК ПВО, - нашел документальное подтверждение, о чем мне говорил "источник" в предыдущем сообщении: 6 иак пво -20530-1-279 233 лист "От 27 мая 1942 года Акт Комиссия под ……составлен настоящий акт на не высланный заводом №21 инструмент, одиночные комплекты, мотора, самолета. Вооружения и отрядный комплект на самолеты ЛАГГ-3 №№: 312126-4, 312126-40, 312125-83, 312125-99, 312126-1, 312126-8, 312124-74 (71), 31219-21, 312125-82, 312117-21, 312125-81, 312126-3, 312115-54, 312126-21, 312126-61, 312126-62, 312126-17, 312126-18, 312126-22, 312114-58. Прибывший в 508 иап с завода №21 24 апреля 1942 года самолеты ЛАГГ-3 летом доставленные заводскими летчиками. Во время приемки мною был потребован инструмент, одиночный комплект на самолеты, моторы, вооружение и отрядный комплект. Старший группы по перегонке самолетов меня заверил, что все необходимое, т.е. положенное к самолетам, будет доставлено заводом №»21 на самолете "Дуглас", я вынужден был этому верить и подписал документ на приемку самолетов….." Через двадцать листов попадается ещё один Акт, писанный немного ранее первого: Лист 257 "Акт от 23 мая 1942 года Комиссия (та же) составила настоящий акт на самолеты (те же) – кроме 312124-71 (опечатка?), прибывшие в 508 иап с завода №21 24 апреля 1942 года. В среднем с начала эксплуатации самолеты налетали 10-12 часов, каждый самолет. С момента прибытия в часть, т.е. месяц хранятся на аэродроме под открытым небом. В эксплуатации самолетов нарушений Н.Э.Т . С-40 и инструкций по эксплуатации не было. Комиссия установила, что на всех самолетах имеются большие трещины шпатлевки и шпона на фюзеляже особо в хвостовой части при переходе в киль, плоскостях и стабилизаторах, а так же на ферингах центроплана. Трещины идут вдоль по слоям шпона, во многих местах шпатлевка просто отваливается совершенно оголяя шпон . трещины, как по размеру так и по количеству с каждым днем увеличиваются. ВЫВОДЫ: 1. Комиссия считает, что появление в большом количестве трещин по шпону на фюзеляже, хвостовом оперении и крыльях являются следствием постоянного сырого материала при изготовлении самолетов. 2. Для предотвращения случаев загнивания шпона, а так же с целью сохранения аэродинамических качеств самолетов, необходимо принять немедленные меры профилактики путем зачистки, шпатлевки и окраски поврежденных участков фюзеляжа, крыльев и хвостового оперения самолета. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ввиду того, что данный дефект является производственным, а так же благодаря отсутствию достаточно квалифицированных специалистов для устранения его в части, комиссия считает необходимым вызвать немедленно с завода №21 бригаду специалистов для устранения указанного выше дефекта на самолетах. Ремонт отнести за счет завода поставщика №21." И ещё один акт от 7 мая1942года на 446 листе аналогичный первому на листе 233. О боевых действиях 508 ИАП и его подчиненности: (в другой раз, много чего цитировать придется!) 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 13 ноября, 2011 Как вариант: Номер записи 9175451 Фамилия Гуровский Имя Виктор Отчество Федорович Дата рождения __.__.1913 Последнее место службы 205 истр. ав. див. 508 истр. ав. полк Воинское звание ст. лейтенант Причина выбытия пропал без вести Дата выбытия 12.07.1942 Название источника информации ЦАМО Номер фонда источника информации 56 Номер описи источника информации 12220 Номер дела источника информации 51 И больше я этой темой не занимаюсь! Надоело быть "писателем в одни ворота". 