Командир Николаич

Авиаполки в Маловишерском районе 211-я ОАЭС

15 сообщений в этой теме

Продолжаем тему

211–я отдельная авиационная эскадрилья связи с сентября 1941 года действовала на Северо–Западном фронте. Командовал эскадрильей – капитан Сергей Онуфриевич Срулик. На вооружении были самолеты У–2 (По–2). 17 декабря 1941 года эскадрилья вошла в состав войск Волховского фронта в распоряжение командования 52–й армии.

В октябре 1941 года была создана экспериментальная группа для ночного бомбометания по передней линии обороны противника и в ближайшем его тылу (пять самолетов У–2) под командованием лейтенанта А.И. Финева. На самолеты этой группы были установлено по 4 бомбодержателя, по 4–6 балок для РСов. Командование фронтом подчинило группу командиру 211–й ОАЭС.

В ноябре 1941 года группа начала ночью бомбить скопления войск противника в пунктах Большая Вишера, Папортоно, Гряды, Чудово, Грузино и другие. Потерь от зенитного огня противника группа не имела, при этом давала хорошие разведданные, производила бомбовые удары. На самолет У–2 подвешивались бомбы: две ФАБ–50, две АО–25 и по 4–6 эрэсов. Бомбометание производили с высоты от 400 до 1000 м одиночными экипажами. Кроме бомб сбрасывалось большое количество листовок на территорию, занятую врагом.

В декабре 1941 года группу А.И. Финева из 211–й эскадрильи передали в 662–й ночной бомбардировочный авиаполк, который дислоцировался в деревне Белая Гора Новгородского района.

211-я ОАЭС базировалась на аэродромах: Волгино около Боровичей, ст. Веребье, Окуловка, Белая Гора, пос. Селищи (Чудовского района). Самая напряженная работа велась с аэродрома станции Веребье, где была осуществлена инициатива личного состава о ночном бомбометании с самолетов По-2 по переднему краю.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Полковник Сергей Онуфриевич Срулик, 15.09.1905 года рождения, командир:

211-я отдельная авиационная эскадрилья связи,

289-я штурмовая Никопольская Краснознаменная авиационная дивизия.

[attachment=1]С.О. Срулик - 1.jpg[/attachment]

капитан

[attachment=0]С.О. Срулик - 2.jpg[/attachment]

майор

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

[attachment=1]С.О. Срулик - 3.jpg[/attachment]

полковник С.О. Срулик

[attachment=0]С.О. Срулик-4.jpg[/attachment]

генерал-майор С.О. Срулик

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пионеры применения на фронте самолета По-2,

как ночного бомбардировщика.

Когда начались бои на Лужском оборонительном рубеже от Кинги¬сеппа до Новгорода, то на восточном берегу реки Волхов не было каких–либо крупных наземных и авиационных формирований. Прорыв немецко–фашистскими войсками обороны наших войск в районе Шимска и захват западной части Новгорода 15 августа 1941 года, а 20 ав¬густа г. Чудово вынудил советское командование создать на восточ¬ном берегу Волхова оборонительные позиции и разместить там войска. Так 5 августа в районе г. Волхова была развернута 54–я армия.

23 августа был создан Ленинградский фронт главным образом для организации обороны Ленинграда, на который наступали немецко–фа¬шистские войска с запада от Кингисеппа, с юга от Луги, с востока от Чудово, а с севера на Карельском перешейке наступали финские войска. Для обеспечения стыка Ленинградского фронта с Северо-Западным по восточному берегу Волхова в конце августа 1941 г. были развернуты 4–я и 52–я отдельные армии. Авиации своей они не имели. Поэтому для поддержки наземных войск с воздуха в это же время в данный район прибыли: с 23 августа 1941 г. управление и части 2–й Резервной авиагруппы (командир – Герой Советского Союза полковник Е.Г. Туренко, военный комиссар – полковник В.И. Смирнов, начальник штаба – полковник Ковалевский), а с 4 сентября – управление и части 8-й Резервной авиационной группы (командир – полковник Е.Я. Холзаков, военный комиссар – полковой комиссар Бакин, начальник штаба – полковник А.В. Галькевич). Обе резервные авиагруппы (РАГи) подчи¬нялись Ставке Верховного Главнокомандования и имели в своем сос¬таве по 8–10 авиаполков, среди которых были и истребительные, и бомбардировочные, и штурмовые. До прибытии на фронт каждый авиа¬полк сразу же приступал к боевой работе. Основными их целями были войска противника, передвигавшиеся по шоссе Новгород – Чудово – Любань и войска, пытавшиеся переправиться через Волхов на восточ¬ный беpeг, прикрытие своих войск от ударов бомбардировочной авиа¬ции, охрана железнодорожных эшелонов с войсками и боевой техникой, а также пунктов выгрузки войск. Задачи эти они выполняли обычно по заявкам наземных войск и по указанию Ставки.

К этому времени относится создание управления и штаба военно–воздушных сил 52–й отдельной армии (командующий – генерал-майор Б.Р. Писарский, военный комиссар – бригадный комиссар Ф.И. Усатый, начальник штаба – полковник П.И.Брайко).

Этот период генерал Б.Р. Писарский вспоминает так:

«ВВС 52-й отдельной армии были созданы в конце августа 1941 г. В середине августа я и тов. П.И. Брайко были срочно отозваны с Запад¬ного фронта и получили указания от Командующего ВВС о формировании ВВС 52–й отдельной армии. У меня сохранилось предписание от 28 августа 1941 г. за подписью зам. Главкома ВВС и члена Военного совета ВВС, в котором мне предлагалось с «сего числа вступить в командование военно-воздушными силами 52–й отдельной армии. К месту назначения прибыть 29 августа 1941 г.».

Прибыли они из Москвы на легковой автомашине в пос. Парахино, где размещался тогда штаб 52–й отдельной армии.

22 сентября 1941 г. в распоряжение ВВС 52–й отдельной армии прибыла (211отдельная авиационная эскадрилья связи на самолетах У–2, переименованных позже в По–2 (командир - капитан С.О. Срулик, военком – старший политрук Макаров, начальник штаба – младший лейтенант А.В. Губочкин).

Генерал–майор авиации в отставке С.О. Срулик так описывает историю этой эскадрильи:

«Личный состав эскадрильи начал войну под Ярцево на самолетах Р–5 в составе 82–го стрелкового корпуса. Тогда она именовалась 32–й корпусной отдельной авиационной корректировочной эскадрильей. Когда в эскадрилье осталось всего несколько самолетов, то их вместе с экипажами оставили под Смоленском. Остальной личный состав, в том числе 20 летчиков и летнабов (летчиков–наблюдателей) по распоряже¬нию из Москвы убыл в г. Харьков для переучивания на самолеты Су–2 (самолет–разведчик конструктора Сухого). В связи с отсутствием самолетов в августе 1941 г. по распоряжению из Москвы летно–технический состав убыл в г. Казань, где нам было приказано получить самолеты По–2 и убыть в 52–ю армию. В этом же приказе указывалось о назначении меня командиром 211–й отдельной авиаэскадрильи связи. Получив самолеты, выполнив соответствующую программу обучения, про¬верив подготовку летного состава, эскадрилья убыла на фронт. При¬были на аэродром Волгино, что в 3–х км западнее г. Боровичи, и поступили в распоряжение командующего 52–й армией для обеспечения связью. Обеспечивая командование связью, эскадрилья первой на этом участке фронта применила самолет По–2 как ночной бомбардировщик. Сергей Онуфриевич Срулик вспоминает те дни так:

«Идея эта уже напрашивалась, а один случай форсировал события. В 20–х числах октября было получено задание – доставить срочный совершенно секретный пакет непосредственно на линию фронта в район Барской Вишерки, где наши войска были прижаты к болотам.

Выброска пакета вымпелом запрещалась. Места в данном районе для посадки самолета, даже По–2, не было. Приказ гласил: «Пакет доста¬вить во что бы то ни стало и вручить командиру группы войск». Два экипажа, летавшие на это задание, вернулись, доложив, что посадку произвести негде: болота и сильно пересеченная местность. Я полетел сам со штурманом Труниным. На месте убедился, что садиться негде и решил садиться на заболоченный луг длиной метров 50. На подходах к лугу находился кустарник. Решил садиться на моторе с парашюти¬рования, удерживая самолет вертикально на газу, и в момент провали¬вания самолета выключил мотор. В момент приземления Трунин по фю¬зеляжу сполз к хвостовому оперению, и тем самым не допустил капо-тирования самолета.

Осмотрелись. В пятистах метрах за бугром идет бой. Пакет сдали. Взлететь негде, так как для взлета нужно хотя бы 100 метров ровной местности. А ее нет. С командного пункта сообщили, что Большая Вишера ночью будет оставлена. Сжигать самолет жалко. Попросил у командира группы войск две автомашины. Машины дали, а горючего нет. Я слил горючее с самолета, заправил автомашины. Разобрали с помощью шоферов самолет. Погрузили плоскости и хвостовое оперение на одну машину, фюзеляж с костылем – на другую и поехали. На машины для сопровождения посадили четырех раненых бойцов, которые должны были уехать в госпиталь в г. Боровичи. Лесными дорогами и перелесками добирались до Боровичей около двух суток. На одном из привалов, жуя сухари, один боец лет около 40 сказал:

– Вот немец жмет, но все равно мы победим. Вот только самолетов бы побольше. Вот Ваш самолетик прилетел, и сразу настроение улуч¬шалось, он нас ободрил.

Я конечно понимал, что самолетов у нас мало. В ВВС 52–й армии их было всего несколько десятков.

По прибытии в Боровичи, докладывая о выполнении задания, хотя там уже об этом знали и наши части вышли полностью из этого котла, я поделился услышанным на привале высказыванием бойца с полковни¬ком П.И. Брайко.

Петр Игнатьевич Брайко в 1933 году в Забайкалье был начальни¬ком штаба авиационного отряда, а я – летчиком. Мы вспомнили, как учили молодых летчиков бомбить с самолета По–2, вводя их в строй. Тут же было решено попробовать это на фонте.

Полковник П.И. Брайко доложил об этом генералу Б.Р. Писарскому, а последний предложил командующему армией генералу Н.К. Клыкову использовать часть самолетов эскадрильи связи в качестве ночных бомбардировщиков. Это предложение было принято».

После этого генерал Б.Р. Писарский обратился к генералу Р.Ф. Куцевалову – Командующему ВВС Северо–Западного фронта (штаб дислоцировался в г. Валдай), которого хорошо знал, с просьбой оказать помощь в переоборудовании нескольких самолетов По–2, так как своих авиамастерских армия не имела. Тогда на Северо–Западном фронте самолеты По–2 уже летали ночью бомбить войска противника.

«Генерал Р.Ф. Куцевалов оказал нам исключительную помощь в установке бомбодержателей и бомбосбрасывателей на самолеты По–2. А для связи мы получили несколько самолетов из Ленинграда от гражданского воздушного флота», – вспоминает генерал Б.Р. Писарский.

Тем временем командир эскадрильи, имевший большой опыт полетов ночью на многих типах самолетов, приступил к подготовке летчиков к ночным полетам. Сначала эскадрилья базировалась по звеньям в Окуловке, Угловке и в Волгино. В начале ноября все звенья эскадри¬льи собрались на аэродроме Веребье. О подготовке летчиков к ноч¬ным полетам генерал С.О. Срулик вспоминает так:

«Когда прибыло звено Фенева, то я проверил их подготовку и три экипажа из четырех включил в группу ночников. Для полетов ночью нужно было пройти специальный курс полетов «под колпаком». Днем нельзя, так как шныряют истребители противника. Я ночью летал с летчиками «под колпаком», они набирали опыт в посадке ночью при фонарях «летучая мышь». Вскоре было подготовлено шесть летчиков.

В одну из ночей сделали шесть успешных вылетов. Получили бла¬годарность от наземных войск. Изнуряя противника на переднем крае, мы давали возможность отдыхать своим войскам».

Участник этих полетев - штурман самолета, а затем штурман звена, ныне майор в отставке А.Г. Ермаков вспоминает:

«В авиамастерских в Волгино установили на 5–6 самолетах балки для РСов (реактивных снарядов) от 2–х до 6–ти на каждый самолет. По 4 бомбодержателя они уже имели. Из этих самолетов создали экспериментальную группу ночных бомбардировщиков. Затем на аэродроме Веребье начали учиться летать ночью. Летчиков обучал капи¬тан С.О. Срулик. В первых числах ноября 1941 г. мы начали произво¬дить боевые вылеты на бомбометание ночью войск противника в насе¬ленных пунктах Большая Вишера, Папоротно, Гряды, Дубцы, Чудово, Грузино и другие. Слыхали, что такая же экспериментальная группа была под г. Калинин.

Командованию нужно было проверить эффективность и живучесть самолетов По–2 на фронте, так как других самолетов у нас было тогда мало. Проверка дала положительные результаты. Группа потерь не имела, зато сильно изматывала силы врага ночами и давала ценные разведывательные данные о противнике. Кроме бомбометания, мы сбра¬сывали большое количество листовок. В ночь делали от четырех до восьми, а иногда и по 12 вылетов.

Экипажи хорошо овладели ночными полетами, бомбометанием, умело и эффективно применяли РСы, особенно по зенитным прожекторам и зенитным точкам, которых было достаточно у каждой цели. У нас на самолетах не было пулеметов, летали мы без парашютов.

Нашему экипажу (командир – младший лейтенант Л.Д.Фомин) давали дальние цели. Однажды, возвращаясь с задания (летали на бомбомета¬ние пос. Грузино, где у противника была база сосредоточения и отдыха войск), мы увидели, что идет сильный бой за Большую Вишеру. Решаем помочь нашим войскам. Бомб и PCов нет, но есть еще ракеты для ракетниц. Снижаемся до высоты 30–60 метров, с убранным газом проле¬таем над окопами фрицев, стреляем ракетами по окопам и кричим: «Фрицам капут! Сдавайтесь!» и другие «отборные» слова. Так сделали три захода. А когда сели на аэродром, то тут же получили «стругана». Оказывается, командующий или начальник штаба армии был на командном пункте, все это видел и слышал, дал «разгон» С.О. Срулику, а он – нам. Но мы были довольны, узнав об освобождении Большой Вишеры нашими войсками».

Аналогичных примеров самоотверженной работы ночных бомбардировщиков на По-2 можно было бы привести много.

«За короткое время, – вспоминает генерал С.О. Срулик, – мы совершили свыше 100 боевых вылетов, эффективность была потрясающей. По¬терь – никаких. Личный состав был представлен мной к правительственным наградам. Лейтенант Фенев, как самый активный и сделавший боль¬ше всех боевых вылетов, мною был представлен к званию Героя Совет¬ского Союза, но его наградили орденом «Ленина». Остальных 5 летчиков наградили орденами «Красного Знамени», а летнабов–штурманов орденами «Красная Звезда». Награждение состоялось в декабре 1941 года».

Вот так 211–я отдельная авиаэскадрилья связи впервые на Волховском участке фронта положила начало бомбометаниям ночью с самоле¬тов По–2 («летающий кукурузник»), т.е. стала пионером в этом боль¬шом и важном деле.

Позже, начиная с января 1941 года, эта эскадрилья стала переда¬вать свой богатый боевой опыт целым авиационным полкам, вооружен¬ных самолетами По–2, которые стали прибывать на Волховский фронт. Достаточно сказать, что в 1942 году в составе ВВС наземных армий фронта было 10 таких авиаполков.

Здесь уместно, пожалуй, привести воспоминания Героя Советского Союза генерал – полковника авиации Ф.П.Д. Полынина – бывшего замести¬теля командующего ВВС Северо – Западного фронта о применении самолетов По–2 в качестве ночных бомбардировщиков.

«Когда фашисты остервенело рвались к железной дороге Москва – Ленинград, у нас особенно сильно чувствовался недостаток не только в истребительной, но и в бомбардировочной авиации. Рассчитывать на то, что ВВС фронта быстро пополнят самолетами, не приходилось. Сле¬довало что–то предпринимать самим. И вот тогда зародилась идея использовать маленький тихоходный связной самолет По–2 как ночной бомбардировщик. Мысль эту подал командующий ВВС фронта генерал–майор авиации Тимофей Федорович Куцевалов.

В первой половине сентября 163–й стационарной авиамастерской, находившейся в Торжке, поручили оборудовать несколько самолетов По–2 кассетами для сбрасывания ампул с горючей жидкостью КС. Инже¬неры считали, что По–2 может свободно поднять 200 килограммов, то есть 100 ампул, через три дня мастера–умельцы выполнили заказ штаба ВВС, а еще через день самолет проходил уже войсковые испыта¬ния. Проводили их командующий ВВС Т.Ф. Куцевалов и главный инженер ВВС фронта инженер В.Н. Кобликов.

Самолеты По–2, вооруженные ампулами с горючей жидкостью, в какой–то мере восполнили недостаток в настоящих бомбардировщиках. Но с наступлением зимы применение ампул стало невозможным, жидкость на морозе кристаллизировалась и часто не воспламенялась.

Тогда по инициативе того же генерала Куцевалова самолет По–2 решили загружать бомбами осколочного и фугасного действия. Соот¬ветствующее оборудование на машинах установила опять же 163–я авиамастерская. Ее коллектив возглавлял инициативный капитан техни¬ческое службы Н.И. Красницкий.

Затем к этой работе подключился 16–й авиаремонтный поезд под командованием инженера В.И. Кривко.

Переоборудованием «небесных тихоходов» в бомбардировщики успеш¬но занимался и ПАРМ–35. Единственное в своем роде ремонтное предприятие ВВС возглавлял тогда талантливый инженер Иван Григорь¬евич Иванов. В царском флоте он служил матросом 1–й статьи, в граж-данскую войну стал военным комиссаром дивизии, которой командовал В.К. Блюхер. В мирные годы Иванов закончил академию имени М.В. Фрунзе, стоял во главе крепости Кушка на афганской границе, потом снова учился, на этот paз в Военно–воздушной инженерной академии имени Н.E. Жуковского. Иванов был образованным человеком, прекрасным организатором. ПАРМ–35 делал прямо–таки чудеса. Туда иной paз привозили такие разбитые машины, что только в металлолом их списать. А пармовцы умудрялись восстанавливать самолеты.

Уму, предприимчивости и энергии таких опытных инженеров, как Красницкий, Кривко, Иванов, мы обязаны тем, что самолет–тихоход мог исправно нести боевую службу. Позже у него на крыльях разместили 10 установок снарядов PС–82. Надо ли говорить, как это повысило бое¬вую мощь По–2. Не берусь судить, были ли авиаторы фронта первыми в этих делах в Военно–воздушных силах, но от штаба потребо¬вали подробно описать все нововведения и незамедлительно отправить материал в Москву.

Экипаж самолета По–2 поначалу состоял из одного летчика: опаса¬лись перегрузки. А одному человеку и управлять машиной, и осущест¬влять предельное бомбометание было сложно. В условиях ночи он с трудом справлялся со множеством обязанностей. Решили проверить, смо¬жет ли самолет взять на борт лишние 200 килограммов. Получилось – может. Нa аэродинамику машины это не влияет. Вот тогда–то и ввели в состав экипажа штурмана, а тросы бомбосбрасывателя переключили на его кабину. Новоявленный фанерный бомбардировщик прочно занял место в арсенале авиационных средств борьбы с врагом и исправно выполнял свои обязанности до последнего дня войны. К нему подвешивали или три бомбы весом 100 килограммов, или же одну 250–килограммовую фугаску.

Если бы раньше мне сказали, что в войне эта незамысловатая маши¬на будет использоваться как боевая единица, я бы, видимо, только улыбнулся. В бомбардировочной авиации и ее назначении я толк знал. Но суровая действительность перечеркнула некоторые прежние пред¬ставления от этой машины, особенно в ночное время, фашисты побаивались. Один из пленных так и сказал:

«Ваш рус–фанера не дает нам покоя. Днем, после бессонных ночей, солдаты чувствуют себя разбитыми...».

Как только немцы не называли По–2: «молотилкой», «кофейной мель¬ницей» и даже «ночным бандитом».

Мало того что По–2 по ночам наносил урон противнику в технике и живой силе, он буквально изнурял фашистов. Можно себе представить самочувствие гитлеровских вояк, над самыми головами которых целую ночь тарахтели эти «молотилки», сбрасывавшие бомбы на их огневые позиции, землянки, командные пункты.

В конце 1942 года около деревни Пустыня подобрали убитого немецкого обер-ефрейтора. В кармане у него обнаружили дневник. Вот что он писал: «31.8.42 г. Наш НП разрушен проклятыми «кофейными мельницами». К счастью, мы в это время находились на дороге. Каждую ночь нас атакуют 20–30 бомбардировщиков, снижающихся до трех метров, это невозможно выдержать. Мы перешли к 6–й батарее, где бомбят меньше, а за это время наше жилье было разрушено полностью. Ночные бомбежки становятся все мощнее, до самого утра эти проклятые машины не дают нам покоя.

Когда они выключают мотор, слышно, как воют «подарки», а затем раздается взрыв. Самое обидное, что противника не видно и не слышно. Ты беспомощен. В такие моменты тебя охватывает ярость, хочется выбе¬жать во двор и бешено стрелять из автомата. Но делать этого нельзя, можно выдать свое расположение».

На уничтожение живой силы, на изматывание противника и было рассчитано применение самолетов По–2. 717–й авиаполк, которым командо¬вал майор К.П. Алхимов, особенно досаждал врагу своими ночными нале¬тами. И не случайно один из работников штаба как–то в шутку сказал Алхимову: «Если бы немцы захватили тебя в плен, то наверняка четвер¬товали...».

В составе летчиков–ночников было немало девушек. А ведь полет на тихоходной машине требовал исключительного мужества и отваги: высо¬та полета мала, самолет не бронирован и, по существу беззащитен, его можно сбивать из всех видов стрелкового оружия. Но это не останав-ливало героинь. Они делали иногда по 8–10 и более боевых вылетов за ночь. Я сам не раз наблюдал, как при появлении самолетов По–2 над позициями гитлеровцев ночное небо перекрещивалось нитями светящих¬ся пуль и снарядов, начинали гулко стучать «эрликоны» (малокалибер¬ные зенитные установки), ночную мглу судорожно разрезали лучи про¬жекторов. Противник пускал в ход все огневые средства. Казалось невозможно преодолеть этот адский заслон, не выдер¬жат летчицы, повернут обратно. Но такого ни разу не случалось. Они прорывались сквозь шквал пулеметного и автоматного огня и точно в цель сбрасывали бомбы. Начинали гореть вражеские склады с горючим, боеприпасами... »

К рассказу генерала Ф.П. Полынина остается лишь добавить, что в годы войны на фронте был целый женский полк ночных бомбардировщиков под командованием Е.Д. Бершанской. За три года пребывания на фронте полк сделал около 24 тысяч боевых вылетов, сбросил 3 миллиона кило¬грамм бомб. Все девушки были награждены орденами и медалями, а 23 из них получили звание Героя Советского Союза. Боевой путь полка прошел от Сталинграда до Германии, он стал гвардейским, получил почет¬ное наименование «Таманский».

Из воспоминаний

ветерана 211 ОАЭС

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

[attachment=1]старший политрук Макаров.jpg[/attachment]

Старший политрук Макаров.

Отдельная авиационная эскадрилья связи занималась не только связью с войсками на фронте, она поддерживала связь и с войсками, которые находились в окружении. Вела боевые действия на переднем крае по войскам противника. 211-я эскадрилья впервые применила бомбометание с самолета По-2(У-2)по железнодорожному узлу в Малой Вишере 11 ноября 1941 года ночью и тем самым доказала возможность использовать этот самолет, как ночной бомбардировщик, а не только для связи. В течении 20 дней 4 летчика Фенев, Карпов, Фомин, Тартапев совершили 78 бомбардировочных вылета не понеся никаких потерь. все летчики были награждены орденами и было принято решение организовать полки и даже дивизии По-2(У-2), которые ночами не давали покоя фашистам, целыми ночами бомбили их передний край. Потом части и соединения По-2(У-2) участвовали в разгроме немцев под Москвой, в битве за Сталинград. Самолеты По-2(У-2) действовали до конца войны, покрыв себя неувядаемой славой в боях за Родину. Под Барской Вишеркой в тяжелом положении очутилась наша группировка. Был дан срочный приказ отравить самолеты, садиться было негде, пришлось спускаться на чуть подмерзшее болото. Летчик отнес приказ командиру наземной части. Сергей Онуфриевич остался и попытался найти площадку, пригодную для взлета, но поиски были безуспешны. Самолет пришлось разобрать, погрузить на две автомашины и двое суток добираться до аэродрома Боровичи - Волгино, где находились армейские авиаремонтные мастерские. Там самолет был собран и через два дня уже действовал. Летчики этой эскадрильи большую работу вели по поддержанию связи. Много было случаев героизма летного состава. Самолеты с мотором М-11 были слабенькие, т.к. мотор имел мощность 150 лошадиных сил. Но на нем поднимали до 300 кг бомб. Русанов, штурман эскадрильи, Трунин, Губочкин, адъютант эскадрильи брали дополнительно в кабину гранаты и сбрасывали на фашистов, держали немцев в постоянном напряжении.

[attachment=0]IMG_2853 - копия.jpg[/attachment]

Ефимов Николай Николаевич, 26 октября 1912 года рождения. Подполковник запаса, демобилизован 13 июля 1946 года в должности командира авиационного полка. Награжден орденами: Красное Знамя, Отечественной войны 1 степени, Знак Почета, Крест Грюнвальда3 кл.и медалями: За Победу над Германией 1941-1945, За оборону Ленинграда, За оборону Советского Заполярья, и еще семью юбилейными медалями: 20,25,30 лет Победы в Великой Отечественной войне, в память 250-летия Ленинграда, 50 и 60 лет Вооруженных сил СССР, 100-летия со дня рождения В.И.Ленина.

После сформирования в пункте сборов д. Даниловка (возле Харькова) 211-й авиаэскадрилии связи и получения 10 самолетов У-2 в г. Казани. Прибыли в г. Боровичи и 1 октября приступили к летной работе по обслуживанию 52-й армии используя полевые аэродромы Окуловка, Веребье, Белая Гора, Малая Вишера и другие.

Воспоминания Н.Н. Ефимова: "... Меня война застала на западной границе в г. Ломжа (Подляское воеводство Польша- И.Н.). Я служил командиром звена в авиаэскадрильи обслуживавшей 6-ой Кавалерийский корпус имени Сталина. 21 июня 1941 года в Доме офицеров нам прочитали лекцию о международном положении, большую часть которой, лектор посвятил утверждению мира и дружбы с гитлеровской Германией. После лекции было объявлено, что 22 июня для офицеров и их семей организуется выезд на маевку, но маевка не состоялась. В 3 часа ночи 22 июня население г. Ломжа было разбужено взрывами бомб и стрельбой с самолетов. На нашу Родину напала фашистская Германия. Началась война. Схватив наскоро собранный женой чемоданчик я побежал в штаб эскадрильи, где уже собирался наш летный и технический состав. На машинах выехали на аэродром. Над аэродромом летали немецкие самолеты Мессершмиты -109, часть наших самолетов уже горела. Поэтому кроме винтовой и пулеметов, нам нечем было обороняться. Потом прилетели самолеты Мессершмиты-110 и с бреющего полета расстреливали нас. Во второй половине дня я получил задание: доставить на самолете боевой приказ командира корпуса, командиру 33-й дивизии в г. Волковыск( Гродненская область Белорусской ССР- И.Н.), расположенный в 189 км от г. Ломжа на восток. Передо мной с этим заданием летал командир звена Кириллов, но он посадку не произвел, т.к. там не было аэродрома, а приказ сбросил вымпелом. Командир корпуса не был уверен в том, что приказ доставлен по назначению и с этим заданием полетел я. Прилетев в Волковыск я произвел посадку на полосу подобранную с воздуха, в огороде. Штурман сбегал в штаб и вручил приказ".

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

[attachment=0]IMG_2855 - копия.jpg[/attachment]

Штурман 2 класса ВВС майор Александр Георгиевич Ермаков, родился 28 августа 1918 года. Майор, служил в 211 ОАЭС, 662 ночном бомбардировочном авиаполку. Награжден орденами: Красное Знамя, двумя Красная Звезда, медалями: За боевые заслуги, За Победу над Германией 1941-1945, За оборону Ленинграда, и еще семью юбилейными медалями: 20,25 и 30 лет Победы в Великой Отечественной войне, в память 250-летия Ленинграда, 30,40,50 и 60 лет Вооруженных сил СССР, 100-летия со дня рождения В.И.Ленина и другими.

Участник войны с 22 июня 1941 го по 9 мая 1945 г. Война застала его в г. Бресте. Участник боев на Западном фронте по сентябрь 1941 г. С сентября 1941 г. по май1944года на Волховском фронте. С мая 1944 по 9 мая 1945 г.ленинградский фронт.

На Волховском фронте участвовал в освобождении Малой Вишеры, Большой Вишеры. Летал бомбить с аэродрома ж.д. станции Веребье фашистских захватчиков в Большой Вишеры, Гряды, Чудово, Грузино и других населенных пунктов и по передовой фашистов непосредственно на линии фронта Маловишерского района и по реке Волхов.

Летал в окруженную 2 Ударную армию, где руководил полетами самолетов, доставлявших боеприпасы, бензин и продукты, а обратно вывозил раненых. Летал к партизанам по заданию командования фронта. произвел за войну 736 боевых вылетов на самолетах По-2(У-2) ночных бомбардировщиках, которые поднимали по 2 бомбы по 50 кг (фугасные ФАБ-50) по 2 осколочные ОА-25 по 25 кг, и по 4 эреса - реактивных снаряда, которыми стреляли "Катюши" весом 4 кг.

Помнит хорошо первый боевой вылет на Большую Вишеру. С первого захода сбросили 4 бомбы, со второго захода - листовки с призывом к немецким солдатам прекратить сопротивление. Самолет По-2(У-2) был сделан из фанеры, его легко пробивали пули и осколки зенитной артиллерии. Летал бомбить Чудово, Папоротно, Гряды, Дубцы, Грузино.

Война застала в г. Бресте. В первый час войны наши самолеты 28 корпусной авиаэскадрильи Р-5 были уничтожены при налете авиации противника на наш аэродром. Пришлось воевать как пехотинцу с винтовкой.

Вскоре полк был передан в 662-й авиаполк, который базировался на аэродроме в д. Любцы. Летал в окруженную 2-ю Ударную армию, где руководил полетами на аэродромах. Эти площадки немцы обстреливали из минометов. Воевал и в 555 отд. авиаэскадрильи. Войну закончил в Эстонии

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

[attachment=0]IMG_2857 - копия.jpg[/attachment]

Иван Михайлович Быстрых. 211 ОАЭС прибыла в конце сентября 1941 года и с 1 октября начала выполнять задания командования фронта по подготовке нанесения удара по немецким войскам. Самолет все время находился на переднем крае, для выполнения оперативных задач командования фронта. На Волховском фронте находился с сентября 1941 года и до полного разгрома немцев на Новгородской земле. Произвел 807 боевых вылетов, из них 12 в тыл противника. 12 вылет был неудачным. 16 марта 1942 года был сбит в районе Мясного Бора, но остался жив.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

[attachment=0]IMG_2859 - копия.jpg[/attachment]

Виктор Дмитриевич Бурцев, 1915 года рождения, полковник. В период войны служил в 211, 363 и 120 ОАЭС, 689 легко-бомбардировочном авиаполку на самолетах По-2 и в 107-ом смешанном транспортном авиаполку на самолетах Ли-2 и По-2. В мирное время служил в в/ч 22580 г. Рига и потом в 825 и 280 авиаполках укомплектованных вертолетами, базирующимися в Улан-Удэ, Каунаси Гоухара. Награды: ордена: два Красная Звезда, Красное Знамя, Отечественной войны 2 степени, медали За боевые заслуги, За оборону Ленинграда, За Победу над Германией, и 12 медалей за службу в Советской Армии. В последние годы работал в Центральной базе авиационной охраны лесов МЛХ РСФСР в должности старшего инженера по эксплуатации парашютов.

Виктор Дмитриевич Бурцев:

"209 СБАП -скоростной бомбардировочный авиационный полк, в котором я находился перед началом Великой Отечественной войны был полностью укомплектован летно-техническим составом. Самолетами полк был укомплектован на 10 %, т.е. 7 самолетов СБ, вместо положенных по штату 65 самолетов. В первые месяцы войны полк потерял и эти семь самолетов. Волею судьбы в вначале войны меня назначили в 211-ю авиаэскадрилью связи, потом авиаэскадрилье дали номер 353 отдельной эскадрильи связи, комплектованной самолетами По-2(У-2). Позже мне приходилось служить 689-ом легкобомбардировочном авиационном полку, потом в 554-ю отдельной эскадрильи ночных бомбардировщиков( отдельную авиаэскадрилью связи - И.Н.). В 1944 году меня перевели в 120-ю отдельную эскадрилью связи, укомплектованную самолетами По-2, базировавшуюся в районе ст. Неболчи. В 1941-1942 гг. фашистская авиация господствовала в воздухе. У нас не хватало самолетов, да и имеющиеся самолеты в эти годы по своим летно-техническим данным, по некоторым позициям уступали фашистской авиации. Волховский фронт в 1941-1942 годах стабилизировался. 211-я авиаэскадрилья базировалась в Новгородском (Маловишерском - И.Н.) районе, недалеко от д. Замошье. Выполняли различные оперативные задачи по связи с частями и их обеспечение продуктами, боеприпасами и фуражом. Выполняли и другие различные задания. В период войны многие задания по сложности их выполнения, в зависимости от сложившейся обстановки, но одно задание у меня четко отложилось в памяти. В феврале 1942 года (день не помню) я получил задание доставить срочный пакет в г. Малая Вишера - штаб Воздушной армии фронта. Вместе со мной полетел механик самолета Голубев В.. Полет состоялся днем в 13-14 часов, по маршруту д. Замошье- аэродром Малая Вишера. Задание выполнял на бреющем полете. Погода стояла хорошая, облачности не было, светило солнце. Зная о том, что истребительная авиация противника часто налетала на г. Малая Вишера и вступала в бой с нашими истребителями или вообще вылетала на свободную охоту, я поручил Голубеву В. осматривать заднюю полусферу воздушного пространства, а сам осматривал переднюю. Недолетая до г. Малая Вишера 20-25км я заметил на высоте 1000-1500 м ведется воздушный бой. Во избежание быть замеченным самолетами противника я немедленно произвел посадку на лесную поляну и подрулил к лесу, замаскировав самолет (самолет был оборудован лыжами). Выждал время 15-20 минут, когда воздушный бой закончился, я произвел взлети взял курс к аэродрому Малая Вишера. Мы несколько успокоились в осмотре за воздухом, притом солнце было сзади хвоста самолета, что затрудняло осмотр за воздухом. Недолетая до аэродрома 4-5 км я вдруг услышал какой-то хлопок и самолет мгновенно зацепился правой плоскостью за верхушки деревьев и упал в лес. Самолет противника Ме-109 стрелял из пушки, пробил счетчик оборотов, отбил часть левой половины винта и тяжело ранил механика самолета Голубева в левое плечо. Я перебинтовал ему руку и с подошедшими на лыжах солдатами доставили его в деревню и сдали в медчасть, где ему сделали новую перевязку, а затем эвакуировали в ты нашей Родины для лечения. На попутной автомашине доехал до штаба и сдал пакет. Задание выполнил. Через три дня самолет был эвакуирован с места падения и отправлен в мастерскую для ремонта. Через месяц самолет отремонтировали и я вновь на этом самолете производил полеты по заданию штаба части.

Выписка из личного дела капитана Бурцев В.Д. 30.08.1944 г. 554 ОААЭ (отдельной армейской авиационной эскадрильи: "Совершил 378 боевых вылетов ночью на самолете По-2 с боевым налетом 628 часов. Сбросил бомб на живую силу и технику противника 35 846 кг. Разбросал листовок на территории противника 7500 шт., кроме того совершил 7 вылетов в глубокий тыл противника, доставляя в район Любань (Ленинградской обл.) десантным группам боеприпасы и продовольствие. В 363 ОАЭС имел386боевых вылетов из них 11 с посадкой в тылу противника

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Били врага на "У-2"

На новгородскую землю 211-я отдельная авиаэскадрилья связи прибыла в сентяюре 1941 года. Вскоре в ней была создана экспериментальная группа из пяти экипажей для ночного бомбометания на учебных самолетах У-2(По-2) под командованием А. Финева.

На самолетах не было ни пулеметов, ни раций. Бомбили с высоты 400-1000 метров. Бросали и листовки, закрепляя их на плоскостях у кабины штурмана. В зимние ночи делали по 8-10 вылетов. Бомбили опорные пункты немцев: Большая Вишера, Папоротно, Чудово, Гряды, Дубцы, Грузино.

8-го декабря 1941 года мы с летчиком П.Д. Фоминым получили приказ бомбить Грузино. Подлетая к цели, заметили длинную цепочку огней. Оказалось, это движется большая автоколонна фашистов. Голова колонны была от Грузино на 10-12 км. Упустить такую заманчивую цель жаль. Но нам-то приказано бомбить Грузино! Что делать? Решили не оставлять безнаказанно обнаглевших захватчиков, подождать, когда колонна начнет входить в Грузино, и ударить по ней.

Когда первые машины вошли в Грузино, мы зашли на боевой курс. Сбросили весь запас точно по целям. Колонна остановилась. Мы ушли в наветренную сторону и сбросили листовки на Грузино. После посадки в самолете насчитали 18 пробоин.

Летчик доложил командиру эскадрильи о выполнении задания и о колонне врага. С рассветом летчики истребительного авиаполка Метелкина вылетели на штурмовку автоколонны, которая продвинулась в Любань. Было уничтожено более 50 автомашин и до батальона фашистских захватчиков.

В газете "Воздушный боец" не раз рассказывалось о мужестве и бесстрашии летчиков Колтаевского, Позднякова, Зайдуллина, Степанова, Мошкина, штурманов Ермакова, Панасюка, Рыжака, Кулина, Сафошкина, о самоотверженном труде механиков Чубатова, Аверина, оружейника Габова.

...В лесу, в районе деревни Осия, был обнаружен большой склад боеприпасов. Командование приказало нашему полку уничтожить его. Экипажи летали две ночи, но безрезультатно. На третью ночь полетел командир полка майор Заплетняк. Сделавточный заход на цель, сбросил бомбы. От взрыва самолет подбросило и накренило. Взрывы повторялись несколько раз в течение 40 минут. Склад врага был полностью уничтожен, что подтвердили партизаны.

В декабре 1943 года часть была перебазирована для участия в Новгородско-Лужской операции. Летали бомбить опорные пункты Подберезье, Мясной Бор, Борки, Ермолино и другие. В сложных метеоусловиях ночью, а иногда и днем производили разведку войск противника на дорогах идущих от Новгорода на Лугу, Шимск и Чудово. Экипажи доставляли ценные о дислокации и передвижении врага.

Летный состав эскадрильи сражался мужественно. Большим мастерством обладали летчики С.В. Опанасюк, В.М. Мошкин, М.Н. Панов, В.Н. Пономарев. Метко бомбили штурманы В.С. Някин, В.Г. Ерохин, А.С. Шалимо. Все они имели от 300 до 600 боевых вылетов, а экипаж Опанасюка и Някина - более 1 000.

После завершения Новгородско-Лужской операции наша эскадрилья вошла в состав бывшей 13-й Воздушной армии Ленинградского фронта. Участвовали в освобождении Эстонии. День Победы мы встретили а Таллине.

А.Ермаков , майор в отставке. г. Пермь.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Игорь, вернусь из Тюмени, посмотрю внимательней! Хорошие материалы!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уточненные данные о командире отдельной авиаэскадрильи связи

СРУЛИК Сергей Онуфриевич, капитан, четвертый командир полка, 1905 года рождения, украинец, уроженец с. Верхнянка Христиновского р-на Черкаской области Украинской СССР, член ВКП(б) с 1927 года, в РККА с 1932 года.

В Великой Отечественной войне участвует с июня 1941 года:

-командир 211-й отдельной авиационной эскадрильи связи с июня 1941 г. по апрель 1942 г.,

-командир 363-й отдельной авиационной эскадрильи связи с апреля по август 1942 года,

-командир 658-го ночного бомбардировочного авиаполка (штурмового авиаполка) с августа 1942 года по июня 1944 года

-командир 289-й штурмовой авиационной Никопольской Краснознаменной дивизии 7-го штурмового авиационного Севастопольского корпуса, 15-й Воздушной армии с июня 1944 года

Мастер обучения ночным полетам, по его инициативе самолеты У-2 и Р-зеты стали вооружать бомбами и эресами (реактивными снарядами) и совершать ночные бомбардировки.

Награжден: тремя орденами Отечественной войны 1 степени - 25.10.1943; 30.04.1944г. 21/н; 06.04.1985, тремя орденами Красного Знамени - 03.11.1942г.; 30.09.1944г.; 09.05.1945г. 36/н, медаль "За боевые заслуги" 03.11.1944г. и другими медалями.

После войны генерал-майор.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Продолжаем тему

В октябре 1941 года была создана экспериментальная группа для ночного бомбометания по передней линии обороны противника и в ближайшем его тылу (пять самолетов У–2) под командованием лейтенанта А.И. Финева.

Александр Николаевич Фенев

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Пионеры применения на фронте самолета По-2,

как ночного бомбардировщика.

Когда начались бои на Лужском оборонительном рубеже от Кинги¬сеппа до Новгорода, то на восточном берегу реки Волхов не было каких–либо крупных наземных и авиационных формирований.

...

За три года пребывания на фронте полк сделал около 24 тысяч боевых вылетов, сбросил 3 миллиона кило¬грамм бомб. Все девушки были награждены орденами и медалями, а 23 из них получили звание Героя Советского Союза. Боевой путь полка прошел от Сталинграда до Германии, он стал гвардейским, получил почет¬ное наименование «Таманский».

Из воспоминаний

ветерана 211 ОАЭС

Ув. Командир Николаич, не подскажите откуда взята информация?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вся информация взята из альбомов и папок собранных пионерами в 70-е-80-е и 90-е года школьного музея гор. Малая Вишера.

Нашел, собрал, систематизировал, исследовал, дополнил и выставил на сайте.

Спасибо за фотографию Фенева, жалко что в таком маленьком разрешении... может есть больше...

Для подробной переписки можно через эл.почту nin-64@mail.ru

С уважением

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу