Линеец

Майкоп. Нужна помощь в определении самолета

14 posts in this topic

Здравствуйте форумчане!   Помогите установить тождественность самолета.

В апреле с.г. проверили информацию одного охотника, который указал на МП самолета ВОВ, в лесном массиве восточнее Майкопа. Нашли это место, воронку заполненную водой и множество фрагментов в юго-восточном направлении от нее. Боеприпасов не найдено. Заклепки остатков фюзеляжа, как мне кажется и к этому склонен ЖЕКА, отличаются от самолетов ВОВ. На найденном лючке фюзеляжа красной краской от руки был нанесен номер «7-04», на другом фрагменте такой же остаток номера «-04». Еще один фрагмент имел четкую цифру «4» нанесенную синим цветом через трафарет в середине какого-то номера. Найдено несколько чекух завода, прилагаю их в фото.   С уважением Линеец.

P30430-122344.jpg

P30430-122414.jpg

P30430-121655.jpg

P30430-121813.jpg

P30430-122038.jpg

P30430-124738.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Добрый день.

Давно меня не было)

Самолёт, скорее всего МиГ-15/17. Очень уж характерная расшивка и клепки.

Красной краской написан скорее всего заводской номер на внутренней части лючков, капотов.

Синей, на фюзеляже где либо, или на отклоняемых плоскостях. Вполне возможно, что номер 7-04... но... там где синей через трафарет, как будто бы после 4 ещё чтото написано. Нужно еще искать номера.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот, для примера. МиГ-15бис

20200411_164645.jpg

20200411_164526.jpg

20200411_165123.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо. Ближе к разгадке. В Майкопском учебном авиаполку после 1955 года были учебные самолеты МиГ-15 бис, а позже до 1972 года и Миг-17. Возможно какой-то из них и разбился. Сделаем еще вылазку на МП.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, Линеец сказал:

Спасибо. Ближе к разгадке. В Майкопском учебном авиаполку после 1955 года были учебные самолеты МиГ-15 бис, а позже до 1972 года и Миг-17. Возможно какой-то из них и разбился. Сделаем еще вылазку на МП.

Учебными МиГ-15бис быть не могут. Были наверное Ути-МиГ-15, помимо всех остальных.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

@Линеец , только что отправил Вам в "Личном сообщении" ссылку для скачивания с "файлообменника" советской "ведомственной" литературы по найденному Вами самолёту УТИ МиГ-15. 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Константин Борисович огромное спасибо, получил техническое описание УТИ МиГ-15.

Коллеги, за эти дни с отрядом отработали близлежащую станицу к МП, нашли очевидца происшествия и другие детали происшествия. В ближайшие дни разложу все по "полочкам" и прошу вашей помощи.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Здравствуйте коллеги! Заранее прошу извинить, что выбрасываю объемную информацию. Беседуя с жителями станицы, находящейся не далеко от МП самолета, нашли тракториста, который был привлечен к эвакуации останков.

 Его пояснение: «…я был прикомандирован к колхозу «Ленина» где работал на тракторе С-100, у него было приспособление лебедкой корчевать из земли корни спиленных деревьев. В декабре 1960 - 1963 годов, к председателю колхоза поступило обращение от военных оказать помощь по извлечению из земли упавшего самолета. На тракторе я поехал из станицы на юг через бывший поселок Шпалорез вверх по балке Гадючка (Глубокая) примерно 8-9 километров. Там было несколько военных машин «Летучек», офицеры и солдаты. Там я пробыл 2 дня и одну ночь, с ними ночевал в летучке. Снег тогда не земле лежал не глубокий, но продолжал идти. От военных я услышал следующую историю:

     - курсант Армавирского летного военного училища на реактивном самолете  Миг-17 «ласточка», выполнял тренировочный полет и пропал. Его искали несколько дней в зоне выполнения полета в районе п. Хаджох, в верховьях реки Белой. Результаты были безуспешны, к тому же в горах выпал глубокий снег.