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 ноября, 2011 Благодаря результатам исследовательской работы, как всегда блестяще выполненной коллегой Оленеводом, удалось абсолютно достоверно проследить судьбу самолета ЛАГГ-3 с зав. номером 9-21 и установить его принадлежность на момент события к 508 ИАП. Казалось бы, последнее усилие и неизвестный пилот обретет имя. Однако, все материалы 508 ИАП за 41-42 гг уничтожены. Остались оперативные сводки 205 ИАД без привязки к матчасти. На призыв о помощи отозвался исследователь истории 508 ИАП Алексей Пекарш. Ниже с незначительной редакцией приведены собранные им материалы, которые он любезно разрешил вывесить в теме. Напомню, что по показаниям свидетеля, тогда 10-ти летнего паренька, самолет упал между 5-7 июля 42 года, когда в село Озерки входили немцы. После освобождения села на место падения приезжали летчики. В воронке нашли оторванную руку в свитере. По обломкам определили, что самолет из их полка. Называли и фамилию, но свидетель её не запомнил Цитата: " Всего за 1942 год полк потерял 14 летчиков, привожу их в хронологическом порядке, с комментариями. 1. 02.07.1942 был сбит при ночном перехвате бомбардировщика противника зам. командира эскадрильи ст. лейтенант Сердюков Петр Карпович (1910 г.р., Орджоникидзевский край, Воронцово-Александровский р-н, с. Соломенское). Не подходит, т.к. Сердюков погиб еще до убытия 508 ИАП на фронт, в составе 6 ИАК ПВО, бой проходил над Варшавским шоссе в районе Тарутино - Подольск. 2-3. 07.07.1942 были потеряны два летчика - сержант Зубарев Федор Николаевич (1922 г.р., место рождения неизвестно) и сержант Симкин Иван Иванович (1919 г.р., г.Москва). Первый значится как погибший при выполнении боевого задания и похороненный в деревне Камень Курской области (???), а второй пропавшим без вести. Эти две потери самые неясные, как и весь период с 3 по 8 июля 1942 г. Поясню почему. Документов, отражающих боевую деятельность 508 ИАП между убытием из 6 ИАК ПВО и прибытием в 205 ИАД мне найти не удалось. В историческом формуляре полка указано, что полк действовал эти дни с аэродрома Красная Заря в составе 288 ИАД. По идее, так и должно быть, потому что все полки, убывшие вместе с 508-м из ПВО Москвы и Ярославля, составили 286, 287 и 288 ИАД, которые, в свою очередь, составили так называемую 1-ю Воздушную Истребительную Армию. Вроде бы, все гладко, но... Я посмотрел документы 288 ИАД, а потом на всякий случай 286 и 287 ИАД - и нигде упоминаний о 508 ИАП не нашел. Документы полка за 41-42 года уничтожены, и единственные упоминания о этих двух погибших летчиках - в итоговом послевоенном списке потерь. Писался он явно не теми людьми, кто помнил 42-й год. Прилагаю к письму. Настораживает вот что. Судя по карте, соседняя с Озерками деревня - Каменка - уж очень созвучна с местом похорон Зубарева. Я поискал по названию "Камень" - ничего подходящего на сегодняшний день не нашел. Тербунский район во время войны входил в Курскую область, а не Липецкую. Это здорово повышает шансы, что в Озерках подняли Симкина или Зубарева. Понять бы еще, где находился аэродром Красная Заря - все современные географические объекты с таким названием от Озерков далековато находятся. Зато отлично с Озерками бьется следующий аэродром 508 ИАП - Селище, он примерно в 50 км на северо-восток. Полк сел туда 8 июля вошел в состав 205 ИАД, и начал нести потери. Итак: 4. 09.07.1942 508 ИАП сопровождал Пе-2 и Ил-2 в район Устье - Малышево - Чертовицы (Чертовицы не нашел, но это явно район западнее Воронежа, т.к. Малышево сейчас - это западная окраина города, а Устье - в 35-40 км на запад от него). В воздушном бою был сбит и и не вернулся на свой аэродром старший сержант Жук Максим Семенович (1922 г.р., г.Кировоград). Нашли его на следующий день в районе села Воробьевка (ныне Хлевенский район Липецкой области) и там же похоронили. Нам не подходит. 5. 10.07.1942 508 ИАП сопровождал Пе-2 и Ил-2 в район Подгорное (ныне западная окраина Воронежа). Встреч с противником не было, но на свой аэродром не вернулся старший сержант Бурлаков Василий Михайлович (1922 г.р., Московская обл., Луховицкий р-н, Головачевский с/с, д.Борислово). По докладу летчиков, на обратном пути он шел со всей группой до аэродрома. Если провести треугольник Селище - Воронеж - Озерки, то будет видно, что он равнобедренный, и отклонение от маршрута составляет не более 30 км, по авиационным меркам - мало, так что это третий кандидат с натяжкой. Добавлю, что я состою переписке с племянницей Бурлакова, она его давно ищет. 6. 12.07.1942 508 ИАП сопровождал Пе-2 и Ил-2 в район Семилуки - Воронеж - Подклетное - Подгорное. После воздушного боя над северо-западной окраиной Воронежа не вернулся с задания зам. командира эскадрильи лейтенант Гуровский Виктор Федорович (1913 г.р., г.Сталинград). Под озерковскую находку он не подходит по причине того, что нашелся он в ОБД-Мемориал, в карточках военнопленных. Попал в плен, расстрелян 29.07.1944 при попытке побега. 7. 26.07.1942 из вылета на разведку после воздушного боя в районе Ломово - Верхняя Колыбелька не вернулся командир звена младший лейтенант Инешин Николай Михайлович (1916 г.р., Иркутская обл., Котайский р-н, с.Непа). Не подходит, так как вылетал он на одном из четырех И-16, полученных 508 ИАП для восполнения потерь в ЛаГГах. На "ишачках" вели разведку и прикрывали взлет-посадку на аэродромах дивизии. 8. 11.08.1942 508 ИАП сопровождал штурмовики в район Костенки - Александровка - Борщево, а также прикрывал их взлет и посадку на аэродроме Завальное. Сам 508 ИАП к этому времени базировался на аэродроме Веселое (10 км северо-восточнее Задонска). Из воздушного боя в районе Рудкино - Гремячье - Семилукские Выселки (все это южнее Воронежа) не вернулся летчик младший лейтенант Побегайло Михаил Иванович (1914 г.р., Краснодарский край, г.Азов). Думаю, можно его исключить из кандидатов, т.к., и район боя, и маршрут полетов находятся сильно в стороне от Озерков. 9. 03.09.1942 при вылете на разведку в воздушном бою в районе Нельжа (Нелжа) был сбит и не вернулся в полк командир звена старший сержант Токмаков Юрий Павлович (1921 г.р., Московская обл., г.Дмитров). Думаю, можно исключить - Нелжа от Озерков в 50 км, маршрут Веселое - Землянск (район которого был целью разведки) тоже в стороне. 10. 05.09.1942 508 ИАП сопровождал Ил-2 на аэродром Медвежье, бомбил и штурмовал позиции ЗА на аэродроме. После воздушного боя в районе цели не вернулся командир звена младший лейтенант Барменков Иван Константинович (1918 г.р., Брянская область, Дятьковский р-н, д.Верещовка). Медвежье от Озерков более чем в 30 км к северу, вектор Медвежье - Веселое тоже совсем в стороне. Тоже мимо, думаю. 11. 15.09.1942 508 ИАП сопровождал штурмовики на цели юго-западнее Воронежа. На обратном пути в районе Рамонь были атакованы Ме-109, из боя не вернулся летчик сержант Овчинников Михаил Алексеевич (1920 г.р., Тульская обл., Заокский р-н, д.Игнатово). То же самое, Озерки от Рамони в 50 км , в совсем другой стороне, чем аэродромы 508 ИАП и штурмовиков. Исключаем. 12. 22.09.1942, сопровождая штурмовики, из воздушного боя в районе Медвежье - Гвоздевка не вернулся штурман полка капитан Гусаренко Виктор Васильевич (1911 г.р., г.Полтава). Не подходит по тем же причинам, что и предыдущие двое. 13. 01.11.1942 при перелете Левая Россшь - Нижняя Каменка в сумерках заблудился и погиб в авиакатастрофе командир звена младший лейтенант Рогов Анатолий Алексеевич (1919 г.р., Курская обл., Курский р-н, д.Сапогово). Через несколько дней его нашли в районе Верхняя Хава. Не подходит по массе критериев, от Озерков полк уже ушел далеко. 14. 27.12.1942 при сопровождении Ил-2 в районе Русская Буйловка в воздушном бою был сбит и погиб летчик старший сержант Ширяев Борис Сергеевич (1922 г.р., г.Калинин). Совсем далеко, однозначно не он. ---------------------------------------------------------- Итого - имеем три кандидата, Зубарев, Симкин и Бурлаков. Исходя из информации о том, что приехавшие авиаторы похоронили руку, я бы их в таком порядке по вероятности и расставил. Есть еще одна вероятность. Что летчик вообще не из 508 ИАП, а, допустим, из соседнего по дивизии 17 ИАП. Оба полка сдавали поврежденные ЛаГГи в одну ПАРМ, оттуда же их и получали. В итоге, матчасть могла перепутаться. Правда, это должно было произойти попозже, а не в первые же 2-3 дня после появления 508 ИАП на фронте. Про радиостанции - из 20 ЛаГГов 508 ИАП, полученных с завода, 19 были радиофицированы, из этих 19 машин на 12 были не только приемники, но и передатчики. Насчет того, кто был опытнее - Симкин или Зубарев. Одинаково, они вместе Борисоглебскую школу закончили, Симкин налетал 78 часов (из них на ЛаГГе - 19), Зубарев 108 часов (на ЛаГГе - 29). Бурлаков был более опытным, 214 и 92 часа соответственно. Так что, от радиостанции не оттолкнешься. Надо искать документы,описывающие действия 508 ИАП 7 июля, возможно, еще раз перетрясти документы 286 и 288 ИАД, а также 16 ВА, которая стала наследницей 1 ВИА." С уважением Капитан Батлер. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 ноября, 2011 В 288 иад 508 полк не прослеживается никак! Там были другие полки и потери: "От 6.7.42 Прикрытие наземных войск Б.Поляна, Ворхосоновка, Верейка, Гремячее . Свои потери 4 ЛАГГ-3, 4 Як-1 292 иап - ЛАГГ-3 летчики штурман полка майор Бондарев и зам.ком.АЭ ст л-нт Царевский – НБЗ" Искомый самолет погиб до 13 июля (ИМХО), потому что остальные потери более менее известны, а уже к 20-ым числам июля полк летал на .... одном ЛАГГе. А потом прислали "Ишачков". Кстати по Бурлакову: "Оперсводка к 22.00 от 10.7.42г. 508 иап 10.7. - сопровождение штурмовиков и бомб. На цель в район Воронежа и обратно. 10-ю самолетами ЛАГГ-3 произведено 39 с/в . Встреч с пр-ком не было. Один самолет ЛАГГ-3 летчик ст.с-нт Бурлаков на свой аэродром не возвратился, по докладу экипажей на обратном пути вместе шел до своего аэродрома." 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 ноября, 2011 "Понять бы еще, где находился аэродром Красная Заря - все современные географические объекты с таким названием от Озерков далековато находятся." У меня в записях по 1943 году аэродромы в Липецкой области часто мелькали. Решил проверить по аэр. Красная Заря, вдруг попадется. Попалось упоминание несколько раз, но данные противоречивые, вряд ли помогут. 1. В дислокации частей 16 ВА на 29.04.1943 упомянут аэр. Красная Заря - 41 ШАП 299 ШАД. На 01.04.1943 этот же полк был на аэр. Быковка. Перечисли и другие полки дивизии на эти даты 218 ШАП- Телегино (Зыбино - 01.04), 431 ШАП - Боборыкино, Лебедянь (Боборыкино), 874 ШАП - Елец Сев. (Елец). 2. Нашлись даже записи по 41 ШАП, я там летчика искал. - Но в Историческом формуляре 41 ШАП нет упоминания аэр. Красная Заря. С 20.01 по 30.04.1943 место базирования указано как село Воронец в 8 км восточнее Ельца, потом Зыбино в 70 км западнее Ельца. - В Журнале боевых действий то Воронец, то Выползово. На аэр. Красная Заря полк базировался 05-11.05.1943. А не подойдет к 1942 году Красная Заря в Краснозоренском районе Орловской области? 57 км к СЗ от Ельца, Там же рядом и Зыбино есть. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 ноября, 2011 Ф. 213 гв.иап Оп 579018с, Д.1 Лист 4 По приказу ставки Главного командования полк был переброшен на Брянский фронт, где с 3 по 7 июля 1942 года действовал по срыву наступления пр-ка на участке Залигош (так в тексте), Ливны находясь в составе 288 иад, 1-й ВА. За указанный период произведено 49 боевых самолетовылетов из них: а) на прикрытие наземных войск = 30; б) на перехват с-тов пр-ка =19. Произведено 3 групповых воздушных боя при количественном превосходстве сил пр-ка. В воздушных боях сбито 7 с-тов пр-ка. Свои потери 2 с-та и 2 летчика. С 9 июля по 17 августа 1942 года полк в составе 205 иад, 2 ВА действовал на Воронежском фронте выполняя следующие боевые задачи: В р-нах Землянск, Малышево, Воронеж, Задонск. Свои потери 14 с-тов и 7 летчиков. Лист 18 – дислокация 5.7.42 – 6.7.42 – 288 иад - 1 ВА Брянский фр – Григорьевское 6.7.42 – 10.7.42 - - - - --- Красная Заря 10.7.42 – 13.7.42 205 иад - 2 ВА Воронеж.Фр. – Селище 13.7.42 – 29.9.42 - - - - - - - - Веселое 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 ноября, 2011 В приказе Гл.упр.кадров от 26.08.1942 г. перечислены 11 летчиков 508 иап числившиеся, на тот момент, пропавшими без вести в период с 01.07 по 13.07.1942 г. включительно. Зубарев и Симкин тоже в этом приказе,но там есть еще и мл.лейтенант Морозов Николай Петрович 1914 г.р. пропавший без вести 07.07.1942 г. Он тут вроде не упоминался,по ОБД как оставшийся в живых не пробивается,в отличие от некоторых других летчиков 508 иап из этого приказа. Его судьба известна? Может это еще один кандидат? И еще вопрос. А Озерки когда были освобождены? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 ноября, 2011 Vlg писал: В приказе Гл.упр.кадров от 26.08.1942 г. перечислены 11 летчиков 508 иап числившиеся, на тот момент, пропавшими без вести в период с 01.07 по 13.07.1942 г. включительно. Зубарев и Симкин тоже в этом приказе,но там есть еще и мл.лейтенант Морозов Николай Петрович 1914 г.р. пропавший без вести 07.07.1942 г. Он тут вроде не упоминался,по ОБД как оставшийся в живых не пробивается,в отличие от некоторых других летчиков 508 иап из этого приказа. Его судьба известна? Может это еще один кандидат? Нет, не кандидат. Морозов 07.07.1942 был ранен, после выздоровления воевал в 431 ИАП, снова был ранен, весной 43-го попал в 236 ИАП, в составе которого и пропал без вести 03.08.1943. Есть и в ОБД, и на "Подвиге" на него наградной имеется. Вообще, 07.07.1942 был для 508-го явно неудачным днем - там еще был ранен мл. л-т Игнатов Г.В., нашелся потом в госпитале. Ума не приложу, где искать документы по этому дню. Не поделитесь ссылочкой на упомянутый приказ ГУК? linnet писал: А не подойдет к 1942 году Красная Заря в Краснозоренском районе Орловской области? 57 км к СЗ от Ельца, Там же рядом и Зыбино есть? В принципе, для действия в районе Залегощь - Ливны самое то, но тогда Озерки остаются далеко в стороне. linnet писал: Искомый самолет погиб до 13 июля (ИМХО), потому что остальные потери более менее известны, а уже к 20-ым числам июля полк летал на .... одном ЛАГГе. А потом прислали "Ишачков". Не совсем так. И-16 были присланы не вместо, а вдобавок к ЛаГГам, число боеготовых ЛаГГ-3 было в среднем около 5-6 машин. Потом еще и у 17 ИАП матчасть приняли. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 ноября, 2011 Точно,я его видел в приказе 1943 года, в разных приказах разные родственники,в одном мать, в другом жена,вот и купился.Еще подумал,надо же полный тезка Может все-таки в документах 2 ВА еще покопаться? 7-го были еще в 1 ВА, а 9-го уже во 2-й. Так может быть документы по действиям 7-го осели во 2 ВА? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 ноября, 2011 Алексей,насчет ссылки не проблема.Отпишу в ЛС. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 ноября, 2011 Vlg писал: Точно,я его видел в приказе 1943 года, в разных приказах разные родственники,в одном мать, в другом жена,вот и купился.Еще подумал,надо же полный тезка Может все-таки в документах 2 ВА еще покопаться? 7-го были еще в 1 ВА, а 9-го уже во 2-й. Так может быть документы по действиям 7-го осели во 2 ВА? Морозов мне просто попался в книге регистрации переменного состава 13 ЗАП, там весь его путь расписан. До 508 ИАП он еще успел летом 41-го в 126 ИАП повоевать. Так что, это точно он, и можно его не рассматривать. У меня есть списки личного состава 508 ИАП на момент убытия на фронт, поэтому больше никаких кандидатов точно нет. По поводу документов... Не 1 ВА, а 1 ВИА, фонда ее в ЦАМО нет, в описи 16 ВА, на формирование которой пошла 1 ВИА, тоже ничего похожего не нашел. Фонд же 2 ВА очень обширный, весь его перелопатить мне не по силам. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 ноября, 2011 Цитата Цитата Искомый самолет погиб до 13 июля (ИМХО), потому что остальные потери более менее известны, а уже к 20-ым числам июля полк летал на .... одном ЛАГГе. А потом прислали "Ишачков". Не совсем так. И-16 были присланы не вместо, а вдобавок к ЛаГГам, число боеготовых ЛаГГ-3 было в среднем около 5-6 машин. Потом еще и у 17 ИАП матчасть приняли. Думаете я это не читал? В данном случае я прослеживал ту партию ЛАГГов, на которых полк прибыл на фронт. "Ишаки" и "чужие" ЛАГГи меня не интересовали. Всего не охватишь , а уж тем более не выпишешь. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 ноября, 2011 olenevod писал: Думаете я это не читал? В данном случае я прослеживал ту партию ЛАГГов, на которых полк прибыл на фронт. "Ишаки" и "чужие" ЛАГГи меня не интересовали. Всего не охватишь , а уж тем более не выпишешь. Ну, все равно, с учетом неисправных, первую партию полностью выбили нескоро. Вопрос такой - а Вы с документами ПАМ не пробовали работать? Я никогда не пытался, поэтому и спрашиваю. В данном случае речь идет о ПАМ-40. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 ноября, 2011 Алексей Пекарш писал: olenevod писал: Думаете я это не читал? В данном случае я прослеживал ту партию ЛАГГов, на которых полк прибыл на фронт. "Ишаки" и "чужие" ЛАГГи меня не интересовали. Всего не охватишь , а уж тем более не выпишешь. Ну, все равно, с учетом неисправных, первую партию полностью выбили нескоро. Вопрос такой - а Вы с документами ПАМ не пробовали работать? Я никогда не пытался, поэтому и спрашиваю. В данном случае речь идет о ПАМ-40. Нет, с ПАМами не работал...По СБ лемболовскому чего только не поднимал: и авиаремонтный завод и БАО и склад №15, чего то ещё, уже не помню. Обидно, что все те документы, где могло быть упоминание о матчасти - уничтожены, как не нужные и занимающие дополнительное место в хранении. Оставили токо списки личного состава складов и пр., да я на это уже жаловался. 508 иап имел с собой 12 ЛАГГов, когда на фронт прибыл. Достаточно беглого взгляда на Оперсводки 205 ИАД, чтобы придти к тому выводу, который сделал я постом выше. Ну а если считать "по правилам школьного счета" все эти самолеты. то крыша может съехать. Помните "Подкидыш"? "Трое играющих берут четыре фишки. при чем пятый игрок..." Так и здесь, смотрите сами: Фонд 20081-1-5 Лист 86 Оперсводка №58 от 8.7.42 6. 508 иап 1 ВА в составе 12 самолетов ЛАГГ-3 перебазировался с аэродрома Кр.Заря на аэродром Селище и вошел в состав 205 ИАД. Боевой состав: Аэр Селище ЛАГГ-3 12/0 (поясню: 12-исправных; 0 –в ремонте) Лист 87 Итоги работы за день 9.7.42 к 19.00 В полетах участвовало 13 ЛАГГ-3 508 ИАП, 2 ЛАГГ-3 17 ИАП. 7 ЯК-1 895 ИАП. Боевой состав: 508 ИАП Селище ЛАГГ-3 : 11/ 1 Лист 88 Оперсводка 9.7. к 22.00 508 ИАП 4 ЛАГГ-3 майор Зайченко, сержант Меньшутин, мл.л-нт Бороменков, ст.с-нт ЖУК не возвр. С боевого задания. 3. 508 ИАП в течении 9.7. производил вылеты на сопровождение штурмовиков ИЛ-2 и бомбардировщиков ПЕ-2 на цель (Устье, Малышево, Чертовицы) и обратно. 16-ю самолетами ЛАГГ-3 произведено 33 с/в. Лист 89 Оперсводка к 22.00 от 10.7 508 иап 10.7. сопровождение штурмовиков и бомб. На цель в район Воронежа и обратно. 10-ю самолетами ЛАГ-3 произведено 39 с/в . Встреч с пр-ком не было. Один самолет ЛАГГ-3 летчик ст.с-нт Бурлаков на свой аэродром не возвратился, по докладу экипажей на обратном пути вместе шел до своего аэродрома. Боевой состав: Селище Лагг-3 6/4 Изменение: Один ЛАГГ-3 10.7.42 - НБЗ. Один ЛАГГ-3 НБЗ 9.7. прибыл на свой аэродром (сержант Меньшутин). Летчик ст. сержант Жук 508 иап на самолете ЛАГГ-3 показанный в оперсводке №59 как НБЗ 10.7.42 установлено –летчик ЖУК сбит в возд.бою, с-т сгорел, летчик погиб в р-не Воробьевка. Лист 91 (об) Дополнение к ОС №59 (при ОС от 11.7.42 №61) Ранее показанные как НБЗ майор Зайченко и м/л Бороменков 508м иап, 11.7.42 прибыли в свою часть. Самолеты сбиты в воздушном бою. Лист 92 ОС от 12.7.42 №62 В р-н Воронеж, Семилуки, Подклетное, Подгорное и обратно 4 ЛАГГ 508 иап Два ЛАГГ-3 508 иап летчики – л-нт Воронин и л-нт Гуровский с боевого задания не вернулись. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 ноября, 2011 olenevod писал: 508 иап имел с собой 12 ЛАГГов, когда на фронт прибыл. Достаточно беглого взгляда на Оперсводки 205 ИАД, чтобы придти к тому выводу, который сделал я постом выше. Ну а если считать "по правилам школьного счета" все эти самолеты. то крыша может съехать. Помните "Подкидыш"? "Трое играющих берут четыре фишки. при чем пятый игрок..." Ну, прибыл полк в 205 ИАД действительно с 12 машинами, но на следующей день прилетели с Красной Зари еще 4... У меня оперсводки на столе лежат в ксероксе, можно и посчитать, что куда ушло. Но предмета спора нет, кандидатов всего три - Зубарев, Симкин и Бурлаков. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 23 ноября, 2011 Из ОБД получены дополнительные сведения по сержанту Зубареву Федору Николаевичу. Он родом из Татарской АССР. Высокогорский р-н. ст. В.Горы. Отец Зубков (вероятно опечатка писаря) Николай Михайлович. Снгодня липчане связались с Высокогорским военкоматом и передали просьбу проверить по архивным данным поступление каких-либо сведений о Сержанте Зубареве, возможно родственники получали пенсию, если установлена его гибель. Большая просьба ко всем, кто работает с архивами. Требуются ссылки на документы архивов, в которых упоминаются два наиболее вероятных фигуранта-Зубарев и Симкин. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 23 ноября, 2011 Капитан Батлер писал: Из ОБД получены дополнительные сведения по сержанту Зубареву Федору Николаевичу. Он родом из Татарской АССР. Высокогорский р-н. ст. В.Горы. Отец Зубков (вероятно опечатка писаря) Николай Михайлович. Снгодня липчане связались с Высокогорским военкоматом и передали просьбу проверить по архивным данным поступление каких-либо сведений о Сержанте Зубареве, возможно родственники получали пенсию, если установлена его гибель. Большая просьба ко всем, кто работает с архивами. Требуются ссылки на документы архивов, в которых упоминаются два наиболее вероятных фигуранта-Зубарев и Симкин. Дождитесь официального ответа из ЦАМО. Уверен, что все необходимые ссылки в ответе имеются. Письмо было отослано неделю назад, может и раньше. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 октября, 2012 Установили! Это Симкин: http://www.soldat.ru/forum/viewtopic.php?f=7&t=30332 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах