Dzianis

Ил-2 с НС-37. Район п.Старое Село.

91 сообщение в этой теме

Пардон, Старое Село с Новым Селом перепутал.

Посмотрел полки 3 шак. В 211 шап засветился Ил-2 №303031.

1 час назад, linnet сказал:

№303031 с мотором №4519132 выпуск 7.10.1943 с приемником

По 24.1.1944 в 211 шап 307 шап поступил Ил-2 №303031 с завода №30. В отдельном списке поступивших моторов на эту дату текст затерт.

По 3.2.1944 211 шап Ил-2 №303031 боевая потеря. В отдельном списке на эту дату есть мотор №4519132 боевая потеря.

На эту же дату и в том же донесении еще один мотор 243220 и по самолетам есть еще 302333 боевая потеря. Есть также третий Ил-2 потеря 303371, но как авария. Третьего мотора нет.

Больше у меня данных по полку и дивизии за этот период нет.

В Память народа нашелся ЖБД полка (как 154 гшап).

https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=451006249&backurl=division\307 шад::begin_date\03.02.1944::end_date\04.02.1944::use_main_string\true::group\all::types\opersvodki:rasporyajeniya:otcheti:peregovori:jbd:direktivi:prikazi:posnatovleniya:dokladi:raporti:doneseniya:svedeniya:plani:plani_operaciy:karti:shemi:spravki:drugie&date_from=03.02.1944&date_to=04.02.1944&division=307 шад&static_hash=811a03d17d80e121c5a47e006e7d1814v1

Там 3.2.1944 два Ил-2 потеряно:

ст. с-т Кошелев - мл. с-т Веревкин сбит огнем ЗА, сгорел над целью

мл. л-т Примиский / Приленский? -  Минеев оторвался от группы над целью, ушел с курсом 90 градусов (на своэ территорию).

 

211 шап 1.jpg

211 шап 2.jpg

4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Кошелев Георгий Иванович
Дата рождения: 04.05.1923
Место рождения: Орджоникидзевский край, Александровский р-н, ст-ца Слободная
Дата поступления на службу: 01.05.1941
Воинское звание: мл. лейтенант
Наименование воинской части: 790 иап, 211 шап
Судьба: Пропал без вести
Дата окончания службы: 03.02.1944
 
Прилепский Евгений Сергеевич
Дата рождения: __.__.1924
Место рождения: Ворошиловградская обл., г. Краснодон
Дата призыва: Краснодонский РВК, Украинская ССР, Ворошиловградская обл., Краснодонский р-н
Воинское звание: мл. лейтенант
Последнее место службы: 3 шак 211 шап 307 шакд
Дата выбытия: 03.02.1944
Причина выбытия: пропал без вести
 

211 шап 3.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Стрелки-радисты

Веревкин Михаил Анисимович
Дата рождения: __.__.1925
Место рождения: Омская обл.
Дата призыва: __.__.1943, Ямало-Ненецкий ОВК, Омская обл.
Дата призыва: __.__.1943
Воинское звание: мл. сержант
Последнее место службы: 307 шакд 211 шап
Дата выбытия: 03.02.1944
Причина выбытия: пропал без вести

 

Минеев Константин Петрович

Дата рождения: __.__.1925
Место рождения: Свердловская обл.
Дата призыва: __.__.1943, Режевский РВК, Свердловская обл., Режевский р-н
Дата призыва: __.__.1943
Воинское звание: мл. сержант
Последнее место службы: 307 шакд 211 шап
Дата выбытия: 03.02.1944
Причина выбытия: пропал без вести

211 шап 5.jpg

Изменено пользователем linnet
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Борис Владимирович, огромное спасибо! Район штурмовки 3.2.44 по ЖБД полка совпадает (плюс-минус несколько километров) с местом падения.  В кандидатах получается у нас два экипажа...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Один из летчиков,  Прилепский Евгений Сергеевич, попал в плен. В Памяти народа и ОБД нет немецких документов об этом. Где-то они должны быть? Вдруг там есть о месте падения/приземления? 

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В немецких документах скорее всего, как и в наших, будет записано «под Витебском»: https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_dopolnitelnoe_donesenie65595945/

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@linnet @skylark  спасибо за обсуждение. Первым делом попробовал найти в базе по военнопленным Прилепского, действительно ничего нет. Есть кстати там некто Минеев Константин, умерший в плену в марте 1944 г., но поскольку больше никакой информации о нем нет, то и утверждать ничего нельзя. Скорее всего другой боец. В ЖБД 3-го ШАК  о потерях 3.2.44 также упоминается, но примерно в том же объеме, ничего нового. Разве что Кошелев-Веревкин были сбиты над целью «прямым попаданием» ЗА. Приведу здесь наспех и коряво набросанную мной схему.  Большой круг - район штурмовки, судя по ЖБД. Малый круг и зеленая стрелка - место и направление падения самолета (направление - чисто наши умозаключения, но не факт). Сине-красная линия - очень упрощенная линия фронта. От района штурмовки до мп  5-7 км. Сначала показалось далековато, но в принципе для разворота самолетов на больших скоростях ( больше 300 км/ч) наверное меньше и не могло быть...

В куске лопасти у нас след от попадания 20 мм снаряда, но это тоже не исключает никого из двух экипажей - Кошелев сбит ЗА, но и Прилепский также мог быть сбит. В общем головоломка за недостатком информации. 

IMG_20211111_215003.jpg

IMG_20211112_210335.png

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Через сутки отмокания в щавельке, пришлось работу с броней прекратить. Заметил, что стала «уходить» белая краска. К удивлению своему на обратной стороне брони обнаружил тоже остатки надписи, той же белой краской. Но это кажется уже другой набор цифр. Четыре в один ряд, где верх, где низ понять не могу. Эта сторона пострадала намного сильнее, и ни вживую, ни ни на фото прочитать ничего так и не смог. В любом случае, номер самолета наносился все же на наружную сторону и нам в этом смысле повезло.

IMG_20211111_230850.jpg

IMG_20211111_151234.jpg

IMG_20211111_101711.jpg

IMG_20211111_135237.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если опираться на доклады возвратившихся экипажей о том, что Прилепский ушел с курсом 90 градусов (т.е. на восток), а Кошелев «сбит огнем ЗА, сгорел над целью», то вероятнее всего найдено МП самолета Кошелева (от цели до МП 5-7 км на юго-запад).

00000071.png

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
10 часов назад, skylark сказал:

Если опираться на доклады возвратившихся экипажей о том, что Прилепский ушел с курсом 90 градусов (т.е. на восток), а Кошелев «сбит огнем ЗА, сгорел над целью», то вероятнее всего найдено МП самолета Кошелева (от цели до МП 5-7 км на юго-запад).

00000071.png

К сожалению, в отчетах часто путают направления, расстояния и прочее. Если Прилепский пошел от района цели Ворошилы на свою территорию (там где она ближе), то идти ему нужно было не с курсом 90 градусов, а почти в противоположном направлении. В этом случае он бы летел примерно в сторону места находки. Нужно бы найти карту на дату потери у места падения.

 

Витебская операция.jpg

Изменено пользователем linnet
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Попытался в ОБД по пленным поискать на разное написание фамилии Прелепский. Не удалось.

Вспомнил, что у меня есть небольшой список по пленным летчикам (попалось дело с опросами после войны). 

Андреев Иван Максимович вспоминал, кого встречал в плену: В Лодзи встретил Прилебский Евгений из 154 шап. Очевидно, это Прилепский Евгений Сергеевич из 154 гшап/211 шап. Видимо, в плену узнал о получении 211 шап звания гвардейского 154 гшап 4.6.1944?

Т.е. в лагере Люфтваффе в Лодзи Прилепский был, а вот где же его карточка?

 

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
13 часа назад, linnet сказал:

К сожалению, в отчетах часто путают направления, расстояния и прочее. Если Прилепский пошел от района цели Ворошилы на свою территорию (там где она ближе), то идти ему нужно было не с курсом 90 градусов, а почти в противоположном направлении. В этом случае он бы летел примерно в сторону места находки. Нужно бы найти карту на дату потери у места падения.

Согласен и не настаиваю на своей версии. Однако, если предположить, что возвратившиеся экипажи перепутали направление (что маловероятно) и Прилепский ушел на свою территорию (с курсом 270 градусов), то в плен он бы не попал, и его маршрут был бы севернее найденного МП. А если летчики ничего не перепутали, и он ушел с курсом 90 (например, потеряв ориентировку в горячке боя), то тогда плен был бы неминуем. Ниже карта на 06.02.44 г. (цель выделил синим, примерное МП – красным).

Примечание: 03.02.44 г. 84 гв. сд наступала на Городище с севера и северо-востока; Горбачи, Брыли и Прудники были под немцами, 360 сд вела наступление в направлении на эти н.п. с севера и северо-востока из р-на д. Волково.

01.png

02.png

Изменено пользователем skylark
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 часа назад, linnet сказал:

Попытался в ОБД по пленным поискать на разное написание фамилии Прелепский. Не удалось.

Вспомнил, что у меня есть небольшой список по пленным летчикам (попалось дело с опросами после войны). 

Андреев Иван Максимович вспоминал, кого встречал в плену: В Лодзи встретил Прилебский Евгений из 154 шап. Очевидно, это Прилепский Евгений Сергеевич из 154 гшап/211 шап. Видимо, в плену узнал о получении 211 шап звания гвардейского 154 гшап 4.6.1944?

Т.е. в лагере Люфтваффе в Лодзи Прилепский был, а вот где же его карточка?

Карточка могла и не сохраниться. О плене говорят два косвенных факта - отметка об отмене статьи приказа об исключении из списков офицерского состава и сведения из УПК, что окончил службу в ноябре 1945

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
58 минут назад, skylark сказал:

Однако, если предположить, что возвратившиеся экипажи перепутали направление (что маловероятно) и Прилепский ушел на свою территорию (с курсом 270 градусов), то в плен он бы не попал, и его маршрут был бы севернее найденного МП.

А если атаковали с севера, а подбили при выходе из атаки южнее цели, откуда и ушел разворотом на запад. Опять же если выпрыгнул с парашютом, самолет мог упасть на некотором расстоянии в непредсказуемом направлении, оставшись без управления. Хотя утюги далеко в сторону не падают. 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Дочь ветерана ВОВ 863 иап Спасибо! Жаль нет о месте пленения.

Травмы могли быть и от жесткой посадки и от прыжка с парашютом и от побоев при пленении.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо всем участвующим в обсуждении этого Ил-2! Мы существенно продвинулись вперед и это неожиданно, ведь после первого выезда на место появилась мысль: «здесь мы ничего не выясним, слишком мало фрагментов».   Видимо нужно  делать запрос в ЦАМО, может привязка конкретного экипажа к №303031 найдется?

Изменено пользователем Dzianis
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А на местности точно всё подобрали?

Может имеет смысл ещё раз выехать на МП?

Изменено пользователем Алекс21
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Алекс21 конечно подобрали там не все, проблема этого места в ужасной засоренности всяким железным мусором. Там еще работать и работать. Будем стараться до конца сезона выехать туда, в ближайшие дни.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

linnet! Да, очень жаль! Есть только о дате отправки из лазарета в лагерь в/пленных в Лицманнштадт (Stalag Luft ll) - это 24.02.44 - в день  двадцатилетия мл. л-та. Д. р. Прилепского Е. С. 24.02.1924. Но это война... и она беспощадна... 

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@linnet пока ни останков ни парашютной ничего не было. Но это не значит, что там их нет. Выбиваем пока более-менее крупные сигналы, работу сильно осложняет огромное количество настрела и немецкого и нашего на месте падения. Минометные хвосты, обрывки лент, консервные банки, каски, ящики, переноски и т.д. Прочитал ЖБД 1197 стрелкового полка за февраль 1944 г.  Картина такая: в тот самый день 3 февраля наши подошли к месту падения почти вплотную, вышли на р.Зароновка с севера (Ил-2 упал на южном берегу в д.Брыли). Переправиться и взять Брыли и Прудники смогли только 16.02.44.  Между 3 и 16.02 непрерывные перестрелки, обстрелы, попытки переправиться. Отсюда и сплошные сигналы, всё звенит под ногами(((  

Ничего не поделаешь, будем терпеливо работать дальше.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 19.10.2021 в 08:59, Dzianis сказал:

В ближайшее время планируем работать еще на одном Ил-2 в том же районе, и там тоже 37 мм...

Для информации. Из наградного листа на заместителя ст. инженера 211 шап по вооружению следует, что в полку были и другие Ил-2 с 37 мм пушками:

03.png

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Добрый вечер! 

Продолжили работу на месте. Из существенного найден вот такой бак.  Исключительно в целях самообразования, подскажите что за бак. Предполагаю расширительный системы охлаждения, есть клапан (или термостат?). 

IMG_20211116_101443.jpg

IMG_20211116_103514.jpg

IMG_20211117_152531.jpg

IMG_20211117_152614.jpg

IMG_20211117_113448.jpg

IMG_20211117_204151.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу