Начинающий авиатор

Брянская обл., Ржаница, 1942 год: плененный советский экипаж

9 posts in this topic

При работе с немецкой документацией попалась интересная, на мой взгляд, информация, которая, вероятно, может пригодиться тем, кто ищет самолеты на Брянщине, и тем, кто пробивает пропавшие советские экипажи по архивным документам. Итак...

"14.9.1942 г. Особенно удачный улов: в лесу в 16 км севернее Ржаница (Rshaniza) патруль захватывает экипаж русского самолета (1 майор, 1 лейтенант, 1 старший сержант, 1 сержант), совершившего вынужденную посадку".

 

Ржаница – это село в Жуковском районе Брянской области. Звания в документе буквально следующие: 

1 Major, 1 Ltn., 1 Feldw., 1 Uffz.

Будут ли какие-то соображения на предмет того, кто это мог бы быть?

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

  .... 09.09.42 г. с боевого задания не вернулся экипаж в составе: ВрИД командира аэ майор Е.А.Грабовский, штурман звена капитан А.В.Пасин, начальник связи аэ старшина Б.М.Горшков, воздушный стрелок сержант В.Т.Доценко.

Экипаж сочли пропавшим без вести.

Подробности о последнем вылете после войны сообщил Е.А.Грабовский, освобожденный из плена. После бомбардировки г. Будапешта на обратном пути из-за отсутствия горючего сел вынужденно в районе г. Брянск.


Фамилия Пазин
Имя Александр
Отчество Васильевич
Дата рождения/Возраст 18.02.1914
Место рождения г. Горький
Дата пленения 15.09.1942
Место пленения Рославль
Лагерь люфт 2
Лагерный номер 1194
Судьба попал в плен
Последнее место службы 4 авп
Воинское звание капитан

9 сентября 1942 года. Грабовский Евгений Антонович. Майор. ВрИД командира эскадрильи 4-го авиационного полка Дальнего Действия. После боевого вылета в район Будапешта на самолёте Ил-4 из-за выработки горючего сели на вынужденную посадку в районе Брянска. Попал в плен. Освобождён после войны и после прохождения проверки вернулся в полк.
9 сентября 1942 года. Горшков Борис Михайлович. Старшина. Начальник связи эскадрильи 4-го авиационного полка Дальнего Действия. После боевого вылета в район Будапешта на самолёте Ил-4 из-за выработки горючего сели на вынужденную посадку в районе Брянска. Попал в плен. Освобождён после войны.
9 сентября 1942 года. Доценко Василий Тимофеевич. Сержант. Воздушный стрелок 4-го авиационного полка Дальнего Действия. После боевого вылета в район Будапешта на самолёте Ил-4 из-за выработки горючего сели на вынужденную посадку в районе Брянска. Попал в плен. Умер в плену 30 июля 1944 года.
9 сентября 1942 года. Пасин Александр Васильевич. Капитан. Штурман звена 4-го авиационного полка Дальнего Действия. После боевого вылета в район Будапешта на самолёте Ил-4 из-за выработки горючего сели на вынужденную посадку в районе Брянска. Попал в плен. Освобождён после войны.




 

8

Share this post


Link to post
Share on other sites

Благодарю за оперативный ответ, похоже, это именно этот экипаж. 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Но только смущает место пленения - Рославль... 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

@Начинающий авиатор в карточке пленения майора Грабовского Е.А.  указано место пленения Ржаница , какие могут быть ещё сомнения , экипаж так же указан в полном составе 

летчик Грабовский 

штурман Пасин

радист  Горшков

стрелок Доценко

 

майор1.jpg

майор.jpg

экипаж.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Благодарю, коллеги! Пазл сложился. Однако 5 дней пробивались...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

В книге летчика-истребителя Юрия Цуркана «Последний круг ада» тоже есть упоминание об этом боевом вылете:

«… Со второй партией лодзинцев приехал москвич, капитан Александр Пасин. Коммунист — штурман дальнебомбардировочной авиации попал в плен при необычных обстоятельствах. Его эскадрилья срочно вылетела бомбить Будапешт. По всем расчетам горючего должно было хватить в оба конца. Но на обратном пути из-за сильного встречного ветра горючее иссякло. Часть самолетов села в районе Брянска. Уничтожив машины, экипажи начали пробираться к своим, некоторые попали в плен».

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Те, у кого кончилось горючее, в разных местах совершали вынужденные. Вот тема по одному из экипажей с того вылета на Будапешт в ночь с 9 на 10 сентября 1942, которые сели в районе Гжатска - всего несколько км не хватило до своих, геройски погибли в бою. 

 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.