Маргарита

Эшелон на станции Белгород 25 октября 1943 года

49 posts in this topic

@Евгенийh здравствуйте!

Большое спасибо за помощь, буду запрашивать по всем этим вариантам.

Посмотрела еще раз на список безвозвратных потерь 337 сд,  датированных 1944 годом ( т.е. этот список безвозвратных потерь был, видимо, связан с запросом командования о судьбах выбывших красноармейцев). Т. е. прошел год  - и ничего о бойце неизвестно. Так вот там следом за фамилией Кособоков указан красноармеец Жабко Даниил Лукич, тоже выбыл в госпиталь 18.10.1943. И другие воины из этого списка - убывшие в госпиталь 16.10.1943, 22.10.1943 - пропавшие без вести по другим документам. Посмотрела по документам, которые есть в ЦАМО на имя Жабко Даниил Лукич - пропал без вести в октябре 1943. Конечно, сам по себе это только факт еще одной неизвестности, без всякой связи с событиями в Белгороде с погибшим эшелоном. Версию с погибшим эшелоном или санитарным поездом отрабатываю исключительно в связи с этим захоронением в центре Белгорода, где указана без звания, без дат, без инициалов фамилия Кособоков. Белгород в это время был уже в тылу, ж/д ветка шла станция Харьков - Белгород. Т.е. как раз направление, на котором воевала 337 сд. Такие мои размышления относительно того, почему у меня сложилась эта версия событий ( возможно, ошибочная).

Edited by Маргарита
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сегодня День неизвестного солдата!

По поводу ведения поиска - мои размышления дилетанта в рамках вот этого конкретного моего поиска пропавшего Анатолия Кособокова. Может, кому-то, кто тоже ищет, не обладая специфическими знаниями, но желая найти пропавшего - будет, ну не то, чтобы полезно, а как- то, неодиноко, что ли, в своих поисках и размышлениях.

1. Новый запрос в архив Военно- медицинского музея по указанным номерам госпиталей (ранее мне неизвестны были номера госпитале и не знала где найти), разумеется, сделаю. Но вот такой вопрос - архив в 2010 году уже ответил мне ( см. фото выше), что сведений о Кособокове, 337 сд, 421 мсб нет. Как это соотносится с документом о безвозвратных боевых потерях ( см. фото выше), в котором указано, что 18 октября 1943 красноармеец эвакуирован в госпиталь. Т.е. медсанбат 421, входящий в состав 337 сд отправляет бойца в госпиталь и не ведет записи, в какой именно госпиталь - где тогда вообще отражены эти сведения? 

2. Если боец прибывал в госпиталь  - надо полагать, соответствующую запись делали при прибытии и при убытии. Если умер от ран - соответствующая запись и  - извещение родным, это делал госпиталь? В данном конкретном случае  - нет такого извещения для родных. Предположим - излечился и выбыл в часть и совсем необязательно, что в ту же, где служил ранее - тоже должна была бы быть запись, как-то отразиться в архивах - такой записи нет ни по Кособокову, ни по другим бойцам из этого же списка  ( см. фото выше - дата списка безвозвратных потерь  1944 год, в котором отвечают на запрос командования о бойцах, которые год назад выбыли и о них ничего неизвестно, я смотрела по спискам ЦАМО, забивала каждую фамилию в отдельности и видела, что никто не прибыл в новую часть, в основном числятся пропавшими без вести).

3. Добрались ли вообще до госпиталей эти бойцы? И где в это время отправки в госпиталь 18 октября 1943 находилась сама дивизия? Как транспортировали раненых в госпиталь  - поезд, машина?   - это я для того, чтобы хоть как- то понять дислокацию дивизии и госпиталя, и где вообще эти места событий? Примерно понятно, конечно, это уже Украина, Харьков, и если по этой ж/д ветке, далее следующая станция -Белгород. Письмо, на котором стоит штемпель 22 октября 1943  ( у меня не оригинал, а ксерокопия треугольника)  и в котором Анатолий пишет новый адрес полевой почты, оно могло быть написано еще 18 октября 1943, когда он узнал, что отправляют в госпиталь. Не знаю, сколько времени идет почта на войне и когда родные получили это письмо. Штемпель означает, когда убыло это письмо, проверено цензурой? Письмо совсем ветхое, очень смазано и ксерокопия соответствующая слабая.

4. Про эшелон в Белгороде и события 25 октября 1943 на ж/д станции есть немного сведений от краеведов в Белгороде. Пожар, бомбёжка, сгоревшие, неопознанные. Посмотрела поименный список захороненных в братской могиле в Белгороде, выбрала фамилии, где указана дата гибели 25 октября 1943, а даты разные и не по каждому указаны. Несколько фамилий с этой датой. И вижу фамилию Жабко Тимофей Иванович, с датой гибели 25. 10. 1943, по другим документам есть причина гибели - от осколка авиабомбы. Поразило совпадение фамилии ( смотри список безвозвратных потерь на фото выше  - Кособоков Анатолий Петрович, а следом боец из этой же 337 сд, выбывший также в госпиталь 18 октября 1943 Жабко Даниил Лукич). Понятно, что другой человек, однофамилец. Но в братской могиле в Белгороде лежат рядом снова эти две фамилии. 

Не взыщите за эти размышления, но захотелось поделиться.

Запросы по госпиталям в Военно- медицинский архив сделаю, сообщу о результатах. Спасибо всем, кто помогал и помогает!

 

Edited by Маргарита
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сейчас получила ответ из Белгородского музея- диорама от сотрудников. Они сделали свои запросы по всем имеющимся у них контактам, по архивам и спискам о той бомбёжке. Никаких сведений, к сожалению не осталось, никаких записей. Те, кто должен был, вероятно, сделать эти записи по эшелону, погибли, документы сгорели...  Но поиск со стороны Белгорода тоже не закончен, есть у сотрудников еще какие- то версии, надо проверять.

А я пока ищу по госпиталям. 

Edited by Маргарита
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

@Евгенийh

В 02.12.2021 в 02:29, Евгенийh сказал:

лучше посмотрел

 это по трем дивизиям 47-го стрелкового  корпуса 

их тоже нада учитывать 

ППГ 65  9 сентябрь - по 13  декабрь  .  

 ХППГ 5250  21 августа по 31 октября  

просто у ХППГ 2416 -  больше всего за октябрь.

 

Здравствуйте, @Евгенийh !

Не могли бы Вы поделиться опытом, как Вам удалось обнаружить эти сведения, алгоритм поиска, я не понимаю, как Вы сделали эту выборку госпиталей? Почему задаю этот вопрос - а вдруг еще есть другие госпиталя и другие номера и может, Вы посмотрите или мне расскажете, как смотреть? Я хочу в архив в С.- Петербург сразу послать большой запрос по всем данным.

По указанным Вами номерам госпиталей посмотрела в ЦАМО в разделе Воинские захоронения, далее в разделе Госпитали - внесла данные по разыскиваемому (Ф.И.О. и т.д.) а потом по отдельности вносила номера госпиталей. Там есть очень ценная информация по месту дислокации госпиталей. Два госпиталя ( под общим названием ХППГ 2416) находились в Белгородской области - с 01.08.1943 ХППГ 2416 в Белгородской области, с. Красная Яруга; с 15.08.1943 - ХППГ 2416 Белгородская область, Новоалександровка. 

Прочитала журнал боевых действий 337 сд. 18.10.1943 года находилась в районе -Украина, с. Ромашки, готовилась к наступлению. Погода - дождь, грязно, сильный ветер. Госпиталь ХППГ 2416 - место дислокации Украина, с. Демьянцы, функционировал с 01.10.1943. Село Демьянцы  - совсем рядом с с. Ромашки, ну то есть как рядом - надо добираться, но это на другом берегу Днепра и это не сотни километров, в отличие от белгородских госпиталей в тылу, до которых примерно 500 км по ж/д дороге. Но ж/дорога работала, так что ничего не исключаю и насчет Белгорода, тем более, что неизвестно, какой тяжести было ранение, тяжелораненых увозили и еще дальше в тыл, в Сибири, в Томске, например, где я живу, было очень много госпиталей.

И еще поняла для себя ( поправьте, если не так), что в ЦАМО в свободном доступе по госпиталям есть только алфавитные книги умерших в госпитале. Я не нашла других документов, к примеру, такого содержания  - выздоровел, отправлен в часть. Видимо, как раз в С. - Петербурге и есть вероятность их обнаружить. Пока же по всем документам ЦАМО из открытого доступа  Кособоков Анатолий не числится в списках умерших в госпитале, что, конечно, не исключено в принципе, потому что читаешь записи и видишь  - неизвестный, неизвестный, неизвестный. 

 

Edited by Маргарита
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

@Маргарита , Вы пишете: "Я хочу в архив в С.- Петербург сразу послать большой запрос по всем данным". - Ни в коем случае не делайте этого! А то в результате получите отписку с предложением самой разбираться в этом вопросе в читальном зале ФЦА МО РФ (ВМД) в Санкт-Петербурге. Один запрос туда - один госпиталь. Направили письмо с запросом, в установленный срок получили ответ, отправили ещё одно письмо с благодарностью за ответ и новым запросом по другому госпиталю. Только так.

К Вашему сведению: в Рунете есть он-лайн " Справочник дислокации госпиталей РККА в 1941 - 1945 гг " - https://www.soldat.ru/hospital.html . Он, конечно, старый и не совсем полный, но это - лучшее, что есть в свободном доступе по теме.

 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

@Бортстрелок

1 час назад, Бортстрелок сказал:

@Маргарита , Вы пишете: "Я хочу в архив в С.- Петербург сразу послать большой запрос по всем данным". - Ни в коем случае не делайте этого! А то в результате получите отписку с предложением самой разбираться в этом вопросе в читальном зале ФЦА МО РФ (ВМД) в Санкт-Петербурге. Один запрос туда - один госпиталь. Направили письмо с запросом, в установленный срок получили ответ, отправили ещё одно письмо с благодарностью за ответ и новым запросом по другому госпиталю. Только так.

К Вашему сведению: в Рунете есть он-лайн " Справочник дислокации госпиталей РККА в 1941 - 1945 гг " - https://www.soldat.ru/hospital.html . Он, конечно, старый и не совсем полный, но это - лучшее, что есть в свободном доступе по теме.

 

Уважаемый Константин Борисович!

Спасибо за этот совет! Жаль, конечно, что один запрос...

Позвольте уточнить  - один и тот же номер госпиталя имел разные дислокации, например ХППГ 2416   - по состоянию на 18.10.1943  - 2 дислокации в Белгородской области, 2 в Полтавской, больше двух  - Украина. То есть мне указать в запросе только номер? Ведь по факту это разные госпитали, разные  ведь адреса? Или достаточно номера? А то укажу адреса дислокаций  - и вот уже получается, что сразу не один, а несколько запросов.

С уважением, Маргарита

 

Edited by Маргарита
0

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 минуты назад, Маргарита сказал:

@Бортстрелок

Уважаемый Константин Борисович!

Спасибо за этот совет! Жаль, конечно, что один запрос...

Позвольте уточнить  - один и тот же номер госпиталя имел разные дислокации, например ХППГ 2416   - по состоянию на 18.10.1943  - 2 дислокации в Белгородской области, 2 в Полтавской, больше двух  - Украина. То есть мне указать в запросе только номер? Ведь по факту это разные госпитали, разные  ведь адреса? Или достаточно номера? 

С уважением, Маргарита

 

@Маргарита , существовали разные типы госпиталей и теоретически они могли иметь одинаковые порядковые номера.

Приведите, пожалуйста, прямые Интернет-ссылки на вызвавшие Ваши вопросы сканы документов. 

В запросе в ФЦА МО РФ (ВМД) следует указать номер, тип госпиталя и интересующее Вас время.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

@Бортстрелок

Не могу сейчас сделать корректно ссылку, там перегружен сайт. Я пишу с планшета и, честно признаюсь, это новый для меня гаджет, не вполне освоилась. Я заходила вчера на сайт ЦАМО,  зашла в раздел Воинские захоронения, набрала в расширенном поиске в этом отделе ф.и.о., причина выбытия  - эвакуация в госпиталь по ранению и вставила госпиталь ХППГ 2416 и вышло 28 вариантов дислокаций этого госпиталя по датам. Позднее 25 октября 1943 года я не смотрела.

 

Edited by Маргарита
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

@Маргарита , выше я просил Вас - "Приведите, пожалуйста, прямые Интернет-ссылки". Указанное Вами ведёт на "Память Народа" в целом...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

@Бортстрелок вчера просто вручную для себя выписывала, например, ППГ 65 - с 31.07.1941 по 1944 г. дислокация - Полтавская (Черкасская) г. Золотоноша. И точно такой же номер и буквы ППГ 65 с дислокацией в Воронежской области области с. Давыдовка с 17.01.1943. 

ХППГ 2416 - 28 вариантов, я переписала себе те, которые подходили по датам  ( как я уже выше сказала, в Белгородской области и на Украине.

ХППГ 5220 выписала тоже несколько  - с 01.09.1943 Курская область, Рулитино; Киевская область, г. Яготин, с 01.10.1943.

Edited by Маргарита
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

@Бортстрелок по поводу ссылки еще раз  -  там не сканы документов, а только лишь открывается страница с ответом по госпиталю и если ее развернуть  - там адреса дислокаций, и справа - карта с меткой геолокации. В частности, по ХППГ 2416 именно 28 адресов.

Edited by Маргарита
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

ХППГ 2416   - по состоянию на 18.10.1943   Украинская ССР, Киевская обл., Переяслав-Хмельницкий р-н, с. Гайшин.  Где вы нашли что он был на тот момент в Белгородской области?

Подвижные  госпитали следуют в след за фронтом. И меняет свое место дислакации.

Edited by Евгенийh
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

@Евгенийh

33 минуты назад, Евгенийh сказал:

ХППГ 2416   - по состоянию на 18.10.1943   Украинская ССР, Киевская обл., Переяслав-Хмельницкий р-н, с. Гайшин.  Где вы нашли что он был на тот момент в Белгородской области?

Подвижные  госпитали следуют в след за фронтом. И меняет свое место дислакации.

"Где вы нашли что он был на тот момент в Белгородской области?" 

Мне негде взять информацию, кроме как из открытых источников, и эти сведения я  нашла на сайте ЦАМО ( ссылку не получается вот прямо сейчас сделать чисто технически, с моего планшета сайт ЦАМО у меня сейчас пишет, что перегружен, а вчера я сама для себя просто выписывала вручную адреса, удобнее мне так, мне нравится записывать вручную. А нашла вот так:

1 час назад, Маргарита сказал:

@Бортстрелок

Не могу сейчас сделать корректно ссылку, там перегружен сайт. Я пишу с планшета и, честно признаюсь, это новый для меня гаджет, не вполне освоилась. Я заходила вчера на сайт ЦАМО,  зашла в раздел Воинские захоронения, набрала в расширенном поиске в этом отделе ф.и.о., причина выбытия  - эвакуация в госпиталь по ранению и вставила госпиталь ХППГ 2416 и вышло 28 вариантов дислокаций этого госпиталя по датам. Позднее 25 октября 1943 года я не смотрела.

 

И по ХППГ 2416 есть два госпиталя в Белгородской области (Красная Яруга и Новоалександровка)   и на Украине не только г. Гайшин указан, а также и г. Яготин и с. Демьянцы под такими же номерами и буквами, и по датам подходит. Я тоже полагала, что госпиталь следует за дивизией и меняет дислокацию и удивилась, что столько адресов под одним номером. Но потом подумала, что были же и тыловые госпитали, в стационарных зданиях, я знаю, что в Томске, например, под тыловые госпитали были отданы библиотеки, филармония, Дом офицеров ( бывшее Общественное собрание) и т.д. 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Там слева высвечивается количество ответов -28 высветилось по госпиталю ХППГ 2416, а если развернуть ответ полностью, выходят напечатанные адреса дислокаций и справа карта с местом геолокации. И по другим госпиталям  - ППГ 65 и ХППГ 5220 - тоже не одно место дислокации. 

 

Edited by Маргарита
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Конечно, логичным кажется, что раненого отправляют именно в ближайший госпиталь, но даже если брать по Украине, где воевала в этот момент 337 сд в октябре 1943 , то и там не одно место дислокации с одним и тем же номером.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
10 минут назад, Маргарита сказал:

Конечно, логичным кажется, что раненого отправляют именно в ближайший госпиталь, но даже если брать по Украине, где воевала в этот момент 337 сд в октябре 1943 , то и там не одно место дислокации с одним и тем же номером.

Да один госпиталь может распологатся в нескольких населенных пунтках. В том числе из за нехватки помещений. 

 

Edited by Евгенийh
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

@Евгенийh

10 минут назад, Евгенийh сказал:

Да один госпиталь может распологатся в нескольких населенных пунтках. В том числе из за нехватки помещений. 

 

И я пришла к такому же выводу - в нескольких населенных пунктах, расположенных на приличном расстоянии и от места боев и друг от друга и из- за нехватки  помещений. Поэтому в данном конкретном случае рассматриваю в числе прочих дислокаций также и два госпиталя ХППГ 2416 с дислокацией в Белгородской области, несмотря на почти 500 км расстояние от фронта ( исключительно в рамках моего расследования по белгородскому эшелону). Интересно, какой ответ пришлет С. - Петербург, к примеру, будет ответ  - излечился и выбыл в часть. Будет в этом ответе указано место дислокации госпиталя? Или только номер? 

Благодарю за помощь форумчан @Евгенийh и @Бортстрелок !

Сообщу об ответах из архива!

 

 

 

 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

500 километров не может быть для подвижного госпиталя..слишком далеко от линнии фронта. Это какая то ошибка. Я имею ввиду соседние  населенные пункты. Знаю например один  госпиталь был разбит по лесным кордонам на расстоянии 15-20км  друг от друга. и 20 км от линни фронта

Edited by Евгенийh
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

@Евгенийh

10 минут назад, Евгенийh сказал:

500 километров не может быть для подвижного госпиталя..слишком далеко от линнии фронта. Это какая то ошибка. Я имею ввиду соседние  населенные пункты. Знаю например один  госпиталь был разбит по лесным кордонам на расстоянии 15-20км  друг от друга. и 20 км от линни фронта

Возможно, и далеко 500 км, но мало ли что там на войне. В любом случае решила, что в первом запросе в архив укажу госпиталь ХППГ 2416, дальше будет видно. Думаю еще позвонить в архив предварительно.

С уважением, Маргарита

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.