Posted May 4, 2023 Здравствуйте форумчане! Помогите установить тождественность самолета. В апреле с.г. проверили информацию одного охотника, который указал на МП самолета ВОВ, в лесном массиве восточнее Майкопа. Нашли это место, воронку заполненную водой и множество фрагментов в юго-восточном направлении от нее. Боеприпасов не найдено. Заклепки остатков фюзеляжа, как мне кажется и к этому склонен ЖЕКА, отличаются от самолетов ВОВ. На найденном лючке фюзеляжа красной краской от руки был нанесен номер «7-04», на другом фрагменте такой же остаток номера «-04». Еще один фрагмент имел четкую цифру «4» нанесенную синим цветом через трафарет в середине какого-то номера. Найдено несколько чекух завода, прилагаю их в фото. С уважением Линеец. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted May 4, 2023 Добрый день. Давно меня не было) Самолёт, скорее всего МиГ-15/17. Очень уж характерная расшивка и клепки. Красной краской написан скорее всего заводской номер на внутренней части лючков, капотов. Синей, на фюзеляже где либо, или на отклоняемых плоскостях. Вполне возможно, что номер 7-04... но... там где синей через трафарет, как будто бы после 4 ещё чтото написано. Нужно еще искать номера. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted May 4, 2023 Вот, для примера. МиГ-15бис 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted May 4, 2023 Спасибо. Ближе к разгадке. В Майкопском учебном авиаполку после 1955 года были учебные самолеты МиГ-15 бис, а позже до 1972 года и Миг-17. Возможно какой-то из них и разбился. Сделаем еще вылазку на МП. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted May 4, 2023 1 час назад, Линеец сказал: Спасибо. Ближе к разгадке. В Майкопском учебном авиаполку после 1955 года были учебные самолеты МиГ-15 бис, а позже до 1972 года и Миг-17. Возможно какой-то из них и разбился. Сделаем еще вылазку на МП. Учебными МиГ-15бис быть не могут. Были наверное Ути-МиГ-15, помимо всех остальных. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted May 4, 2023 @Линеец , только что отправил Вам в "Личном сообщении" ссылку для скачивания с "файлообменника" советской "ведомственной" литературы по найденному Вами самолёту УТИ МиГ-15. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted May 7, 2023 Константин Борисович огромное спасибо, получил техническое описание УТИ МиГ-15. Коллеги, за эти дни с отрядом отработали близлежащую станицу к МП, нашли очевидца происшествия и другие детали происшествия. В ближайшие дни разложу все по "полочкам" и прошу вашей помощи. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted May 8, 2023 Здравствуйте коллеги! Заранее прошу извинить, что выбрасываю объемную информацию. Беседуя с жителями станицы, находящейся не далеко от МП самолета, нашли тракториста, который был привлечен к эвакуации останков. Его пояснение: «…я был прикомандирован к колхозу «Ленина» где работал на тракторе С-100, у него было приспособление лебедкой корчевать из земли корни спиленных деревьев. В декабре 1960 - 1963 годов, к председателю колхоза поступило обращение от военных оказать помощь по извлечению из земли упавшего самолета. На тракторе я поехал из станицы на юг через бывший поселок Шпалорез вверх по балке Гадючка (Глубокая) примерно 8-9 километров. Там было несколько военных машин «Летучек», офицеры и солдаты. Там я пробыл 2 дня и одну ночь, с ними ночевал в летучке. Снег тогда не земле лежал не глубокий, но продолжал идти. От военных я услышал следующую историю: - курсант Армавирского летного военного училища на реактивном самолете Миг-17 «ласточка», выполнял тренировочный полет и пропал. Его искали несколько дней в зоне выполнения полета в районе п. Хаджох, в верховьях реки Белой. Результаты были безуспешны, к тому же в горах выпал глубокий снег. Через два – три дня после пропажи самолета, позвонили из х. Грозного Майкопского района и сообщили, что пастух слышал гул какого-то низко пролетевшего самолета и взрыв. Когда военные стали «прочесывать» местность указанную пастухом, обнаружили разбившимся разыскиваемый ими самолет. Перед воронкой самолет снес макушку дерева дуба, под крутым углом врезался в землю. Солдаты копали землю в воронке, а затем то, что вошло в землю, обвязали тросами и я корчевателем поднял вверх, как позже оказалось и турбину самолета, вошедшую в землю до 3-х метров. Тогда я расспрашивал офицера о судьбе летчика, он мне ответил, чтобы я подошел к дереву и посмотрел на то, что осталось. Возле дерева я увидел груду разорванного мяса и куски окровавленной одежды, это то, что собрали солдаты от погибшего пилота. Офицер говорил, что видимо курсант не выдержал нагрузки, потерял сознание и неуправляемый самолет ушел из своей зоны и упал в этом районе. Слышал, что курсант был родом с Украины, фамилию я не запомнил». Следующим действием хотели получить информацию в Майкопском учебном авиационном полку. 709 учебный истребительный авиаполк, в котором выполняли тренировочные полеты курсанты Армавирского ВВАУЛ, был расформирован в 1992 году. Последователи информацией о предшественниках не располагают, как в Майкопе, так и Армавире. Музея нет. На территории части находится памятник МиГ-21 посвященный летчикам, не вернувшимся из полета. На 2-х мемориальных плитах фамилии 20 погибших в разное время пилотов. Из них 7 фамилий разбившихся на самолетах МиГ-15 бис и МиГ-17: - 1955год - МиГ-15 бис - курсант Шкоденко; - 1958год - МиГ-15 бис - курсант Макаров; - 1963год - МиГ-17 –курсант Литвин; - 1964год - МиГ-17 - курсант Левадный; - 1971год - МиГ-17 - курсант Дахшукаев; - 1972год - МиГ-17 - курсант Осипов. (Награжден орденом Красной Звезды посмертно); - 1972год - МиГ-17 – ст. лейтенант Пресняков; К нашему случаю, исходя из пояснения тракториста, подходят два случая, это курсанты Литвин и Левадный. Фамилия Литвин, ближе к украинской. Через Совет ветеранов полка, установили ветерана, выпускника АВВАУЛ периода обучения 1960 – 1964 г.г, который пояснил: «В училище он подружился с курсантом Литвин – отличником в учебе, имя и отчество его не помнит. В 1963 - 1964 году, он для прохождения практических полетов остался в Армавирском училище, а Литвин и еще нескольких курсантов откомандировали в Майкопский 709 учебный авиационный полк. Во время тренировочного полета на учебном самолете МиГ-17, Литвин не вернулся из зоны полетов верховья реки Белой – Хаджох. Его искали там несколько дней, в том числе вертолетами. В результате он был найден в другом месте в 10 км. от Майкопа на восток в сторону реки Лаба. Самолет врезался в землю и Литвин погиб. В 1966 году он был переведен из Заполярья в Майкоп на должность руководителя полетов в 709 учебный истребительный авиационный полк (709 УИАП) где прослужил до 1980 года. Здесь он встречался с теми сослуживцами, которые принимали участие в работах по извлечению и установлению останков самолета и пилота. С их слов пилота и самолет разнесло в клочья, фрагменты тела снимали с деревьев…». Исходя из вышеизложенного, как вы считаете, нужно обращаться в ЦАМО, для получения заключения комиссии по расследованию факта катастрофы самолета 709 УИАП, на основании имеющихся сведений? 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted May 8, 2023 Добрый день. Зная данные лётчика, полк, можно сделать запрос в архив. По таким данным могут дать справку о происшествии. Нам дают, но не всегда, по номеру самолёта. Именно по реактивной авиации. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted May 8, 2023 @Линеец , а теперь отправил Вам в "Личном сообщении" ссылку для скачивания с "файлообменника" советской "ведомственной" литературы и по самолёту МиГ-17. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted May 9, 2023 В 08.05.2023 в 14:05, Линеец сказал: Исходя из вышеизложенного, как вы считаете, нужно обращаться в ЦАМО, для получения заключения комиссии по расследованию факта катастрофы самолета 709 УИАП, на основании имеющихся сведений? Добрый день! Непременно надо делать запрос 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted January 18 Из полета не вернулся Советская Адыгея №5 от 16.01.2025г. Майкопский поисковый отряд «Память» Совета ветеранов Адыгеи во главе с его командиром Владимиром Сахно, стараются вернуть погибшим героям имена. «СА» рассказывает об одной из недавних поисковых операций. В марте 2023 года, в Майкопский поисковый отряд «Память» поступила информация, что в лесном массиве охотничьего хозяйства «Элота», примерно в 10 километрах от города Майкопа, лежат останки самолета периода Великой Отечественной войны. Поиски самолета - Появилась надежда, что это останки самолета Пе-2 № 24/11 из состава 742 ОРАП 5 ВА, который 1 ноября 1942 года в 14.30 вылетел на разведку по маршруту: Андрюковская, Калайджинская, Лабинская, Курганная, Кропоткин, Николаевское, Белореченская, Черниговская, Тверская, Хадыженская, Нефтегорск, Самурская. Самолет с задания не вернулся. Экипаж, в составе капитана Зозуля, капитана Мартынова и старшины Борисова, числятся пропавшими без вести. В процессе проведения архивных исследований, на основании документов Бундесархива, коллегам из «Кубанского плацдарма», удалось установить обстоятельства гибели экипажа. В 14.10 по берлинскому времени, (15.10 по московскому), на высоте 5000 метров самолет был атакован «мессерами» в 25 км восточнее Майкопа. В результате боя Пе-2 был подбит. Оборонительным огнем был сбит Ме-109G-2 №13624 пилота 4/52 JG Uffz Tauchmann, который упал восточнее Майкопа. Самолет разбился, летчик погиб, - рассказывает Владимир Сахно. Состоялась встреча с руководителем хозяйства Александром Ярошенко, который подтвердил наличие останков самолета, но принадлежность и обстоятельства катастрофы самолета ему не известны. В начале апреля, когда лесная дорога подсохла, поисковый отряд сделал первый выход к месту катастрофы самолета. Проводником был Александр Солдатенков. На месте катастрофы самолета, которое он нашел безошибочно, по правому берегу балки «Глубокая», отчетливо была видна воронка, залитая водой, от врезавшегося в землю самолета и вокруг множество его фрагментов. Но принадлежность самолета по найденным осколкам сразу определить не удалось. Второй выезд к месту происшествия в конце апреля оказался неудачным. Ночью прошел сильный ураган, который повалил на лесную дорогу деревья, распиливая их, было потеряно световое время и отряд смог проехать только несколько километров до балки «Сухая». Место катастрофы Следующим этапом работы отряда было установление очевидцев из ближайших населенных пунктов. Первым был выезд в станицу Кужорскую, и он оказался удачным, был найден свидетель и участник работ на месте катастрофы самолета. - В декабре 1964 года я был прикомандирован к колхозу «Ленина» станицы Кужорской, где работал на тракторе С-100. У трактора было приспособление - лебедкой корчевать из земли корни спиленных деревьев. К председателю колхоза поступило обращение от военных, оказать помощь для извлечения из земли разбившегося самолета. На тракторе я поехал от станицы на юг, через бывший поселок Шпалорез, вверх вдоль балок «Глубокая» и «Сухая» примерно 8-9 километров. Там было несколько военных машин «летучек», офицеры и солдаты. Пробыл с военными я два дня и одну ночь. Снег продолжал идти, но на земле его лежало немного. От военных я услышал следующее: курсант Армавирского летного военного училища, на реактивном самолете Миг-17 «ласточка», выполнял тренировочный полет и пропал. Его искали несколько дней в зоне выполнения полета, в районе п. Хаджох, в верховьях реки Белой. Результаты были безуспешны, к тому же в горах выпало много снега. Через два – три дня после пропажи самолета, позвонили из х. Грозного и сообщили, что пастух слышал гул какого-то низко пролетевшего самолета и затем взрыв. Когда военные стали «прочесывать» местность, указанную пастухом, обнаружили разбившийся разыскиваемый ими самолет. Перед воронкой самолет снес макушку дуба и под крутым углом врезался в землю, - рассказал Владимир Кириллович Ключко, 1938 года рождения. По его словам, солдаты копали землю в воронке, а затем то, что вошло в землю, обвязали тросами и он корчевателем поднял вверх, как позже оказалось турбину самолета, вошедшую в землю примерно на три метра. -Тогда я спросил офицера о судьбе летчика, он мне сказал, что видимо курсант не выдержал нагрузки, потерял сознание, и неуправляемый самолет ушел из своей зоны и упал в этом районе. Слышал, что погибший курсант был родом с Украины, фамилию я не запомнил, - поделился очевидец. Состоялось еще два выхода поисковиков к месту катастрофы самолета, были найдены его фрагменты: фюзеляжа, турбины, шасси, технические номера завода, по которым установлена принадлежность советского реактивного самолета с заводским номером «…10704». Стало понятно, что это не тот самолет. - Для прояснения обстоятельств происшествия, состоялся визит в Майкопский военный авиационный полк. Возле контрольно-пропускного пункта установлен памятник «Летчикам, не вернувшимся из полета» – в виде самолета МиГ-21, с двумя тумбами под ним, на тумбах значатся фамилии погибших в разные времена пилотов 709 учебного истребительного авиационного полка. Один из них курсант Левадный, погибший в 1964 году на самолете МиГ-17, - отмечает Владимир Сахно. Под грифом «Секретно» Поисковики побеседовали с председателем Совета ветеранов авиаторов Майкопского авиационного гарнизона Вадимом Константиновичем Мартыновым, он подтвердил, что найденное ими место катастрофы самолета в лесном массиве охотничьего хозяйства «Элота», имело место в истории полка в 1964 году. Оно отражено на одной из тумб памятника погибшим летчикам и курсантам, это катастрофа самолета МиГ-17, в которой погиб курсант Армавирского высшего военного авиационного училища летчиков Левадный. Более подробную информацию, о летном происшествии и данных курсанта Левадного, отряду установить не представилось возможным, поскольку 709 УИАП, инициатор и строитель памятника, в 1990-х годах был расформирован. Центральный архив Министерства обороны, куда были переданы документы полка, на запрос о летном происшествии, сослался на секретность данной информации. - 60 лет прошло после того, как останки погибшего курсанта Левадного были отправлены на родину и погребены. А город, в своем большинстве видимо и не знал об этом летном происшествии, - делится Владимир Сахно, командир поискового отряда «Память» Совета ветеранов Адыгеи. В этом году мы будем отмечать 80 - летие Великой Победы. Печально быстро уходят из жизни участники и свидетели тех героических событий 1941-45 годов. И до сих пор в России есть семьи, которые не знают о судьбе своих дедов и прадедов, погибших, защищая Родину. Поэтому не сидят, сложа руки, участники поискового отряда «Память». Они продолжают поиск самолета, не вернувшегося с задания 1 ноября 1942 года. Галина Шевелева. Памятник летчикам, не вернувшимся из полета в г. Майкопе 1 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted January 18 А про поиски экипажа Пе-2 капитана Козули есть информация? 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted January 18 Про Пе-2 пока ничего нет. Было 2 информации в Мостовском районе, но это оказались Ли-2 и МиГ-21 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites