Алекс21

ЛаГГ-3 № 2742 269 ИАП, с-нт Молчанов В.Н.

41 сообщение в этой теме

Позавчера удалось побывать на МП ЛаГГ-3, по которому у меня были вопросы. Несколько раз проезжали мимо, было некогда. Дополнительно изучал архивные документы. Уверенность, что самолёт с лётчиком, росла день ото дня.

Теперь по порядку.

Обнаружили этот самолёт много лет назад, Жека был на нём в 2012 году. Рядом с МП обнаружили ржавую консервную банку с датой выпуска 1993 год. Есть предположение, что он был обнаружен ещё раньше, как в прочем и большинство других упавших самолётов.

На месте падения осталось совсем немного обломков, алюминия нет вообще от слова "сааавсем".

То, что осталось от мотора сползло вниз по ложбине метров на 40-50, часть редуктора со ступицей винта и обломанными лопастями находится ещё ниже по ложбине метров на 40.

Мотор с номером ПФ 4-170 стоял на самолёте ЛаГГ-3 № 2742 из состава 269 ИАПа 236 ИАД 5 ВА, базирующегося на аэродроме Геленджик.

Вся тяжесть воздушных боёв над Малой землёй выпала на долю и этого полка - за февраль 18 самолётов были списаны.

Данный самолёт числится погибшим 18.02.1943 года, в этот день н.б.з. лётчик этого полка сержант Молчанов В.Н.

 

20240604_095755.jpg

20240604_162023.jpg

20240604_113645.jpg

20240604_113917.jpg

20240604_113753.jpg

20240604_113808.jpg

Изменено пользователем Алекс21
5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Среди обломков чуть ниже и правее МП был найден фрагмент человеческой голени, поломанной чуть ниже середины и два наушника с шлемофона лётчика.

Версия с лётчиком подтвердилась.

20240604_130218.jpg

6

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

При выходе на чистое место с МП сразу видно Геленджик, аэродром, сделал с этого места пару фото.

То есть версия столкновения с горой, и скорее всего это было в СМУ -  имеет место быть.

Это уже третий у меня самолёт, который врезался в СМУ в горы. 4-й пока не могу найти...

20240604_131656.jpg

20240604_131700.jpg

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Проверил заявки немцев - 18 февраля вообще ничего нет.

Есть метеосводка, которая подтверждает мою версию с катастрофой в СМУ.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

То, что на данный момент осталось от редуктора лежит примерно в 100 метрах ниже по ущелью

IMG_20240604_114932.jpg

IMG_20240604_114951.jpg

IMG_20240604_115104.jpg

Изменено пользователем Синд
4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Данные за 18 февраля 1943 из ЖБД Черноморской группы войск Северо-Кавказского фронта

00000103.jpg

00000104.jpg

Изменено пользователем Синд
4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Первый раз Молчанов был сбит 29.10.42 года над г. Индюк.

Его самолёт мы нашли в ур. Хохуля, всё совпало до мелочей. Есть тема на Тризне.

5. Воздушные бои за 29.10.42 года.

            а/ В период 16.10 – 17.10 на Н- 600-1000  сопровождал штурмовиков 6 Ил-2 до цели Перевальный. В составе 8 ЛАГГ-3 в течении 20-15 минут вел воздушный бой с 18 Ме-109, 8 Ме-110 и 13 Ю-87. При подходе к цели экипажи заметили большую группу Ю-87 которые пикировали для бомбардирования наших войск на переднем крае. Группа прикрытия 2-го яруса сразу же пошла в атаку на бомбардировщиков, являющихся лакомой целью. Расстроив строй бомбардировщиков начали их бить по одиночке. После штурмовки Ил-2 основная группа ЛАГГ3 завязала воздушный бой с Ме-109, которые пикировали парами и звеньями со всех сторон на наши экипажи. Действуя парами и взаимно – прикрытием вели воздушный бой разрозненно. Группа штурмовиков под прикрытием 4 ЛАГГ-3 ушли на свой аэродром. В воздушном бою участвовали также ЛАГГ-3 с аэродрома Лазаревская, но к воздушному бою над целью опоздали и вели бой по маршруту от цели до Лазаревской.

