Бортстрелок

Найденные самолёты и "поднятые" лётчики (информация из Сети)

296 сообщений в этой теме

Уважаемые коллеги!

В этой теме форума уже неоднократно упоминались результаты работ авиапоисковиков в рамках проекта "Небо Родины", поэтому выложу следующую информацию именно здесь.

В данный момент в Москве проходит организационное собрание поисковиков, съехавшихся со всей России, а так же из стран "Ближнего Зарубежья" на очередную ежегодную конференцию "Судьба солдата". Она пройдёт завтра и послезавтра, 25 и 26.11.2022 в помещении Общественной палаты РФ.

Проект "Небо Родины" будет иметь на ней значительное представительство - в программе конференции запланированы следующие выступления авиапоисковиков:

- ПРОКОФЬЕВ Илья Геннадьевич, Управляющий делами Региональной общественной молодежной организации "Объединение "Отечество" РТ

Развитие проекта Поискового движения России «Небо Родины»: история становления, организация проведения, итоги

 

Республика Татарстан, г. Казань 

- БАНДУРА Артем Николаевич, Председатель регионального отделения ООД "Поисковое движение России" в Сахалинской области

Авиационный поиск на территории Сахалинской области

 

Сахалинская область

- КАСМЫНИН Григорий Афанасьевич, учитель, руководитель поискового клуба МКОУ СОШ №6 с. Гофицкого Петровского городского округа Ставропольского края

Поиск мест захоронения, установление фронтовой судьбы и увековечение памяти ранее не известных погибших летчиков на территории Орджоникидзевского (Ставропольского) края. Исследование посвящено 80-летию Битвы за Кавказ.

 

Ставропольский край

- КОМОГОРЦЕВА Светлана Витальевна, командир поискового отряда "Разведчики Воинской Славы"

Результаты поисковой работы на месте падения ПЕ-2 у д. Матейково

 

Республика Беларусь, г. Новополоцк

- КУФЕНКО Дмитрий Валентинович, Председатель правления ВРОО ПИО "Уран"

Авиапоиск в Волгоградской области

 

Волгоградская область

- ПАВЛОВИЧ Георгий Андреевич, «Возвращенные имена» (г. Брест)

Судьба стрелка-радиста мл. сержанта Шмыгова П.А.

 

Республика Беларусь, г. Брест 

ПУЩИН Федор Вадимович, научный сотрудник Наро-Фоминский историко-краеведческий музей

Нет неизвестных летчиков. Возвращение из последнего полета летчиков-истребителей -защитников Неба Москвы из состава 6-го ИАК ПВО

 

Московская область

- САПОЖНИКОВ Аркадий Николаевич, Поисковик РО ООД "Поисковое движение России в Псковской области

Деятельность поискового отряда «Поиск 97» по подъему самолета из Кокшинского болота

 

Псковская область

СМИРНОВ Валерий Фёдорович, Руководитель проектов ТООО «Тверичи»

Взаимодействие общественных поисковых объединений в рамках Всероссийского проекта ООД «Поисковое движение России» «Небо Родины» (Авиакатастрофа самолёта ПС-84)

 

Тверская область

- СТРЕЛЬБИЦКИЙ Константин Борисович, 

История семинаров-практикумов "Небо Родины" (2016 - 2022 годы)

 

г. Москва

- ФЕДОСОВ Дмитрий Григорьевич, Директор Московского городского поискового центра

Экспедиции в рамках проекта Небо Родины в Зубцовском и Бельском районах Тверской области

 

Москва

- ШИПИЛОВ Александр Геннадьевич, Учитель, Командир поискового отряда "Подвиг" ГБОУ СОШ 1 'Образовательный центр" с. Сергиевск им. Героя Советского Союза П.М. Ганюшина

Особенности авиапоиска в тыловых регионах

 

Самарская область

- ШУМИЛОВ Евгений Георгиевич, Преподаватель. Чебоксарский электромеханический колледж

Из опыта работы поискового объединения "Алые маки" по выяснению судеб летных экипажей союзных авиазаводов, запасных и маршевых авиаполков и авиашкол, погибших в период Великой Отечественной войны на территории Чувашии

 

Чувашская Республика

 

С уважением - К.Б.Стрельбицкий  

Изменено пользователем Бортстрелок
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
12 часа назад, Бортстрелок сказал:

... ПАВЛОВИЧ Георгий Андреевич, «Возвращенные имена» (г. Брест)

Судьба стрелка-радиста мл. сержанта Шмыгова П.А.

Республика Беларусь, г. Брест 

А какое отношение "Возвращенные имена" имеют к Шмыгову?

Подъем самолета производил "Авиапоиск-Брест". Вся информация есть на официальном сайте отряда.

Командир отряда не давал Павловичу полномочий, чтобы отчитываться за работу отряда.

Сам Павлович на раскопе был в качестве привлеченного волонтёра. Не более.

Уровень - ниже плинтуса.

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мужества не хватило назвать инициаторов подъёма. Но чужие фото позаимствовали...

Плагиат с трибуны Общественной Палаты РФ.

Изменено пользователем Дьяк
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте, я Павлович Георгий. Да действительно сделал доклад без разрешения командира отряда, и отряд "Возвращенные имена" не имеет никакого отношения к подъёму.  Но в моих действиях не было никакого умысла. Во время доклада я имел ввиду отряд Авиапоиск-Брест. Выступал 1 раз, доклад делал сам, с сайта Авиапоиск-Брест. Все сказанное мной было с сайта отряда именно по этому название отряда никак не фигурировало в докладе. И по своей  не опытности, никак не указал отряд. Не оценил всю степень серьезности конференции. Я приношу свои извинения командиру отряда "Авиапоиск-Брест",  Владимиру Бухте за то что вышла такая ситуация. И хочу сказать спасибо всем кто мне указал на мою ошибку, больше такое не повторится! А так же хочу сказать спасибо всем людям кто занимается этим благородным делом!!!

Изменено пользователем George612
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@George612 , Уважаемый Георгий!

С сообщением своим на конференции Вы выступили хорошо, компьютерной презентацией его Вы сопроводили добротной, а когда будете готовить текст своего выступления для будущего печатного сборника материалов этой конференции, то, разумеется, не забудьте упомянуть авиапоисковиков Бреста.

С уважением - К.Б.Стрельбицкий 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отсюда - https://рф-поиск.рф/news/13380/ :

" Представители Региональной Общественной Молодёжной Организации «Объединение «Отечество» Республики Татарстан и Всероссийского информационно-поискового центра приняли участие в работе научной конференции «Археология об истории новейшего времени в России 1914-1945», которая состоялась 24 ноября 2022 года в Институте Археологии РАН.

Данная конференция была организована институтом совместно с АНО Научно-исследовательский Центр современной истории.

Управляющий делами РОМО «Объединение «Отечество» Республики Татарстан Илья Геннадьевич Прокофьев и руководитель экспедиционных проектов НИЦ современной истории Сергей  Михайлович Катков выступили соавторами доклада: «Авиа-поиск: методика работ на местах падений боевых самолетов (от полевых работ к установлению имен и судеб летчиков). ... ».

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 23.07.2022 в 21:08, Бортстрелок сказал:

Отсюда - https://vk.com/club17459315?w=wall-17459315_3566 :

"РОДСТВЕННИКИ НАЙДЕНЫ!!!!!!!!!

Огромное всем спасибо за помощь в поиске родственников летчика, старшего лейтенанта 34 ИАП 6 ИАК ПВО Потапова Александра Николаевича, который не вернулся с боевого задания 2 декабря 1941 года в районе Наро-Фоминска. ...

В продолжение темы - отсюда - https://vk.com/club114741850?w=wall-114741850_4661 :

" Ровно 81 год назад 2 декабря 1941 года с боевого задания на самолете МиГ-3 №4981 не вернулся старший лейтенант, командир звена 34 ИАП 6 ИАК ПВО Потапов Александр Николаевич.
Был захоронен как неизвестный лётчик - защитник неба Москвы у деревни Ожигово под Наро-Фоминском (сейчас Новая Москва). Возле примерного места захоронения в 1965 году был установлен обелиск. Имя летчика было установлено по обнаруженному на месте падения номеру самолета МиГ-3 №4981 и мотора №7ЕАС30611. Позже были обнаружены и останки.
На данный момент с Администрацией Новофёдоровского поселения в г. Москве согласовывается дата захоронения Сталинского Сокола с воинскими и духовными почестями на месте его гибели". 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 21.11.2022 в 22:25, Бортстрелок сказал:

Отсюда - https://vk.com/club114741850?w=wall-114741850_4593 :

" Внимание Санкт- Петербург и Ленинградская область.
Разыскиваются родственники лейтенанта, штурмана самолета ДБ-3Ф № 5720 из состава 545 (90) ДБАП 51 АД Курило Владимира Степановича.... ". 

Отсюда - https://vk.com/club114741850?w=wall-114741850_4683 :

" РОДСТВЕННИКИ НАЙДЕНЫ!!!
Благодаря помощи руководителя Службы Розыска Оксаны Мухи, в кротчайшие сроки были найдены родственники Курило Владимира Степановича, лейтенанта, штурмана самолета ДБ-3Ф № 5720 из состава 545 (90) ДБАП 51 АД
Самолет не вернулся с боевого задания 1 ноября 1941 из района деревни Марушкино (Московская область, сейчас территория Новой Москвы) и его экипаж считался пропавшим без вести.
Родился 17 октября 1916 г. в г. Петрограде (Ленинград). Из семьи рабочих. В 1932 г. окончил Ленинградскую среднюю школу. В 1934 г. окончил школу ФЗУ при Кировском заводе, по профессии токарь. С июня 1938 г. курсант Ленинградского пехотного училища, где получил очень интересную характеристику. В ней указано, что Владимира Степановича целесообразно использовать в пулеметных подразделениях. Званию командира РККА -з лейтенанта и должности командира пулеметной роты соответствует. С декабря 1939 слушатель 2-го Чкаловского военного авиационного училища штурманов, которое окончил в 1940 году младшим летчиком-наблюдателем. В 90 ДБАП занимал должность начальника связи АЭ. С 1 ноября 1941 г. числится как навернувшийся с боевого задания.
Семья летчика - его сестра Ольга с мужем Семеном и годовалым сыном Борисом - проживала до войны в Ленинграде, по ул.Халтурина, д.11.
Чаусовский Семен Иосифович был призван на фронт 23 июня 1941 года. А уже 8 сентября 1941 года Ленинград оказался в блокаде.
И все же Ольге с сыном повезло - они дожили до начала массовой эвакуации из блокадного города. Их эвакуировали по Дороге жизни в феврале 1942 г., а в конце войны они снова вернулись в Ленинград.
Чаусовский Борис Семенович и сегодня проживает в Санкт-Петербурге .
Он передал поисковикам фото из семейного архива - маленький Владимир с сестрами и мамой (20 годы). Трогательное фото будущего героя, который спустя 20 лет отдаст свою жизнь за небо Родины.
Судьба Поликарпа Михайловича и остальных членов экипажа была установлена в ходе учебного семинара-практикума "Небо Родины" 9 октября 2022 г.
К 81-й годовщине гибели экипаж был увековечен памятным знаком!
Работы были организованы и проведены поисковиками из отрядов "Бумеранг-ДОСААФ", "Военная археология", "Долг", "Витязь" совместно с Центром современной истории, поисковиками отряда "Возрождение", Советом Ветеранов Марушкинского поселения Новомосковского административного округа, Наро-Фоминским историко-краеведческим музеем при участии кадетов школы № 2057" города Москвы. ...".

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отсюда - https://рф-поиск.рф/news/13422/ :

" Поисковики Татарстана приняли участие в семинаре «Авиапоиск. Крылья Сталинграда»

В период 3-4 декабря 2022 года представители Региональной Общественной Молодежной Организации «Объединение „Отечество“ Республики Татарстан приняли участие в работе регионального семинара «Авиапоиск. Крылья Сталинграда».

Данный семинар был организован в рамках проекта «Крылья Сталинграда» для представителей волгоградских региональных поисковых отрядов, собравшихся на итоговую конференцию, приуроченную к 30-летию ВРМОО «ПОИСК» «Поиск» (г. Волгоград).

В семинаре приняли участие 95 представителей поискового сообщества Волгоградской области (отряды уже имеющие опыт работы на местах падения самолетов, такие как: ПО «Волга», ПО «Сталинградский рубеж», ПО «Стальное пламя», ПО «Медик», ПГ «Надежда», ПО «Застава» ВРМОО «Поиск», и молодые поисковики из отрядов, еще не сталкивавшихся с подобными находками).

В ходе семинара координатор проекта «Небо Родины», специалист Всероссийского информационного поискового центра «Отечество» Илья Геннадьевич Прокофьев рассказал участникам о работе по поиску самолетов, которая проводится во многих регионах Российской Федерации, о советской авиации и способах установления судеб летчиков.

Большое внимание было уделено существующим информационным базам, содержащим огромный объем информации о найденных самолетах и их экипажей, а также правилам оформления документации.Участники ознакомились также с работой казанских коллег по восстановлению советского бомбардировщика Пе-2, которая ведется в рамках проекта «Крылья Татарстана».

4 декабря 2022 года представители Татарстана и специалисты проекта «Крылья Сталинграда» провели полевой выезд в Городищенский район Волгоградской области с целью уточнения геолокационных данных найденных поисковиками мест падения самолетов и проверки информации о местах обнаружения обломков самолетов для интерактивной карты Всероссийского информационно-поискового центра «Отечество». В ходе выезда были исследованы шесть участков на территории Ерзовского и Кузьмичевского сельских поселений. Все полученные данные будут использованы для пополнения всероссийской базы авиапоиска".

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отсюда - https://рф-поиск.рф/news/13442/ :

" ... участники (поискового отряда "Малгобек") продолжали работать над реализацией межрегионального проекта «Горящее небо Кавказа». К этому проекту, направленному на установление судеб советских летчиков, защищавших Кавказ в годы войны, присоединились и поисковики из Кабардино-Балкарии. Для поискового отряда «Память народа» проект стал возможностью сразу включиться в важную и очень нужную для всех работу. По информации, представленной заместителем командира отряда Владимиром Мосалевым, в 2022 году ими было выявлено в КБР два места падения самолетов. Таким образом, география проекта «Горящее небо Кавказа» расширяется, принося поисковому движению положительные результаты. ... ". 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отсюда - https://рф-поиск.рф/news/13474/ :

" ...  Управляющий делами РОМО «Объединение «Отечество» Республики Татарстан Илья Прокофьев подробно рассказал о реализации проекта «Крылья Татарстана. Восстановить легенду», направленного на восстановление легендарного бомбардировщика Пе-2 в городе Казани. В презентации были использованы уникальные документы и фотографии, как военного времени, так и современности, рассказывающие о трудовой доблести казанских авиастроителей в годы войны, и буднях поисковиков, в ходе проведения поисковых экспедиций на местах падений самолетов Пе-2 и Пе-3. Напомним, что данный проект реализуется поисковиками Татарстана с 2016 года, и за это время проведены более 80-и поисковых экспедиций, и в город Казань доставлены фрагменты 70-и самолетов Пе-2 и Пе-3, обнаруженных на местах их падений в Ленинградской, Новгородской, Псковской, Мурманской, Тверской, Смоленской, Воронежской, Курской, Московской, Калужской, Вологодской областей, Республики Карелия и Краснодарском крае. В результате проведенных работ установлены имена и судьбы 163-х членов экипажей самолетов".

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отсюда - https://vk.com/club17459315?w=wall-17459315_4000 :

"С 15 по 17 декабря 2022 г.
г. Улан-Удэ Республики Бурятия состоится
II -я Международная конференция «Крылья Победы».
На площадках конференции выступят специалисты по авиационной истории, авиационному поиску, российские и зарубежные ученые и краеведы. Они поделятся своими практиками и методиками исследований, расскажут о ранее неизвестных летчиках, истории самолето - и вертолетостроения во времена Великой Отечественной войны.
Организаторы конференции :
АО «Улан-Удэнский авиационный завод» (Холдинг «Вертолеты России»),
МОО «Военная археология», БРО «Союз машиностроителей России»
Партнеры: ВСГУТУ, Поисковое Движение России, Всероссийский проект «Небо
Родины», Национальный авиационный журнал «Крылья Родины»". 

Изменено пользователем Бортстрелок
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отсюда - https://рф-поиск.рф/news/13491/ :

" В Самаре откроется Всероссийская мультимедийная выставка «Небо Родины», посвященная судьбам 50-ти пилотов, установленных поисковиками

23 декабря 2022 года состоится торжественное открытие Всероссийской мультимедийной выставки «Небо Родины», посвященной сохранению исторической памяти о летчиках Великой Отечественной войны, погибших при защите Отечества. Экспозиция откроется на базе Исторического парка «Россия – Моя история» в Самаре.

Выставка рассказывает о судьбах 50-ти пилотов, установленных активистами ООД «Поисковое движение России» и поисковиками стран СНГ в рамках проекта «Небо Родины». Это уроженцы 21 региона России и 5 стран СНГ. Их возраст на момент гибели составлял от 19 и до 37 лет. Это летчики не успевшие получить наград и удостоенные высших званий Героя Советского Союза и Героя России.

Они отважно били врага на истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, на самолетах морской авиации и авиации дальнего действия, на боевых машинах, поставленных по ленд-лизу. Их всех объединяла любовь к Родине, ради ее свободы они пожертвовали своей жизнью. Они воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны, они сражались за мир без нацизма и фашизма.

Также на выставке представлена информация о 29 самолетах, на которых сражались наши летчики в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. Это широко известные боевые машины, такие как штурмовик Ил-2 или  бомбардировщик Пе-2, так и менее популярные модели отечественного производства, например бомбардировщик Ар-2, это и новейшие для середины 40-х годов ХХ века истребители Яки и МИГи, и устаревшие к началу войны малоскоростные бипланы И-153 «Чайка».

В годы Великой Отечественной войны сотни тысяч советских летчиков - защитников Родины не вернулись с боевых заданий. Многие из них до сих пор числятся пропавшими без вести, большинство не имеют могил. Активисты поисковых отрядов, специализирующиеся на авиапоиске, объединились для продуктивного установления судеб экипажей погибших самолетов.

Открытие Выставки в Самаре дает старт масштабному выставочному проекту. На следующий год подобные выставки начнут работу в сети Исторических парков «Россия – Моя история» по всей стране.

В рамках проекта «Небо Родины» ежегодно проводятся межрегиональные семинары-практикумы, где историки авиации, поисковики и ученые обсуждают практики поисковой работы и обмениваются опытом по установлению судеб экипажей погибших самолетов. Большинство семинаров организуются в полевых условиях, где помимо теоретической части, приглашенные принимают участие в работах на местах падений самолетов.

Всероссийский проект «Небо Родины» объединяет и региональные проекты, реализуемые поисковиками и историками авиации в различных субъектах Российской Федерации. Данные проекты нашли свое отражение в экспозиции выставки.

Проект «Небо Родины» объединил не только поисковиков России, но и представителей поисковых отрядов Республики Беларусь, Украины, Литвы, Латвии и Эстонии. Российские поисковики также принимают участие в поисковых экспедициях по поиску мест падений самолетов на территории зарубежных стран.  

image.png

".

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 20.12.2022 в 01:29, Бортстрелок сказал:

Отсюда - https://рф-поиск.рф/news/13491/ :

" В Самаре откроется Всероссийская мультимедийная выставка «Небо Родины», посвященная судьбам 50-ти пилотов, установленных поисковиками

 

В продолжение темы - отсюда - https://vk.com/e_tsunaeva?w=wall222357285_7600 :

"Сегодня в Самаре, в Историческом парке «Россия – Моя история» мы открыли Всероссийскую мультимедийную выставку «Небо Родины». В символичный День Дальней авиации Воздушно-космических сил. И именно в Самаре, которая в годы Великой Отечественной войны была одним из центров авиастроения, здесь производили штурмовики – подробнее об этом расскажу в сегодняшней серии проекта #мойСталинград чуть позже.

Выставка #НебоРодины посвящена сохранению исторической памяти о летчиках Великой Отечественной войны. И дает старт серии выставок в рамках одноименного проекта Поисковое движение России, которые пройдут в следующем году в разных регионах страны.

... Выставка будет работать до конца января 2023 – успевайте посетить! Экспозиция расскажет о судьбах 50 летчиков, установленных поисковиками, и 29 самолетах, на которых сражались наши герои.

...".

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 07.10.2022 в 21:08, Бортстрелок сказал:

"В тему темы" - отсюда - https://рф-поиск.рф/news/13133/ :

" В Казани откроют памятный знак на могиле летчиков экипажа самолета авиаконструктора В.М.Петлякова, погибших в 1942 году

12 января 2023 года на Арском кладбище города Казани состоится торжественно-траурная церемония открытия памятного знака экипажу самолета Пе-2 из состава 2-го авиационного полка дальней разведки Главного Командования РККА. Это событие восстановит справедливость в отношении памяти погибших летчиков.

Дело в том, что данный экипаж 12 января 1942 года пилотировал самолет Пе-2, на борту которого находился главный конструктор Владимир Михайлович ПЕТЛЯКОВ. К сожалению, этот вылет закончился трагически: из-за отказа одного из двигателей самолет потерпел катастрофу, в результате которой все находящиеся на борту самолета погибли. Это произошло в 3 км от станции Камкино Казанской железной дороги, 1 км от деревни Мамешево (Сергачский район Горьковской области). В состав экипажа входили: летчик капитан Овечкин Ф.А., штурман лейтенант Гундоров М.И. и воздушный стрелок-радист сержант Скребнев В.Д.

...

Следует отметить, что все погибшие летчики были кадровыми военными. Участие в боях Отечественной войны начали с первых дней. Например, только у пилота самолета Ф.А.Овечкина налет на самолетах Пе-2 был более 500 часов. Это был высокопрофессиональный экипаж. Так давайте же расскажем о них:

...

Сержант, воздушный стрелок-радист 2-го авиационного полка дальней разведки Главного командования РККА СКРЕБНЕВ Василий Дмитриевич, 1917 г.р. Уроженец: РСФСР, Воронежская обл., Новочигольский р-н, с.Чигла. Жена Послушина Антонина Яковлевна проживала: Воронежская обл., Абрамовский р-н, д.Абрамовка. Кадровый, призван в РККА Киквидзенским РВК Сталинградской области в октябре 1939 года.

Данной публикацией мы начинаем поиск родных и близких погибших авиаторов для их приглашения на церемонию открытия памятного знака. И просим всех неравнодушных исследователей оказать в этом благородном деле свою помощь.

...".

В продолжение темы - отсюда - https://рф-поиск.рф/news/13514/ :

" Поисковикам удалось разыскать родных похороненного в Казани авиатора

Благодаря сотрудничеству поисковиков Региональной Общественной Молодежной Организации «Объединение «Отечество» Республики Татарстан с Поисковым Центром Службы Розыска ИНФОРМБЮРО (г. Москва) удалось разыскать родных и близких погибшего в годы Великой Отечественной войны и похороненного в Татарстане воздушного стрелка-радиста 2-го авиационного полка дальней разведки Главного командования РККА сержанта Василия Дмитриевича Скребнева.

Самолет Пе-2 на борту которого находился В.Д. Скребнев разбился в результате авиационной катастрофы 12 января 1942 года в районе 3 км от ст. Камкино Горьковской области. На борту самолета, кроме экипажа летчика капитана Ф.А. Овечкина и штурмана лейтенанта М.И. Гундорова находился главный конструктор авиационного завода № 22 (г. Казань) Владимир Михайлович Петляков. Самолет выполнял перелет из Казани в Москву, где В.М. Петляков должен был выступить с личным докладом у наркома авиационной промышленности А. Шахурина, а экипаж самолета перелететь на аэродром базирования своего полка.

При проведении расследования данной катастрофы, погибших доставили в город Казань, где после необходимых медицинских освидетельств захоронили на Арском кладбище в городе Казани.

Родился Василий Дмитриевич Скроебнев в селе Новая Чигла Бобровского уезда Воронежской губернии в 1917 году (в годы войны Воронежская область Новочигольский район). Его супруга Антонина Яковлевна Полушкина проживала в деревне Абрамовка Абрамовского района Воронежской области. В Красную Армию В.Д. Скребнев был призван в октябре 1939 года Киквидзенским РВК Сталинградской области. После окончания школы младших авиационных специалистов (ШМАС) стал проходить службу в должности воздушного стрелка-радиста учебного авиационного полка Военно-Воздушной академии командно-штурманского состава (УАП ВА КШС КА) на базе которого летом 1941 года был сформирован 2-й авиационный полк дальней разведки Главного командования РККА.

По словам внука Александра, из рассказов бабушки и прабабушки (мамы Василия Дмитриевича) в семье помнят, что дед и бабушка вместе учились в Хреновском лесном техникуме в Воронежской области. Копии фотографий Василия Дмитриевича, которые прислал Александр поисковикам в Казань, всегда висели на стенах в доме прабабушки в Новой Чигле, как это было принято в то время. А сейчас хранятся в семейном фотоархиве, который хранится у сестры Александра (внучки Василия Дмитриевича).

Напомним, что 12 января 2023 года на Арском кладбище города Казани состоится торжественно-траурная церемония открытия памятного знака экипажу самолету Пе-2 из состава 2-го авиационного полка дальней разведки Главного Командования РККА. Тем самым, будет восстановлена определенная несправедливость к памяти погибших летчиков, так как их имена не были увековечены на их могиле". 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отсюда - https://рф-поиск.рф/news/13552/ :

"Поисково-исследовательский поход поисковиков отряда «Рубеж»

Воспитанники Центра гражданско-патриотического воспитания молодёжи и бойцы одноименного поискового отряда «Рубеж» приняли участи в поисково-исследовательском походе в Ельнинском районе Смоленской области.

«Во время похода был поднят двигатель, винт и фрагменты обшивки советского истребителя МИГ-3, работы на месте гибели которого мы проводим с 2019 года, - поделился Олег Окопный, - останки лётчика обнаружены не были. По известному номеру двигателя сейчас выясняем его судьбу. ...".

Изменено пользователем Бортстрелок
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В продолжение темы - отсюда - https://рф-поиск.рф/news/13564/ :

" В Казани прошло открытие памятного знака на могиле погибших лётчиков

Сегодня на Арском кладбище города Казани состоялась торжественно-траурная церемония открытия памятного знака экипажу самолёта Пе-2 из состава 2-го авиационного полка дальней разведки Главного Командования РККА,  погибшего в годы Великой Отечественной войны. Эта трагедия напрямую связана с судьбой авиаконструктора данного самолета – Владимира Михайловича Петлякова.

На мероприятии присутствовали ветераны, поисковики, кадеты, школьники, воспитанники Юнармии Республики Татарстан, представители Администрации города и Казанского авиационного завода. С приветственным словом обратился председатель первичной профсоюзной организации Казанского авиазавода им. Сергея Петровича Горбунова Ильшат Ганиев:

«Владимир Михайлович Петляков, будучи авиаконструктором, оставил большой след в нашей истории, в истории становления авиации. Благодаря его самолётам, которые выпускались на нашем предприятии, мы вложили значительный вклад в Победу над фашизмом».

На мероприятии побывал правнук выдающегося советского авиаконструктора Владимира Петлякова Михаил Лысаченко. Он поблагодарил всех, кто работал и работает в сфере увековечения памяти лётчиков, погибших в годы Великой Отечественной войны, и отметил, как важно держаться вместе несмотря ни на что.

Напомним, что 12 января 1942 года в результате отказа одного из моторов самолёт Пе-2 потерпел катастрофу и все находящиеся на борту погибли. Это произошло в 3 км от станции Камкино (Сергачский район Горьковской области) Казанской железной дороги, 1 км от деревни Мамешево. В состав экипажа входили: лётчик капитан Овечкин Федор Алексеевич, штурман лейтенант Гундоров Михаил Иванович и воздушный стрелок-радист, сержант Скребнев Василий Дмитриевич.

При проведении расследования этой катастрофы, всех погибших доставили в город Казань, и после необходимых медицинских освидетельствований, похоронили на Арском кладбище в городе Казани, в четырех одиночных, рядом расположенных, могилах.

Открытие памятного знака стало возможным благодаря совместной работе поисковиков Республики Татарстан, Управления по организации ритуальных услуг Исполнительного Комитета города Казани, похоронного дома «Ритуал» (г. Зеленодольск), главного редактора газеты «Казанские истории» Любови Агеевой и историка авиации Ильдара Валеева".

 

Фото с мероприятия см.здесь - https://vk.com/rfpoisk?w=wall-59603073_54112

 

 

Изменено пользователем Бортстрелок
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отсюда - https://vk.com/club114741850?w=wall-114741850_4822 :

"12 января 1942 года на самолете ЛАГГ-3 № 31211422 с боевого задания не вернулся летчик-истребитель, старший лейтенант 172-го Истребительного авиационного полка Александр Николаевич Рязанцев.

Александр Николаевич Рязанцев родился в 7 июня 1914 году в Московской области, в деревне Завялово Малинского района, окончил семилетку в 1931 году и Военную школу лётчиков в 1939 в звании младшего лейтенанта. Во время учёбы в 1938 году вступил в ВКП(б). До войны проходил службу в должности командира звена в 13-м ИАП Забайкальского военного округа. 31 декабря 1941 года приказом по Московскому военному округу ему было присвоено звание старшего лейтенанта.
12 января 1942 года был сбит воздушной артиллерией противника в районе Наро-Фоминска, считался пропавшим без вести. Останки пилота были обнаружены поисковым отрядом "Бумеранг-ДОСААФ" г. Московской общественной организации " Поиск" в лесном массиве недалеко от Наро-Фоминска в мае 2019 года. Рязанцев Александр Николаевич дважды был награжден орденом Боевого Красного Знамени, а так же медалью "За оборону Москвы" посмертно. Родственники найдены.
Захоронен с воинскими и духовными почестями 22 июня 2019 года на воинском мемориале в Таширово.
 

GEjiMgd8T2U.jpg?size=763x1080&quality=95".
Изменено пользователем Бортстрелок
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Так как данная информация связана с авиапоиском и авиапоисковиками (в том числе - с участниками форума), то её отсюда - https://рф-поиск.рф/news/13589/ - тоже в эту тему:

" Поисковики Татарстана посетили Казанский авиационный завод

13 января 2023 года представители инициативной группы проекта «Крылья Татарстана» по восстановлению самолета-бомбардировщика Пе-2, в очередной раз посетили Казанский авиационный завод имени С.П. Горбунова, филиал ПАО Туполев.

Тем самым продолжается плодотворное сотрудничество Региональной Общественной Молодежной Организации «Объединение «Отечество» Республики Татарстан с коллективом завода. На это раз, поисковики провели конструктивную встречу с руководством и специалистами Пресс-центра предприятия, Совета молодежи, отдела по связам с общественностью, журналистами заводских газет «Вперед» и «Алга», работниками музея завода.

Для поисковиков руководство завода организовало тематическую экскурсию по двум старым цехам завода: термической и гальванической обработки. В настоящее время, это единственные цеха, которые сохранили историческое пространство 40-х годов ХХ столетия, в которых в годы войны производили необходимые для выпуска самолетов Пе-2 изделия.  

Одним из пунктов, где еще побывали представители «Отечества» стал заводской архив. Там поисковики увидели богатую документальную коллекцию, по истории завода в годы Великой отечественной войны.

В завершении мероприятия, поисковики выступили перед молодежью предприятия с рассказом о проделанной работе по реализации проекта «Крылья Татарстана», об поисковых экспедициях, и судьбах членов экипажей советских самолетов-бомбардировщиков Пе-2".

 

"Правильные" фото по теме см.здесь - https://vk.com/rfpoisk?w=wall-59603073_54219

 

Изменено пользователем Бортстрелок
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отсюда - https://рф-поиск.рф/news/13595/ - только то, что "по теме темы":

"... В результате проведённой огромной кропотливой работы поисковиками установлено еще одно имя и фронтовая судьба геройски погибшего при освобождении г. Ставрополя офицера347-й стрелковой дивизии, старшего лейтенанта Колина Акима Соломоновича.

... В х. Хладногорском Шпаковского муниципального округа имеется его могила. Но по чьей-то   ошибке Аким Соломонович увековечен как летчик, погибший в 1942 году. Придумана красивая легенда о героической гибели летчика. Ошибки эти и в учётной карточке воинского захоронения.

В ближайшее время эти ошибки должна быть исправлены считают поисковики. Все доказательства для этого имеются.

Не имеющие опыта в поисковой работе люди перепутали летчика Савельева Якова Борисовича с артиллеристом Колиным Акимом Соломоновичем. Летчик, лейтенант Савельев Я.Б. (10.08.1918 г. рождения г. Сумы), погиб при авиационной катастрофе в окрестностях п. Цимлянского 23 ноября 1943 года и похоронен на кладбище посёлка. ... ". 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 22.03.2022 в 18:32, Бортстрелок сказал:

Отсюда - https://рф-поиск.рф/news/12135/ :

" «Горячее небо Кавказа»: поисковики Республик Дагестан-Ингушетия исследуют места падения военного самолета ... ".

В продолжение темы - отсюда - https://рф-поиск.рф/news/13609/ :

"Поисковики Ингушетии приняли участие в поисках самолёта Героя Советского Союза Николая Жердева

Свой первый в нынешнем году поисково-полевой выход провели ингушские поисковики — члены поискового отряда «Малгобек». На этот раз они отправились в Хасавюртовский район братского Дагестана, где вместе со своими единомышленниками приняли участие в поисках места падения самолета Героя Советского Союза Николая Прокофьевича Жердева, погибшего при освобождении Кавказа от немецко-фашистских захватчиков.

«Эти поисковые работы были возобновлены при поддержке Министерства по делам молодежи Республики Дагестан, администрации города Хасавюрта и Хасавюртовского района. Проходят они в рамках в рамках межрегионального проекта «Горящее небо Кавказа», который родился по инициативе ингушских поисковиков в 2020 году. В нынешней разведывательно-поисковой вахте помимо нас и дагестанского поискового отряда «Кавказ» участвовали поисковые отряды из Кабардино-Балкарии Северной Осетии «Южный рубеж» и «Поиск». Стоит отметить, что в Дагестане впервые собралась столь представительная команда единомышленников из соседних регионов», — рассказал Общенациональной газете «Сердало» Беслан Дзейтов, председатель поискового отряда «Малгобек», возглавляющий также Ингушское региональное отделение Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России».

Бесстрашный советский летчик, уроженец Донбасса Николай Прокофьевич Жердев, геройски погибший в ходе жесточайшей Битвы за Кавказ, стал первым Героем Советского Союза из прославленного края шахтеров и металлургов. Сбитая фашистами боевая машина, которой управлял герой-авиатор, упала в лесном массиве Хасаюртовского района. Там же и были преданы земле останки летчика. Уже в 50-х годах прошлого века прах героя торжественно перезахоронили в селе Ботаюрт. Так благодарная дагестанская земля навсегда стала последним пристанищем Николая Жердева.

«Наш трехдневный полевой выход был масштабным. В нем наряду с поисковиками из четырёх республик были задействованы студенческие поисковые отряды и волонтеры города Хасавюрта. Развернули штаб и пункт питания. Задача поисковиков состоялась в том, чтобы найти место падения самолета Николая Жердева и установить на этом месте памятный знак. Мы прочесали большой квадрат лесного массива, однако пока место падения найти не удалось. Зато было найдено первичное место захоронения летчика и бетонное основание памятника, установленного в те времена в память о герое. По прошествии стольких лет место это уже заросло кустарником и молодыми деревьями. В последний день поиска мы провели здесь субботник и очистили территорию от кустарников и сорняков. На обозначенной площади памятного места в ближайшее время появится новый памятник, достойный подвига авиатора», — говорит Беслан Дзейтов.

Наступивший год будет очень ответственным для поисковых отрядов и патриотических клубов Северного Кавказа. В нынешнем году исполняется 80 лет со дня победоносного завершения Битвы за Кавказ. Это кровопролитное сражение началось 25 июля 1942 года и продолжалось долгих 442 дня. 9 октября 1943 года гитлеровцы были полностью разгромлены и изгнаны с Кавказской земли. Став вторым по продолжительности сражением Красной армии с немецко-фашистскими захватчиками, Битва за Кавказ обозначила коренной перелом в Великой Отечественной войне и приблизила Великую Победу. Эта Победа была оплачена жизнями лучших сынов и дочерей нашей Родины. Имена многих из них еще предстоит установить поисковикам.

На Северном Кавказе продолжится и реализация межрегионального проекта «Горящее небо Кавказа». Отправной точкой для поисков в этом направлении стали сведения из оперативных сводок авиадивизий и донесений о безвозвратных потерях частей 4-ой Воздушной армии. Так было выявлено 32 места падения самолетов и гибели летчиков в Кабардино-Балкарии, два места — в Чеченской Республике и пять — в Дагестане.

«Впервые найти одно из таких мест в Дагестане нам удалось вместе с нашими друзьями из поискового отряда «Кавказ» в 2021 году. Общими усилиями мы подняли тогда мотор самолета и редуктор. Скоро здесь установят памятный знак в память о тех, кто погиб, защищая небо Кавказа, а также проложат экскурсионно-памятный маршрут от школы села Пятилетка Хасавюртовского района Дагестана. Подрастающее поколение должно знать о подвигах участников Великой Отечественной войны. Мы все в неоплатном долгу перед памятью тех, кто отстоял нашу страну в суровую годину тяжелейших испытаний», — говорит Беслан Дзейтов.

Напомним, что в прошлом году в Ингушетии установили памятную стелу на месте гибели уроженца Дагестана, Героя Советского Союза Валентина Аллахияровича Эмирова. Он командовал 926-м истребительным авиационным полком 219-й бомбардировочной авиационной дивизии 4-й Воздушной армии и пал смертью храбрых в сентябре 1942 года в ходе стратегической Малгобекской оборонительной операции Северной группы войск Закавказского фронта. О славном боевом пути и бессмертном подвиге Валентина Эмирова рассказывалось в очерке «Лезгинский лев в небе Ингушетии», опубликованном в Общенациональной газете «Сердало».". 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Большой материал ("многа букав" :) ) в тему отсюда - https://vk.com/@rfpoisk-ustanovleno-imya-zaschitniki-leningrada :

"Установлено имя защитника Ленинграда

На днях пришли радостные вести. В Центральном архиве военно-морского флота (ЦВМА, г. Гатчина Ленинградской области) удалось найти сведения о списании и обстоятельствах потери самолета И-16, обломки которого мы нашли в далеком 2007 году! Тем самым, удалось узнать имя пилота, который управлял этим самолетом, и выяснить его судьбу.

Тогда, поисковики из отряда «Форпост» (г. Кингисепп, руководитель Виктор Викторович Костюкович) смогли осмотреть место падения советского самолета И-16 неподалеку от деревни Овинцево, что находится между поселками Вруда и Молосковицами, в Волосовском районе Ленинградской области. На это место поисковиков вывел один из местных жителей, который охотился в этих местах, и они с друзьями нашли обломки самолета. На болоте, стало понятно, что место падения сильно пограблено после войны на металлолом. Судя по обломкам самолета, стало понятно, что самолет падал в болото отвесно, и при падении взорвался, скорее всего сдетонировало авиационное топливо. Рядом с воронкой, на поверхности были обнаружены одна стойка шасси, коленчатый вал от звездообразного мотора, на котором удалось обнаружить несколько номеров: на противовесе в двух местах был выбит номер: 9719, на шатуне противовеса - 32970, внутри одного поршня - 940 48, а на рабочей поверхности поршня были выбиты следующие цифры: 105450Е8, под этим номером 2385, и ниже 631251 – что и являлось заводским номером мотора М-63.

Анализировав потери советской авиации в этих местах, мы пришли к выводам, что это может быть самолет либо 191-го истребительного авиационного полка 7-го истребительного авиационного корпуса ПВО города Ленинграда, либо потеря одного из истребительных полков ВВС Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). Именно в этих местах, по архивным документам указывались потери летчиков, которые отражали налеты немецких бомбардировщиков, и прикрывали наши отступающие части в конце июля – начале августа 1941 года.

Вернувшись в город, мы стали просматривать накопленные за годы исследовательской работы в архивах, документы авиационных полков, проверять созданную базу данных на погибших и пропавших без вести летчиков, и потерянные в ходе боевых действий самолеты, и моторы. По документам 7-го ИАК ПВО найденного нами номера не проходило. А вот в документах Центрального военно-морского архива установленный номер оказался. По учетным документам стало известно, что мотор М-63 с номером 631251 был на учете в составе ВВС КБФ: в январе 1941 года самолет И-16 № 2421з60 с мотором М-63 № 631251 прибыл из Управления 61-й АБр в состав 5-го истребительного авиационного полка ВВС КБФ, и находился в полку (по учетным месячным ведомостям) вплоть до 01 июня 1941 года. А вот далее, согласно книге учета моторов ВВС ВМФ значилось: мотор М-63 № 631251 из состава ВВС КБФ, дата исключения из состава 25 декабря 1943 года, инспекторское свидетельство № 189, приказ о списании ВВС ВМФ № 00101, причины - боевая убыль, списать.

К сожалению, в то время отработать окончательно архивные документы ВВС флота не удалось. Но, основываясь на опыте предыдущей работы с архивными документами ВВС КБФ стало понятно, что данный мотор попал в такой поздний приказ о списании, по итогам проводимой штабной работы по учету и сверки наличия самолетов и моторов в частях ВВС ВМФ. В действительности же, этот мотор в 100% относился к потерям 1941 года. Но, единственной «неувязкой» оставалось то, что проверив все потери самолетов и летчиков по составу 5-го истребительного авиационного полка ВВС КБФ, такого номера мотора не проходило. Тем самым становилось понятно, что данный самолет должен был относится к какому-то другому авиационному подразделению Балтийского флота. Скорее всего, данный самолет с указанным мотором был передан из состава 5-го ИАП в период июня-июля 1941 года.

И это подтвердилось, когда к нашей архивно-исследовательской работе по этому самолету, присоединился историк военной авиации ВМФ Юрий Абрамович Этингоф, с которым мы вместе стали распутывать это клубок. Именно благодаря работе Юрия Абрамовича удалось найти приказ Главнокомандующего ВВС КБФ № 93 от 12 декабря 1943 года, в котором командованию всех частей ВВС было предписано представить точную информацию по наличию и состоянию матчасти и предложения по списанию утраченных самолетов и моторов с учета ВВС КБФ.

В соответствии с этим приказом среди прочих был составлен Акт технического состояния самолета (авиамотора), представленного на списание (Фонд 596 оп.6 д. 46 лист 520):

«…Акт 15.12.1943г. комиссией в составе [офицеров ВВС КБФ] Свирина, Криштона, Грена в соответствии с приказом № 93 от 12.12.1943г. проведена проверка учета моторов М-63 № …(перечислялись номера моторов, в списке которых оказался и искомый номер: 631251 (!)... Моторы погибли при перебазировке из гор. Таллина в 1941 году. Моторы подлежат списанию с учета ВВС КБФ…».

Акт подписал начальник отдела снабжения ВВС КБФ подполковник Спирин и члены комиссии.

Это было первым подтверждением нашей версии о том, что данная потеря относится к боям 1941 года. Но, мы опять столкнулись с некоторым несоответствием. В нашей базе не было ни одного похожего случая потери самолета И-16 именно при перебазировании авиационных полков из Таллина в 1941 году. Поэтому в порядке рабочей гипотезы Юрий Этингоф принял, следующие: интересующий нас самолет И-16 погиб в воздушном бою в период с 22 июня по середину сентября 1941-го. По всем известным и доступным источникам был определен круг всех боевых потерь самолетов И-16 за этот период, которые могли иметь хоть какое-то отношение к Овинцево. Мы с Юрием Абрамовичем (по отдельности) составили таблицы, которые в последствии сверили. Тем самым в нашем общем понимании остались только три кандидатуры летчиков. Но, точку в этом деле поставил Юрий Этингоф, который буквально на днях в архивных «залежах» обнаружил долгожданный документ. Причем этот документ - «Сведения о потерях самолетов с моторами», так и остался в рукописном виде (даже не перепечатанный на машинке). Донесение было составлено штабом 104-й отдельной истребительной авиационной эскадрильей ВВС КБФ 12 августа 1941 года. В этом документе говорилось о потерях четырех самолетов И-16 (один был потерян во время бомбардировки аэродрома, а три — в воздушных боях), и вот среди них оказался — самолет И-16 № 2421з-60 с мотором М-63 № 631251. Было указано, что данный самолет был потерян 30 июля 1941 года.

Именно в этот день, из состава 104-й ОИАЭ ВВС КБФ был сбит только один самолет. Пилотировал его летчик лейтенант Василий Иванович Малышев. Он смог спастись на парашюте.

В журнале боевых действий 61-й авиационной бригады ВВС КБФ за 30 июля 1941 года было записано:

«…08.13. Три И-16 104 АЭ вылетели на прикрытие ж.д. Вайвара– Волосово…».

«…08.45. Два И-16 104 АЭ произвели посадку с прикрытия ж.д. Нарва-Волосово. Летчик Малышев не вернулся…».

В оперсводке ВВС КБФ (на 16.00 30.07.1941г.) этот вылет был описан подробнее:

«…104 АЭ патрулированием в воздухе охраняла участок Нарва-Волосово. При патрулировании три И-16 ведущий Агуреев в 8.35 на Н-2000 мт в районе станции Молосковицы заметили далеко идущих впереди по курсу на восток два Ме-109, погнались за ними, самолеты противника из виду скрылись, в это же время семь Ме-109 атаковали звено И-16 и сбили самолет летчика лейтенанта Малышева, самолет упал, летчик выпрыгнул на парашюте и приземлился в районе южнее Молосковицы в 5 км. Спуск на парашюте Малышева охраняли наши два И-16 до момента приземления…»

Данная территория на 30 июля 1941 года находилась в тылу наших войск. Немецкие танковые колоны подошли к Молосковицам только 16 августа 1941 года. Поэтому, летчик смог спокойно опустится на своей территории, и уже 31 июля 1941 года вернуться в свое подразделение. В архивных документах говорилось, что пилот имеет ожоги рук, и первая медицинская помощь ему была оказана сразу же после приземления.

Здесь следует пояснить, что 104-я ОИАЭ была сформирована в июле 1941 года (приказ Народного Комиссариата ВМФ от 30.06.1941г.) и стала входить в состав 61-й авиационной бригады ВВС КБФ. Судя по личным делам летчиков данной авиационной эскадрильи, основной летно-подъемный состав был привлечен из состава 5-го истребительного авиационного полка, хотя официально они были приписаны к ОИАЭ только в сентябре 1941 года. 5-й ИАП и 104-я ОИАЭ почти весь начальный период войны базировались на одних и тех же аэродромах, да и материальная часть АЭ также была привлечена за счет 5-го ИАП. Тем самым становится понятно, почему изначально данный самолет был учтен (перед войной) в составе 5-го ИАП.

Более полные сведения о судьбе Василия Ивановича Малышева мы смогли узнать с помощью красноярского поисковика, исследователя, военного историка - полковника Вячеслава Викторовича Филиппова. Данные сведения были получены им при работе с документами Центрального военно-морского архива.

Родился Василий Иванович Малышев 18 января 1915 года в селе Муромцево Дмитровского уезда Московской губернии (с 1928 года рабочий поселок Краснофлотский, с 1929 года поселок Красноармейский, с 1947 года город Красноармейск Пушкинского района Московской области). В 1932 году окончил 7 классов средней школы. Работал ремонтировщиком.

31 августа 1935 года по спецнабору поступил курсантом в Военно-морское авиационное училище им. Сталина (г. Ейск, Краснодарский край). В это время семья В.И. Малышева проживала по адресу: Московская область Пушкинский район пос. Фабрики им.Красной Армии и Флота. После окончания обучения в ноябре 1937 года был направлен для прохождения дальнейшей службы на должность пилота в состав 38-й истребительной авиационной эскадрильи ВВС КБФ. В это время АЭ базировалась на аэродроме под Петергофом и на аэродроме Купля (Кингисеппский район), и на вооружении эскадрильи находились самолеты И-15 и И-16 (в 1938 году из личного состава 38-й и 37-й АЭ был сформирован 42-й авиационный полк, который просуществовал меньше года, и весной 1939 года 38-я ОАЭ была снова восстановлена). Перед войной с Финляндией в 1939 году 38-я АЭ была переименована в 13-ю отдельную истребительную авиационную эскадрилью, с местом базирования аэродром Купля. В войне с Финляндией эскадрилья в составе 61-й истребительной авиационной бригады ВВС Балтийского флота выполняла задачи – штурмовые удары по островам: Бьерке, Сейскар, Лавенсаари, Пенисаари, Гогланд, Койвисто. Во взаимодействии с войсками нанесение ударов по кораблинм противника, отражение самолетов противника, сопровождение бомбардировщиков и разведка. Материальная часть в этот период состояла из самолетов И-15бис и И-16. 21 апреля 1940 года 13-я ОАЭ была награждена орденом Красного Знамени. Поэтому в личном деле В.И. Малышева период службы с января 1938 года по июнь 1940 года записан так: старший летчик в\ч 8111\3 ВВС КБФ.

После этого, лейтенант В.И. Мартынов был переведен в состав 5-го истребительного авиационного полка ВВС КБФ (приказ о назначении от 18.04.1940 года). В этом же полку, он встретил начало Великой Отечественной войны. Как говорилось выше, боевые вылеты в составе 104-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи совершал еще в июле 1941 года, а приказ об переводе был подписан только 8 сентября 1941 года.

В одном из наградных документов упоминалось, что на Ленинградском фронте был ранен в правую ногу и имел ожог лица 3-й степени. Что скорее всего сказывалось в последствии. Так в еще одном наградном за 1943 год, указывалось: «…несмотря на слабое состояние здоровья тов. Малышев всегда находится в строю, принимая самое активное участие в перегонке самолетов на фронт…».

Да, именно так. Действительно, после расформирования 104-й ОИАЭ в октябре 1941 года, часть личного состава убыла в город Саранск, где базировался 1-й запасной авиационный полк ВВС ВМФ. С 14 ноября 1941 года В.И. Малышев назначен на должность пилота в состав недавно созданного 64-го авиационного полка специального назначения Главного Управления ВВС ВМФ по перегонке самолетов. Данный полк был сформирован на аэродроме Рузаевка в октябре 1941 года. Полк специализировался на перегоне одноместных истребителей отечественного производства с авиационных заводов в авиаполки ВМФ. 8 июня 1942 года полк был переформирован (аэр. Измайлово, г. Москва) с новым наименованием 65-й ап ОН ГУ ВВС ВМФ (приказ НК ВМФ от 18.05.1942г.). На сайте историка авиации Василия Харина «Авиаторы Второй Мировой» говорится:

«…В период Великой Отечественной войны летчики полка участвовали в обеспечении боевых действий Военно-Морского Флота, в частности, осуществляли перегонку самолетов "Аэрокобра", "Кинг-Кобра", "Каталины", "Бостоны" и другие типы, поставляемые союзниками по ленд-лизу, а также выполняли боевые задачи, связанные с транспортными перевозками личного состава и боевой техники действующей армии.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22.06.44 г. полк награжден орденом Красного Знамени.

Приказом Народного Комиссара Военно-Морского Флота N 0384 от 13.05.44 г. для 65 авиационного полка установлен годовой праздник - 8 июня - в честь дня его формирования в 1942 году…».

15 декабря 1941 года В.И. Малышеву присвоено очередное воинское звание старший лейтенант. До мая 1943 года в составе 65-го АП ОН ВВС ВМФ командир звена В.И. Малышев перегнал на фронт 29 самолетов-истребителей. А к июню 1944 года на его счету было уже 105 лично перегнанных самолетов на фронт. В одном из наградных листов, говорилось:

«…перегнал без летных происшествий по маршрутам: Москва – Анапа, Саратов-Новороссийск, Горький – Миха-Цхакая (Черноморский флот), Саратов – Ленинград…».

Летом 1943 года группа летчиков полка была перенацелена на перегонку самолетов иностранного производства, которые поступали по поставкам ленд-лиза по южному коридору через территорию Ирана.

В книге Вячеслава Викторовича Филиппова: «Из Азербайджана на фронт» (история южной трассы ленд-лиза 1941-1945) говорится:

«…Перегон самолетов-истребителей из Ирана в СССР осуществляли специально созданные для этого 6-й и 71-й перегоночные истребительные авиационные полки (ПИАП).

 

К 6-му ПИАП с 5 июля 1943 года была прикомандирована эскадрилья морских летчиков из 65-го авиационного полка особого назначения ВВС ВМФ под командованием майора Елисеева М.В., и с 16 июля 1943 года – эскадрилья 982-го истребительного авиационного полка ПВО под командованием капитана Замарашкина В.И.

Боевая задача полка – перегон импортных самолетов-истребителей с авиабазы Абадан (Иран) в СССР на аэродромы Аджикабул и Кировабад и переучивание летчиков на импортную матчасть. Расстояние по маршруту до Аджикабула – 1290 км, до Кировабада – 1450 км, в пути надо преодолеть два горных перевала на высоте 10000 – 16000 футов…

…(…)… штаб полка с февраля по сентябрь 1943 года размещался в азербайджанском городе Аджикабул рядом с железнодорожной станцией Кази-Магомед, куда первоначально и перегонялись самолеты. С сентября 1943 года по ноябрь 1944 года – штаб полка находился в г. Кировабад.

…(…)… С июля 1943 года к 6 ПИАП для перегонки самолетов прикомандированы:

  • из 65 АП ОН ВВС ВМФ (Москва) – 10 человек…

…(…)...Несмотря на сложность маршрута (расстояние 1450 км с одной промежуточной посадкой в Тегеране, полет проходил на высотах от 3 до 5 тысяч метров в сложных условиях, через пустыню и два горных перевала), потери за год были минимальны – всего один летчик. Случаев потери ориентировки не было вовсе, хотя пыльные бури над пустыней иногда достигали высоты 6-7 тысяч метров…».

На 1 апреля 1944 года, прикомандированный личный состав от 65 АП ОН ВВС ВМФ был определен в составе 6-го ПИАП как 3-я авиационная эскадрилья полка. На это время в штат эскадрильи входило всего 10 летчиков (оставались еще 4 вакансии).

 В архивных делах 6-го ПИАП говориться, что личный состав за 1943 год перегнал 2386 самолетов-истребителей. Переучили на самолетах Р-39 «Аэрокобра» -17 летчиков, на самолетах Р-40 «Киттихаук» – 6, на самолетах «Спитфайр» – 3, на самолетах «Харрикейн». – 12. С 1 января по 20 июня 1944 года перегон из Тегерана в Кировабад на расстояние 745 км. Перегнали 1034 самолета. Переучили на Р-47 «Тандерболт» – 9 летчиков, Харрикейн – 8, Спитфайр – 9, Р-39 – 3. С 20 июня 1944 года по 1 января 1945 года перегнали из Ирана в СССР 511 самолетов, внутри СССР и на фронт 163 самолета.

В личной характеристике на В.И. Малышева данной командиром 6-го перегоночного истребительного авиационного полка говорилось: «…летает на самолетах-истребителях отечественного производства: И-153, И-15, И-16, Як-1, ЛаГГ-3, МиГ-3, Ла-5, Як-7 и на иностранных: «Харрикейн», «Киттихаук» и «Аэрокобра». Техника пилотирования отличная. Летает грамотно и уверенно в сложных метеоусловиях…». В июне 1944 года командованием 65-го авиационного полка Особого Назначения представлялся к ордену Ленина, но 22 июля 1944 года был награжден орденом Отечественной войны 1 степени.

После завершения Второй Мировой войны В.И. Малышев продолжил службу в авиации ВМФ. С 1 ноября 1945 года он был переведен на должность командира звена 32-го истребительного авиационного полка ВВС КБФ, а с 13 ноября 1947 года – командир звена Управления 1-й гвардейской истребительной авиационной дивизии ВВС КБФ. 31 мая 1949 года присвоено очередное воинское звание капитан. Уволен в запас 3 декабря 1955 года с должности штурмана наведения командного пункта 366-го базового района ПВО Лиепайской Военно-Морской Базы.

За годы войны и службы был награжден орденом Отечественной войны 1 степени (22.07.1944г.), тремя орденами Красной Звезды (24.07.1943г., 19.08.1944г., 15.11.1950г.), орденом Красного Знамени (30.12.1956г.), медалями «За боевые заслуги» (10.11.1945г.), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»". 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемые коллеги!

Эта "информация из Сети" - еще НЕ про "найденные самолёты и "поднятых лётчиков", а про планы на нынешний год - на официальном Интернет-сайте ООД "Поисковое движение России", в разделе "Новости движения", вот здесь - https://рф-поиск.рф/news/13573/ - опубликован следующий материал:

"План проведения поисковых работ Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России» на 2023 год

В документ, который подтверждает право общественных организаций заниматься поисковой работой, вошли разведки и экспедиции поисковых отрядов со всей страны. В этом году запланировано более 2400 полевых выездов.
Документ согласован Директором департамента Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества В.Б. Кудинским.
План поисковых работ на 2023 год доступен для скачивания в формате pdf".

Прямая ссылка на скачивание всего документа объёмом 345 страниц - https://rf-poisk.ru/media/upload/files/план_работ_2023.pdf Проходим по ней, скачиваем тот файл, знакомимся с ним и отмечаем для себя в документе то, что связано с авиапоиском. 
С уважением - К.Б.Стрельбицкий


 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 26.01.2023 в 22:20, Бортстрелок сказал:

В продолжение темы - отсюда - https://рф-поиск.рф/news/13609/ :

"Поисковики Ингушетии приняли участие в поисках самолёта Героя Советского Союза Николая Жердева

... ". 

В дальнейшее продолжение темы - отсюда - //vk.com/rfpoisk?w=wall-59603073_54427 :

"Начались работы по поиску обломком самолёта советского лётчика, Героя Советского Союза Жердева Николая Прокофьевича

21 января был дан старт поисковым работам близ села Покровское Хасавюртовского района по поиску обломков самолета советского лётчика, Героя Советского Союза Жердева Николая Прокофьевича. Сам лётчик был захоронен в селе Батаюрт.

Работы ведутся при поддержке города Хасавюрт и Министерства молодежи Республики Дагестан по инициативе регионального отделения «Поискового движения России» в Республике Дагестан.

В поисках принимают участие поисковые отряды из Северной Осетии «Поиск Моздок», Кабардино-Балкарии «Южный рубеж», Ингушетии «Поиск Малгобек» и Дагестана «Поисковый отряд Кавказ».

17 ноября 1939 года Н. Жердеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Фактически он был первым представителем Донбасса, удостоенным этого звания. Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. Штурман 821-го истребительного авиационного полка (4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) майор Жердев Н. П. погиб в воздушном бою 15 ноября 1942 года".

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отсюда - https://vk.com/club17459315?w=wall-17459315_4071 :

"Круглый стол по работе на 2023 год в рамках проекта "Небо Родины" по направлению авиационный поиск в Наро-Фоминском городском округе провели поисковики отрядов "Бумеранг-ДОСААФ", "Возрождение", "Военная археология" и "Витязь".
Обсудили дальнейший совместный план поисковых, архивных и мемориальных работ.
В этом году планируется продолжить поисковые работы на местах падения бомбардировщика Пе-2, истребителя МиГ-3 и штурмовика Ил-2. Установить памятные знаки на местах падения самолетов летчика 34 ИАП Виктора Киселева, 28 ИАП Григория Монастырского совместно с Боровскими коллегами. Так же в планах провести захоронение летчика 34 ИАП Потапова, увековечение имен недавно установленного экипажа ДБ-3Ф из 559 ДБАП на территории Новой Москвы. Отдельно обсудили проведение учебно-практических семинаров "Небо Родины" в рамках популяризации авиапоиска и привлечение молодежи к этой работе, выставочную работу по проекту, а также продолжение публикаций новых исследований в журнале "Крылья Родины". Ну и конечно же полевые выходы по поиску новых мест падения и гибели защитников Московского неба.
Встреча состоялась на базе Наро-Фоминского историко-краеведческого музея".

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
11 час назад, Бортстрелок сказал:

В дальнейшее продолжение темы - отсюда - //vk.com/rfpoisk?w=wall-59603073_54427 :

"Начались работы по поиску обломком самолёта советского лётчика, Героя Советского Союза Жердева Николая Прокофьевича

21 января был дан старт поисковым работам близ села Покровское Хасавюртовского района по поиску обломков самолета советского лётчика, Героя Советского Союза Жердева Николая Прокофьевича. Сам лётчик был захоронен в селе Батаюрт.

Работы ведутся при поддержке города Хасавюрт и Министерства молодежи Республики Дагестан по инициативе регионального отделения «Поискового движения России» в Республике Дагестан.

В поисках принимают участие поисковые отряды из Северной Осетии «Поиск Моздок», Кабардино-Балкарии «Южный рубеж», Ингушетии «Поиск Малгобек» и Дагестана «Поисковый отряд Кавказ».

17 ноября 1939 года Н. Жердеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Фактически он был первым представителем Донбасса, удостоенным этого звания. Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. Штурман 821-го истребительного авиационного полка (4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) майор Жердев Н. П. погиб в воздушном бою 15 ноября 1942 года".

 А какой самолёт искать-то думают ? http://dagpravda.ru/obshestvo/uchastnik-trjoh-vojn/

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В продолжение одного Авиапоиска, о котором уже писалось в этой теме - отсюда - https://vk.com/club17459315?w=wall-17459315_4083 :

" ... премьера фильма о возвращении из последнего полета трех членов экипажа самолета ДБ-3Ф № 5720 с из состава 545 (90) ДБАП 51 ДБАД, пропавших без вести 1 ноября 1941 г. :
летчика Чумака Поликарпа Михайловича; штурмана Курило Владимира Степановича и воздушного стрелка-радиста Чагунина Петра Ивановича. Родственники всех членов экипажа найдены!
В работах принимали участие поисковики из отрядов: "Бумеранг-ДОСААФ", "Военная археология", "Долг", "Витязь", "Возрождение", "Центр современной истории, "Совет Ветеранов Марушкинского поселения Новомосковского административного округа, кадеты школы № 2057" города Москвы, Наро-Фоминский историко-краеведческим музей, Служба Розыска.
Фильм создан Евгением Дмитриевым (отряд "Возрождение"), текст Федор Пущин (отряд "Бумеранг-ДОСААФ")".

По ссылке см. сам 7-минутный фильм "Возвращение из последнего полёта". 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Эта информация отсюда - https://vk.com/club114741850?w=wall-114741850_4900 - хотя и не про Великую Отечественную в воздухе, но тоже в тему Авиапоиска:

"Радостные новости нашего проекта "Небесная коррида". Благодаря нашим друзьям и коллегам, специалистам Центра современной истории из Клина найдены родственники члена экипажа скоростного бомбардировщика СБ 1-й эскадрильи 24-й бомбардировочной группы республиканских ВВС штурмана авиа звена Новикова Ивана Васильевича. 10 октября 1938 года этот экипаж принимал участие в воздушном бою с истребителями легиона Кондор из Jagdgruppe 88, о чем мы писали в 1-й части нашей публикации в журнале "Крылья Родины" (июль-август 2022).
В СОСТАВ ЭКИПАЖА ТАКЖЕ ВХОДИЛИ: летчик-бомбардировщик, старший лейтенант, командир звена Шаронов Борис Степанович, и младший лейтенант, младший летчик-наблюдатель Кожемяко Андрей Федорович.
ТЕПЕРПЬ НАЙДЕНЫ РОДНЫЕ ВСЕХ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА И МОЖНО ПЛАНИРОВАТЬ СОВМЕСТНУЮ ВСТРЕЧУ, КАК МЫ И ПЛАНИРОВАЛИ!!!!!
Напомню, что 10 октября 1938 г. на бомбардировку войск противника вылетело 6 экипажей бомбардировщиков СБ. На подходе к аэродрому истребителей прикрытия у одного из СБ ведущего звена сдал мотор. Бомбардировщик развернулся на обратный курс, а его место занял экипаж летчика Шаронова. На прикрытие бомбардировщиков вылетело 24 И-16, группа пошла к линии фронта. К фронту бомбардировщики подошли на высоте 4500 м., истребители - сзади на высоте 5000 м. Но группа была замечена противником. 6 мессершмиттов Bf-109 из 3.J/88 (командир эскадрильи Вернер Мёльдерс) Jagdgruppe 88 «Легиона "Кондор"» атаковали и связали боем истребители прикрытия. Один И-16 был поврежден и засчитан победой оберлейтенанта Мёльдерса. Пилот И-16 получил ранение и произвел вынужденную посадку вне аэродрома.
Бомбардировщики же продолжили движение к цели уже без прикрытия. Из облаков при начале бомбометания, бомбардировщики были атакованы двумя Bf-109 D-1 командира J/88 гауптмана Вальтера Грабмана и пилота 3.J/88 оберлейтенанта Иоганна Гамрингера . Атаковав ведущее звено, они сбили СБ с экипажем: летчик Иван Трубицын, штурман Иван Уткин (оба выпрыгнули с парашютом), стрелок Захар Скутов (погиб, последний советский авиатор, погибший в Испании). Сильно были повреждены два других СБ, севшие на аварийную посадку на аэродромах истребителей. После атаке подверглась замыкающая пара. В воздушном бою, благодаря меткости наших стрелков Андрея Кожемяко, Николая Ильина и Николая Тертычного, мессершмитт оберлейтенанта Иоганна Гамрингера получил повреждения и был вынужден выйти из боя, произведя аварийную посадку на своем аэродроме. Пилот получил легкое ранение. Гауптман Вальтер Грабман также вышел из боя, прикрывая поврежденный самолет напарника.
Экипаж Шаронова с сильными повреждениями и не сброшенной бомбой вернулся на свой аэродром. На пробеге самолет развернуло, он загорелся, бомба сорвалась, но не детонировала. На самолете насчитали более 46 пробоин. Все три члена экипажа получили ранения.
Мы уже рассказывали подробно о судьбе младшего летчика-наблюдателя Кожемяко Андрея Федоровича, используя уникальные фотографии из семейного архива. Сейчас готовится материал о командире экипажа Шаронове, также с использованием уникальных архивных данных. Ну, а после встречи с родными штурмана авиа звена Новикова Ивана мы подробно расскажем и о его судьбе и участии в Великой Отечественной войне.
В семье сохранилась ране неопубликованная фотография героя, которую мы с радостью хотим показать Вам!".

Фото см.по приведённой выше ссылке.

 

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу