Начинающий авиатор

Допрос пленного советского авиатора в районе Тулы - можно ли установить ФИО?

15 сообщений в этой теме

Исследователь Александр Яковлев выявил вот такой интересный документ – допрос пленного авиатора. Можно ли установить по нему ФИО радиста и судьбу остального экипажа?

 

Разведывательный отдел 33-го мотопехотного полка,
штаб полка 15 ноября 1941 года
Направлено в 
4-ю танковую дивизию
[на документе печать: «Получено в 4-й танковой дивизии 16 ноября 1941 года»]

Протоколы допросов от 15 ноября 1941 года

Допрос радиста двухмоторного русского бомбардировщика «СБ 3», который 15 ноября 1941 года был сбит немецким истребителем в расположении 1-го батальона 33-го мотопехотного полка:

Тип самолета: C.Б.3, экипаж — 4 человека;

Вооружение: 3 пулемета;

Бомбовая нагрузка: 800–1000 кг;

Максимальная скорость: до 450 км/час;

Крейсерская скорость: 300 км/час;

Авиабаза: аэродром Липецк, западнее Воронежа.

Там расположен 219-й авиационный полк дальних бомбардировщиков (35-й авиационной дивизии). На самом аэродроме находятся только 7 машин (все СБ-3). К 14 ноября 1941 года 2 машины из эскадрильи, к которой принадлежит радист, не вернулись.

Состав: 35-я авиационная дивизия имеет два авиаполка. 219-й авиационный полк состоит из 4-х эскадрилий по 9 машин и 4 резервные машины.

Задача эскадрильи:

14 ноября 1941 года одиночные налеты на Орёл;

15 ноября 1941 года бомбардировка железнодорожной станции западнее Калуги. Для выполнения этого задания взлетели только 3 машины. Остальные из-за неполадок в моторах взлететь не смогли. Самолеты типа СБ-3 выпускаются на авиазаводе в Воронеже.

 

[Прим.: 219-й дальний бомбардировочный авиационный полк (219 ДБАП) 35-й дальней авиационной бомбардировочной дивизии (35 ДБАД) имел на вооружении самолеты ДБ-3 (Ил-4) и был расформирован в декабре 1941 года. Подробнее см.: Предыстория Спасского аэродрома или штрихи к истории 219 ОДРАП]

Русским летчикам объяснили, что потери самолетов в течение первых двух месяцев войны составили 4–5 тысяч штук. В русской авиации очень боятся Ме-109 и считают его самым лучшим самолетом.

По поводу появления на русском фронте американских или английских самолетов ему ничего не известно.

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Судя по всем описаниям, должен быть не "СБ-3", а ДБ-3 - четко расписан дальнебомбардировочный полк, экипаж 4 человека, выпуск в Воронеже, да и проблемы с моторами у ДБ-3 стрелок тоже описал правильно. Какой правдивый оказался...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Есть нестыковки по названиям частей. 35 дбад еще в августе влили в 52 дбад. И 219 дбап в действующей армии с августа не числится.

Изменено пользователем linnet
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
28 минут назад, Алексей Пекарш сказал:

Какой правдивый оказался...

Только 35 АвД к тому времени давно была уже 52 АвД и в её полках (51 дбап и 98 дбап) за 14-15 ноября потерь не было вроде. Хотя они действительно могли стоять в Липецке (на конец октября были там).

По дате 15.11.41 - есть потеря в 40 АвД (14.11 - действительно летали на Орел, но 15.11. - на аэ. Двоевка - 7 ДБАП из трех вылетевших самолетов один пропал, экипаж четверо). Также на дату есть потери и в 42 АвД 96 ДБАП (экипаж трое), и в 51 АвД 22 ДБАП (экипаж трое). Возможно есть и другие варианты.

14.11.1941 - есть экипаж 26 АвД 83 ДБАП (четверо)

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
11 минуту назад, linnet сказал:

Есть нестыковки по названиям частей. 35 дбад еще в августе влили в 52 дбад. И 219 дбап в действующей армии с августа не числится.

Да, посмотрел ОБД - все потери летние.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
11 минуту назад, linnet сказал:

 

Есть нестыковки по названиям частей. 35 дбад еще в августе влили в 52 дбад. И 219 дбап в действующей армии с августа не числится.

 

Грамотный подход - информацию дает, но она устаревшая и не соответствует действительности.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
7 минут назад, Владимир Савр сказал:

Грамотный подход - информацию дает, но она устаревшая и не соответствует действительности.

Да, пожалуй, зря я так на стрелка - и Воронеж в 1941 году уже бомбардировщики не строил...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
15 минут назад, linnet сказал:

Завод №18 сдавал ДБ-3ф по апрель, потом в июне остатки сдал и даже 1 штуку в июле.

Я про время, когда было взято интервью.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Как понимаю данные с сайта stalinogorsk.ru (http://stalinogorsk.ru/4td_gefangenenvernehmungen_15111941) - исходный текст предоставлен Алексеем Полуниным (ПО «Дедославль»). Это видимо не совсем "Протокол Допроса" - это скорее "сводка нескольких допросов" на двух страницах.

Источник: NARA, T. 315, R. 206: 4.Pz-Div, F. 849-850: Gefangenenvernehmungen vom 15. November 1941 (Schützen-Regiment 33, Abt. Ic).

Возможно и есть где-то там же первичный "Допрос с именем летчика" - иногда они попадаются. 

Там же есть перевод другого документа (к вопросу о местонахождении немецкого подразделения): "В 18:30 докладывает 33-й мотопехотный полк: По результатам разведки через ручей Уперта на юг: Алексеевка и ближайшие населенные пункты снова свободны от противника. Разведдозор, отправленный на восток, уничтожил разведдозор (1 автомашина) в Оленьи затем был атакован примерно одним взводом из Теремошка [Черемуховка]. Возвышенность южнее и юго-восточнее Дедилово снова не занята противником. Дедилово, по-видимому, еще занято."

Источник: NARA, T. 315, Roll 195: 4. Panzer-Division, F. 691.

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

....  район  Дедилово  упоминается    у немцев        и     упоминается    в   оперсводке   299  стр.дивизии....   но  даты падения самолета   не  совпадают....???   

    цитата...

.....Оперсводка № 73 Штадив 299 Дедилово. 16.11.41.     18.00

 299 сд занимает прежний оборонительную полосу. В течение дня противник открыл артогонь из Бородино по Епишево. Части дивизии вели разведку. В 10.00 в районе Киреевка истребителями пр-ка сбит наш самолет ....из состава экипажа трое погибло, один спасся на парашюте. Самолет 22 ДБАП.......


 

...за  16.11.41.   не удается   найти   потери   22 дбап....

....а за 15.11.41.    22 дбап   погибли....      дудченко-узлий-корчинский -  ....  стрелок  видимо   спасся.... 


 


 


 


 


 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
14 часа назад, misha-mo сказал:

299 сд занимает прежний оборонительную полосу. В течение дня противник открыл артогонь из Бородино по Епишево. Части дивизии вели разведку. В 10.00 в районе Киреевка истребителями пр-ка сбит наш самолет ....из состава экипажа трое погибло, один спасся на парашюте. Самолет 22 ДБАП.......

Немцы вероятно не про этот экипаж пишут, хотя потерян он примерно в том же районе. Если только кто-то выпрыгнул ещё из экипажа (кого выживший не видел) и попал на немецкую сторону. Но тогда врал он знатно.

Известен этот Дб-3а из 22 ДБАП и вернулся в часть по полковому документу "штурман лейтенант Шепелев", поэтому и остальной экипаж полностью считается погибшим. Не нашел Шепелева правда в более поздних документах (хотя в 2012 году уже один его самолет был найден - потеря от 15.09.1941)  - скорее всего ошибка и с-т Узлий Ф.Д. не стрелок-бомбардир. Самолет был подбит над Киреевкой (на временно оккупированной), но потом взорвался в воздухе на высоте 1300 и упал частями в районе Дедилово на нашей стороне. Прыгали двое (пилот и штурман), но вернулся только штурман. И стоял полк в Алешино (рядом с Сасово).

Не исключено, что там было сбито два (или более) самолетов... II./JG51 до 26 ноября действовала к югу от Москвы в составе «Gefechtsverband Schonborn» с аэродрома Орел-Западный - прикрывали с воздуха немецкие танковые клинья, которые двигались на Москву с юга, через Тулу и Калугу. 

15.11.41:

5./JG 51    Uffz        Aubrecht    Hermann   10.00 - DB-3
5./JG 51    Lt           Strelow    Hans            10.25 - DB-3

6./JG 51    Uffz        Hafner    Anton            13.10 - DB-3 

16.11.41:

5./JG 51    Oblt       Grasser    Hartmann      09.55 - DB-3 

Изменено пользователем kirche
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если считать порядок записей поэкипажно - то Дудченко - пилот, Узлий - стрелок-бомбардир (т.е. штурман), Корчинский - стрелок-радист. Все идут как погибшие 15/11/41, значит кто-то вернулся (Шепелев?) или соседние экипажи видели факт гибели. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И почему-то все сходится на том, что это тот самый радист -

Корчинский Василий Александрович

Орден Отечественной войны II степени
род. 1914, проживает: Украинская ССР, Днепропетровская обл., г. Марганец. 

https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_yubileinaya_kartoteka1524103914/

Увы, других материалов о нем в немецких документах 4 тд и вышестоящих 24 тк и 2 ТГ не обнаружилось. Выжил в плену и был освобожден - вот такая теория.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу