Опубликовано: 6 июня (изменено) Позавчера удалось побывать на МП ЛаГГ-3, по которому у меня были вопросы. Несколько раз проезжали мимо, было некогда. Дополнительно изучал архивные документы. Уверенность, что самолёт с лётчиком, росла день ото дня. Теперь по порядку. Обнаружили этот самолёт много лет назад, Жека был на нём в 2012 году. Рядом с МП обнаружили ржавую консервную банку с датой выпуска 1993 год. Есть предположение, что он был обнаружен ещё раньше, как в прочем и большинство других упавших самолётов. На месте падения осталось совсем немного обломков, алюминия нет вообще от слова "сааавсем". То, что осталось от мотора сползло вниз по ложбине метров на 40-50, часть редуктора со ступицей винта и обломанными лопастями находится ещё ниже по ложбине метров на 40. Мотор с номером ПФ 4-170 стоял на самолёте ЛаГГ-3 № 2742 из состава 269 ИАПа 236 ИАД 5 ВА, базирующегося на аэродроме Геленджик. Вся тяжесть воздушных боёв над Малой землёй выпала на долю и этого полка - за февраль 18 самолётов были списаны. Данный самолёт числится погибшим 18.02.1943 года, в этот день н.б.з. лётчик этого полка сержант Молчанов В.Н. Изменено 6 июня пользователем Алекс21 5 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 июня Найдено было немного обломков 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 июня Среди обломков чуть ниже и правее МП был найден фрагмент человеческой голени, поломанной чуть ниже середины и два наушника с шлемофона лётчика. Версия с лётчиком подтвердилась. 6 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 июня При выходе на чистое место с МП сразу видно Геленджик, аэродром, сделал с этого места пару фото. То есть версия столкновения с горой, и скорее всего это было в СМУ - имеет место быть. Это уже третий у меня самолёт, который врезался в СМУ в горы. 4-й пока не могу найти... 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 июня Жека и Синд дополнят тему информацией и фото. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 июня Место удара обозначил стрелочкой 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 июня Проверил заявки немцев - 18 февраля вообще ничего нет. Есть метеосводка, которая подтверждает мою версию с катастрофой в СМУ. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 июня (изменено) То, что на данный момент осталось от редуктора лежит примерно в 100 метрах ниже по ущелью Изменено 6 июня пользователем Синд 4 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 июня (изменено) Данные за 18 февраля 1943 из ЖБД Черноморской группы войск Северо-Кавказского фронта Изменено 6 июня пользователем Синд 4 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 июня Первый раз Молчанов был сбит 29.10.42 года над г. Индюк. Его самолёт мы нашли в ур. Хохуля, всё совпало до мелочей. Есть тема на Тризне. 5. Воздушные бои за 29.10.42 года. а/ В период 16.10 – 17.10 на Н- 600-1000 сопровождал штурмовиков 6 Ил-2 до цели Перевальный. В составе 8 ЛАГГ-3 в течении 20-15 минут вел воздушный бой с 18 Ме-109, 8 Ме-110 и 13 Ю-87. При подходе к цели экипажи заметили большую группу Ю-87 которые пикировали для бомбардирования наших войск на переднем крае. Группа прикрытия 2-го яруса сразу же пошла в атаку на бомбардировщиков, являющихся лакомой целью. Расстроив строй бомбардировщиков начали их бить по одиночке. После штурмовки Ил-2 основная группа ЛАГГ3 завязала воздушный бой с Ме-109, которые пикировали парами и звеньями со всех сторон на наши экипажи. Действуя парами и взаимно – прикрытием вели воздушный бой разрозненно. Группа штурмовиков под прикрытием 4 ЛАГГ-3 ушли на свой аэродром. В воздушном бою участвовали также ЛАГГ-3 с аэродрома Лазаревская, но к воздушному бою над целью опоздали и вели бой по маршруту от цели до Лазаревской. В результате сбито самолетов противника: Наши потери 5 ЛАГГ-3 и 3 пилота: ст. сержант ВОРОНЦОВ, сержанты БОРИСОВ и ВАРГАНОВ [В разделе 9-м отчета «Недостатки сопровождения»: «Летчики младший лейтенант РУДЕНКО и сержант МОЛЧАНОВ сбитые в этом воздушном бою и возвратившиеся в полк, сообщили...». [Из таблицы на л. 186: 7) мл. л-т к-р звена Руденко Е. Ф. «Что произошло с экипажем: сбит в воздушном бою вынуждено сел сев. Кубыш на высоте 1036д [видимо, так: д, а не 9, судя по след. записи:] Место (посадка): сев. Кубыш на высоте 1036.д. Легко ранен в голову и ногу. Самолет разбит»; 8) сержант пилот Молчанов В. Н. «Что произошло с экипажем: сбит в воздушном бою выпрыгнул на парашюте. Место (посадка): р-он Георгиевская, Анастасиевская. Легко ранен в руку. Самолет разбит. ]] Потерь штурмовиков не было. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 июня После ранения Молчанов находился на излечении в составе полка. Лл. 267–272. Итоги боевой работы 269 иап за ноябрь месяц 1942 года. «1. 1. ... 2. Полк действовал в районах: Киркорово, Щель сосновая, Перевальный, Гойтх, Шаумян, Лазаревская и по побережью Черного моря от Агоя до Сухуми. 3. Объекты действия: в основном вел воздушный бой с численно превосходящим противником в указанных районах. 2. 1. Базирование полка – Аэродром Адлер с 23.10.42 года. 2. Состав полка – имеется в наличии 5 ЛАГГ-3 и 1 У-2, все самолеты исправны. Всего летчиков в полку 15... [ст. сержант Воронцов и сержант Молчанов на излечении после ранения.] 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 июня В ноябре опять ранение. 10.11.42 года в 16.15 имел место случай, когда 2 Ме-109ф зашли скрытно со стороны моря и из-за пункта Адлер с бреющего полета одним штурмовым заходом зажгли стоящий на старте 1 ЛАГГ-3, пилот сержант МОЛЧАНОВ сидевший в кабине тяжело ранен, самолет сгорел. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 июня Для начала я бы воздержался от преждевременных выводов. Лично я совершенно не уверен, что это самолет Молчанова. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 июня Несколько фото с этого места 2012 года. Правда тогда мы останков не нашли. Хотя и площадь разлета обломков по склону метров на 100. Теперь придется вернуться туда еще раз и поработать более тщательно. 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 июня Кто другой? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 июня (изменено) Еще вчера был направлен запрос в ЦАМО об установлении имени летчика. А пока воспользуемся имеющими на руках документами (фонд 35, опись 11258, дело 99 "Отчеты, ведомости, сведения о количественном и качественном состоянии самолетов и моторов 5 ВА", В Отчета от 13.03.1943 года указано: самолет ЛАГГ-3 № 2742 с мотором М-105ПФ № 4-170 из состава 269 ИАП - боевая потеря. В Отчете от 01.03.1943 года указано: самолет ЛАГГ-3 № 2742 из состава 269 ИАП не вернулся из боевого задания 26.02.1943. Всего 269 ИАП за февраль потерял при боевой работе 15 самолетов ЛАГГ-3 и еще два ЛАГГа указано "подлежит списанию". Возможно в дате 26.02.1943 года ошибка, такое бывает. Изменено 6 июня пользователем Жека 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 июня (изменено) В феврале 269 ИАП потерял 9 пилотов. В том числе по одному 5, 11, 18 и 22 февраля, двоих 14 февраля и троих 23 февраля. При этом в списке потерянных самолетов от 01.03.1943 есть по одному сбитому самолету от 11, 18 и 22 февраля, два за 14 февраля и 3 за 23 февраля, но нет самолета за 5 февраля. Поэтому логично предположить, что ошибка в дате потери ЛАГГ-3 № 2742 с погибшим летчиком может быть связана именно с потерей 5 февраля. Но, давайте дождемся ответа из ЦАМО. Что касается летчика Молчанова, погибшего 18 февраля, то этой дате соответствует потерянный ЛАГГ-3 № 2681 с мотором М-105ПФ № 3-2548. К слову сказать и самолет и мотор с такими номерами в Ведомости от 01.02.1943 года числятся как исправны. Изменено 6 июня пользователем Жека 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 июня Вот список летчиков 269 ИАП погибших в феврале 1943 года 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 июня (изменено) Пойдём по списку: 01.02.43 ЛаГГ-3 № 2554 - л-нт Симанович И.Ф, сбит, жив. (найден) 02.02.43 ЛаГГ-3 № 2504 - пока не установлен (м.б. - 2501, что нашли здесь) 03.02. списано 3 ЛаГГ-3 № 2272, 2370, 2723 - пока не установлены лётчики 11.02.43 ЛаГГ-3 № 2713 - ст-на Богомолов Е.М. погиб, упал в море, р-он Геленджика 14.02.43 потеряны 2 ЛаГГ-3 № 2529, 2574, лётчики Чапоров (р-он Мысхако) и Костров (при посадке Геленджик) погибли 18.02.43 ЛаГГ-3 - н.б.з Молчанов В.Н. 21.02.43 ЛаГГ-3 № 2747 - капитан Шатько, погиб катастрофа, умер в марте. 22.02.43 ЛаГГ-3 № 2571 - с-нт Гаврилов О.И. погиб, упал в Цемесскую бухту 23.02.43 потеряны 3 ЛаГГ-3 № 2687, 2688, 2786, Поджары М. (р-он Варениковской) и Муравин А. (рон Крымской) погибли, Махов В. сбит, жив 26.02.43 потеряны 2 ЛаГГ-3 № 2576 и 2742 - с-нт Малышев, ВП коса Бугазского лимана, плен. Соколов Б. ВП на краю аэродрома, жив. 28.02.43 ЛаГГ-3 № 2686 - с-нт Коршун С. сбит, посадил самолёт на аэродром, жив. По ведомости на 01.03.43 мотор 4-170 проходит как потеря 18.02.43 Здесь же, немного выше идёт ЛаГГ-3 № 2742 как потеря 26.02.43 и ЛаГГ-3 № 2681 как потеря 18.02.43 Вопрос: может быть, напутаны номера самолётов, но мотор указан чётко - потеря 18.02. и если мы знаем, что 26 февраля было потеряно 2 самолёта ЛаГГ-3, один на ВП на косе Бугазского лимана и второй на границе аэродрома Геленджик и оба лётчика живы, то ОТКУДА берётся самолёт ЛаГГ-3 с неизвестным (либо 2742 либо 2681) номером и с мотором 4-170, и ещё с останками лётчика на горе вблизи аэродрома Геленджик??? Изменено 6 июня пользователем Алекс21 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 июня У меня было две задачи: найти подтверждение номера самолёта и по возможности найти подтверждение гибели лётчика. Первой не удалось выполнить, вторую - подтвердили. Теперь ждём ответа с ЦАМО. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 июня Список ещё в работе, требуются дополнительные проверки. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 июня В документах конечно путаница: например в Ведомости от 13.03.1943 самолет № 2687 списан с мотором 2545, а в Ведомостях от 01.03.1943 самолет 2687 списан 23.02.1943, а мотор 2545 - 11.02.1943; в Ведомости от 13.03.1943 самолет 2742 списан с мотором 170, а в ведомостях от 01.03.1943, самолет 2742 списан 26.02.1943, а мотор 170 - 18.02.1943; в Ведомости от 13.03.1943 самолет 2747 списан с мотором 3081, а в Ведомостях от 01.03.1943 самолет 2747 списан 21.02.1943, а мотор 3081 - 22.02.1943 и таких неточностей половина списка. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 июня (изменено) Хотя, Ведомость от 13.03.1943 заполнена по датам убыли в хронологическом порядке, и самолет 2742 с мотором 170 в списке находится между совпадающими по всем спискам самолет-мотор убылями 14 и 22 февраля. Поэтому версия с Молчановым 18 февраля имеет право на существование, но дождемся ответа из ЦАМО Изменено 6 июня пользователем Жека 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 июня 5 минут назад, Жека сказал: В документах конечно путаница: например в Ведомости от 13.03.1943 самолет № 2687 списан с мотором 2545, а в Ведомостях от 01.03.1943 самолет 2687 списан 23.02.1943, а мотор 2545 - 11.02.1943; в Ведомости от 13.03.1943 самолет 2742 списан с мотором 170, а в ведомостях от 01.03.1943, самолет 2742 списан 26.02.1943, а мотор 170 - 18.02.1943; в Ведомости от 13.03.1943 самолет 2747 списан с мотором 3081, а в Ведомостях от 01.03.1943 самолет 2747 списан 21.02.1943, а мотор 3081 - 22.02.1943 и таких неточностей половина списка. Точно так! 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 июня Класс!только одну поправочку внесу. Судя по фото, найден фрагмент бедренной кости. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 июня (изменено) В 06.06.2024 в 19:48, Алекс21 сказал: При выходе на чистое место с МП сразу видно Геленджик, аэродром Т. е. ЛаГГ-3 из 269 иап (№ с-та 2742(?), /№ м-ра М-105 ПФ №4-170) был сбит в р-не видимости аэродрома Геленджик. Согласно док-тов, 269 иап перебазировался сюда 12.02.43: До этого вёл боевую работу с аэродрома Лазаревская (с 10.12.42 по 11.02.43). Вряд ли ЛаГГ-3 (пилот сержант Феофан Мельников) - потеря 05.02.43 - мог оказаться здесь тогда. Данная версия не убедительна. А поскольку р-ны гибели др. летчиков 269 иап за февраль 43 известны, то остаётся верным один вариант, что здесь 18.02.43 погиб лётчик сержант Молчанов Виктор Николаевич. P. S. Возможно также, что с-т, потерянный 05.02.43, не включён в список потерь полка на 01.03.43, т. к. в списке учтены потери только на аэродроме Геленджик, а потери в Лазаревской учтены в др. док-те. Изменено 16 июня пользователем Дочь ветерана ВОВ 863 иап 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 июня В январе 43-го года на аэродроме Геленджик размещался 116 ИАП (30 самолётов И-16 и И-153). 236 ИАД, состоящая из 269, 611, 975 и 977 ИАПов (112 боевых самолётов) размещалась на аэродромах Агой, Лазаревская, Адлер - работали на Краснодарском направлении. Тем не менее, 16 января на аэродром Геленджик было переброшено звено 4 ЛаГГ-3 из состава 269 ИАП ( ст. л-нт Новиков Г.А., л-нт Махов В.Г., с-нты Костров Н.Г. и Чапоров Г.Б.). 2 февраля при осуществлении воздушной разведки в районе Абинского была обстреляна ЗА пара ЛаГГ-3 из состава 269 ИАП (ст-на Александровский О.П. и с-нт Тормахов Д.Д.) Самолёт ведущего был подбит, лётчики решили идти на ближайший аэродром. При вынужденной посадке на аэродром Геленджик у ЛаГГ-3 Александровского остановился мотор, самолёт скапотировал, лётчик попал в госпиталь, самолёт был разбит. Сержант Тормахов Д.Д. остался на аэродроме и был включён в группу ст. л-нта Новикова. 3 февраля 1943 года, за несколько часов до начала десантной операции в Геленджик перелетела 1-я эскадрилья 269 ИАПа ( 9 ЛаГГ-3) и 2-я эскадрилья 611 ИАПа ( 3 И-16). Сержант Ф.Мельников был сбит в районе Новороссийска 4-го февраля 1943 г. В этот же день был потерян ещё один ЛаГГ-3, в результате воздушного боя на самолёте ст-ны Богомолова Е.М. кончилось горючее и он был вынужден покинуть истребитель на парашюте ( по другим данным - ВП за чертой аэродрома). Дальше уже более менее известно. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 июня (изменено) Пришел ответ ИЗ ЦАМО: пилот Молчанов Изменено 25 июня пользователем Жека 4 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 июня 1 час назад, Жека сказал: Пришел ответ ИЗ ЦАМО: пилот Молчанов Надеюсь, в собственно архивной справке есть более явная привязка Молчанова к этому самолету-мотору. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 июня 11 минуту назад, linnet сказал: Надеюсь, в собственно архивной справке есть более явная привязка Молчанова к этому самолету-мотору. Молчанов.pdf 3 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах