Опубликовано: 28 апреля (изменено) Приветствую уважаемое сообщество! Просим помощи в установлении экипажа советского бомбардировщика СБ-2-М103 с номером планера 12/92, сбитого в районе д. Мезовичи Осиповичского района Беларуси в 1941 году. Один из лётчиков погиб. Похоронен на местном кладбище как неизвестный. Надпись на обелиске: " Вечная слава неизвестному Герою-Лётчику, погибшему в воздушном бою в 1941 г. " По характеру МП, можно утверждать что самолёт был посажен. По информации местных жителей: летчик был изначально похоронен возле самолёта (экипажем?), а после войны перезахоронен на кладбище д. Мезовичи. Изменено 28 апреля пользователем Uladzimir 3 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 28 апреля К сожалению такие шильды не всегда соответствуют номеру самолета. В вашем случае деталь очень похожа на фрагмент капота, тогда это может быть номером самолета. 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 28 апреля 22 з-д Узкая шильда с буквами П-Л скорее всего номер с-та. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 28 апреля Не факт! Очень часто номера с буквами "П", "Л" с номерами самолёта НЕ СОВПАДАЮТ! 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 28 апреля Поделимся своими наблюдениями касательно проблемы номеров: Бомбардировщик СБ в плане стабильности номеров очень дружелюбный тип самолёта. Довоенный выпуск самолётов, в отличии от военного времени, располагал к довольно высокой культуре производства - время позволяло. Потери СБ на территории Беларуси ещё имели состав и ремонты мирной жизни (немного проблем от "финской"), в отличии от бортов потерянных уже намного позже, когда собирали и ремонтировали СБ из того что оставалось, дабы выпустить на боевую работу такой нужный стране самолёт. Отсюда и разные номера "доноров" и т.п. Пока, на СБ типы номеров разделили для себя на пять типов: 1 "Узкие шильды", они же в производстве - хомуты для разнообразных электрических и воздушных магистралей. Найденные номера на них пока на 100% сходились с планерами. 2 "Прямоугольные шильды", находили на "косынках" лонжеронов крыла. Вот тут всё плохо. Серия сходилась, а вот номер скорее порядковый на сборке. 3 "Номера на дюрале". Часто в углах съёмных элементов. Вид так же полный с разделителем стороны "Л" и "П" - сходились. Кстати, ни разу, не встретили клеймёного лючка. Ни на поверхности, ни на петле, а их найдено довольно много. 4 "Номера на железе", полные в виде серия/номер без букв - сходились. 5 "Номера на железе", неполные в виде одной/двух цифр, один раз три цифры - не сходились (предположения на неполный/сокращённый номер) Если можете поделиться своими наблюдениями - будем благодарны, т.к. тема сложная и другой опыт было бы очень интересно перенять. 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 28 апреля 54 минуты назад, Uladzimir сказал: Пока, на СБ типы номеров разделили для себя на пять типов: 1 "Узкие шильды", они же в производстве - хомуты для разнообразных электрических и воздушных магистралей. Найденные номера на них пока на 100% сходились с планерами. 2 "Прямоугольные шильды", находили на "косынках" лонжеронов крыла. Вот тут всё плохо. Серия сходилась, а вот номер скорее порядковый на сборке. 3 "Номера на дюрале". Часто в углах съёмных элементов. Вид так же полный с разделителем стороны "Л" и "П" - сходились. Кстати, ни разу, не встретили клеймёного лючка. Ни на поверхности, ни на петле, а их найдено довольно много. 4 "Номера на железе", полные в виде серия/номер без букв - сходились. 5 "Номера на железе", неполные в виде одной/двух цифр, один раз три цифры - не сходились (предположения на неполный/сокращённый номер) Отработано 34 места падения СБ. Тоже самое начало войны, основные потери 4-7 июля 1941. Определено: по рисованным номерам 2 по № мотора 7 была одна шильда прямоугольная, не совпало даже близко по № мотора и рисованному номеру 3 по документам, шильде Ф-2 4 на 7 самолетах все шильды мимо. 3 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 28 апреля 56 минут назад, Uladzimir сказал: 1 "Узкие шильды", они же в производстве - хомуты для разнообразных электрических и воздушных магистралей. Найденные номера на них пока на 100% сходились с планерами. 3 "Номера на дюрале". Часто в углах съёмных элементов. Вид так же полный с разделителем стороны "Л" и "П" - сходились. Кстати, ни разу, не встретили клеймёного лючка. Ни на поверхности, ни на петле, а их найдено довольно много. 4 "Номера на железе", полные в виде серия/номер без букв - сходились. Если не трудно покажите примеры этих номеров. А зачем лючки клеймить, они же несъемные. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 апреля 6 часов назад, авиатор сказал: Если не трудно покажите примеры этих номеров. А зачем лючки клеймить, они же несъемные. Добро. Постараюсь сегодня или завтра вечером сделать. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 30 апреля Как обещал. Отработано 15 мест падений СБ (один Ар-2). Диапазон отработаных потерь от 26.06.1941 по 4.07.1941. (Он также увеличивается до середины июля и единичные борта позже. Всё из-за специфики нашего территориального расположения). На 4-х СБ никаких номеров не найдено. На 4-х найдены номера мотора. На одном частично. В установлении помог только один. На одном борту сохранилась краской трафаретная серия и обломанный номер в серии, но на нём также был найден трафарет другой серии! Номера краской не распространены у нас ввиду мизерного колличества подъёмного материала. Потому и железо постоянно идёт в чистку электролизом. Не знаю как разделять фото описанием, потому по порядку пойдут узкие шильды, потом номера на дюрале (на обломке 7Л2хх, а чекан 6-и меньше остальных. Возможно СБ-2-М103 8 сбап), потом на железе, потом обломанная "прямоугольная" на "косынке" (вторую целую не могу быстро найти). Потом отдельным сообщением пример железки, перед 1_ей удар от заклёпки. Фрагмент, возможно обода шасси с номером 137-1х. Кстати, может кто такое набитие встречал? 3 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 30 апреля 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 30 апреля 22 минуты назад, Uladzimir сказал: Как обещал. Отработано 15 мест падений СБ (один Ар-2). Диапазон отработаных потерь от 26.06.1941 по 4.07.1941. (Он также увеличивается до середины июля и единичные борта позже. Всё из-за специфики нашего территориального расположения). На 4-х СБ никаких номеров не найдено. На 4-х найдены номера мотора. На одном частично. В установлении помог только один. На одном борту сохранилась краской трафаретная серия и обломанный номер в серии, но на нём также был найден трафарет другой серии! Номера краской не распространены у нас ввиду мизерного колличества подъёмного материала. Потому и железо постоянно идёт в чистку электролизом. Не знаю как разделять фото описанием, потому по порядку пойдут узкие шильды, потом номера на дюрале (на обломке 7Л2хх, а чекан 6-и меньше остальных. Возможно СБ-2-М103 8 сбап), потом на железе, потом обломанная "прямоугольная" на "косынке" (вторую целую не могу быстро найти). Потом отдельным сообщением пример железки, перед 1_ей удар от заклёпки. Фрагмент, возможно обода шасси с номером 137-1х. Кстати, может кто такое набитие встречал? Спасибо!!! У нас шильды практически не "работают", номер на алюминии попался всего один раз и то мимо. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 30 апреля Первое фото, что за деталь? И какой номер? отсвечивает, не разобрать. Второе фото, какой полный номер самолета? По этому номеру установили или были дубли? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 30 апреля Первое: 319 и ниже 11, плюс пяток клейм ОТК. Второе: 15 5 Оба элемента с одного СБ. Железо часто чистится и одна/две цифры не редкость. Три, в первый раз. Ещё одна особенность: СБ 315/5 числится за 140 сбап и 319/11 тоже. А этот полк имел у нас большие потери. 3 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 30 апреля Спасибо! На железо раньше особо не обращал внимания, буду знать. Да не особо много и железа, но временами попадается. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 мая Помоему такая же деталь найдена, надо будет посмотреть. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 мая Только написал Вам, что на лючках номер не нужен и вчера на месте падения СБ сам нашел лючок с цифрами. Лючок странной формы, явно половина, выкрашен снаружи черной краской. Теперь ломаю голову, что это значит 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 мая Увы, у нас даже такого не было. Ни карандаша/чертилки, ни краски, ни номеров, максимум ОТК. Наиболее логично - "технология" при сборке. Более экстравагантно - последние две цифры серии. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 мая @Uladzimir а как тогда вот этот номер понять 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 мая (изменено) 100% номер агрегата. Довольно частая находка. Штук пять на разных СБ находили. С термостатного клапана маслорадиатора авиамотора (он же 8-дюймовый клапан-термостат типа "Фультон") Стиль всегда одинаков: Трёхзначный - четырёхзначный номер сверху (были с разделителем и без) Дата снизу. Ни с мотором, ни с планером не сходился. Изменено 4 мая пользователем Uladzimir 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах