Posted July 30, 2024 Добрый день, Уважаемые коллеги. 2022 году на захоронении солдат в Оленинском районе удалось познакомиться с ветераном поиска Владимиром Алексеевичем Соколовым. Он рассказал легенду про самолёт. Примерно в 70-х годах он работал на узкоколейной ж/д, идущей от урочище Ивановка Бельский район на восток. (Вывозили лес). Недалеко от дороги он нашёл обломки самолёта: бронекапсула, части крыльев, стойки шасси, двигателя уже не было. Самолёт сильно горел и был частично разобран. Внутри кабины он обнаружил обгоревшие фрагменты останков пилота: часть черепа, нижняя челюсть, рёбра и позвонки. Так как он занимался поиском и захоронением солдат, то останки пилота он взял с собой и захоронил у себя в деревне Копейки Нелидовского района на братской могиле. 1 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted July 30, 2024 В июле 2022 года удалось выехать на место и поискать обломки самолёта. Место падения нашли. Все крупные детали были вывезены местными жителями и сданы в металлолом. Получилось немного поработать на МП. Всё что нашли на фото. По итогу: Самолёт ИЛ-2, верховой, сел на вынужденную посадку. Горел. Боекомплект: шкас 7,62 ; швак 20 мм - 1941 год. Обнаружили фрагмент кости, пряжку пристяжной системы. Личные вещи: штык свт. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted July 30, 2024 После чистки щавелевой кислотой частей брони. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted July 30, 2024 (edited) Только в июле этого года удалось добраться до место падения и поработать несколько дней. Были обнаружены ещё фрагменты останков пилота: ключица, ребра, кости позвоночника. Пряжки пристяжной и парашютной системы, замок и вытяжное кольцо парашюта. Личные вещи: монета СССР. Также удалось найти заднюю часть двигателя АМ-38. И два дублин номера мотора: с 3182 (поправьте, если ошибаюсь). Ещё нашли интересную щильду с датой 42 год. Edited July 31, 2024 by Павел69 ошибка в слове 2 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted July 30, 2024 Шильда с номерами . Подскажите от чего ? Выбивался ли на ней номер самолёта? 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted July 30, 2024 В архивных документах нашёл две заявки на капитана Шабанова А.П. 809 шап 212 шад. По одной ( произвёл посадку ю.в. д. Михеево) в точности по месту подходит. По второй (ю.з. 3 км д. Михеево) совсем в другую сторону. Получается ошибка? Один и тот же лётчик и разные данные. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted July 30, 2024 Место падения отметил красным крестом, синяя стрелка-откуда летел. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted July 30, 2024 Прошу ,уважаемое сообщество, помочь в установлении судьбы самолёта и экипажа. Заранее благодарю за оказанную помощь. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted July 30, 2024 (edited) Фото заводских клейм. Предположительно завод №30 Edited September 16, 2024 by Павел69 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted July 30, 2024 У вас два раза набито с 31 В 2, это не номер мотора. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted July 31, 2024 (edited) 4 часа назад, авиатор сказал: У вас два раза набито с 31 В 2, это не номер мотора. Теоретически не было под рукой штампа "Восьмерка" и использовали штамп "буква В" - т.е. с3182. Тогда похоже на номер мотора АМ-35А, а также на номер небольшой серии моторов АМ-38 (переделанных из АМ-35А?). Например, попадался АМ-38 №с3162. Но такие номера попадаются ближе к середине 1943 года. Edited July 31, 2024 by linnet 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted July 31, 2024 (edited) Штатное место для номера мотора на площадке прилива с правой стороны компрессора (прилив указан на фото): Показанные выше набивки "с31в2" скорее относятся к номеру агрегата. Edited July 31, 2024 by kirche 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted July 31, 2024 10 часов назад, Павел69 сказал: В архивных документах нашёл две заявки на капитана Шабанова А.П. 809 шап 212 шад. По одной ( произвёл посадку ю.в. д. Михеево) в точности по месту подходит. По второй (ю.з. 3 км д. Михеево) совсем в другую сторону. Получается ошибка? Один и тот же лётчик и разные данные. Предполагаю, что ошибка допущена в донесении о БП (произвёл посадку ю.в. д. Михеево). Большего доверия заслуживает запись в оперсводке дивизии, т.к. там более подробно описано МП самолета Шабанова: над д. Клевцово был поврежден (подбит), развернулся влево и пошел со снижением. Посадка предположительно в р-не Зимница 1-2 км юго-западнее в лесу, юго-западнее 3 км Михеево. И если на вашей схеме «… синяя стрелка-откуда летел» обозначает направление падения самолета, то оно не совпадает с обоими документами (стрелка направлена в сторону цели, а не от неё). По оперсводке: 5 Ил-2 809 шап атаковали войска и технику в движении по дороге Нестерово – Клевцово в обоих направлениях, произведено 3 атаки; в донесении о БП: после выполнения задания самолет был подбит зенитной артиллерией и со снижением на малой скорости произвел посадку на лес ю-в д. Михеево. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted July 31, 2024 15 часов назад, Павел69 сказал: Шильда с номерами . Подскажите от чего ? Выбивался ли на ней номер самолёта? Шильда от топливного бака, номер самолета на ней не набивался. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted July 31, 2024 Судя по фото, мотор тупо разбили на куски, отсюда и много фрагментов с него в виде тех же клапанов. Думаю моторных кусков там еще много по округе. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted July 31, 2024 У вас на фото есть широкий коренной вкладыш с коленвала, попробуйте откислотить, в канавке номер мотора метили электрокарандашом. И также можно посмотреть ШКАСовский звеньеотвод на предмет набития на нём номера самолёта. 1 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted July 31, 2024 (edited) Добрый вечер, Павел смотри канавку вкладыша, и можно верхнюю часть тарелочки клапанов почистить, прокислотить, чем Ч не шутит, вдруг там что будет Edited July 31, 2024 by marinemann 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted August 1, 2024 17 часов назад, Алекс21 сказал: У вас на фото есть широкий коренной вкладыш с коленвала, попробуйте откислотить, в канавке номер мотора метили электрокарандашом. И также можно посмотреть ШКАСовский звеньеотвод на предмет набития на нём номера самолёта. Благодарю за внимание. . Коренной вкладыш проверял сразу, когда нашли. Кислотил его. Слишком ржавый. Звеньеотвод проверю. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites