Опубликовано: 20 ноября, 2021 Но, вероятно, потерей назван поврежденный Ил-2, вернувшийся на свой аэродром... https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=131288636 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 ноября, 2021 40 минут назад, СЗЦР сказал: Шкас. Спасибо за фото - теперь разобрался, эта деталь предназначена для перезарядки пулемёта посредством тросика, второй вариант - посредством ручки. Так как на этой детали номеров и клейм нет, то скорее всего она к основным деталям пулемёта не относится, поэтому её нет на схеме/фото, приведённой выше. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 ноября, 2021 Уважаемые коллеги, в цитировавшейся мной выше "Хронике..." потерь в матчасти и личном составе в этот день (с.183 - 189) не отмечено, на следующий, 11.09.1943 (с.189 - 192) - тоже. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 ноября, 2021 Константин Борисович! А есть возможность посмотреть "Хроники..." с начала сентября по 10 сентября? Может там что мелькнёт... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 ноября, 2021 (изменено) За 11.09.43 в армейской сводке Изменено 20 ноября, 2021 пользователем Барсс 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 ноября, 2021 53 минуты назад, СЗЦР сказал: Шкас. Теперь ясно, как производилсь перезарядка ШКАСа в крыльевом варианте на Яке. На Ил-2 в крыльевом варианте перезарядка производилась с тыльной части ШКАСа. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 ноября, 2021 9 минут назад, Алекс21 сказал: Константин Борисович! А есть возможность посмотреть "Хроники..." с начала сентября по 10 сентября? Может там что мелькнёт... @Алекс21 , Уважаемый Александр Владимирович! Просмотрел все разделы "Действия Новороссийского оборонительного района" с 1-го по 9-е сентября (с.163 - 182). Деятельность самолётов Як-1 указывается почти ежедневно, никаких их потерь не отмечено. С уважением - К.Б.Стрельбицкий 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 ноября, 2021 С 10 по 19 сентября 9 АП потерял двух пилотов: Драгунцов в районе Утриша (это под Анапой) и Совмен в районе Новороссийска (остатки его самолета были в 70-х годах подняты со дна Цемесской бухты и ныне хранятся в музее под открытым небом на Малой Земле). Так-что пилот Як-1 № 5052 остался жив. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 ноября, 2021 11 час назад, Барсс сказал: За 11.09.43 в армейской сводке Видимо речь идет вот об этом Яке 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 ноября, 2021 (изменено) 12 часа назад, Бортстрелок сказал: @Алекс21 , Уважаемый Александр Владимирович! Просмотрел все разделы "Действия Новороссийского оборонительного района" с 1-го по 9-е сентября (с.163 - 182). Деятельность самолётов Як-1 указывается почти ежедневно, никаких их потерь не отмечено. С уважением - К.Б.Стрельбицкий Константин Борисович! Вот такая мысль посетила меня. Жека написал, что с 10 по 19 сентября 9 АП потерял двух пилотов, Драгунцова - 14.09. в районе м.Утриш и Совмена -11 сентября в Цемесской бухте. На момент гибели Совмен числился прикомандированным в 9 АП из ВМАУ им. Сталина. Я так понимаю, что Совмен мог быть прикомандирован не один, а группой в несколько человек. Может быть здесь находился как раз тот лётчик, кто был за РУСом Як-1 № 5052? Где то это можно отследить? Или нереально? Дай Бог чтобы подтвердилось, что лётчик остался жив. Изменено 21 ноября, 2021 пользователем Алекс21 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 ноября, 2021 51 минуту назад, Жека сказал: Видимо речь идет вот об этом Яке Жека, у нас в "Книге учёта... по 11 сентября списаны 2 Яка-1: № 49116, М-105ПФ № 153 - разбит при взлёте; № 35134, М-105 ПФ № 315-1838, сбит в воздушном бою, теперь мы знаем, что это Совмен. Самолёт Безлатного получается 3-й? Или его записали как "разбит при взлёте"? Совмен посадил свой Як-1 в Цемесскую бухту, накладка? Какая то нестыковка идёт, разобратся бы. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 ноября, 2021 (изменено) 7 часов назад, Алекс21 сказал: ...Какая то нестыковка идёт, разобратся бы. Еще раз просмотрел донесение по безвозвратным потерям ВВС ЧФ. Напротив фамилии л-та Совмена значится: "11.09.1943 Сбит ЗА противника в районе Новороссийска /в составе 9 иап/". В книге учета самолетов и моторов Як-1 № 5052 числится по терянным 11.09.1943 (вторая единица в дате был написана нечетко и несколько раз обведена, поэтому похожа на ноль). Если считать, что мотор и рама от Як-1, поднятые в 70-х годах в Цемесской бухте принадлежит самолету, на котором летал ст. л-т Безлатный (кстати редуктор целый, это косвенно подтверждает версию вынужденной посадки на воду), то в этот раз нами найден самолет л-та Совмена. Изменено 21 ноября, 2021 пользователем Синд 3 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 ноября, 2021 (изменено) Когда самолет достали, он почти целый был. Потом море и ветер (+вандалы) большую часть самолета уничтожили. Эту тему теперь тоже можно закрывать: Изменено 21 ноября, 2021 пользователем Сергей Кузнецов 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 ноября, 2021 1 час назад, Сергей Кузнецов сказал: Когда самолет достали, он почти целый был. Потом море и ветер (+вандалы) большую часть самолета уничтожили. Эту тему теперь тоже можно закрывать: С этим Яком разобрались. А вот с пилотом Яка 5052 еще нужно разбираться. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 ноября, 2021 (изменено) Вот еще документ: может пригодится. Все Яки в списке из состава 9 АП. Все номера в хронологическом порядке по мере выбытия. Второй самолет в списке потерян 11.09.43, последний 24.09.43. Примечательно, что первым идет 5052, второй 35134 - сбит в воздушном бою 11.09.43 (ныне его обломки лежит в музее на Малой Земле), третий - 49116 - разит при взлете 11.09.43 . Далее по хронологии: 14.09.43, 18.09.43 и три Яка 24.09.43. Значит 5052 не мог быть сбит позже 11.09.43. И если 11.09.43 было потеряно три самолета, то это именно тот самый третий, и тогда его пилот действительно Совмен. Изменено 21 ноября, 2021 пользователем Жека 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 ноября, 2021 Фото Совмена 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 ноября, 2021 1 час назад, Жека сказал: Вот еще документ: может пригодится. Все Яки в списке из состава 9 АП. Все номера в хронологическом порядке по мере выбытия. Второй самолет в списке потерян 11.09.43, последний 24.09.43. Примечательно, что первым идет 5052, второй 35134 - сбит в воздушном бою 11.09.43 (ныне его обломки лежит в музее на Малой Земле), третий - 49116 - разит при взлете 11.09.43 . Далее по хронологии: 14.09.43, 18.09.43 и три Яка 24.09.43. Значит 5052 не мог быть сбит позже 11.09.43. И если 11.09.43 было потеряно три самолета, то это именно тот самый третий, и тогда его пилот действительно Совмен. Урррраааа!!! Ну вот и разобрались - значит было 3 (!) самолёта и первый из них 5052...летчик л-нт Совмен. Вот так выглядит мотор № 315-1838 с самолёта Безлатного сейчас. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 ноября, 2021 Теперь, когда всё стало на свои места - при первой возможности поедем искать лётчика. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 ноября, 2021 Пара фото мотора 315-1838 с других ракурсов 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 ноября, 2021 1 час назад, Жека сказал: Фото Совмена Еще архивное фото пилота 3 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 ноября, 2021 В дополнение: Совмен Рамзан Исмаилович (13.01.1917-11.09.1943) Осталось найти останки лётчика, уроженца Краснодарского края. В галерее Дорога памяти есть записи с добрыми и тёплыми словами о Рамзане, а также о его мл. брате Рашите, погибшем 16.10.44. Земляки помнят и гордятся ими! 3 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 ноября, 2021 Ещё одно срочное дополнение! Уважаемый авиатор Алекс 21! С днем РОЖДЕНИЯ! Счастья и удачи во всем! (только что узнала)) ) 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 23 ноября, 2021 (изменено) В 20.11.2021 в 22:42, Алекс21 сказал: Спасибо за фото - теперь разобрался, эта деталь предназначена для перезарядки пулемёта посредством тросика, второй вариант - посредством ручки. Так как на этой детали номеров и клейм нет, то скорее всего она к основным деталям пулемёта не относится, поэтому её нет на схеме/фото, приведённой выше. Весьма опрометчивый вывод. Шкас пулемет с высокоточной подгонкой деталей,по этому на нем клеймились если не все, то почти все детали, данная не исключение. Изменено 23 апреля, 2022 пользователем СЗЦР 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 января, 2022 Сегодня получил ответ из ЦВМА 6 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 января, 2022 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 февраля, 2022 (изменено) В тему - такая вот информация отсюда - https://рф-поиск.рф/news/11978/ : "Кубанские поисковики передали фрагменты самолёта времён ВОВ в музей Адыгеи 16.02.2022 В ноябре 2021 года в ходе совместных разведовательно-поисковых работ Краснодарского края и Республики Адыгея в окрестности Города-Героя Новороссийск были обнаружены обломки советского самолета предположительно времен ВОВ. В ходе дальнейших архивно-поисковых работ поисковиками было установлено, что данные обломки принадлежат самолёту Як-1 пилота Совмена Рамазан Исмаилович 1917 г. р. уроженца аула Афипсип Республики Адыгея, сбитого зенитной артиллерией противника 11 сентября 1943 года в небе над Новороссийском. Героический летчик пилотировал неисправный самолёт уводя в даль от населённых пунктов. В десяти километрах от Новороссийска, в глухом лесу самолёт потерпел крушение. Пилот погиб. Родные Героического пилота и сегодня проживают в ауле Афипсип, в связи с этим было принято решение передать обломки самолёта на родину Совмена Рамазана Исмаиловича в музей школы №4 аула Афипсип. В конце мероприятия участники почтили память пилота и всех погибших при освобождении Адыгеи минутой молчания. Поиски останков лейтенанта Совмена Рамазана Исмаиловича продолжаются. Участвовали в торжественной церемонии представители поисковых организаций Краснодарского края «Кубаньпоиск» и «Кубанский плацдарм», представители Регионального отделения ООД «Поисковое движение России» в Республике Адыгея, СУ Следственного комитета РФ по Республике Адыгея, ОНФ в Адыгее, представители Ассоциации ветеранов внутренних дел и внутренних войск России по Краснодарскому краю, школьные поисковые отряды Республики и Юнармейцы и конечно родственники пилота". Изменено 16 февраля, 2022 пользователем Бортстрелок 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 23 апреля, 2022 Сегодня на месте гибели л-та Совмен установили памятную табличку. В церемонии приняли участие племянники летчика. 4 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 апреля, 2022 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах