Бортстрелок

"Поисковики обнаружили самолёт ЕР-2, потерпевший крушение в годы Великой Отечественной войны на территории Республики Марий Эл"

25 posts in this topic

Уважаемые коллеги-авиапоисковики!

В Марий-Эл нашли "редкую птицу" - Ер-2. Отсюда - http://рф-поиск.рф/news/11153/ :

"Поисковики обнаружили самолёт ЕР-2, потерпевший крушение в годы Великой Отечественной войны на территории Республики Марий Эл

Поисковики обнаружили самолёт ЕР-2, потерпевший крушение в годы Великой Отечественной войны на территории Республики Марий Эл
 24.08.2021
  •  
  •  
  •  

Участники студенческого поискового отряда «Воскресение» МарГУ, изучая документы в Центральном архиве Министерства обороны, нашли сведения о катастрофах в 420-м дальнебомбардировочном авиационном полку особого назначения.

Удалось выяснить, что данный полк входил в состав 81 дивизии и на момент начала Великой Отечественной войны дислоцировался в Казани. 10 августа 1941 года в полк поступили 40 новых самолётов «ЕР-2», после чего начался учебный облёт данных авиамашин экипажами. С 10 по 17 августа 1941 года произошли три авиакатастрофы с участием экипажей 420-го авиационного полка, одна из них произошла на территории МАССР. Самолёт «ЕР-2» с тремя членами экипажа на борту в ходе учебного полёта упал на территории Килемарского района в лесу. В результате авиакатастрофы два члена экипажа погибли и, предположительно, были похоронены на кладбище в Козьмодемьянске. Рама самолёта, а так же неисправные и повреждённые части самолёта до настоящего момента находятся в лесу в труднодоступном месте среди болот.

420-й авиационный полк 10.08.1941 года был частично передислоцирован в Пушкин Ленинградской области частично в посёлок Раменское Московской области, откуда совершал авианалёты на Берлин и Кёнигсберг.

Поисковики отряда «Воскресение», совместно с сотрудниками следственного управления СК РФ по Марий Эл, планируют вывезти останки самолёта и установить их в качестве исторического экспоната на территории Йошкар-Олы.".

 

Информация об этой находке появилась так же на многих новостных сайта Рунета, но "из первых рук", с фото и видео - здесь - https://vk.com/spovoskresenie?w=wall-71353940_3658%2Fall . 

С уважением - К.Б.Стрельбицкий

П.С. Извините, "вставилось так, как вставилось" :( 

Edited by Бортстрелок
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Явно с датами напутали...  А номерные детали нашли?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Скорее всего имеется в виду Ер-2 №703 с моторами №№ 045-260, 045-297 10.8.1941 упавший при перебазировании из Казани в Пушкин в районе Козьмодемьянска. Погибли штурман Макаренко и стрелок-радист Большов, похоронены в Козьмодемьянске. Тяжело ранены командир Потехин и стрелок Радионов.

1

Share this post


Link to post
Share on other sites
33 минуты назад, linnet сказал:

Явно с датами напутали...  А номерные детали нашли?

@linnet , вот тут - https://vk.com/rfpoisk?w=wall-59603073_42739 - уже спросили: "А где дизеля Чаромского?" :)

Как я понял из сообщений про эту находку, этот поиск вёлся "от архивного документа к месту падения", а не наоборот, то есть искали МП самолёта, про который "заранее было всё известно". То есть никакие фрагменты самолёта с номерами и не искали - искали именно место. 

Edited by Бортстрелок
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

НА Ер-2 1941 года стояли моторы М-105. Дизели появились на серийных Ер-2 с 1943 года.

Не факт, что в Аварийном акте место падения описали столь подробно, что это без сомнения именно тот самый самолет. Ер-2 и в июле терпел катастрофы, да и пока на железе не подтверждено, что это именно Ер-2. 

Номера не помешают для уверенности.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Борис, прав! Это именно тот самолет и есть! Местные легенды сходятся. Но на месте падения номеров не нашли, так как эти номера были утащены с места падения еще в лохматые 90-е годы

1985 г. на месте аварии самолета поисковый отряд.jpg

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Уважаемые Борис Владимирович и Илья Геннадьевич!

Вы безусловно правы насчёт точной и верной идентификации тех "авиаостанков", но, как мне кажется "по прочитанному", марийские поисковики "уже всё для себя решили"... Ибо подготовленный ими для официального сайта ООД "ПДР" пресс-релиз, полностью процитированный мной в "стартовом" сообщении этой темы, заканчивается - повторюсь - словами: "Поисковики отряда «Воскресение», совместно с сотрудниками следственного управления СК РФ по Марий Эл, планируют вывезти останки самолёта и установить их в качестве исторического экспоната на территории Йошкар-Олы". То есть в дальнейшем они видят перед собой уже только "логистическую" проблему, но не поисковую...

С уважением - К.Б.Стрельбицкий

Edited by Бортстрелок
0

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 минуты назад, Прокофьев Илья сказал:

Борис, прав! Это именно тот самолет и есть! Местные легенды сходятся. Но на месте падения номеров не нашли, так как эти номера были утащены с места падения еще в лохматые 90-е годы

1985 г. на месте аварии самолета поисковый отряд.jpg

Но хотя бы по железу можно подтвердить, что это Ер-2?

А поисковикам нужно место захоронения искать и восстанавливать.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Фото погибшего штурмана капитана Макаренко

Макаренко ЕР-2.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Константин Борисович, Борис Владимирович! Спасибо за интерес к теме. Я давно знал, об этом самолете, и данную экспедицию ребята из Марий-Эл (п\о Воскресенье, Марийского университета) планировали в начале года, в том числе и с поисковым отрядом, который сформирован сейчас в Йошкар-Оле при Следственном комитете. Мы обсуждали эту экспедицию (кажется в июне), когда мы были у ребят в Йошкар-Оле... Все обломки, что ребята привезли из разведывательного выезда, руками держал :)))

Там поисковики будут теперь заниматься и поиском информации об экипаже для стендов музея (причем благодаря именно Вам уважаемый Борис Владимирович),  и само-самой что-бы такие уникальные фрагменты самолета не пропали в металлолом...

Edited by Прокофьев Илья
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Командир кораблин Потехин Федор Иванович, судя по наградному документу, после тяжелого ранения вернулся в ГВФ, летал командиром транспортного Ли-2.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

А Потехин в конце войны опять в ГВФ выбыл...

00000501.jpg

00000502.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Илья Геннадьевич, не в конце войны. А после ранения 10.8.1941 года.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Так точно, Борис Владимирович :) Только вот в донесении о потерях Макаренко и Большов учтены 19.08.41г.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

В большинстве документов, как 10.8.1941.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ошибка в донесении при печати

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

420 дбап получил 35 Ер-2  в период с 6.7.1941 по 13.9.1941 (в основном по 12.7.1941). Во второй половине июля было 2 катастрофы и 2 аварии. 10.8.1941 была эта катастрофа и 1 авария.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Из воспоминаний ветерана 420 бап ,дважды ГСС Александра Игнатьевича Молодчего( "Самолет уходит в ночь",Изд .ДОСААФ СССР Москва 1986г.) Стр.31..."9.8.41г.,Раннее утро. В полк прилетел наш Ком.див ГСС Комбриг Водопьянов."..

Стр.32..."Для выполнения БЗ ваш полк должен сегодня перелететь на аэродром ближе к фронту."

Стр.33..."Первый час полета проходит успешно. Но вот дальше на пути появляется коварная преграда. Именно её многие из нас и побаивались..."

Стр.34..."После посадки на аэродроме Пушкин мы не досчитались одного самолета. Как стало известно позже,экипаж Петелина потерпел катастрофу. Сам командир экипажа чудом остался жив,долго лежал в госпитале,но в полк больше не вернулся..."

Стр.35..." И вот 10 августа 1941г. Вторая половина дня. Все экипажи в сборе. Узнаем о боевой задаче:ночью совместно с группой самолетов,взлетающих с острова Сааремаа,надо будет нанести бомбовый удар по Берлину".

Стр.36..."Сколько бы ни прошло лет с того времени,а я во всех деталях буду помнить этот взлет....

           Из выше приведенного следует вывод: Катастрофа Ер-2( Петелина,чужую фамилию легко забыть и перепутать) Потехина Ф.И., произошла 9.08.41г.,в первой половине дня,(а не 10.8.41г.),во время перелета(не следует путать с ПЕРЕБАЗИРОВАНИЕМ!) на аэродром подскока Пушкин и попадания в СМУ на маршруте после первого часа полета(сплошная фронтальная облачность с нижним краем менее 100м и верхним 4200м) .  

          По расположению оставшегося каркаса Ер-2 можно будет сделать вывод о имевшей место вынужденной посадке. Думаю,лес вырос позднее.Так же можно установить,был ли пожар и какого именно мотора или это привычка военных все валить на отказы в работе авиатехники....

 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Посмотрел фото по ссылкам. Рама центроплана перевернута и лежит на спине. Вряд ли кто смог перевернуть её вручную. Следовательно версия о вынужденной посадке отпадает. Просмотрел свои заметки по самолетам Ер-2 420 дбап. Два отказа моторов(один левый и один правый) и три пожара, все на правых моторах. В данной катастрофе причина не сложные метеусловия,как я предположил,а именно пожар правого мотора. Штурман и стрелок-радист не успели покинуть самолет. В Республиканском архиве в соответствующих фондах по мед.документам должны быть акты судмедэкспертизы погибших членов экипажа,в которых указана причина гибели.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

@навигатор В соседней теме в Польше найден самолет. Возможно, что это Ер-2 из 420 дбап. Вы упоминали, что есть заметки по этому полку. Можете чем-то помочь?

В теме упомянуты посковики из Йошкар-Олы. Они собрали обломки Ер-2. Хорошо бы получить фото хотя бы технологических номеров самолета для сравнения с найденным в Польше.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

На месте не так много осталось дюраля, поэтому технологических клейм немного. Пока ребятам их Йошкар-Олы удалось найти это (на тех фрагментах, что вынесли из леса в музей)

photo_5215187047764058501_y.jpg

photo_5215187047764058505_y.jpg

photo_5215187047764058509_y.jpg

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Из списка по сведениям о состояния матчасти 420 дбап

SAM_1045.JPG

2

Share this post


Link to post
Share on other sites

@навигатор У 503 другие моторы, чем в списке я нашел.

А 507 есть в вашем списке?

Спасибо!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.