Взвод

И-16 тип 5 № 521855. Глазов В.Н. Безгачево Зубцовский район

37 сообщений в этой теме

Добрый день. Данное МП нами отработано. И-16 оказался фактически "верховым" и скорее всего растащенным. До ближайшей деревни порядка 800 метров... Фрагментов очень мало и практически все они представлены на фото в теме выше.

Данный самолет и летчик, летавший на нем установлены, благодаря работе моих товарищей и полной отработке боевых действий и потерь 728 ИАПа в августе 1942 года Михайлюком Игорем (Дьяк) в ЦАМО РФ, за что ему отдельное СПАСИБО!

Останки летчика на МП не обнаружены. Недалеко от МП найдена бронеспинка.

На данном И-16  не вернулся с боевого задания из района Горшково 23 августа 1942 года Глазов Виктор Николаевич, 1921 г.р., сержант, пилот 728-го истребительного авиационного полка. Найти останки Глазова, думаю, будет проблематично, так как самолет упал в место расположение артполка. Еще, конечно, попробуем поискать... А пока, считаю, можно дать старт поиску родни летчика! 


 

 

00000160.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Доброй ночи.

Несмотря на то, что пилота на данном МП найти не удалось, родственников найти получилось!!!

 

И так по порядку.

По документам 728 иап в ЦАМО РФ установлено, что 23 августа 1942 года с боевого задания не вернулись И-16 тип 5 № 521855 и тип 17 № 17215.

Проанализировав архивные документы о боевой работе 728 иап, мы смогли прийти к однозначному выводу, что найденным нами истребителем управлял сержант Виктор Николаевич Глазов!

Из оперативной сводки 256 иад за 23 августа 1942 года - «…в период 07.37 – 08.16 шестерка И-16, старший группы – Баранов (Баранов Михаил Семенович, впоследствии Герой Советского Союза), прикрывала переправу через р. Волга в районе Горшково. В 07.47 на высоте 1500 м. вели воздушный бой с 18 Ме-109. В результате боя, предположительно, сбит Ме-109 в районе между Юшнево и Заревино, падение самолета не наблюдали из-за ведения воздушного боя. Не вернулись с боевого задания – старший сержант Ерохин и сержант Глазов. По наблюдению экипажей, самолет Глазова загорелся в воздухе и, предположительно, сгорел, судьбу второго экипажа из-за ведения воздушного боя не наблюдали».

В журнале боевых действий 3 Воздушной Армии детали этого боя описан несколько иначе - «…7.37-8.16, 6 И-16 прикрывали переправу в Горшково. В 7.47 в районе Вороново – Голышкино с Н 1500 м. со стороны солнца был атакован ведущий 2 Ме-109, последующие атаки четверками и парами, всего до 18 Ме-109Ф. Предположительно, сбит 1 Ме-109Ф в районе Юшнево – Заревино.

1 И-16 зажжен – Ерохин.

1 И-16 - Глазов с задания не вернулся, причина не известна».

Из журнала боевых действий 3 ВА

Спустя несколько дней в 256 иад поступили сведения о том, что самолет старшего сержанта Ерохина упал в полосе 246 стрелковой дивизии в районе Харино, пилот погиб.

Таким образом, завязавшийся в районе Вороново – Голышкино, где вышедшими на левый берег Волги частями 29 Армии Калининского фронта предпринимались попытки форсирования ее и захвата плацдармов на правом берегу, воздушный бой постепенно сместился к северо-востоку. Там и были сбиты И-16 сержанта Глазова и старшего сержанта Ерохина.

О погибшем летчике 728 иап сержанте Глазове известно совсем немного. Родился он в 1921 году в городе Туле. Окончил 7 классов. Член ВЛКСМ с 1938 года. В 1939 году Тульским облвоенкоматом призван в ряды Красной Армии, окончил Краснодарскую военную школу пилотов, готовившую летчиков истребителей И-16, 20 декабря 1941 года присвоено звание «сержант».

По данным переписи личного состава, 20 июля 1942 года находился в составе 5 учебно-тренировочного полка 3 Воздушной Армии. Отец – Глазов Николай Константинович, проживал по адресу: г. Тула, ул. Галкина, д. 89.

Получившая последнее письмо от сына в августе 1942 года мать – Глазова Анастасия Васильевна, в 1950 году проживавшая в городе Подольске Московской области, обращалась с заявление о его розыске. Интересно, что жила она в то время в д. 42 по ул. Кирова, в непосредственной близости от места расположения ныне ЦАМО РФ.

Зачищая место падения истребителя И-16 в августе 2022 г., мы попытались воссоздать механизм разрушения самолета при падении.

Оказалось, что фрагментарные обломки И-16 не смогли значительно углубиться в грунт.

По архивным данным, с 22 августа 1942 года в этом районе располагались позиции 1 дивизиона 108 армейского артиллерийского полка, вооруженного 122-мм пушками А-19 на механизированной тяге в виде тракторов ЧТЗ-65. Действительно, траки гусениц именно от такого трактора попадались нам во время поисков места падения. Очевидно, то, что осталось от самолета, включая его мотор, было извлечено из воронки артиллеристами.

При обследовании прилегающей территории на возвышенности, примерно в 50 метрах к северу от места падения самолета, далеко за пределами «веера» разброса его обломков, в заплывшей воронке обнаружили бронеспинку с отколотым правым нижним краем. Мы предполагали, что под ней мог быть захоронен летчик, но наши надежды не оправдались. Под бронеспинкой оказались остатки горелых досок и глина, спекшаяся до состояния керамики. Бронеспинка явно использовалась бойцами в качестве импровизированной печки для обогрева…

Неподалеку - скопление полностью сгнивших патронов к пулемету ШКАС в металлических лентах, детали приборов, часть диска колеса основного шасси И-16.

Признаков возможного захоронения останков пилота и элементов парашютной системы нам так и не удалось найти.

В архивных документах 108 аап, на которые мы возлагали большие надежды, никаких сведений об упавшем на позиции полка советском истребителе не оказалось.

Так или иначе, есть все основания утверждать, что место гибели молодого летчика-истребителя сержанта Глазова, сбитого в неравном воздушном бою, установлено!

К поиску родственников погибшего летчика подключились наши коллеги из поискового отряда «Пионер» и других отрядов, из Тулы и Подольска, Подольская региональная телекомпания «Кварц» и участники социальных сетей. Несколько недель поисков прошло безрезультатно и вдруг, буквально в один день на нас вышли представители сразу двух «ветвей» родственников пилота Глазова!

Установлена связь с двумя племянницами летчика Глазова В.Н., которые проживают в Московской области.

Вот что смогли рассказать нам они о погибшем восемьдесят лет пилоте:

В семье жителей Тулы Глазовых – Николая Константиновича и Анастасии Стефановны (а не Васильевны, как ошибочно указано в запросе Подольского РВК) было трое детей - сыновья Николай, 1918 года рождения, Виктор, 1921 года рождения, и дочь Анна. Николай прошел всю Великую Отечественную в артиллерии, закончил ее в звании сержанта и прожил долгую жизнь, а от Виктора пришло только несколько писем с фронта с нарисованными на солдатских треугольниках самолетиками…

После войны семья несколько раз переезжала, жила и в Подольске на улице Кирова, д. 42, при переездах письма Виктора были утрачены…

Сохранилось только два его фото. На одном – курсант летной школы Глазов. На втором – он в военной форме на улице южного города с девушкой.

Наша команда «Огненное небо Зубцова» благодарна всем тем, кто так или иначе помогал нам в проведении работ на месте падения, получении архивных данных и поиске родственников павшего воина. Спасибо вам, друзья!

Бронеспинка.jpg

Глазов В.Н.jpg

Опер сводка Глазов Ерохин.jpg

УПК Глазов 2.jpg

УПК Глазов.jpg

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Добрый день.

22 октября 2022 г. коллективом общественного проекта "Огненное небо Зубцова" и мемориально-исследовательской группы "Прерванный полет" на месте падения истребителя И-16 установлен памятный знак.

В данном мероприятии приняли участие родственники брата летчика Глазова В.Н.: одна из трех племянниц летчика, ее дочь с мужем и внучка брата летчика.

1666596100893.jpg

1666596100915.jpg

1666596100960.jpg

1666596101046.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу