Опубликовано: 26 октября, 2020 Прошу помощи в установлении пилота самолёта Ил-2. 28.06.2017 на окраине лесного массива на северных скатах Сунженского хребта, в 5,5 км СВ с. Комсомольское РСО-Алания (в 1942 г. - с. Илларионовка) было обнаружено место падения самолёта Ил-2. Крупные части отсутствовали. Обнаружены: сильно фрагментированные костные останки человека, металлические элементы парашютной системы (пряжки, фрагмент рамы), фрагмент электропроводки и наушники лётного шлема, петличный эмалевый "кубик" красного цвета, пуговица с пятиконечной звездой. Также обнаружены части снарядов и звенья снарядной ленты пушки ВЯ-23 и пулемёта ШКАС, пусковые устройства РС, фрагменты алюминиевой обшивки, бронекорпуса, корпуса редуктора двигателя, корпуса коробки привода агрегатов, части тросовых приводов механизации крыла и оперения и т.д. Глубина залегания фрагментов - до 0,3 м (не глубже штыка). При очистке обнаруженных обломков в 2017 году на одном из фрагментов обнаружен номер мотора Ш291633, на корпусе коробки привода агрегатов 1633. Поиск по архивам ЦАМО результатов не дал: "230 ШАД О:1, Д:66 Переписка по матчасти, спецоборудованию и вооружению 18.7-31.12.42 Лист 275 – Ведомость количественного и качественного состояния авиамоторов, установленных на самолётах 805 ШАП на 29.10.42 – пункт 6 – мотор АМ-38 №291633, з-д изгот.№24, степень редукции 0732, исправен. Лист 274 – Ведомость количественного и качественного состояния авиамоторов, установленных на самолётах 805 ШАП на 29.10.42 – пункт 6 - № самолета 1223 – это не его номер самолета – принадлежит другому номеру мотора. Лист 331 – Ведомость на состояние моторов, переданных на ремонт в 210 ШАП по состоянию на 1.11.42 – мотор АМ-38 №291633 – требует восстановительного ремонта – отправлен в 205 САМ. Лист 339 – на 1.11.42 в списке исправных самолётов нашего уже нет. 1.12.42 в списке тоже нет". Из этого следует, что мотор Ш291633 переставлялся с одного самолёта на другой, как минимум, 1 раз. С 2017 года наши коллеги были в ЦАМО три раза, но дальше имеющейся информации в поиске мы не продвинулись, очередные полевые выходы на место обнаружения самолёта значимых находок не приносили. 22.06.2019 останки лётчика были торжественно захоронены как неустановленные на мемориальном кладбище авиаторов в с. Майрамадаг. В октябре 2020 года на неприметной бирке с места падения был найден номер 3123. При проверке по имеющимся документам установлено, что самолёт с данным номером зачислен в боевой состав 805 ШАП приказом по 230 ШАД №087 от 26.09.1942. Если кто-нибудь располагает информацией о закреплении самолётов за конкретными лётчиками в 805 ШАП 230 ШАД 4 ВА, прошу помочь в установлении пилота. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 октября, 2020 (изменено) А на Солдате.ру этот самолет не обсуждался? 805 шап получил с завода №18 21 Ил-2 в конце августа 1942 года. Среди моторов этих самолетов не было №291633. Среди полученных Ил-2 №1871223 и №1871630. А проанализировали, какие №№ Ил-2 были в списке исправных на 29.10.42 и не были в списке на 1.11.42 г.? Изменено 26 октября, 2020 пользователем linnet 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 октября, 2020 (изменено) Обсуждался. Сергей Порошин выставлял номер мотора. Но этот номер принёс больше вопросов, чем ответов. Надеюсь, номер самолёта поможет. Из 22-х Илов, поступивших в 805 шап, 17 были 23-й серии. Судя по нумерации в приказе на зачисление, на этом самолёте (3123) как раз стоял мотор 1630. Однако, в лесу нашёлся 1633. Самолёт 1223 не причём. Потеря обнаруженного самолёта - после 01.11.42, так как мотор 1633 29.10.42 исправен, в период до 01.11.42 (за 3 дня) он выходит из строя, передаётся на ремонт. Теперь очевидно, что после ремонта он передан в 805 шап и установлен на самолёт 3123 (возможно, вместо 1630, но это не принципиально). Существуют ли списки закрепления самолётов за лётчиками? Или наоборот... Я знаю, что ответ может быть в ЦАМО. Туда у нас ездил Сергей, но, к сожалению, его 01 октября не стало... Изменено 26 октября, 2020 пользователем Данил Моисеев ошибка 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 октября, 2020 (изменено) 3123 возможно, не номер самолета, а номер сборочного узла и попал на другой самолет этой или близкой серии. Найдена же еще бирка 2523? найденные 291633 могут быть не номером мотора, а номерами деталей разобранного на запчасти мотора. Так в ремонт 291633 отправили ИЗ 210- шап? Изменено 26 октября, 2020 пользователем linnet 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 октября, 2020 Ил-2 №1873123 с родным мотором № 291630 сбит ЗА 30.9.1942 в районе Сагопшин. Пилот с парашютом. Так что версию с 3123 можно отставить. 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 октября, 2020 (изменено) @Данил Моисеев Даниил, бирка с номером однозначно технологическая. в ОБД по 805 шап за ноябрь 42 есть две потери летчиков в районе Эльхотово ( насколько я знаю Эльхотово недалеко от Комсомольского): 15.11.1942 - НБЗ ст. с-т Баженов Василий Петрович, 25.11.1942 - НБЗ ст. с-т Дудник Иван Константинович по 210 шап в ноябре 1942 одна потеря (к сожалению не указан район выполнения задания): 17.11.1942 - НБЗ с-т Кубай Александр Васильевич. Исходя из того, что найден "кубик" с петлицы (у сержантов и старшин на петлицах были треугольнички), эти три потери, думаю можно исключить. в декабре 1942 у 805 шап потерь (согласно ОБД) нет, по 210 шап две потери (опять же без указания района выполнения задания): 29.12.1942 - НБЗ мл. л-т Кучерявый Николай Кириллович 30.12.1942 - НБЗ ст. л-т Туляпов Михаил Прокофьевич Еще один возможный вариант: 05.12.1943 - НБЗ гв. мл. л-т Агарев Иван Адреевич (7 гв. шап, согласно ОБД район выполнения задания р. Дигора) Вполне возможно, что Вами найден самолет кого-то из них. Тут уже надо смотреть по документам где в этот момент проходила линия фронта, а также где базировлись полки дивизии Изменено 27 октября, 2020 пользователем Синд 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 27 октября, 2020 (изменено) В дополнение: Боевое распоряжение 4 ВА на 5 декабря 1942 Боевое распоряжение 4 ва на 29 декабря 1942 Боевое распоряжение 4 ва на 30 декабря 1942 Изменено 27 октября, 2020 пользователем Синд 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 27 октября, 2020 (изменено) @linnet Да, верно, есть ещё бирка 2523. И она с этого Ила. Она ошибочно выложена на Солдате.ру и в посте про Ил, и в посте про И-16, что меня несколько запутало. Я так понимаю, у Вас имеется база информации по потерям самолётов с привязкой к номерам. Упоминается ли там 2523? По логике вещей, он должен быть где-то рядом) Буду рад и благодарен. На Памяти народа единственный документ с номерами самолётов, который я нашёл, это тот приказ 087 из первого поста. Изменено 27 октября, 2020 пользователем Данил Моисеев 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 27 октября, 2020 @Данил Моисеев Эта бирка тоже технология, но может дать сведения о примерной серии самолета 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 27 октября, 2020 @Синд Спасибо за информацию. Будем думать. Мы изначально пытались определиться по потерям, но ни одна не подходит так, чтобы с уверенностью можно было сказать, да, это он... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 27 октября, 2020 По списку в приказе 230 шап от 26.9.42 805 шап получил 21 Ил-2 с моторами. 1. Вы упомянули, что якобы 22 штуки получены? Какой документ имелся? 2. В ведомости 805 ШАП на 29.10.42 сколько было Ил-2? и сколько было моторов? И есть ли привязка самолет-мотор, в т.ч. для 291633? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 27 октября, 2020 20 минут назад, Данил Моисеев сказал: Мы изначально пытались определиться по потерям, но ни одна не подходит так, чтобы с уверенностью можно было сказать, да, это он... Мне попадалась потеря Ил-2 в Верхний Курп. Кажется, другой полк. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 27 октября, 2020 (изменено) 18 минут назад, linnet сказал: Мне попадалась потеря Ил-2 в Верхний Курп. Кажется, другой полк. Борис, по 4 ва есть 2 потери Ил-2 (805 и 210 полки) в районе Нижнего Курпа, обе в сентябре 42 Изменено 27 октября, 2020 пользователем Синд 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 27 октября, 2020 3 минуты назад, Синд сказал: Борис, по 4 ва 2 потери Ил-2 (805 и 210 полки) в районе Нижнего Курпа, обе в сентябре 42 Эти две мне тоже попадались, кажется в списке потерь л.с. 210 шап. Но Нижний Курп гораздо дальше от МП, чем Верхний Курп. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 27 октября, 2020 @linnet верно, 21 самолёт. Я ошибся. Об одном говорим. МП находится в 5,3 км от с. Комсомольское, 5,6 км от с. Заманкул, 7,0 км от с. Верхний Курп. Так что, вполне возможно, мог тянуть и от Курпа. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 27 октября, 2020 (изменено) 12 минуты назад, Данил Моисеев сказал: @linnet верно, 21 самолёт. Я ошибся. Об одном говорим. МП находится в 5,3 км от с. Комсомольское, 5,6 км от с. Заманкул, 7,0 км от с. Верхний Курп. Так что, вполне возможно, мог тянуть и от Курпа. А мог и тянуть от Плановского на Нестеровскую. 30 декабря 42 года одной из целей 230 шад как раз были войска противника в районе Плановского, в этот день была потеря в 210 шап, о которой я писал выше (как вариант). 210 шап тогда как раз на Нестеровскую базировался Но это только один из вариантов, скорее всего, место падения надо будет дорабатывать Изменено 27 октября, 2020 пользователем Синд 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 27 октября, 2020 @Синд Тоже склоняюсь к доработке МП. Кстати, ст. с-т Дудник, ст. с-т Зотов, мл. л-т Митюгов и к-н Рульков 25.11.42 возвращаясь с БЗ в условиях низкой облачности врезались в гору в р-не Нижние Ачалуки. Похоронены частями 176 сд в с. Средние Ачалуки 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 27 октября, 2020 МП синим кружком 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 27 октября, 2020 В принципе допустимое отклонение. Так что будем ждать результатов дальнейшей работы. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 27 октября, 2020 Повторю вопрос: 2. В ведомости 805 ШАП на 29.10.42 сколько было Ил-2? и сколько было моторов? И есть ли привязка самолет-мотор, в т.ч. для 291633? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 27 октября, 2020 @linnet нет такой информации( 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах