7.62

Як-1 мотор ПФ 1537, Новгородчина

42 сообщения в этой теме

Як-1 с мотором ПФ 1537

севернее ст.Пола Парфинского р-на Новгородчины.

Приветствую, коллеги.

В новогодние каникулы мы вместе с командой Игоря STILETа (отряды Скиф и Сокол) провели несколько разведвыходов севернее ст.Пола.

Перекопали за металлистами воронку от самолета Як-1, в которой было найдено очень мало обломков. Но трижды дублированный номер мотора ПФ 1537 найти удалось.

Кроме этого – две разорванных гильзы ШВАК 1942 г.в., гильзы ШКАС 1941 г.в.

Следов наличия летчика или парашюта обнаружить не удалось.

Увы, фотографий из леса не осталось. Только несколько фото помытых обломков с номерами.

Фото номера мотора на стопорном кольце вала редуктора и приводе регулятора оборотов

1.JPG

2.JPG

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Еще один дубль номера мотора был не генераторе. Обратите внимание, что на бортике он выбит, а на стальной части - нет. На сталоной части продублирован только номер самого генератора - 27694

6.JPG

7.JPG

8.JPG

4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Машина № 0281 с мотором ПФ 1537 передана с завода 17.7.42 г. летчику 32-го иап. Больше по машине ничего нет. Более того, ее нет в приказе о зачислении матчасти 32-м иап от 10.8.42 г. Т.е. летчик 32-го иап только перегнал ее с завода в зап для какого-то другого полка. Скорее всего для 744-го иап (86-го гиап). В этом полку были машины 81-й серии

Где-то в том районе должна быть еще пара Як-1 744-го иап: № 0755 мотор П121-763  и № 3845 мотор П354-610 по причине столкновения в воздухе Б.И.Ковзана и  В.И.Тщедушнова (оба летчика выпрыгнули с парашютом).

Изменено пользователем Сергей Кузнецов
4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ближайшие номера у этих полков- 

0381 №292 81 03 16.07.42 СССР 32-й ИАП, 744-й ИАП сбит 04.08.42
0581 №292 81 05 1942 СССР 32-й ИАП, 161-й ИАП

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Товарищи, спасибо всем вам за интерес к теме. 

Место падения - дер. Рябчиково, 10 км ССВ от ст. Пола. К сожалению, потерян был при выходе из леса ночью телефон со всеми фотками. Поэтому не могу порадовать вас фотками раскопок...

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 16.01.2021 в 11:47, Сергей Кузнецов сказал:

Машина № 0281 с мотором ПФ 1537 передана с завода 17.7.42 г. летчику 32-го иап. Больше по машине ничего нет. Более того, ее нет в приказе о зачислении матчасти 32-м иап от 10.8.42 г. Т.е. летчик 32-го иап только перегнал ее с завода в зап для какого-то другого полка. Скорее всего для 744-го иап (86-го гиап). В этом полку были машины 81-й серии

Где-то в том районе должна быть еще пара Як-1 744-го иап: № 0755 мотор П121-763  и № 3845 мотор П354-610 по причине столкновения в воздухе Б.И.Ковзана и  В.И.Тщедушнова (оба летчика выпрыгнули с парашютом).

Сергей, добрый день! А какого числа столкнулись самолеты? Не из-за этого ли Тщедушного военный трибунал 7 РАБ 9 сентября 1942 года приговорил к расстрелу? Слава Богу приговор заменили, и Василий Иванович воевал дальше, к сожалению погиб в мае 1943 году уже под Ленинградом... 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 часов назад, Прокофьев Илья сказал:

Сергей, добрый день! А какого числа столкнулись самолеты? Не из-за этого ли Тщедушного военный трибунал 7 РАБ 9 сентября 1942 года приговорил к расстрелу? Слава Богу приговор заменили, и Василий Иванович воевал дальше, к сожалению погиб в мае 1943 году уже под Ленинградом... 

Добрый вечер. Акты на списание этих машин у меня есть.

 Если не изменяет память , упали они в Ильмень.

 С уважением Александр

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Столкновение произошло 18.4.42 г. в районе оз.Ильмень, самолеты (по актам) разбиты.. Так что по месту - достаточно широкая поляна. Единственное, может найдутся документы, откуда летчиков забирали в полк, или объяснительные обоих пилотов, тогда по месту будет что-то более определенное.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Прокофьев Илья  С 3 по 5  декабря 5 штрафной батальон наступол южнее д. Замошка, 12 офицеров похоронены 0.9 км южнее Замошки, могила у дороги-они наверно взяли дорогу Замошка - Запрудно, но их потом выбили. Тщедушный тогда был в этом батальоне, 10 декабря после этой атаки его "помиловали"?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 часа назад, mischa сказал:

Стечение обстоятельств.

Потрясающе!!! 13 августа был четвертый таран Ковзана. Вот как его описывает Л.Жукова в своей книге со слов летчика: "13 августа 1942 года в районе Старой Руссы на его Як-1 на высоте семь тысяч метров напало пять Ме-109Ф. Як уже горел, выбрасывая черные клубы дыма, но никак не хотел падать, а четыре "мессера" - по два справа и слева - сопровождали его в, казалось бы, последнем полете. Задыхаясь от чада, Ковзан сорвал стеклянный фонарь машины. Пятый "мессер", решив добить горящий "ястребок", пошел в лобовую атаку, поливая из пулеметов, заставляя или пасть ниц перед ним, или свернуть с курса. А Ковзан не мог дать торжествовать врагу! Он шел навстречу, готовый столкнуться, но не свернуть! И тогда дрогнул враг - пошел вверх, показав брюхо, и пылающий "ястребок" пропорол тело вражеской машины меж брюхом и плоскостью.

- Дальше ничего не помню - мрак. Пришел в себя - кубарем лечу с парашютом за спиной. Дернул за кольцо - и опять провал. Пришел в себя только в госпитале, понял, что меня от удара вышвырнуло из машины,- хорошо, что я догадался фонарь сорвать. А уже много позже наш командир рассказал, какие я слова в эфир послал: "Пробита голова. Вытекают мозги (так летчик воспринял в горячке боя поражение глаза – прим.авт.). Иду на таран". Самое интересное, я совершенно не помню, что говорил такое. Но тогда как раз в полк по ленд-лизу магнитофоны пришли, и на командном пункте сохранилась запись.

...А внизу его уже ждали пехотинцы. Весь фронт знал его имя, и представлялся он богатырем с саженными плечами, а тут вытащили из трясины, куда упал парашют, небольшого паренька с юным курносым лицом, обгорелого, в копоти, без сознания. У него были переломы рук и ног, треснула челюсть, в крови правый глаз. Фронтовые хирурги сделали все возможное и переправили в Москву.

В госпитале, в Москве, врач, осмотрев его правый глаз, сказал с печалью:

- Должен вас огорчить, молодой человек. Тонкий осколок стекла прошел в глазное яблоко и его студенистое тело... Началось вытекание глаза. Поставим искусственный.

- Отлетался, сокол, - услышал он чьи-то жалостливые слова.

- Это мы еще посмотрим! - пробормотал Борис. - Моего упрямства на сотню других хватит.

Но, честно говоря, он пока не мог решиться ни на что - впервые растерялся. Он получил в Кремле, из рук Михаила Ивановича Калинина, орден Красного Знамени, побродил по Москве в раздумье, что делать. Решил сам явиться в полк. Но в полку, как ни радовались его возврату, допустить к полетам не могли, и он отправился опять в Москву. Не считал он тогда, сколько раз пришлось ему обивать порог отдела кадров ВВС, пока не дрогнули сердца кадровиков - дали разрешение пройти медкомиссию.

Зрение проверял знаменитый Вишневский.

- Да, ведущий глаз у вас - левый, на ваше счастье - задумчиво сказал Вишневский,- и очень хороший, так что до глубокой старости без очков обойдетесь. А что остальные врачи?

- Допускают без ограничений! - бодро ответил Борис и поглядел, как мог умоляюще, на хирурга.

В итоге - строчки решения медкомиссии, от которых заликовала душа: "Учтя горячее стремление Б.И. Ковзана на фронт, в индивидуальном порядке признать годным к летной работе без ограничений".

Я правильно определил номер машины, как 2380 (бортовой № 34)?  С завода забрал летчик 896-го иап 13.7.42 г. мотор ПФ1445.

Изменено пользователем Сергей Кузнецов
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересно, что про Ковзана в своих воспоминаниях маршал авиации Г.В. Зимин пишет:

"В общем, я, как командир, должен был поговорить с Ковзаном, чтобы этот многообещающий летчик не погиб уже в ближайшем бою. Выбрав момент, когда наш разговор не привлекал бы к себе внимания со стороны, сказал ему, как высоко я ценю его мужество, решимость и волю, но при этом объяснил, что всем этим качествам необходимо найти лучшее применение, именно на умелом использовании своего оружия.

Ковзан молча слушал меня и опускал голову все ниже. Казалось, его что-то тяготило. И тогда я сказал, что если он мне не объяснит, почему не стрелял, то придется отстранить его от полетов.

То, что я услышал, меня поразило.

— Я не умею стрелять, — мучительно выдавил он из себя.

— Как — не умеешь? — с изумлением спросил я. — Ты же воевал в своем полку?

— Я летал на самолете связи... Если бы я об этом сказал, вы бы меня не взяли в полк...

Я был ошеломлен: с У-2 пересесть на Миг-3!

— Почему же ты не изучил систему вооружения и хотя бы основы теории правил стрельбы? — допытывался я. 

— Боялся спрашивать... Сразу бы определили, что я не летчик-истребитель. Вынужден был молчать. Ну в пришлось применить таран...

Так закончил свою «исповедь» Борис Ковзан".

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Это все враки в силу каких-то личных ИМХО отношений между Ковзаном  и Зиминым. Почитайте наградной Ковзана - там все хорошо написано и как стрелял, и как стрелков убил на Ю-88 (!!).

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не спорю, возможно это и так. А наградной конечно читал. И как стрелял, и как стрелков убил, но это был уже второй таран в феврале 1942. А в мемуарах описываются события после первого тарана. Хотя, ещё раз повторю, спорить не буду. Может это и враки. Сам удивился, когда прочитал.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Попутно.

Возле д. Толокнянец располагался аэродром как минимум с 27 июня по 25 октября 1942 года. 

Дислоцировался 642 асап на У-2. Обслуживал 130 БАО 7 РАБ. Увы, в доступных документах нет информации о происходящем в районе дислокации..

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 16.01.2021 в 21:03, mischa сказал:

Ближайшие номера у этих полков- 

0381 №292 81 03 16.07.42 СССР 32-й ИАП, 744-й ИАП сбит 04.08.42
0581 №292 81 05 1942 СССР 32-й ИАП, 161-й ИАП

0481 в декабре 1942 списан 485 ИАП

В этом полку были ещё машины 81 серии

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
16.01.2021 в 13:30 Миша сказал:

Может про этот самолёт?

161 Иап.jpg

Як-1 в Ловасицах забран.

В 80-х кто-то вытащил кабину, года три назад мы вытащили мотор.

Не помню ФИО летуна, но он спрыгнул. Погиб позднее, где-то рядом.

Не понимаю, как прикрепить фото.

Номер мотора ПФ-1516

 

 

Изменено пользователем Алексей Н.
ошибка
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Алексей Н. сказал:

 

М-105пф № 1516 был на Як-1 № 0381 из состава 744 ИАП,

4 августа 1942 года летчик сержант Шагурин Михаил Яковлевич сбит в в\б, спасся на парашюте, вернулся в полк, жив, с-т разбит

прикрытие войск в р-не Ершино,

в\б в р-не Замошка - 2-4 км южнее Березка, приземлился с парашютом в р-не Березка

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не понимаю, как прикрепить фото.

Нажмите выберите файлы (только они не должны много весить)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В Ловасицах ходит легенда про женщину-пилота. Была сбита где-то рядом. Похоронена у дороги.

Ввиду отсутствия старожилов и времени, проверить не смогли.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Про женщин пилотов навряд-ли... их в наших краях было мало - все на переучет...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу