messer

Самолёт Пе-2 недалеко от Опава (Троппау) ,Чехия, Март 1945

55 сообщений в этой теме

Приветствую всех!

Были обнаружены фрагменты самолёта Пе-2 в поле недалеко от города Опава, область Моравской Остравы (Чехия).

Были найдены номера двигателей М-105, № 41-4708 и 41-4712. По крайней мере два из летчиков экипажа погибли.

Дата аварии неизвестна, вероятно, март 1945 года.

Можно было бы определить точную дату и дивизию или полк?

В счет приходит 2-я воздушная армия :

4 бак –202 бад -36, 18, 797 бап

219 бад -6, 35, 38 бап

6 гв. бак - 1 гв. бад – 80 ,81 , 82 гв.бап

8 гв. бад – 160, 161, 162 гв.бап

Большое спасибо

Радек

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Могу только сказать, что 31 марта 1944 года эти двигатели 41-4708 и 41-4712 стояли на самолете Пе-2 № 18/301, когда его выпустили с завода №22 в Казани.

Отправили, очевидно, в 8 ЗАБ (запасную авиационную бригаду).

Что дальше, не знаю, не мой район.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Есть 3 потери Пе-2 с экипажами в период марта 1945г из состава 193 орап 2 ВА. То ,что полеты совершались и в р-н АЭ Опава,Глучин -Мистец в марте 1945г отражено в наградном - Николаенко Николай Мефодьевич 1917 г.р. (нагр.Красное Знамя 2-от 29.05.45г) По одному из НБЗ - 27.03.45г экипажу летчик Литаш Петр Александрович 1923г.р. (есть косвенные данные что он из плена на территории Чехии -бежал.) Два других - Мохов А.С. и Волошин П.А. вероятно погибли. В 8 ЗАБ входил и 15 орзап в котором обучались экипажи для разведки.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Радек! Самолеты ПЕ-2 193 ограп 2 ВА уже с августа 1944г использовались для дальней разведки ,в сообщениях упоминаются ж.д.станции и аэродромы по линии Львов- Краков-Котбус-Дрезден. С августа 1944 г по май 1945 есть 3 экипажа с самолетами по 1944г и 3 самолета с экипажами по 1945г.Два экипажа из этих 6 заслуживают внимания,так как Вы сообщаете о 2 погибших в самолете.

1.20.12.44 НБЗ гв.л-т Туревский Данил(Даниил)Яковлевич 1922г.р

штурман гв.ст.л-т Рощин Василий Николаевич 1923(но в 1955г приказ об искл.из списков ОТМЕНЕН)в 1985 г награжд.Юбил ОВ 2ст.

возд.стрелок-радист гв.старшина Кучерявенко Иван Федорович 1917 гр.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

linnet:

Большое спасибо. Это очень хорошая информация.

К сожалению, нам нужно знать дата и дивизию или полк. Может быть, есть?

фонд 35 опись 11258 (отдел учета самолетов и моторов управления ВВС)

viewtopic.php?f=27&t=40551

Тогда, для начала, может быть объединена с безвозратными потерями дивизии (обд-мемориал).

B прошлом году была найдена следующая Пешка(около 2 км от второго )а вчера удалось найти номера двигателей:

43 -7114 и 43 -7082

Найдены останки одного летчикa.

Пожалуйста, помогите выяснить судьбу этих летчиков!

DokAl:

К сожалению , были обнаружены фрагменты щиток пикирования, то значит , это были бомбардировщики.

гв.ст.л-т Рощин Василий Николаевич был фактически взят в плен , в лагере его встретили например мл.лейтенант Игошин И.И., 38 бап или гв.майор Сосков Г.Г., 339 бап АДД .

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
linnet:

Большое спасибо. Это очень хорошая информация.

К сожалению, нам нужно знать дата и дивизию или полк. Может быть, есть?

фонд 35 опись 11258 (отдел учета самолетов и моторов управления ВВС)

viewtopic.php?f=27&t=40551

Тогда, для начала, может быть объединена с безвозратными потерями дивизии (обд-мемориал).

B прошлом году была найдена следующая Пешка(около 2 км от второго )а вчера удалось найти номера двигателей:

43 -7114 и 43 -7082

Найдены останки одного летчикa.

Пожалуйста, помогите выяснить судьбу этих летчиков!

DokAl:

К сожалению , были обнаружены фрагменты щиток пикирования, то значит , это были бомбардировщики.

гв.ст.л-т Рощин Василий Николаевич был фактически взят в плен , в лагере его встретили например мл.лейтенант Игошин И.И., 38 бап или гв.майор Сосков Г.Г., 339 бап АДД .

Я собираюсь уехать на неделю или две. Так что пока с поиском а архиве помочь не смогу.

Моторы №43-7082 и №43-7114 стояли 13.09.1944 на самолете Пе-2 № 10-376,

когда его выпустили с завода №22 в Казани. Отправили в 8 ЗАБ.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Взял пару дел из учета самолетов и моторов 35-го фонда по 2 и 8 ВА. Думал, в них будут списки на 1.1.1945 года, но ошибся.

Нашел только, что 22 ноября 1944 года во 2 ВА были переданы из 6 ВА в составе 4 БАКа ПЕ-2, в т.ч. №18/301.

Следущий раз посмотрю дело с самолетами и моторами за январь-апрель по 2 ВА.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Linnet Большое спасибо,

Это интересная информация, мы можем вероятно исключить гвардейских полков и разведчиков 2 ВА, по данным ЖБД 8 ВА ето не будет 8 орап.

Действительно, полкы 4 БАК горячие кандидаты.

Rado

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

DokAl:

98 отд. дальн. развед. ав. Полк у нас в Чехии имеет две потери, оба самолеты были сбиты Мустангы(Me 110), машину 48 орап сбили лавочкы (Me 110), но судьба экипаж 193 ограп до сих пор неизвестна. Я считаю, что нужное время, чтобы узнать истинности.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Посмотрел дело со списками 2 ВА на 1.1.45 и 1.4.45. 18/301 есть в этих списках, в 4 БАК. Списан как НБЗ в период 1-10.4.1945

10/376 в этих списках нет. Списан позже в апреле. Смотрел мельком, в списках поступления во 2 ВА не встретил. Упоминания о том, в какой части был, нет.

Заранее взял опись 4 бак, но там особо интересных дел не оказалось. Заказал пару дел с оперативными сводками и описанием по апрелю 1945. Другие описи уже не успевал взять. Потихоньку потом посмотрю.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

из книги майора Ермака

Вскоре мы перебазировались на аэродром Зендык, где гитлеровцы изготавливали и испытывали снаряд ФАУ-2.За этот период много было освобождено Польских селений и городов: Котовице, Ченстохов, Дембицу, Краков. 797 БАП получил наименование Дембицкий, как отличившийся во время освобождения городов иселений Польши от гитлеровских захватчиков, а 18 БАП получил наименование Краковский за освобождение г. Кракова.

командующий фронтом приказал наносить беспрерывные удары авиацией по району пунктов Ратибор, и Ернау, до похода главных сил. Вылетали мелкими группами - два, три экипажа, более опытные летчики вылетали одиночно. Так продолжалось несколько дней, пока подошли наши войска и заняли боевые порядки для последующих наступательных действий, теперь уже на территории немцев. Наш полк и соседние полки за этот период потеряли много экипажей. В то время, когда уже видна была победа, какую боль приносили боевым друзьям сообщения о гибели боевых товарищей. Так, 20 марта 1945 года, с аэродрома Зендык вылетел на задание ведущим в составе пяти самолетов экипаж летчика А. Попельницкого (штурман И. Пробкин, стрелок-радист Моспанов) на бомбардировку войск и техники противника в населенном пункте Ернау. Во время сбрасывания бомб группа подверглась заградительному зенитному огню врага. Снаряд попал в кабину ведущего А.Попельницкого, который, как видно, мгновенно был убит, потому что при развороте от цели его самолет завалился на левое крыло, а затем повернулся и в таком положении летел до земли, упал и тут же взорвался. Так не стало нашего бесстрашного летчика Андрея Попельницкого,

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Смотрел поверхностно дела по 4 бак, ничего конкретного пока нет. Действительно, в апреле 1 и 2 корпус работал по этому району, но потерь не было.

В оперсводках попадался сбитый Пе-2 в районе Троппау, но без номеров. Сегодня времени не было посмотреть внимательно.

Брал описи 202 и 219 бад и инженерно-авиационной службы 2 ВА. Кажется, там НЕТ дел с номерами самолетов и моторов. В описи 4 бак их тоже не было. Если не найдутся в других описях 2 ВА, то надежда только на полки, но это нескоро.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Смотрел несколько описей по 2 Ва, итоги неутешительны. Пока ничего похожего на дела с номерами самолетов и моторов в описях армии-корпуса-дивизий не нашел.

Посмотрел оперсводки 4 бак. В этом районе участвовал между 19 марта и 2 апреля. 1 и 2 апреля боевых потерь нет.

31.3.45

202 бад

Кощенко-Малахов-Шереметов сбит ИА, горящим упал в районе Хухелна. Один выпрыгнул с парашютом.

Самсонов-Некскарев-Фомин подбит ИА, сел в районе Ратибор.

219 бад.

Кузнецов-Яковлев-Тихомиров сбит ЗА, сел в районе Заудиц.

30.3.45

202 бад 797 бап Попонкин-Толкачев-Рудаков сбит ЗА упал 1,5 км восточнее Вейендорф (нечетко) , 2 человека выбросилось с парашютами.

24.3.45

Помимо экипажа командира полка еще несколько экипажей.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В деле с приказами 6 бап есть несколько документов:

1. Приказом от 5.2.1945 самолет №18-301 был закреплен за: Командир АП подполковник Кочалей Г.Т., штурман АП майор Дядечко М.Г., в. стрелок-радист ст. сержант Головин А.И.

2. Приказом от 26.3.1945 самолет Пе-2 №18-301 с моторами ВК-105 пф № 41-4712 и № 41-4708 при выполнении боевого задания 24.3.1945 сбит над целью ЗА противника списать по книге учета самолетов и моторов и исключить из боевого состава полка.

3. Приказом от 28 мая 1945 года : исключить из списков части и всех видов довольствия не вернувшихся с боевого задания 24 марта 1945 года командира 6 БАКОКП подполковника Качалей Г.Т., штурмана полка Дядечко М.Г., флагманского стрелка-радиста ст. сержанта Головина А.М.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Борис молодец!!!!

Большое спасибо.

http://militera.lib.ru/h/2va_monino/06.html

ПОДПОЛКОВНИК ЗАПАСА С. Л. МАЙОРОВ, БЫВШИЙ СТАРШИЙ ШТУРМАН 219 БАД

ОНИ ВСЕГДА С НАМИ

Весна 1945 г. Идут тяжелые кровопролитные бои за освобождение Чехословакии от фашистских захватчиков.

24 марта большую группу «петляковых» повел для нанесения удара по скоплению гитлеровских войск в районе Моравская Острава командир 6-го бомбардировочного полка Григорий Качалей. Членами его экипажа и боевыми друзьями были штурман полка майор Дядечко и флагманский стрелок-радист А. Головин.

Вот девятка на боевом пути. Открыты бомболюки. До сброса смертоносного груза остались считанные секунды. Самолеты вздрагивают от разрывов снарядов зенитной артиллерии крупного калибра. Их все больше и больше. Кажется, что группа вошла в сплошное черное облако. Все ближе разрывы. Но ничто не сможет свернуть с боевого пути советского летчика-бомбардировщика.

Воодушевленные примером героя-командира летчики группы держат плотный строй. Они знают: чем яростнее огонь гитлеровцев, тем важнее цель. Одна за другой посыпались на врага бомбы.

В это время прямое попадание снаряда оборвало жизни членов экипажа ведущего самолета. Бомбардировщик, разрушаясь, перешел в отвесное пикирование и врезался в землю. Всего шести недель не дожил до светлого Дня Победы героический экипаж. [334]

Высокого роста, обаятельный, всегда жизнерадостный, скромный, смелый и волевой — таким мы помним подполковника Г. Г. Качалея. Его все в полку любили и звали «батя». Весьма опытным штурманом был майор Дядечко. Он всегда тщательно анализировал результаты боевых действий полка, спокойно и очень тактично указывал на недочеты товарищей. «Все бомбы должны точно лечь в цель» — вот основной девиз, которого придерживался штурман полка.

Любимцем полка был флагманский стрелок-радист Саша Головин — непременный участник вечеров полковой художественной самодеятельности и непревзойденный мастер своего дела.

Гибель командира тяжело переживали в полку. Намного повзрослевшими вернулись молодые летчики из этого боевого полета. Но вместе с болью нас охватило чувство ненависти к врагу. Все летчики поклялись отомстить за своего «батю».

До последних дней войны летчики полка подвешивали по 1300 кг бомб вместо положенных 800-1000. И это не был безрассудный риск. Мастер обучения Г. Г. Качалей научил летчиков брать от машин все, на что они способны. Его учеба не пропала даром.

За время войны полк вырастил замечательных мастеров бомбовых ударов. Среди них особенно выделялись летчики у А. Важинский, П. Громов, В Козлов, штурманы В. Блинов, М. Иванов, Е. Кудрявцев, В. Паспортников. Полк был награжден орденами Суворова и Кутузова и удостоен наименования «Краковский». В этом немалая заслуга его славного командира — подполковника Г. Г. Качалея.

http://statehistory.ru/books/Artyem-Dra ... shchikov/4

К тому времени Качалей, наш «батя», погиб. Как он погиб? 24 марта 1945 года полк получил задачу всем составом уничтожить самолеты врага на аэродроме вблизи Моравска-Остравы. Вел группу командир полка. Погода была отличная, высота около 4000 метров. Прикрывала нас эскадрилья «яков» нашего старого приятеля Героя Советского Союза Михаила Сачкова. Я шел заместителем командира справа от него крыло в крыло. Сачков парой непосредственного прикрытия — рядом. Подошли к цели. Зенитки противника подозрительно молчали. Пошли бомбы. Командир, видимо, захотел сам сфотографировать разрывы и продолжал лететь по прямой. А немцам только дай — начиная с 1944 года, у них появились по тем временам очень совершенные станции орудийной наводки… Вдруг в одно мгновение — серия из четырех разрывов зенитных снарядов крупного калибра — три по курсу чуть ниже, а четвертый разрыв строго под бомболюками командирского самолета. Мой самолет взрывной волной резко накренило в сторону от ведущего. С трудом, но вывел из крена. Самолет ведущего перешел в отвесное пикирование. Его почти до земли сопровождал «як» Сачкова. Мы уже не видели, но Сачков рассказал, что самолет ведущего под углом, близким к 90°, врезался в землю и взорвался в расположении вражеских войск. Экипаж в составе командира Качалея, штурмана полка капитана Дядечко и стрелка-радиста старшего сержанта Головина погиб.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Из ЖБД 4 бак:

24.3.1945 16 Пе-2 6 БАП, ведущие подполковник Качалей, майор Важинский под прикрытием 7 Як-9 в 15:25 Н-2900 м, боевой курс 250 градусов одним заходом с горизонтального полета серийно по ведущему восьмерки бомбардировали скопление живой силы и техники противника в Болатице.

Из Отчета 219 бад:

24.3.1945 6 БАКП составом двух пятерок, под командованием командира полка подполковника Качалей, наносил бомбардировочный удар по скоплению войск противника в пункте Болатице с высоты 2900 м.

После сбрасывания бомб на прямой для фотографирования прямым попаданием снаряда ЗА был сбит ведущий группы подполковник Качалей, штурман полка майор Дядечко, стрелок-радист ст. сержант Головин.

Причиной потери экипажа явилась:

- Продрлжительное время нахождения на боевом курсе

- Отсутствие противозенитного маневра.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По второму Пе-2 версия с экипажем Самсонова из 18 бап 31.3.45 не подтвердилась. У потерянных в этот день самолетов Самсонова и Кошенко другие номера самолетов и моторов. По 18 бап в целом эти номера не попадались.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По второму самолету.

Посмотрел дела 35 и 38 бап. В 35 бап нужных номеров не обнаружено.

В 38 бап нашел.

Самолет 10/376 и моторы №43-7082 и №43-7114 зачислены приказом по полку 24.3.1945 года.

Списаны приказом по полку 4.4.1945 года.

К сожалению, привязки к именам номеров нет ни в одном документе. В одном из отчетов самолет указан, как одна из 6 потерь марта 1945 года.

Методом исключения по месту падения самолетов, остается экипаж капитана Кузнецова, сбитый 31.3.1945 года. Цель была населенный пункт Бьела (Бела) ЮВ Хухелны. Сбила его ЗА со стороны станции Хухелна. С правым разворотом он пошел на свою территорию. Сел якобы в районе Заудиц (Судице). (По направлению совпадает, но место находки не долетая Заудиц.)

Указано, что он сел, развернулся на 90 градусов и взорвался. Один человек до этого выбросился с парашютом. Судьба экипажа была неизвестна.

Нашел послевоенный список потерь полка за весь 1945 год. Там 17 самолетов с номерами и именами пилотов. Но 10/376 и Кузнецов пропущены. Позже сравню остальные 5 мартовские потери с потерями из этого списка.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Из оперсводки 4 бак за 31.3.1945

.. 9 Пе-2 38 бап, ведущий капитан Кузнецов, под прикрытием 8 Як-9 в 12:13, Н-1000 м, боевой курс 230 градусов, одним заходом, с горизонтального полета, боевой порядок в клину звеньев, серийно по ведущему в звене, бомбардировали войска противника в Бьела.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В списке потерь за март (в отчете за март) - 6 фамилий командиров экипажей потеряных самолетов

19.3.45 - ст. л-т Марков - сгоревший самолет и экипаж найден в 2-3 км западнее Леобшющ

22.3.45 - л-т Багров сел горящий 2-3 км севернее Леобшющ, пилот и штурман ушибы

24.3.45 - л-т Рябов сбит ИА, упал 2 км СЗ Леобшющ. стрелок убит, остальные на парашютах

25.3.45 - мл л-т Громов от ИА взовался в воздухе, упал Бургштедтель, 12 км ЮЗ Леобшюц

25.3.45 - л-т Демкин поражен обломками самолета Громова, упали там же все погибли

31.3.45 - к-н Кузнецов сбит у Бьела на развороте, упал в р-не Заудиц

т.о. все, кроме Кузнецова, упали в районе Леобшюц, это в 25 км от места падения самолета 10/376. р-н Заудиц - в 5 км от места падения. Так что близко.

В списке потерь 1945 года есть все самолеты их этих 6, кроме Кузнецова. У всех у них показаны другие номера самолетов. В мартовские потери также включены дополнительно 2 самолета - списанный по износу и не эвакуированный с места аварии. У них также другие номера.

Так что 10/376 - это экипаж Кузнецова.

Хотелось бы от автора темы услышать подробную информацию по останкам пилотов двух найденных самолетов.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Борис ,

Большое спасибо за отличную работу :?:?:?

В самолете 10/376 были обнаружены на основе антропологических оценки останки одного пилота. . Я прилагаю картину антропологической лаборатории в Брно. В настоящее время ведутся переговоры с посольством России захоронение останков на кладбище РА Глучин

Скорее всего, это останки ст. Лейтенанта Яковлева, потому что Кузнецов был захвачен и Тихомиров, хотя, очевидно, прыгнул с парашютом, был похоронен в Ратиборе(Польша)

В самолете 18/301 были обнаружены останки, вероятно, двух пилотов. В настоящее время существуют остатки в антропологической лаборатории в Брно.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В ОБД есть действительно пометка об отмене приказа по Кузнецову. Сегодня нашел послевоенный рапорт командира 38 бап, он просил, чтобы МАЙОРА! Кузнецова из запасного полка (проверку проходил) перевели назад в 38 бап, на должность командира звена.

А откуда данные о захоронении Тихомирова в Ратиборе? В ОБД я не нашел.

В одном из документов, кстати, сказано что из сбитого 31.3.45 самолета выпрыгнул с самолетом именно Тихомиров (по наблюдению других экипажей).

Ессть еще подтверждение, что 31.3.45 сбили именно 10/376. В одном из рукописных таблиц движения самолетов в полку в марте указано, что 24.3. прибыли 10/376 и 16/355, а чуть ниже что потеряны ... и за 31.3. - 16/355. Явно перепутали 2 этих самолета, т.к. 16/355 был в списках полка и 15.4. и осенью 1945 года.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Чешские коллеги нашли недавно мотор еще одного Пе-2 сбитого в их местах.

Мотор №42-5388 при выпуске с завода №22 в Казани 29 апреля 1944 года стоял на самолете №1/318 (второй двигатель №42-5368).

Разумеется, почти за год мотор могли отдать в ремонт поставить потом его на другую машину.

Но данных по моторам у меня не очень много, а по самолетоам получше. Так что стоило проверить.

На 11.1.1945 года самолет №1/318 был в списках 2 гв. бак 2 ВА. Этот корпус за несколько дней до этого был переименован в 6 гв. бак, но до писарей это еще не дошло.

В списках на 1.4.45 этот самолет значился в списках 6 гв. бак 2 ВА. В этом случае, его просто не успели отнести к потерям, т.к. в в потерях по армии он прошел в период 1-10.4.1945. Как и в прошлых двух случаях, это означало реальную потерю в конце марта.

У меня есть выписки потерь 1 гв. бад 6 гв. бак за 1945 год. №1/318 82 гв. бап был потерян 26.3.1945 года, но не уверен, что это тот самолет, т.к. указанное место гибели по названию не прослеживается на картах пока. Номера двигателей не указаны.

И все же:

Экипаж пилот зам. ком-ра АЭ гв. ст. л-т Аксенов, штурман звена гв. ст. л-т Куимов, стрелок-радист гв. с-на Демиденко. 9 Пе-2 ведущий ком АЭ гв. к-н Новиков бомбардировал войска и технику противника у перекрестка дорог 500 м западнее п. Остендорф, после сбрасывания бомб по цели, на развороте самолет Пе-2 летчика гв. ст. л-та Аксенова сбит прямым попаданием ЗА противника. Самолет загорелся и рассыпался в воздухе. Экипаж погиб, самолет сгорел.

Пометка другими чернилами: Летчик и стрелок возвратились из плена. Штурман погиб.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Увы, нашел сведения, что 6 гв. бак действовал 26.3.1945 по целям в районе Бискау. А там к ЮЗ есть как раз Остердорф как раз в районе линии фронта. И это далеко от района Троппау, где найден №1/318.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу