Sign in to follow this  
Followers 0
Kuf

Як-7Б Суровикинский район Волгоградской области

19 posts in this topic

Приветствую всех!

На днях коллеги из Суровикинского района провели раскопки на месте падения советского самолета. Мотор был вынут еще в советское время. Что было в яме - вынуто. часть уже помыли.

Ближайший нп Сысоевский (в годы войнв с-з Красная Звезда)

Вот такие клейма были найдены. Я так понимаю, что завод 153? По БК и клеймам предполагаю Як-7Б. Если не прав, прошу поправить.

photo_2024-08-05_19-15-35.jpg photo_2024-08-05_19-15-37.jpg photo_2024-08-05_19-15-38.jpg photo_2024-08-05_19-15-39.jpg photo_2024-08-05_19-15-42.jpg photo_2024-08-05_19-15-51.jpg photo_2024-08-05_19-15-52.jpg photo_2024-08-05_19-15-58.jpg photo_2024-08-05_19-15-59.jpg photo_2024-08-05_19-16-00.jpg 

Боекомплект 12,7 и 20 мм (УБ и ШВАК)

photo_2024-08-05_16-24-19.jpg

Найдены два номера 2769 и 24хх2

photo_2024-08-05_19-15-43.jpg photo_2024-08-05_19-15-54.jpg

Номера 2769 у меня в базе нет. 24ххх2 несколько вариантов есть, но без привязки к летчикам.

Просим помощи в идентификации машины и установлении судьбы.

photo_2024-08-04_21-37-53.jpg

photo_2024-08-04_21-38-05.jpg

Edited by Kuf
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Як-7Б № 2769 20-й зап передал 3 аэ 127-го иап 25.9.42 г. мотор был ПФ3 № 978.

24хх2 возможны всего два варианта:

24102 - 22.8.42 предан в агрегатах с завода № 153 на завод № 82 (какую нумерацию получил после сборки - это еще тот квест).

24112 - на 5.12.42 г. в 271-м иап мотор ПФ3 № 651.

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

@Сергей Кузнецов большое спасибо! А дальнейшая судьба машин известна? 

Про варианты я имел в виду и четырехзначные номера: 2432, 2442. Были они у нас. Завтра поищу отпишу.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
9 минут назад, Kuf сказал:

Про варианты я имел в виду и четырехзначные номера: 2432, 2442. Были они у нас. Завтра поищу отпишу.

В 8 ВА потеряны 23-25 августа 1942 №№ 2412, 2422, 2432, 2442 (все 12 иап), 2472 (287 иап).

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Учитывая остатки третьей цифры можно оставить только варианты 2402, 2422, 2432, 2482 и 2492. А с учетом имеющегося закругления: 2422, 2432 и 2482.

photo_2024-08-05_19-15-54.jpg.8cbfb42ab0355beaa3ed1cdeb8572dfc.jpg

Edited by Жека
3

Share this post


Link to post
Share on other sites

@Жека очень похоже. Я думал, что это от клепки. Спасибо! Но между просится цифра по расстоянию. Как вам кажется?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Цифры быть не должно, между серией и номеров всегда идет пробел. Вариант с клепкой тоже исключаю, номер самолета набивали уже после того, как все проклепали. 

2

Share this post


Link to post
Share on other sites
12 часа назад, Сергей Кузнецов сказал:

Як-7Б № 2769 20-й зап передал 3 аэ 127-го иап 25.9.42 г. мотор был ПФ3 № 978.

Як-7б потерян в 127 иап по состоянию на 1.12.1942

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
17 hours ago, linnet said:

В 8 ВА потеряны 23-25 августа 1942 №№ 2412, 2422, 2432, 2442 (все 12 иап), 2472 (287 иап).

12 ИАП 22.08.42 прибыл на аэродром Верхняя Ахтуба.

С 23 по 26.08.42 прикрытие севера Сталинграда.

27.08.42 работа в районе Самофаловка-Котлубань.

28.08.42 часть перелетела в Киров, 4 машины переданы в 4 ИАП. Техсостав перемещен в Демидов.

До 08.09.42 не работают и затем убывают из состава дивизии в тыл. Таким образом, потери по району не совпадают.....

2412 на 31.08.42 списан НБЗ с мотором

2422 на 31.08.42 списан(мотор не указан) в учете на 01.10.42 указан мотор, идентичный машине 2358 (ПФ 3-405) если есть доп информация, буду благодарен за уточнение.

2432 на 31.08.42 списан. Мотор передан в БАО. Этот вариант совсем отпадает. (ошибка) Самолет НБЗ.

2442 на 31.08.42 списан НБЗ с мотором.

287 ИАП

2472 на 31.08.42 исключен из состава по приказу полка № 043 от 26.08.42, № 044 от 31.08.42

до 20.08.42 тренировочные полеты в Волынцево и перелетают в В.Погромное.

22.08.42 сбиты 2 машины и 2 НБЗ из р-на Дубовый овраг (это южнее Сталинграда)

900 ИАП

24102 на 03.09.42 в составе полка в Демидово. На 01.10.42 списан приказом полка? № 067 от 13.09.42 (мотор указан).

900 иап прибыл в состав 288 иад 22.08.42 в составе 10 машин Як-7.

24.08.42 потеряны 4 машины в районе Сталинграда (из ЖБД - НБЗ  Бережной, Сапаров, Березовский, Зубарев). кто на какой машине у меня нет данных.

25.08.42 один Як-7 подбит и ВП в районе Погромное.

26.08.42 НБЗ Петриченко.(номер самолета ?)

Все бои в районе Сталинграда. В сторону Суровикино не летали.

27.08.42 Сабуров сбит и погиб в районе аэродрома в Эльтоне.

28.08.42 4 Як-7 сбиты. Все в районе северо-восточнее Сталинграда.

с 30.08.42 остатки машин перешли в оперативное управление 4 иап и работали южнее Сталинграда. Поэтому 24102, при том, что набивка на обломке очень похожа. в Суровикинском районе по идее упасть не мог.

По номеру 2769

127 иап у нас воевал в составе 282 иад 17 ВА, обеспечивал бои 5 ТА, как раз в районе Суровикино. Потери в декабре ,

Воронцов П.М. (погиб в районе х. Жирковский, похоронен в х. Ново-Васильевка, увековечен в х. Добринка),

Галеев Н.К. (12.12.42. погиб в районе х. Жирковский, похоронен в х. Ново-Васильевка, числится захороненным в БМ  х. Манойлин, что вызывает вопросы)

Костюшкин Д.И. (12.12.42. погиб в районе Суровикино. Тело не найдено)

Это только по погибшим летчикам. По матчасти документов пока не смотрели в архиве. Если есть материалы-буду благодарен за информацию.

Таким образом, 12, 287 и 900 иап не подходят, а вот 127 иап стыкуется по месту потери.

Edited by Kuf
0

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 hours ago, linnet said:

Як-7б потерян в 127 иап по состоянию на 1.12.1942

потерь личного состава в 127 иап в ноябре 1942 в ДБП не учтено.....а в ваших документах нет указания на причины списания?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
52 минуты назад, Kuf сказал:

2422 на 31.08.42 списан(мотор не указан) в учете на 01.10.42 указан мотор, идентичный машине 2358 (ПФ 3-405) если есть доп информация, буду благодарен за уточнение.

2432 на 31.08.42 списан. Мотор передан в БАО. Этот вариант совсем отпадает.

Да, действительно оба самолета сели на вынужденную посадку на фюзеляж. Списаны на запчасти. Их моторы теми же инспекторскими свидетельствами не списывались. Запчасть с номером от одного из них могла использоваться на найденном самолете?

Если их списали, то как они могли быть на учете 1.10.1942?

№2358 нбз 23-26.8.42 с мотором 3-1405.

19 минут назад, Kuf сказал:

потерь личного состава в 127 иап в ноябре 1942 в ДБП не учтено.....а в ваших документах нет указания на причины списания?

№ 2769 нбз, перечень №039 от 20.12.1942

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 hours ago, linnet said:

Их моторы теми же инспекторскими свидетельствами не списывались. Запчасть с номером от одного из них могла использоваться на найденном самолете?

в том то и дело, что от мотора запчастей мало и номера не нашли. пока только номера, похожие на номер самолета.

2 hours ago, linnet said:

Если их списали, то как они могли быть на учете 1.10.1942

пересмотрел документы - по 8 ВА на 01.10.42 (ф.346, Оп.5987, д.14-2, л. 208)

2422 в учете на 01.10.42 списан Инсп. Св-вом № 1711 от 26.09.42

2432 в учете на 01.10.42 списан Инсп. Св-вом № 1710 от 26.09.42

документы по 8 ВА на 31.08.42 (ф.346, Оп.5987, д.13-2, л. 627?)

2432 НБЗ (видимо я при внесении сделал ошибку и внес данные от самолета с верхней строчки) исправлю у себя и в сообщении.

А учет вот такой, все по документам. Фигурируют и на 31 августа и на 1 октября 1942 года.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
6 hours ago, linnet said:

Як-7б потерян в 127 иап по состоянию на 1.12.1942

 

2 hours ago, linnet said:

№ 2769 нбз, перечень №039 от 20.12.1942

так все-таки на 01.12 или на 20.12.42? Или два раза учтен потерянным и на 1 и на 20 декабря?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

По модели самолета каково ваше мнение, коллеги? Як-7Б? Мы не ошиблись? Нумерация. клейма, БК подходят.

и еще вопрос - какие отличия в технологических клеймах 153 и 82 заводов? я посравнивал и разницы особой не увидел. Может есть какое-то ключевое клеймо?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, Kuf сказал:

 

так все-таки на 01.12 или на 20.12.42? Или два раза учтен потерянным и на 1 и на 20 декабря?

На 1.12.1942 состоял в списке полка (форма №4?). Документом от 20.12.1942 учтен как нбз. Но в других полках встречаются точные даты потерь самолетов в ноябре 1942 года, причем состоят в списке на 1.12.1942 и учтены как потери тем же документом от 20.12.1942. Т.е. фактически потеря могла быть и ноябрьская или даже октябрьская или декабрьская не позже 20.12.1942.

Edited by linnet
1

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 hours ago, linnet said:

Т.е. фактически потеря могла быть и ноябрьская или даже октябрьская или декабрьская не позже 20.12.1942.

Понял, спасибо! Буду еще выверять.

2 hours ago, linnet said:

в других полках встречаются точные даты потерь самолетов в ноябре 1942 года

в других в ноябре были, 774 иап к примеру.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
23 hours ago, linnet said:

На 1.12.1942 состоял в списке полка (форма №4?). Документом от 20.12.1942 учтен как нбз.

Борис Владимирович, у вас данные из этого документа (прикрепил) или вы изучали именно перечень № 039 от 20.12.42? у меня отснят вот такой журнал 17 ВА, но учет в нем аховый, какие-то крохи информации...

05 вырез.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.