            В результате сбито самолетов противника: 
            Наши потери 5 ЛАГГ-3 и 3 пилота: ст. сержант ВОРОНЦОВ, сержанты БОРИСОВ и ВАРГАНОВ [В разделе 9-м отчета «Недостатки сопровождения»: «Летчики младший лейтенант РУДЕНКО и сержант МОЛЧАНОВ сбитые в этом воздушном бою и возвратившиеся в полк, сообщили...». [Из таблицы на л. 186: 7) мл. л-т к-р звена Руденко Е. Ф. «Что произошло с экипажем: сбит в воздушном бою вынуждено сел сев. Кубыш на высоте 1036д [видимо, так: д, а не 9, судя по след. записи:] Место (посадка): сев. Кубыш на высоте 1036.д. Легко ранен в голову и ногу. Самолет разбит»; 8) сержант пилот Молчанов В. Н. «Что произошло с экипажем: сбит в воздушном бою выпрыгнул на парашюте. Место (посадка): р-он Георгиевская, Анастасиевская. Легко ранен в руку. Самолет разбит. ]] 

            Потерь штурмовиков не было.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

После ранения Молчанов находился на излечении в составе полка.

Лл. 267–272. Итоги боевой работы 269 иап за ноябрь месяц 1942 года.

«1.

1. ...
2. Полк действовал в районах: Киркорово, Щель сосновая, Перевальный, Гойтх, Шаумян, Лазаревская и по побережью Черного моря от Агоя до Сухуми.

3. Объекты действия: в основном вел воздушный бой с численно превосходящим противником в указанных районах.

2.

1. Базирование полка – Аэродром Адлер с 23.10.42 года.
2. Состав полка – имеется в наличии 5 ЛАГГ-3 и 1 У-2, все самолеты исправны. Всего летчиков в полку 15... [ст. сержант Воронцов и сержант Молчанов на излечении после ранения.]

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В ноябре опять ранение.

10.11.42 года в 16.15 имел место случай, когда 2 Ме-109ф зашли скрытно со стороны моря и из-за пункта Адлер с бреющего полета одним штурмовым заходом зажгли стоящий на старте 1 ЛАГГ-3, пилот сержант МОЛЧАНОВ сидевший в кабине тяжело ранен, самолет сгорел.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Для начала я бы воздержался от преждевременных выводов. Лично я совершенно не уверен, что это самолет Молчанова.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Несколько фото с этого места 2012 года. Правда тогда мы останков не нашли. Хотя и площадь разлета обломков по склону метров на 100. Теперь придется вернуться туда еще раз и поработать более тщательно.

IMGP3012.JPG

DSC06545.JPG

DSC06565.JPG

IMGP3017.JPG

IMGP3020.JPG

IMGP3022.JPG

IMGP3025.jpg

IMGP3028.JPG

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Еще вчера был направлен запрос в ЦАМО об установлении имени летчика. А пока воспользуемся имеющими на руках документами (фонд 35, опись 11258, дело 99 "Отчеты, ведомости, сведения о количественном и качественном состоянии самолетов и моторов 5 ВА",

В Отчета от 13.03.1943 года указано: самолет ЛАГГ-3 № 2742 с мотором М-105ПФ № 4-170 из состава 269 ИАП - боевая потеря.

В Отчете от 01.03.1943 года указано: самолет ЛАГГ-3 № 2742 из состава 269 ИАП не вернулся из боевого задания 26.02.1943.

Всего 269 ИАП за февраль потерял при боевой работе 15 самолетов ЛАГГ-3 и еще два ЛАГГа указано "подлежит списанию".

Возможно в дате 26.02.1943 года ошибка, такое бывает.

Изменено пользователем Жека
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В феврале 269 ИАП потерял 9 пилотов. В том числе по одному 5, 11, 18 и 22 февраля, двоих 14 февраля и троих 23 февраля.

При этом в списке потерянных самолетов от 01.03.1943 есть по одному сбитому самолету от 11, 18 и 22 февраля, два за 14 февраля и 3 за 23 февраля, но нет самолета за 5 февраля. Поэтому логично предположить, что ошибка в дате потери ЛАГГ-3 № 2742 с погибшим летчиком может быть связана именно с потерей 5 февраля. Но, давайте дождемся ответа из ЦАМО.

Что касается летчика Молчанова, погибшего 18 февраля, то этой дате соответствует потерянный ЛАГГ-3 № 2681 с мотором М-105ПФ № 3-2548. К слову сказать и самолет и мотор с такими номерами в Ведомости от 01.02.1943 года числятся как исправны.

Изменено пользователем Жека
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пойдём по списку:

01.02.43 ЛаГГ-3 № 2554  - л-нт Симанович И.Ф, сбит, жив. (найден)

02.02.43 ЛаГГ-3 № 2504 - пока не установлен (м.б. - 2501, что нашли здесь)

03.02. списано 3 ЛаГГ-3 № 2272, 2370, 2723 - пока не установлены лётчики

11.02.43 ЛаГГ-3 № 2713 - ст-на Богомолов Е.М. погиб, упал в море, р-он Геленджика

14.02.43 потеряны 2 ЛаГГ-3 № 2529, 2574, лётчики Чапоров (р-он Мысхако) и Костров (при посадке Геленджик) погибли

18.02.43 ЛаГГ-3  - н.б.з Молчанов В.Н.

21.02.43 ЛаГГ-3 № 2747 - капитан Шатько, погиб катастрофа, умер в марте.

22.02.43 ЛаГГ-3 № 2571 - с-нт Гаврилов О.И. погиб, упал в Цемесскую бухту

23.02.43 потеряны 3 ЛаГГ-3 № 2687, 2688, 2786, Поджары М. (р-он Варениковской) и Муравин А. (рон Крымской) погибли, Махов В. сбит, жив

26.02.43 потеряны 2 ЛаГГ-3 № 2576 и 2742 - с-нт Малышев, ВП коса Бугазского лимана, плен. Соколов Б. ВП на краю аэродрома, жив.

28.02.43 ЛаГГ-3 № 2686 - с-нт Коршун С. сбит, посадил самолёт на аэродром, жив.

 

По ведомости  на 01.03.43 мотор 4-170 проходит как потеря 18.02.43

Здесь же, немного выше идёт ЛаГГ-3 № 2742 как потеря 26.02.43 и ЛаГГ-3 № 2681 как потеря 18.02.43

Вопрос: может быть, напутаны номера самолётов, но мотор указан чётко - потеря 18.02. и если мы знаем, что 26 февраля было потеряно 2 самолёта ЛаГГ-3, один на ВП на косе Бугазского лимана и второй на границе аэродрома Геленджик и оба лётчика живы, то ОТКУДА берётся самолёт ЛаГГ-3 с неизвестным (либо 2742 либо 2681) номером и с мотором 4-170, и ещё с останками лётчика на горе вблизи аэродрома Геленджик???

Изменено пользователем Алекс21
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У меня было две задачи: найти подтверждение номера самолёта и по возможности найти подтверждение гибели лётчика.

Первой не удалось выполнить, вторую - подтвердили.

Теперь ждём ответа с ЦАМО.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В документах конечно путаница: например в Ведомости от 13.03.1943 самолет № 2687 списан с мотором 2545, а в Ведомостях от 01.03.1943 самолет 2687 списан 23.02.1943, а мотор 2545 - 11.02.1943; в Ведомости от 13.03.1943 самолет 2742 списан с мотором 170, а в ведомостях от 01.03.1943, самолет 2742 списан 26.02.1943, а мотор 170 - 18.02.1943; в Ведомости от 13.03.1943 самолет 2747 списан с мотором 3081, а в Ведомостях от 01.03.1943 самолет 2747 списан 21.02.1943, а мотор 3081 - 22.02.1943 и таких неточностей половина списка.

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Хотя, Ведомость от 13.03.1943 заполнена по датам убыли в хронологическом порядке, и самолет 2742 с мотором 170 в списке находится между совпадающими по всем спискам самолет-мотор убылями 14 и 22 февраля. Поэтому версия с Молчановым 18 февраля имеет право на существование, но дождемся ответа из ЦАМО

Изменено пользователем Жека
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 минут назад, Жека сказал:

В документах конечно путаница: например в Ведомости от 13.03.1943 самолет № 2687 списан с мотором 2545, а в Ведомостях от 01.03.1943 самолет 2687 списан 23.02.1943, а мотор 2545 - 11.02.1943; в Ведомости от 13.03.1943 самолет 2742 списан с мотором 170, а в ведомостях от 01.03.1943, самолет 2742 списан 26.02.1943, а мотор 170 - 18.02.1943; в Ведомости от 13.03.1943 самолет 2747 списан с мотором 3081, а в Ведомостях от 01.03.1943 самолет 2747 списан 21.02.1943, а мотор 3081 - 22.02.1943 и таких неточностей половина списка.

 

Точно так!

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Класс!:?только одну поправочку внесу. Судя по фото, найден фрагмент бедренной кости.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 06.06.2024 в 19:48, Алекс21 сказал:

При выходе на чистое место с МП сразу видно Геленджик, аэродром

Т. е. ЛаГГ-3 из 269 иап (№ с-та 2742(?), /№ м-ра М-105 ПФ №4-170) был сбит в р-не видимости аэродрома Геленджик. 

Согласно док-тов, 269 иап перебазировался сюда 12.02.43:

IMG_20240613_130343.jpg

До этого вёл боевую работу с аэродрома Лазаревская (с 10.12.42 по 11.02.43).

Вряд ли ЛаГГ-3 (пилот сержант Феофан Мельников) - потеря 05.02.43 - мог оказаться здесь тогда. Данная версия не убедительна. А поскольку р-ны гибели др. летчиков 269 иап за февраль 43 известны, то остаётся верным один вариант, что здесь 18.02.43 погиб лётчик сержант Молчанов Виктор Николаевич.

P. S.  Возможно также, что с-т, потерянный 05.02.43, не включён в список потерь полка на 01.03.43, т. к. в списке учтены потери только на аэродроме Геленджик, а потери в Лазаревской учтены в др. док-те. 

Изменено пользователем Дочь ветерана ВОВ 863 иап
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В январе 43-го года на аэродроме Геленджик размещался 116 ИАП (30 самолётов И-16 и И-153).

236 ИАД, состоящая из 269, 611, 975 и 977 ИАПов (112 боевых самолётов) размещалась на аэродромах Агой, Лазаревская, Адлер - работали на Краснодарском направлении.

Тем не менее, 16 января на аэродром Геленджик было переброшено звено  4 ЛаГГ-3 из состава 269 ИАП ( ст. л-нт Новиков Г.А., л-нт Махов В.Г., с-нты Костров Н.Г. и Чапоров Г.Б.).

2 февраля при осуществлении воздушной разведки в районе Абинского была обстреляна ЗА пара ЛаГГ-3 из состава 269 ИАП (ст-на Александровский О.П. и с-нт Тормахов Д.Д.) Самолёт ведущего был подбит, лётчики решили идти на ближайший аэродром.

При вынужденной посадке на аэродром Геленджик у ЛаГГ-3 Александровского остановился мотор, самолёт скапотировал, лётчик попал в госпиталь, самолёт был разбит. Сержант Тормахов Д.Д. остался на аэродроме и был включён в группу ст. л-нта Новикова. 

3 февраля 1943 года, за несколько часов до начала десантной операции в Геленджик перелетела 1-я эскадрилья 269 ИАПа ( 9 ЛаГГ-3) и 2-я эскадрилья 611 ИАПа ( 3 И-16).

Сержант Ф.Мельников был сбит в районе Новороссийска 4-го февраля 1943 г. В этот же день был потерян ещё один ЛаГГ-3, в результате воздушного боя на самолёте ст-ны Богомолова Е.М. кончилось горючее и он был вынужден покинуть истребитель на парашюте ( по другим данным - ВП за чертой аэродрома). 

Дальше уже более менее известно.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пришел ответ ИЗ ЦАМО: пилот Молчанов

 

20240625_153850.jpg

Изменено пользователем Жека
4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Жека сказал:

Пришел ответ ИЗ ЦАМО: пилот Молчанов

Надеюсь, в собственно архивной справке есть более явная привязка Молчанова к этому самолету-мотору.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
11 минуту назад, linnet сказал:

Надеюсь, в собственно архивной справке есть более явная привязка Молчанова к этому самолету-мотору.

 

Молчанов.pdf

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу