Бортстрелок

Найденные самолёты и "поднятые" лётчики (информация из Сети)

3 posts in this topic

Уважаемые коллеги-авиапоисковики!

В Новом 2022 Году я возвращаюсь на форуме "Тризны" к своей прошлогодней идее об информировании вас всех об известных случаях находок поисковиками самолётов и о "поднятых" их лётчиках - но не конкретными участниками данного форума, а, так сказать, "сторонними".

По результатам давней нашей (ещё прошлогодней) переписке с Администратором форума я открываю данную тему не в "Авиации", а - по его рекомендации - в разделе "Военная археология".

Данная тема видится мной, в первую очередь, именно как ИНФОРМАЦИОННАЯ, и я сам планирую постоянно поддерживать её. При этом мной, разумеется, не исключается "информационное" участие в ней любого другого форумчанина, а участие в обсуждении всеми вами размещённой здесь информации только приветствуется :)

Информацию здесь я планирую размещать "наисвежайшую", то есть - появившуюся в Сети с начала Нового 2022 Года. И, разумеется - со всеми положенными ссылками на Рунет-"первоисточники". 

С уважением - К.Б.Стрельбицкий    

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Ну что же, как принято говорить в таких случаях знаменитое "лётно-космическое" - "Поехали!" (с) :)

Информация отсюда - https://vk.com/poiskovikispb?w=wall-131232266_28190 :

"В Петербурге продолжают работу по поиску самолетов времён войны

Минувший год отряд спец-поиска «Крылья Родины» посвятил, в основном, отработке мест падений штурмовиков Ил-2. Было сделано несколько интересных находок и найдены останки пилотов, об установлении имён которых ещё предстоит рассказать. Пока же упомянем только об одном из выездов.
4 декабря 2021 года ОСП «Крылья Родины» провели обследование места вынужденной посадки самолета Ил-2 на болоте Малуксинский Мох. При осмотре было установлено, что перед нами двухместная модификация самолета Ил-2 с пушками ВЯ-23.

Самолет сел на вынужденную посадку на советской территории, и был частично разобран, а частично подорван наземными частями. После войны значительная часть деталей была сдана местным населением на цветной металл.
На одном из обломков бронекорпуса была обнаружена шильда с выбитым номером: 4736 П. На куске блока мотора удалось найти окончание выбитого номера: 4902.
При повторном выезде на место на листе бронекорпуса был обнаружен номер краской: 4736. Данные номера были проверены по базе данных отряда, созданной на основе документов ЦАМО И ЦВМА РФ.

Согласно документам ЦАМО: Ил-2 № 1874736 с мотором АМ-38ш № 294902 производства завода № 18 был зачислен в состав 703 ШАП 281 ШАД 14 ВА приказом от 7 марта 1943 года.

22 марта 1943 года четыре Ил-2 из состава 703 ШАП с экипажами: пилот Долгих – воздушный стрелок Шейко, пилот Щукин – воздушный стрелок Попов, пилот Янченко – воздушный стрелок Кретов, пилот Сахабутдинов – воздушный стрелок Змейкин в период 18:23 – 18:30 штурмовали противника в районе Любань – Шапки. В результате удара уничтожена одна автоцистерна, до пяти автомашин, подавлен огонь двух точек МЗА. Наши самолеты были обстреляны сильным огнем МЗА и ЗП из района Рамцы – Шапки. Один Ил-2 – пилот младший лейтенант Сахабутдинов, воздушный стрелок старший сержант Змейкин с боевого задания не вернулся.

Согласно документам полка – из-за отказа матчасти летчик совершил вынужденную посадку на болото Малуксинский Мох. Самолет был разбит, экипаж не пострадал и вернулся в часть. Таким образом, принадлежность самолета и судьба экипажа были полностью установлены. Этот, в общем, рядовой эпизод войны не привлек бы к себе особо внимания. Однако интересна дальнейшая судьба участников этого вылета.

1 апреля 1943 года в течение дня 703 ШАП наносил удары по противнику в районе южнее и юго-западнее окраины Карбусель. В одном из вылетов в бой пошли четыре экипажа: летчик Щукин – воздушный стрелок Сысоев, летчик Сахабутдинов – воздушный стрелок Кретов, летчик Николаев – воздушный стрелок Мордасов, летчик Моляков – воздушный стрелок Змейкин. Все четыре Ил-2 на свой аэродром не вернулись.

В июле 2002 года южнее озера Белое поисковым отрядом «Мга» было найдено место падения самолета Ил-2. В результате длившегося несколько дней силами нескольких отрядов очень тяжелого подъема были извлечены обломки самолета, его вооружение, и самое главное – останки экипажа. По найденным документов сразу удалось установить имена героев – летчик младший лейтенант Фартдин Сахабутдинов, воздушный стрелок сержант Егор Васильевич Кретов.
  По документам полка – их Ил-2 № 301358 во время БШУ по противнику был сбит огнем зенитной артиллерии над целью.
В дальнейшем были найдены родственники обоих членов экипажа. Останки младшего лейтенанта Сахабутдинова были похоронены на Татарском кладбище Ижевска. Останки сержанта Кретова, по желанию его родного брата, упокоились в отдельной могиле на воинском мемориале «Новая Малукса».

Уже в следующем году было найдено место падения ещё одного Ил-2. По номеру самолета: 1879522 было установлено, что Ил-2 из состава 703 ШАП не вернулся из того же боевого вылета. Пропали без вести пилот младший лейтенант Николай Романович Щукин и воздушный стрелок младший сержант Василий Тимофеевич Сысоев. Их самолет был атакован и сбит истребителями противника. Младший сержант Сысоев попал в плен и был освобожден в конце войны. Младший лейтенант Щукин с тех пор числится не вернувшимся с боевого задания. К сожалению, при отработке воронки и местности вокруг его останки так и не были найдены.

Самолет упал с небольшой высоты, в расположении немецких позиций, и вероятнее всего тело летчика Сысоева было сразу извлечено немецкими солдатами, и похоронено.

В декабре 2021 года ОСП «Крылья Родины» место падения самолета Щукина-Сысоева было обследовано вновь. На одном из кусков брони был обнаружен дублирующий номер самолета: 9522. Увы, и на сей раз останков младшего лейтенанта Сысоева обнаружить не удалось.
Были атакованы истребителями противника и два оставшихся Ил-2.
Экипаж лейтенанта Молякова был сбит в районе озера Люкосарское. Пилот Владимир Палладьевич Моляков сумел покинуть машину и благополучно приземлился с парашютом, а воздушный стрелок старший сержант Иван Сергеевич Змейкин упал и сгорел вместе со своим Ил-2.

Самолет младшего лейтенанта Василия Михайловича Николаева атакован истребителями в районе Карбусель. Воздушный стрелок сержант Михаил Никифорович Мордасов был убит в воздухе. Летчику удалось дотянуть до аэродрома Пелюшная и произвести посадку. Впоследствии самолет был восстановлен и вновь вошел в строй.

Боевой день 1 апреля 1943 года был вообще очень тяжелым для летчиков 281 ШАД. Помимо 703 ШАП, ещё четыре самолета потерял 448 ШАП. Погибли и пропали без вести шесть членов экипажей.
 
Подавляющее большинство из них так до сих пор и не найдены, поэтому впереди у поисковиков ещё много работы".

 

По указанной выше ссылке вы найдёте целый ряд содержательных фото. 

Edited by Бортстрелок
4

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 05.01.2022 в 18:19, Бортстрелок сказал:

Информация отсюда - https://vk.com/poiskovikispb?w=wall-131232266_28190 :

"В Петербурге продолжают работу по поиску самолетов времён войны

Минувший год отряд спец-поиска «Крылья Родины» посвятил, в основном, отработке мест падений штурмовиков Ил-2...
4 декабря 2021 года ОСП «Крылья Родины» провели обследование места вынужденной посадки ...

Константин Борисович, ставлю "плюс". Конечно, могут найтись люди, которые попытаются увидеть в Вашем сообщении некие интриги.

Но я полностью поддерживаю Вашу идею - начать с самого результативного отряда по Санкт-Петербургу и области. Тем более, не входящего в круг ПДР.

Жаль упустили имена: командир ОСП "Крылья Родины" - Виктор Соболев, и специалист по архивной работе (он же начальник штаба отряда) - Константин Тарасов.

Кто не знает, Константин Тарасов - соавтор Прокофьева И.Г. в первом издании 2003 года "методички" по классификации номеров самолётов и моторов.

методичка.jpg

3

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.