     Через два – три дня после пропажи самолета, позвонили из х. Грозного Майкопского района и сообщили, что пастух слышал гул какого-то низко пролетевшего самолета и взрыв. Когда военные стали «прочесывать» местность указанную пастухом, обнаружили разбившимся разыскиваемый ими самолет. Перед воронкой самолет снес макушку дерева дуба, под крутым углом врезался в землю. Солдаты копали землю в воронке, а затем то, что вошло в землю, обвязали тросами и я корчевателем поднял вверх, как позже оказалось и турбину самолета, вошедшую в землю до 3-х метров. Тогда я расспрашивал офицера о судьбе летчика, он мне ответил, чтобы я подошел к дереву и посмотрел на то, что осталось.  Возле дерева я увидел груду разорванного мяса и куски окровавленной одежды, это то, что собрали солдаты от погибшего пилота. Офицер говорил, что видимо курсант не выдержал нагрузки, потерял сознание и неуправляемый самолет ушел из своей зоны и упал в этом районе. Слышал, что курсант был родом с Украины, фамилию я не запомнил».

     Следующим действием хотели получить информацию в Майкопском учебном авиационном полку. 709 учебный истребительный авиаполк, в котором выполняли тренировочные полеты курсанты Армавирского ВВАУЛ,  был расформирован в 1992 году. Последователи информацией о предшественниках  не располагают, как в Майкопе, так и Армавире. Музея нет. На территории части находится памятник МиГ-21  посвященный летчикам, не вернувшимся из полета. На 2-х мемориальных плитах фамилии 20 погибших в разное время пилотов. Из них 7 фамилий разбившихся на самолетах МиГ-15 бис и МиГ-17:               

              - 1955год -  МиГ-15 бис - курсант Шкоденко;

- 1958год -  МиГ-15 бис - курсант Макаров;

- 1963год -  МиГ-17 –курсант Литвин;

- 1964год -  МиГ-17 - курсант Левадный;

- 1971год -  МиГ-17 - курсант Дахшукаев;

- 1972год -  МиГ-17  - курсант Осипов. (Награжден орденом Красной Звезды посмертно);

- 1972год -  МиГ-17 – ст. лейтенант Пресняков;

К нашему случаю, исходя из пояснения тракториста, подходят два случая, это курсанты Литвин и Левадный. Фамилия Литвин, ближе к украинской.

Через Совет ветеранов полка, установили ветерана, выпускника АВВАУЛ периода обучения 1960 – 1964 г.г, который пояснил: «В училище он подружился с курсантом Литвин – отличником в учебе, имя и отчество его не помнит. В 1963 - 1964 году, он для прохождения практических полетов остался в Армавирском училище, а Литвин и еще нескольких курсантов откомандировали в Майкопский 709 учебный авиационный полк. Во время тренировочного полета на учебном самолете МиГ-17, Литвин не вернулся из зоны полетов верховья реки Белой – Хаджох. Его искали там несколько дней, в том числе вертолетами. В результате он был найден в другом месте в 10 км. от Майкопа на восток в сторону реки Лаба. Самолет врезался в землю и Литвин погиб.

     В 1966 году он был переведен из Заполярья в Майкоп на должность руководителя полетов в 709 учебный истребительный авиационный полк (709 УИАП) где прослужил до 1980 года. Здесь он встречался с теми сослуживцами, которые принимали участие в работах по извлечению и установлению останков самолета и пилота. С их слов пилота и самолет разнесло в клочья, фрагменты тела  снимали  с деревьев…».

Исходя из вышеизложенного, как вы считаете, нужно обращаться в ЦАМО, для получения заключения комиссии по расследованию факта катастрофы самолета 709 УИАП, на основании имеющихся сведений?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Добрый день.

Зная данные лётчика, полк, можно сделать запрос в архив. По таким данным могут дать справку о происшествии. Нам дают, но не всегда, по номеру самолёта. Именно по реактивной авиации.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

@Линеец , а теперь отправил Вам в "Личном сообщении" ссылку для скачивания с "файлообменника" советской "ведомственной" литературы и по самолёту МиГ-17. 

 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 08.05.2023 в 14:05, Линеец сказал:

Исходя из вышеизложенного, как вы считаете, нужно обращаться в ЦАМО, для получения заключения комиссии по расследованию факта катастрофы самолета 709 УИАП, на основании имеющихся сведений?

Добрый день! Непременно надо делать запрос

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

                                                                                             

Из полета не вернулся

Советская Адыгея №5 от 16.01.2025г.

Майкопский поисковый отряд «Память» Совета ветеранов Адыгеи во главе с его командиром Владимиром Сахно, стараются вернуть погибшим героям имена. «СА» рассказывает об одной из недавних поисковых операций.

      В марте 2023 года, в Майкопский поисковый отряд «Память» поступила информация, что в лесном массиве охотничьего хозяйства «Элота», примерно в 10 километрах от города Майкопа, лежат останки самолета периода Великой Отечественной войны.

 Поиски самолета

     - Появилась надежда, что это останки самолета   Пе-2 № 24/11 из состава 742 ОРАП 5 ВА, который 1 ноября 1942 года в 14.30  вылетел на разведку по маршруту: Андрюковская, Калайджинская, Лабинская, Курганная, Кропоткин, Николаевское, Белореченская, Черниговская, Тверская, Хадыженская, Нефтегорск, Самурская. Самолет с задания не вернулся. Экипаж, в составе капитана Зозуля, капитана Мартынова и старшины Борисова, числятся пропавшими без вести. В процессе проведения архивных исследований, на основании документов Бундесархива, коллегам из «Кубанского плацдарма», удалось установить обстоятельства гибели экипажа. В 14.10 по берлинскому времени, (15.10 по московскому), на высоте 5000 метров самолет был атакован «мессерами» в 25 км восточнее Майкопа. В результате боя Пе-2 был подбит. Оборонительным огнем был сбит Ме-109G-2 №13624 пилота 4/52 JG Uffz Tauchmann, который упал восточнее Майкопа. Самолет разбился, летчик погиб, - рассказывает Владимир Сахно.

     Состоялась встреча с руководителем хозяйства Александром Ярошенко, который подтвердил наличие останков самолета, но принадлежность и обстоятельства катастрофы самолета  ему не известны.

     В начале апреля, когда лесная дорога подсохла, поисковый отряд сделал первый выход к месту катастрофы самолета. Проводником был Александр Солдатенков. На месте катастрофы самолета, которое он нашел безошибочно, по правому берегу балки «Глубокая», отчетливо была видна воронка, залитая водой, от врезавшегося в землю самолета и вокруг множество его фрагментов. Но принадлежность самолета по найденным осколкам сразу определить не удалось.

     Второй выезд к месту происшествия в конце апреля оказался неудачным. Ночью прошел сильный ураган, который повалил на лесную дорогу деревья, распиливая их, было потеряно световое время и отряд смог проехать только несколько километров до балки «Сухая».

 Место катастрофы

     Следующим этапом работы отряда было установление очевидцев из ближайших населенных пунктов. Первым был выезд в станицу Кужорскую, и он оказался удачным, был найден свидетель и участник работ на месте катастрофы самолета.

 - В декабре 1964 года я был прикомандирован к колхозу «Ленина» станицы Кужорской, где работал на тракторе С-100. У трактора было приспособление - лебедкой корчевать из земли корни спиленных деревьев. К председателю колхоза поступило обращение от военных, оказать помощь для извлечения из земли разбившегося самолета. На тракторе я поехал от станицы на юг, через бывший поселок Шпалорез, вверх вдоль   балок «Глубокая» и «Сухая» примерно 8-9 километров. Там было несколько военных машин «летучек», офицеры и солдаты. Пробыл с военными я два дня и одну ночь. Снег продолжал идти, но на земле его  лежало немного. От военных я услышал следующее: курсант Армавирского летного военного училища, на реактивном самолете  Миг-17 «ласточка», выполнял тренировочный полет и пропал. Его искали несколько дней в зоне выполнения полета, в районе п. Хаджох, в верховьях реки Белой. Результаты были безуспешны, к тому же в горах выпало много снега. Через два – три дня после пропажи самолета, позвонили из х. Грозного и сообщили, что пастух слышал гул какого-то низко пролетевшего самолета и затем взрыв. Когда военные стали «прочесывать» местность, указанную пастухом, обнаружили разбившийся разыскиваемый ими самолет. Перед воронкой самолет снес макушку дуба и под крутым углом врезался в землю, - рассказал Владимир Кириллович Ключко, 1938 года рождения.

     По его словам, солдаты копали землю в воронке, а затем то, что вошло в землю, обвязали тросами и он корчевателем поднял вверх, как позже оказалось турбину самолета, вошедшую в землю примерно на три метра.

     -Тогда я спросил офицера о судьбе летчика, он мне сказал, что видимо курсант не выдержал нагрузки, потерял сознание, и неуправляемый самолет ушел из своей зоны и упал в этом районе. Слышал, что погибший  курсант был родом с Украины, фамилию я не запомнил, - поделился очевидец.

     Состоялось еще два выхода поисковиков к  месту катастрофы самолета, были найдены его фрагменты: фюзеляжа, турбины, шасси, технические номера завода, по которым установлена принадлежность советского реактивного самолета  с заводским номером «…10704». Стало понятно, что это не тот самолет.

      - Для прояснения обстоятельств происшествия, состоялся визит в Майкопский военный авиационный полк. Возле контрольно-пропускного пункта установлен памятник «Летчикам, не вернувшимся из полета» – в виде самолета  МиГ-21, с двумя тумбами под ним, на тумбах значатся фамилии погибших в разные времена пилотов 709 учебного истребительного авиационного полка. Один из них курсант Левадный, погибший в 1964 году на самолете  МиГ-17, - отмечает Владимир Сахно.

 Под грифом «Секретно»

     Поисковики побеседовали с председателем Совета ветеранов авиаторов Майкопского авиационного гарнизона Вадимом Константиновичем Мартыновым, он подтвердил, что найденное ими место катастрофы самолета в лесном массиве охотничьего хозяйства «Элота», имело место в истории полка в 1964 году. Оно отражено на одной из тумб памятника погибшим летчикам и курсантам, это катастрофа самолета МиГ-17, в которой погиб курсант Армавирского высшего военного авиационного училища летчиков Левадный.

     Более подробную информацию, о летном происшествии и данных курсанта Левадного, отряду установить не представилось возможным, поскольку 709 УИАП, инициатор и строитель памятника, в 1990-х годах был расформирован. Центральный архив Министерства обороны, куда были переданы документы полка, на запрос о летном происшествии, сослался на секретность данной информации.

     - 60 лет прошло после того, как останки погибшего курсанта Левадного были отправлены на родину и погребены. А город, в своем большинстве видимо и не знал об этом летном происшествии, - делится Владимир Сахно,  командир поискового отряда «Память» Совета ветеранов Адыгеи.

     В этом году мы будем отмечать 80 - летие  Великой Победы. Печально быстро уходят из жизни участники и свидетели тех героических событий 1941-45 годов. И до сих пор в России есть семьи, которые не знают о судьбе своих дедов и прадедов, погибших, защищая Родину. Поэтому  не сидят, сложа руки, участники поискового отряда «Память». Они продолжают поиск самолета, не вернувшегося с задания 1 ноября 1942 года.

 Галина Шевелева.

  Памятник  летчикам, не вернувшимся из полета в г. Майкопе

 

 

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

А про поиски экипажа Пе-2 капитана Козули есть информация? 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Про Пе-2 пока ничего нет. Было 2 информации в Мостовском районе, но это оказались Ли-2 и МиГ-21

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.