Бортстрелок

"Погибли на "Эмках"..."

6 сообщений в этой теме

2023 © К.Б.Стрельбицкий

(Москва, Российская Федерация)

 

 

ПОГИБЛИ НА «ЭМКАХ»…

(ЛЁТЧИКИ, ПОГИБШИЕ В КАТАСТРОФАХ САМОЛЁТОВ «3М»  и «М-4» СОВЕТСКОЙ ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ В 1955 – 1992 ГОДАХ)

 

 

…Ни одна из серийных машин советской Дальней Авиации не вызывала в период своей службы (и не продолжает вызывать до сих пор) столь «разносторонних», неоднозначных оценок, как «Эмка» – стратегический бомбардировщик (а затем – и самолёт-заправщик) «М-4/3М» конструкции В.М.Мясищева. И это понятно: разработанная в самом начале 1950-х годов, «Эмка» стала столь принципиально новой для всего в целом советского военного самолётостроения машиной, что некоторые впервые применённые тогда на ней конструкторские решения оставались своего рода «новациями» ещё и спустя треть века – когда в 1985 – 1986 годах в рядах Дальней Авиации служил автор этих строк. Ему удалось хотя бы немного лично познакомиться с этим самолётом уже на «излёте» и его, и своей собственной службы: когда в 1985 году, по окончании учебного подразделения он был направлен для дальнейшего прохождения службы своей в авиационный гарнизон «Серышево-2» (аэродром Украинка в Амурской области РСФСР), в 73-ю тяжёлую бомбардировочную авиационную дивизию, то это соединение Дальней Авиации как раз только что полностью закончило эксплуатацию «Эмок»; в ходе своего дальнейшего перемещения по службе автор «миновал» «Столицу «Эмок»» – аэродром в городе Энгельс Саратовской области РСФСР (хотя, как выяснится позже, он имел реальную возможность попасть служить именно туда); и только на последнем месте своей службы – на аэродроме 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации в городе Узин (Киевская область УССР) он смог «лично познакомиться» с «Эмками», перегоняемыми туда с других аэродромов Дальней Авиации для последующих здесь их списания и утилизации. При этом лично автора просто поразили тогда применённые на «Эмках» системы как аварийного спасения экипажа, так и его защиты в полёте от оружия массового поражения – в принципе отсутствовавшие на «его» стратегическом бомбардировщике «Ту-95» – военном самолёте тех же «класса» и времени разработки, что и «Эмка». Как в то время, так и впоследствии автор слышал от действующих военных авиаторов и ветеранов Дальней Авиации – как от самих лётчиков «Эмок», так и от обслуживавших их специалистов Инженерно-авиационной службы – только положительные отзывы, а затем – и воспоминания об этих машинах. Несмотря на то, что за годы эксплуатации в различных авиационных катастрофах была потеряна каждая пятая из выпущенных «Эмок» – 25 машин из 127-ми – и при этом погибло больше сотни советских военных лётчиков, самолёт этот не «заслужил» в истории Советских ВВС никакого «отрицательного прозвища» – как вполне сопоставимый с ним по масштабам материальных и человеческих потерь «Ту-22», называемый из-за них не иначе, как «Людоед».

Данная работа автора посвящена памяти всех советских военных (а так же гражданских) лётчиков, погибших в 1955 – 1992 годах, в период освоения и боевой эксплуатации Дальней Авиацией стратегических бомбардировщиков (а затем – самолётов-заправщиков) «М-4/3М» конструкции В.М.Мясищева. В хронологическом порядке этот скорбный список имён выглядит следующим образом:

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

21.03.1955

В результате катастрофы на аэродроме Раменское (Московская область РСФСР) стратегического бомбардировщика «М-4М» (самолёт № 5300609) погиб 1 член его испытательного экипажа:

1. Леонов С.И. – штурман-бортовой оператор.

 

16.06.1955

В результате катастрофы на аэродроме Энгельс (Саратовская область РСФСР) стратегического бомбардировщика «М-4М» (самолёт № 5301013) из состава 1096-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 201-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли 5 членов его экипажа:

1. Ахмедшин Камиль Фарукшевич – капитан, командир кораблин

2. Лазирский А.М. – капитан, старший штурман

3. Баишев Е.П. – старший лейтенант, помощник командира кораблин

4. Дрёмов Н.П. – старший лейтенант, старший бортовой техник

5. Позднеев В.В. – ефрейтор срочной службы, командир огневых установок.

 

22.08.1955

В результате катастрофы на аэродроме Энгельс (Саратовская область РСФСР) стратегического бомбардировщика «М-4М» (самолёт № 5301417) погибли все 7 членов его заводского экипажа:

1. Пронин Илья Николаевич – майор, командир кораблин

2. Коккинаки Валентин Константинович – майор, помощник командира кораблин

3. Васильев В.В. – старший штурман

4. Зайцев А.И. – штурман-бортовой оператор

5. Ковальский Д.Ф. – бортовой механик

5. Петухов К.И. – бортовой радист

7. Ильгисонис Эммануил Львович – ведущий инженер.

 

26.07.1956

В результате катастрофы на аэродроме Энгельс (Саратовская область РСФСР) стратегического бомбардировщика «М-4М» (самолёт № 5300912) из состава 1096-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 201-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли 6 членов его экипажа:

1. Вербицкий Александр Евлампиевич – Герой Советского Союза, полковник, командир полка, командир кораблин

2. Спицын Иван Лукич – подполковник, старший штурман

3. Горчаков Николай Павлович – майор, помощник командира кораблин

4. Елпатов Василий Кузьмич – майор, штурман-бортовой оператор

5. Лежнев Анатолий Иванович – капитан, старший бортовой техник

6. Глебов Иван Николаевич – старший лейтенант, старший воздушный стрелок-радист.

 

23.08.1957

В результате катастрофы в районе озера Эбейты (Омская область РСФСР) стратегического бомбардировщика «М-4М» (самолёт № 5302023) из состава 1096-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 201-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли все 7 членов его экипажа:

1. Астафьев Константин Иннокентьевич – подполковник, старший штурман

2. Афиногенов И.А. – капитан, командир кораблин

3. Ильченко Анатолий Иванович – капитан, старший бортовой техник

4. Прозоров М.И. – капитан, помощник командира кораблин

5. Пашенин С.Б. – старший лейтенант, старший воздушный стрелок-радист

6. Руденко А.И. – лейтенант, штурман-бортовой оператор

7. Бабын Р.И. – ефрейтор срочной службы, командир огневых установок.

 

22.11.1957

В результате катастрофы на аэродроме Энгельс (Саратовская область РСФСР) стратегического бомбардировщика «3М» (самолёт № 6320303) из состава 1230-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 201-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли все 7 членов его экипажа:

1. Шилик Виталий Игнатьевич – майор, командир кораблин

2. Козодаев Леонид Захарович – капитан, старший штурман

3. Салтынский Юрий Михайлович – капитан, помощник командира кораблин

4. Головин Е.А. – старший лейтенант, старший бортовой техник

5. Землянухин Василий Митрофанович – старший лейтенант, штурман-бортовой оператор

6. Глазко Владислав Иванович – лейтенант, старший воздушный стрелок-радист

7. Гагин Пётр Алексеевич – сержант срочной службы, командир огневых установок.

 

18.03.1958

В результате катастрофы на аэродроме Раменское (Московская область РСФСР) стратегического бомбардировщика «М-4М» (самолёт № 6303235) погибли 6 членов его испытательного экипажа:

1. Машковский Степан Филиппович – полковник, командир кораблин

2. Пономарёв Эрик Николаевич – майор, помощник командира кораблин

3. Овчаренко Иван Фёдорович – старший лейтенант, старший штурман

4. Котерев А.Н. – бортовой механик

5. Чижиков Л.Ф. – бортовой радист

6. Казанский Ю.С. – ведущий инженер.

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

12.07.1961

 

В результате катастрофы на аэродроме Энгельс (Саратовская область РСФСР) стратегического бомбардировщика «3М-Д» (самолёт № 0301801) из состава 1230-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 201-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли все 7 членов его экипажа:

1. Орлов Борис Петрович – подполковник, старший штурман

2. Морозов П.Н. – майор, командир кораблин

3. Рыбаков Борис Михайлович – капитан, помощник командира кораблин

4. Скуратов Николай Моисеевич – капитан, старший бортовой техник

5. Черных Алексей Павлович – старший лейтенант, штурман-бортовой оператор

6. Рыбалко Н.И. – лейтенант, старший воздушный стрелок-радист

7. Моряков Николай Васильевич – младший сержант срочной службы, командир огневых установок.

 

 

25.12.1961

 

В результате катастрофы на аэродроме Украинка (Амурская область РСФСР) стратегического бомбардировщика «М-4М» из состава 40-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 73-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли 6 членов его экипажа:

1. Чувашов Дмитрий Михайлович – майор, командир отряда, командир кораблин

2. Абдулкаримов М.Х. – капитан, старший штурман

3. Баринов Василий Михайлович – капитан, помощник командира кораблин 

4. Петров П.С. – старший лейтенант, старший бортовой техник

5. Хрущ А.В. – старший лейтенант, штурман-бортовой оператор

6. Ткачук А. – рядовой срочной службы, старший воздушный стрелок-радист.

Так же при этом погиб 1 член экипажа стратегического бомбардировщика «3М» того же полка:

1. Свешников В.А. – старший сержант сверхсрочной службы, командир огневых установок.

 

 

08.03.1963

 

В результате катастрофы в районе аэродрома Украинка (Амурская область РСФСР) 2 стратегических бомбардировщиков «3М» (столкновение в воздухе) из состава 40-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 73-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли 11 членов их экипажей:

Первый экипаж:

1. Середа Иван Николаевич – подполковник, командир авиационной эскадрилии, командир кораблин

2. Потапкин В.К. – капитан, старший штурман

3. Свистухин Жорес Николаевич – капитан, помощник командира кораблин

4. Анохин В.В. – старший лейтенант, старший бортовой техник

5. Стрекалов В.Е. – старший лейтенант, штурман-бортовой оператор.

Второй экипаж:

1. Гильмитдинов Н.Г. – майор, командир отряда, командир кораблин

2. Маков А.С. – капитан, старший штурман

3. Соболев А.В. – капитан, помощник командира кораблин

4. Ракецкий Н.А. – старший лейтенант, старший бортовой техник

5. Сорин З.Е. – старший лейтенант, старший воздушный стрелок-радист

6. Гайдай В.А. – лейтенант, штурман-бортовой оператор.

 

 

04.05.1965

 

В результате катастрофы в горах Джугджур (Охотское побережье Хабаровского края РСФСР) стратегического бомбардировщика «3М-Д» (самолёт № 301301) из состава 79-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 73-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли все 7 членов его экипажа:

1. Болдинский Василий Иванович – полковник, командир дивизии, в данном полёте исполнявший обязанности командира кораблин

2. Севостьяненко Пётр Иванович – полковник, старший штурман дивизии, в данном полёте исполнявший обязанности штурмана-бортового оператора

3. Лопатин Андрей Яковлевич – подполковник, командир полка, в данном полёте исполнявший обязанности помощника командира кораблин

4. Чепурнаев В.М. – подполковник, старший штурман полка, в данном полёте исполнявший обязанности старшего штурмана кораблин

5. Саньков Василий Лаврентьевич – майор, бортовой техник-инструктор полка, в данном полёте исполнявший обязанности старшего бортового техника кораблин

6. Лысенко И.И. – капитан, начальник Связи эскадрилии, старший воздушный стрелок-радист

7. Дроздов И.А. – старший сержант срочной службы, командир огневых установок.

 

 

Изменено пользователем Бортстрелок
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

25.01.1971

В результате катастрофы на аэродроме Советский (Коми АССР, РСФСР) стратегического бомбардировщика «М-4М» из состава 1230-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 201-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли все 7 членов его экипажа:

1. Бондаренко Владимир Яковлевич – майор, командир отряда, командир кораблин

2. Демченко Николай Сергеевич – капитан, старший штурман

3. Шаров Иван Иванович – капитан, помощник командира кораблин

4. Нурмыев Марс Нурмыевич – капитан, старший бортовой техник

5. Седов Александр Сергеевич – старший лейтенант, штурман-бортовой оператор

6. Щербаков Василий Васильевич – старшина сверхсрочной службы, старший воздушный стрелок-радист

7. Сигарев Владимир Александрович – старший сержант сверхсрочной службы, командир огневых установок.

 

15.04.1972

В результате катастрофы на аэродроме Оленья (Мурманская область РСФСР) самолёта-заправщика «3МС-II» (самолёт № 7300702) из состава 1096-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 201-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли все 7 членов его экипажа:

1. Лыбин Георгий Анатольевич – майор, командир кораблин

2. Давыденко Юрий Семёнович – капитан, помощник командира кораблин

3. Кашкаров Егор Иванович – капитан, старший штурман

4. Корепанов Игорь Сергеевич – капитан, штурман-бортовой оператор

5. Плешачков Анатолий Дмитриевич – капитан, старший бортовой техник

6. Хмелинин Геннадий Николаевич – старший лейтенант, старший воздушный стрелок-радист

7. Бурыкин Пётр Петрович старший сержант сверхсрочной службы, командир огневых установок;

так же вместе с ними погиб находившийся в этом полёте на борту самолёта его старший техник (наземный) капитан Лазирский Андрей Матвеевич.

 

17.09.1974

В результате катастрофы в районе аэродрома Украинка (Амурская область РСФСР) самолёта-заправщика «М-4-II» из состава 40-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 73-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли 2 члена его экипажа:

1. Станиславский Л.Н. – майор, командир кораблин

2. Угланов А.Ф. – рядовой срочной службы, командир огневых установок.

 

13.05.1975

В результате катастрофы в районе аэродрома Энгельс (Саратовская область РСФСР) стратегического бомбардировщика «3МС» (самолёт № 7300403) из состава 1096-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 201-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли 6 членов его экипажа (из них 5 человек – из состава другого, 1230-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка дивизии):

1. Блинков Валентин Иванович – полковник, командир 1230-го полка, в данном полёте – лётчик-инструктор, исполняющий обязанности помощника командира кораблин

2. Крылов Станислав Алфеевич – майор, командир кораблин

3. Фирулёв Виктор Константинович – капитан, старший штурман

4. Серов Евгений Иванович – капитан, старший бортовой техник (из состава 1096-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка дивизии)

5. Черноусов Валентин Михайлович – лейтенант, штурман-бортовой оператор

6. Тараповский Василий Григорьевич – прапорщик, старший воздушный стрелок-радист.

 

08.06.1978

В результате катастрофы в районе аэродроме Украинка (Амурская область РСФСР) стратегического бомбардировщика «3М» из состава 40-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 73-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли 2 члена его экипажа:

1. Хамзин Р.М. – старший лейтенант, старший бортовой техник

2, Харченко А.А. – прапорщик, старший воздушный стрелок-радист.

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

08.08.1984

В результате катастрофы в районе аэродрома Энгельс (Саратовская область РСФСР) стратегического бомбардировщика «3МС» из состава 1096-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 201-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли 5 членов его экипажа:

1. Тухватулин Вил Рахманович – полковник, заместитель начальника Отдела боевой подготовки 37-й воздушной армии Дальней Авиации, в данном полёте исполнявший должность командира кораблин

2. Козионов Виктор Алексеевичмайор, старший штурман

3. Миронов Константин Константиновичкапитан, помощник командира кораблин

4. Шабрин Николай Васильевич – капитан, старший бортовой техник

5. Воротников Александр Васильевич – прапорщик, старший воздушный стрелок-радист.

 

16.05.1992

В результате катастрофы в районе аэродрома Энгельс (Саратовская область РСФСР) 2 самолётов-заправщиков «3МС-II» (№№ 7300505 и 7300605; столкновение в воздухе) из состава 1096-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 201-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли 11 членов их экипажей:

Первый экипаж:

1. Саюк А.М. – майор, командир кораблин

2. Сироткин В.В. – майор, лётчик-инструктор, в данном полёте исполняющий обязанности помощника командира кораблин

3. Киселёв И.О. – майор, старший штурман

4. Довранов Курбанбабай Довранович – капитан, старший бортовой техник

5. Лицов В.Н. – старший лейтенант, штурман бортовой оператор

6. Василенко Л.Н. – прапорщик, старший воздушный стрелок-радист

7. Щербич В.А. – прапорщик, командир огневых установок.

Второй экипаж:

1. Мостовский Александр Фёдорович – капитан, старший штурман

2. Архипенко Г.В. – капитан, старший бортовой техник

3. Ежов Виктор Алексеевич – прапорщик, командир огневых установок

4. Федотов Юрий Владимирович – прапорщик, старший воздушный стрелок-радист.

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кроме того, пока остаются не установлеными полностью данные о следующих известных нам катастрофах самолётов-«эмок» с человеческими жертвами:

 

- в 09.1958 – в результате катастрофы на аэродроме Энгельс (Саратовская область РСФСР) стратегического бомбардировщика «3МС» (самолёт № 6320901) из состава 201-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли члены его экипажа (их общее количество, конкретные ФИО, воинские звания и штатные должности, а так же точная дата катастрофы не установлены),

 

- зимой 1972 года – в результате катастрофы на аэродроме Оленья (Мурманская область РСФСР) самолёта-заправщика «3МС-II» из состава 201-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли все 7 членов его экипажа (их конкретные ФИО и воинские звания, а так же точная дата катастрофы не установлены),

 

- во второй половине 1977 года – в результате катастрофы на аэродроме Хороль (Приморский край РСФСР) самолёта-заправщика «3МС-II» Дальней Авиации погибли 6 членов его экипажа (их конкретные ФИО, воинские звания и штатные должности, а так же точная дата катастрофы не установлены).

 

Так же известно, что 16.10.1986 при аварийной (но без жертв среди членов экипажа) посадке на аэродроме Чаган (Семипалатинская область Казахской ССР) самолёта-заправщика «М-4М» (машина № 4300205) погиб водитель-прожекторист 79-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации рядовой Шарипов.

 

Таким образом, всего в 1955 – 1992 годах в 21 авиационной катастрофе самолётов-«эмок» (при этом было потеряно 25 таких машин, в том числе – М-4М – 9, М-4-II – 1, 3М – 5, 3М-Д – 2, 3МС – 3, 3МС-II – 5) погибло не менее 117 военнослужащих советской Дальней Авиации, а так же 9 гражданских лётчиков, то есть в целом – не менее 126 человек (точное число погибших не может быть здесь указано до тех пор, пока в принципе будет отсутствовать точная информация хотя бы о конкретной цифре погибших в катастрофе самолёта «3МС» в 09.1958).

 

Памятниками этим погибшим советским авиаторам – равно, как и вообще всем «дальникам», служившим на самолётах «3М» и «М-4» – являются ныне 5 сохранённых (из 127 произведённых в 1953 – 1960 годах) «эмок», установленных в различных точках России:

- самолёт-заправщик «М-4М» (машина № 5301518) – как самолёт-памятник на аэродроме Украинка (Амурская область),

- стратегический бомбардировщик «М-4М» (машина № 6302528) – как натурный экспонат «Музейного комплекса военной и гражданской техники УГМК» в городе Верхняя Пышма (Свердловская область),

- стратегический бомбардировщик «М-4М» (машина № 6302831) – как самолёт-памятник на аэродроме Дягилево (Рязанская область),

- самолёт-заправщик «3МС-II» (машина № 7300805) – как натурный экспонат Музея Дальней авиации на аэродроме Энгельс (Саратовская область),

- стратегический бомбардировщик «3М-Д» (машина № 0301804) – как натурный экспонат Центрального музея Военно-воздушных сил в посёлке Монино (Московская область).

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу