Сергей Сергеев

Харрикейн Кувшиновский район

80 сообщений в этой теме

@Дочь ветерана ВОВ 863 иап спасибо за информацию и интерес к теме. 

1 час назад, Дочь ветерана ВОВ 863 иап сказал:

Выскажу свое мнение:

I) поскольку обнаружена петлица лётчика в звании сержанта, то это потеря 42  или самого начала 43 г, т. к. с января 43 петлицы были заменены погонами;

II) если взять за основу сообщение Пеновского, что Харрикейн № с-та 101/№ м-ра 56419 поступил в 926 иап 106 иад ВВС ЗапФ ПВО 31.10.42, то тогда точно это потеря ноября 42 г  - одна из 5 потерь дивизии в этом м-це. В последующие м-цы: декабрь 42, январь 43, февраль 43, апрель 43 дивизия потерь не имела (март не указан). Весь этот период 926 полк был в составе 106 иад. 

 

 

 

 

Добавлю, есть еще версия (не моя), что петлицу летчик мог хранить как память (об окончании училища либо при смене на погоны).

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Неоднократно поднимали по лету-осени 1943 года бойцов с хранящимися в портмоне петлицами.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 20.03.2022 в 23:49, AgafonovE сказал:

@Сергей Сергеев петлица одна была? найдена с останками или нет?

Петлицу нашли одну. Останков много, но все они фрагментированные (переломанные) и вперемешку с фрагментами самолета, поэтому откуда она (была на гимнастерке или лежала в кармане) определить сложно.

Изменено пользователем Сергей Сергеев
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
15 часов назад, Сергей Сергеев сказал:

Петлицу нашли одну. Останков много, но все они фрагментированные и вперемешку с фрагментами самолета, поэтому откуда она (была на гимнастерке или лежала в кармане) определить сложно.

А самолёт ранее уже кем то копался?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
10 минут назад, СЗЦР сказал:

А самолёт ранее уже кем то копался?

Скорее всего, да. Но очень давно.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 22.03.2022 в 00:44, Сергей Сергеев сказал:

Скорее всего, да. Но очень давно.

По легенде местных жителей копали воронку их "деды" в конце 1940-х под эгидой военкома, если и был тогда установлен пилот, то сведения позже были утрачены. То, что лежало сверху стащили в сторону ещё раньше, так как было пахотное поле.

По факту фрагментированные останки пилота в процессе работ встречались с самого верху, а на глубине 2-х метров лежали куски бруса 200 (он есть на одном из фото выше) и глыба в центнер. Борта воронки во всех направлениях и дно ниже 2-х метров остались в целиках. Видимо тогда узко взялись копать по центроплану и не смогли расшириться, плюс скорее всего вода и специфичные условия на дне раскопа. Тогда явно разобрали центроплан, стойки шасси (остались куски одной стойки и одного колеса), бронеспинку и т.д. Основное ядро винт, размолотый двигатель с моторамой, бензобаки вперемешку с частью кабины с многочисленными останками пилота - все это было не тронуто предыдущими раскопками. Также ранее не вскрывали борта вокруг воронки - место удара консолей было не тронуто и все вбито в грунт (например, трубка Пито и кусок панели с номером самолета "101" подняты на краю воронки с единого горизонта горелика над материком примерно с глубины в метр в месте удара левого крыла).

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
17 часов назад, kirche сказал:

По легенде местных жителей копали воронку их "деды" в конце 1940-х под эгидой военкома, если и был тогда установлен пилот, то сведения позже были утрачены. То, что лежало сверху стащили в сторону ещё раньше, так как было пахотное поле.

По факту фрагментированные останки пилота в процессе работ встречались с самого верху, а на глубине 2-х метров лежали куски бруса 200 (он есть на одном из фото выше) и глыба в центнер. Борта воронки во всех направлениях и дно ниже 2-х метров остались в целиках. Видимо тогда узко взялись копать по центроплану и не смогли расшириться, плюс скорее всего вода и специфичные условия на дне раскопа. Тогда явно разобрали центроплан, стойки шасси (остались куски одной стойки и одного колеса), бронеспинку и т.д. Основное ядро винт, размолотый двигатель с моторамой, бензобаки вперемешку с частью кабины с многочисленными останками пилота - все это было не тронуто предыдущими раскопками. Также ранее не вскрывали борта вокруг воронки - место удара консолей было не тронуто и все вбито в грунт (например, трубка Пито и кусок панели с номером самолета "101" подняты на краю воронки с единого горизонта горелика над материком примерно с глубины в метр в месте удара левого крыла).

Добавлю: нашелся свидетель. Он помнит, что была весна 1943г..Началась пахота. Самолет уже лежал, было обгорелое место. Место это местные называли Хорловская горка (д.Хорлово).            Его отец связывал падение самолета с наступлением на Ржев или с  освобождением Ржева.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 часов назад, Сергей Сергеев сказал:

Добавлю: нашелся свидетель. Он помнит, что была весна 1943г..Началась пахота. Самолет уже лежал, было обгорелое место. Место это местные называли Хорловская горка (д.Хорлово).            Его отец связывал падение самолета с наступлением на Ржев или с  освобождением Ржева.

Где Ржев, где Кувшиново. Скорее всего катастрофа. Полк в ПВО считался самым слабым, боевое задание не выполнял. 

Изменено пользователем пеновский
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Доброго дня, коллеги.
Как раз к 9 мая радостное событие - удалось установить этого летчика.

Фамилия летчика - ХРУЩЁВ !!!

Как писали выше, по обломкам мы поняли, что найден самолет BX-101 с мотором 56419, когда и куда он поступил в СССР, а с подачи Тараса (Пеновского) и номер 926 ИАП ПВО.

По трем разным документам в материалах 926 ИАП нашелся данный самолет с данным номером мотора.

в аварийном акте о катастрофе самолета №101 и акте на списание материальной части указано, что летное происшествие произошло 28 октября 1942 года.

В тот день пилот 1-ой авиаэскадрильи сержант Виктор Николаевич Хрущёв вылетел на боевое задание с целью перехвата разведчика противника вместе с командиром эскадрильи лейтенантом Павлом Григорьевичем Трусовым. «В районе города Торжок на высоте 5000 метров летчик Хрущёв потерял сознание, с высоты 5000 метров вошёл в отвесное пикирование и с работающим мотором врезался в землю, в результате чего самолёт разбит, лётчик убит».

По архивным документам значится, что сержант Хрущёв Виктор Николаевич, 1923 года рождения, пилот-инструктор Черниговской военно-авиационной школы, пропал без вести в октябре 1942 года. Родственники – отец Хрущёв Н.Ф., г. Москва, ул. Б. Почтовая, д.4, кв.4.

Спасибо Тарасу Тарасову и Сергею Пширкову за помощь в идентификации пилота.
По завершении работ и поиска родни будет проведено торжественное захоронение.

9

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В тему - отсюда - https://vk.com/rfpoisk?w=wall-59603073_49529 :

"В Тверской области найден самолет «Харрикейн» погибшего лётчика Хрущёва

В середине марта этого года в Кувшиновском районе поисковиками Тверского регионального отделения «Поискового Движения России» и Центра Современной Истории проводились раскопки на месте падения истребителя «Харрикейн». Из глубокой воронки удалось извлечь многочисленные обломки крыльев, центроплана и авиационного двигателя. Вместе с обломками самолета найдены останки советского летчика и его парашют. По обрывкам гимнастерки с петлицей было установлено звание погибшего - сержант.

Главное, что на обломках самолета поисковикам удалось найти заводской номер истребителя - 101 и номер мотора - 56419. По базе данных, созданной на основе архивных материалов, было установлено, что этот самолет Хоукер «Харрикейн» поступил в СССР по программе Ленд-Лиз с караваном PQ-18 в сентябре 1942 года и был отправлен в адрес Главного Управления ПВО не позднее 5 октября 1942 года.

Благодаря совместной работе поисковиков и историков военной авиации (С. Пширков, Т. Тарасов) в Центральном архиве Министерства обороны удалось найти документы о судьбе этого самолета и его пилота в фондах 926-го истребительного авиаполка ПВО. Данный самолет значится зачисленным в 926 истребительный авиационный полк после прибытия с завода. В аварийном акте о катастрофе самолета №101 и акте на списание материальной части указано, что летное происшествие произошло 28 октября 1942 года.

В тот день пилот 1-ой авиаэскадрильи сержант Виктор Николаевич Хрущёв вылетел на боевое задание с целью перехвата разведчика противника вместе с командиром эскадрильи лейтенантом Павлом Григорьевичем Трусовым. В районе города Торжок на высоте 5000 метров летчик Хрущёв потерял сознание, с высоты 5000 метров вошёл в отвесное пикирование и с работающим мотором врезался в землю, в результате чего самолёт разбит, лётчик убит.

По архивным документам значится, что сержант Хрущёв Виктор Николаевич, 1923 года рождения, пилот-инструктор Черниговской военно-авиационной школы, пропал без вести в октябре 1942 года. Родственники - отец Хрущёв Н. Ф., из Москвы, ул. Б. Почтовая. На воинских мемориалах Кувшиновского района данных о захоронении сержанта Хрущева не обнаружено.

Торжественное захоронение останков сержанта Хрущева запланировано после завершения работ и поиска его родственников".

По приведённой ссылке см.фото с подъёма. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

https://vesti-tver.ru/dailynews/v-tverskoy-oblasti-v-posledniy-put-provodili-lyetchika-propavshego-bez-vesti-80-let-nazad/

В Кувшинове в последний путь со всеми почестями проводили боевого летчика, участника великой Отечественной войны Виктора Николаевича Хрущева. 80 лет он числился без вести пропавшим. Но благодаря участникам поисковой экспедиции этой весной стали известны подробности его последнего боевого вылета.

Искорёженные, потемневшие фрагменты металла прочно засели в глине. Перемолотая мозаика - всё, что осталось от британского Харрикейна.

Виктор Макаров, председатель СПО «Земляки»: «Формат ямы, видите, она немножко эллипсом. И выброс был сюда, в основном. Мы стали понимать, что это именно то место падения, и он пошёл глубже. Учитывая то, что здесь глина и большие камни, и с такой высоты калевал раскололся на три части и мелкие осколки. Двигатель в мелочь, цилиндры».

На перехват вражеского разведчика 19-летний пилот 1-ой авиаэскадрильи Виктор Хрущёв вылетел 28 октября 1942-го. На одноместном британском истребителе с аэродрома в нескольких километрах от Торжка. Но завершить боевое задание сержанту было, увы, не суждено.

Спустя несколько минут в воздухе, в небе над Торжком, лётчик внезапно теряет сознание, самолёт в отвесном пике устремляется вниз с высоты пяти тысяч метров. Он протянул ещё 30 километров и упал здесь, уже под Кувшиново, в районе деревни Попово. Мотор, говорят поисковики, продолжал работать даже в земле, самолёт зарывался всё глубже.

Часть деталей опустилась на пять метров под землю, найти тогда не смогли. Пропавшим без вести в архивных документах Виктор Хрущёв значился целых 80 лет, вплоть до этого марта. Но его последний бой хорошо запомнили жители деревни.

Александр Фролков, глава Прямухинского сельского поселения: «В тот день ребята бегали, это было среди бела дня. И высоко шёл самолёт, звук был слышен самолёта горящего. И все потом побежали, вся деревня сюда. В бане нужны камни, каменица. Собирал камни. Когда увидел, что здесь низина, спросил: что это? Самолёт упал. Ну так в памяти залегло и осталось».

По заводскому номеру самолёта и номеру мотора восстановили хронологию событий 80-летней давности. Теперь место завершения последнего боя Виктора Николаевича Хрущёва обозначено бетонной плитой с фрагментами самолёта.

А самого бойца со всеми почестями проводили в последний путь. Вечный покой он обрёл в Кувшинове, вместе с сотнями других защитников Родины.

Сергей Сергеев, командир Тверского поискового отряда «Исток»: «Идёт работа по поиску родственников. Но так как Хрущёв Виктор Николаевич из Москвы, сложно найти родственников. Да и дома, где жил, уже нет».

Согласно архивным записям, у Виктора Хрущёва был всего один близкий родственник - его отец. Но поисковики не сдаются и обещают вернуть героя не только в историю, но и в семью.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В тему - отсюда - https://vk.com/rfpoisk?w=wall-59603073_50306 :

"В Кувшиново придали земле останки военного летчика Виктора Хрущева

Фрагменты британского одноместного истребителя времён Второй мировой войны Hurricane, поставлявшегося в СССР по ленд-лизу, кувшиновские поисковики (поисковый отряд «Земляки») нашли нынешней весной. Были установлены – заводские номера машины и мотора.

В работах принимали участие представители сводного поискового отряда Тверского регионального отделения «Поискового движения России» и «Центра Современной Истории» (город Москва).
- Ситуация кардинально изменилась в тот момент, когда среди фрагментов самолета стали попадаться фрагментированные останки пилота, - говорит руководитель работ, командир поискового отряда «Земляки» (город Кувшиново) Виктор Макаров.

После завершения подъема всех фрагментов самолета и кропотливой работы в архивах, специалисты «Центра Современной Истории» нашли свидетельства того, что обнаруженный самолет пилотировал пилот-инструктор сержант Виктор Николаевич Хрущев, 1923 года рождения. Он закончил Черниговскую военно-авиационную школу. Из документов 926 истребительного авиаполка, которые сохранились в Министерстве обороны РФ, 28 октября 1942 года Сержант Хрущев вылетел в район города Торжок на перехват самолета-разведчика противника. С этого задания военлёт Хрущев не вернулся и до весны этого года считался пропавшим без вести.

Со всеми воинскими почестями останки пилота-инструктора Виктора Николаевича Хрущева похоронили в братской могиле номер один, в городе Кувшиново. А между деревнями Попово и Хорлово, Прямухинского сельского поселения Кувшиновского района, рядом с местом падения самолета будет установлен памятный знак погибшему «Воздушному рабочему войны».".

По ссылке см. фотографии с церемонии

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу