Лея

Погибший экипаж ПЕ-2. Помогите в поисках.

16 сообщений в этой теме

Здравствуйте! Вопрос новичка...

Занималась поиском могилы деда на основании письма выжившего члена экипажа. Из него следовало, что штурмана убили в бою, а мой дед-летчик прыгнул последним на малой высоте и разбился. Могилу нашла (Украина)/ Было интересно и познавательно. Могила в ЦАМО не отмечена, а она сохранилась и за ней ухаживают. С помощью местных выяснила место падения самолета (болото за деревней).  Так как самолет недалеко от деревни, сделала вывод, что стрелку приказал прыгать, а сам уводил самолет и потому прыгнул на малой высоте.

Один старожил рассказал, что помнит, как на тачке привезли тело из леса. Второй - что в 70-е брали торф из болота и в торфе нашли летную крагу с костями кисти. И вот все вроде выяснено - в безымянной могиле мой дед, в болоте - самолет и останки штурмана. И тут музей моего родного города, додолбанный мной, впервые за 10 лет находит два других письма выжившего стрелка-радиста. И упс - там он пишет, что провел "ночь в лесу с трупами своих товарищей". 

В общем, сломало это письмо все. Ребята на украинской стороне готовы были поднимать самолет, если бы подтвердилось, что штурман остался там. А теперь не понятно.

Я полагаю, что прояснить может только архив? Что искать? Акты списания самолета? Расследование обстоятельств гибели экипажа? Я реально чайник в этом вопросе. Подскажите, пожалуйста. Самолет ПЕ-2 24 БАП. ИМена всех троих счленов экипажа исзвестны. Родство с дедом (брат бабушки, парню всего 21 год был, своих детей не успел) подтвердить не смогу.

И можно ли где-то, кроме журнала боевых действий, найти время вылета экипажа? В 24 БАП в ЖБД время не фиксировали. Смутило, что стрелок-радист написал про ночь в лесу. А бомбили вроде как днем (я посмотрела все точки задания 3 БАК на тот день, другие полки вылетали на точки днем). Как выяснить про ночь? Это важно, чтобы понять, присочинил ли стрелок (судя по его ответам, на него очень сильно давили мои прабабушка и бабушка, даже его начальству писали, что он им не все обстоятельства рассказал - и потому про ночь с трупами он написал, подчеркивая, что емутоже пришлось тяжело и больно) или все в его письмах правда.

Второй путь - не могу найти, кто хоронил. В письме стрелок пишет, что некая пехотная часть, тело обмывали "военные девушки". Деревню освободили в день гибели, передовые части прошли ее в 8 утра. Я думаю, что самолет упал не ранее 12 дня (судя по времени вылета соседних частей на бомбометание). Как найти, кто зашел в деревню позднее? Только по косвенным признакам думаю, что зашло резервное подразделение той же части, что прошла деревню утром (слишком много времени оно добиралось от предыдущей точки до следующей деревни, поэтому думаю, что могла заночевать в Лесном и участвовать в захоронении). И могли быть несколько госпиталей. Но с госпиталями вообще глухо - номера их нашла, но летчики же у них не числились, чтобы смерть фиксировать в документах.

Смущают и воспоминания деревенских (историю явно передавали из поколения в поколение), что тело на тачке привезла одна из местных женщин. А не пехота, как пишет стрелок. Но это не очевидцы, а их дети или даже внуки. Конечно, история могла и исказиться. Стрелок же писал о похоронах с почестями и воинским салютом. И даже о гробе.

Подскажите, как искать возможные записи о проведенном захоронении...  Стрелок вернулся в часть, об этом есть отместка в ЖБД от того же дня, в который произошла гибель. Но, вероятно, могли дописать и позднее? 

Я все-таки хочу понять, где штурман. И кто, кроме моего деда, лежит в могиле, или он там один.

Если все-таки было два тела, то, получается, Саша мог поздно прыгнуть, потому что вытаскивал раненого/убитого штурмана... Ведь в ПЕ-2 они были в одной кабине, а радист - в отдельной, так? В общем, хочу найти ВСЁ. Мне мало могилы. Я хочу знать, как было.

Летчик, кстати, был хороший. Учился не скороспело, а еще с довоенных времен - ходил в нашем родном городке пешком за много километров в авиаклуб... В 21 год уже с орденом - за неоднократные спасения самолета и экипажа. Но невезучий. Подбивали в строю именно его самолет. Но до того случая и подбитый каждый раз умудрялся сбегать от нескольких истребителей немцев, и огонь в падении тушил, уходя в пике, и садился без шасси... Всегда на нашей территории (штурман, значит, тоже был хорош - в 1943-м много было нарекний на молодых штурманов, но наш приводил машину без строя и без ведущего всегда куда надо). Машину каждый раз восстанавливали. Самолет приводил всегда. А вот тут... Поздно прыгнул... И вот тоже - почему? Уводил самолет или вытаскивал штурмана? 

Эпизод фигурирует в наградном листе стрелка. Выходит, что три немецких истребителя преследовали пешку до последнего. Стрелка за то и наградили, что отстреливался, а не прыгал. Но это же должны были подтвердить и с земли наблюдатели?

Вот все говорит за то, что было это днем, в то же время, что и бомбежка остальных целей. В письмах он пытался успокоить мать своего командира, а в результате запутал меня в поисках.

В общем, с просьбой я. Подскажите, как искать, и что именно искать, чтобы прояснить обстоятельства гибели и захоронения. 

ЗЫ. Родственников шутрмана искала, не получилось.  Данных о них нет - так как на момент гибели были на оккупированной территории на Украине. Фамилия у парня редкая, пробовала по соцсетям искать однофамильцев - просила порасспрашивать старших. Пока безрезультатно.

Если что - экипаж ПЕ-2 24 БАП 3 БАК

командир - Ровенский Александр Иосифович, 1922 гр

штурман - Буджерок Андрей Иосифович, 1921 гр

стрелок-радист - Ковалев Михаил Тереньтьевич, 1911 гр 

Изменено пользователем Лея
ошибки
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

в Журнале учета боевых и небоевых потерь 3 бак приведен номер самолета Пе-2 Ровенского: 11/137. Возвращаясь с боевого задания был сбит ЗА противника, в районе Жиюв (нечетко, ?), загорелся воздухе. Пилот и стрелок спаслись на парашютах, штурман погиб.

Номер самолета встречается в списках дивизии на 1.6.1943 года. Но подтвердить, что именно этот номер был у Ровенского, не удалось. Среди списанных в 3 бак за сентябрь 1943 самолетов №11/137 нет. Он числится в списках на 1.10.1943 г.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
9 часов назад, linnet сказал:

в Журнале учета боевых и небоевых потерь 3 бак приведен номер самолета Пе-2 Ровенского: 11/137. Возвращаясь с боевого задания был сбит ЗА противника, в районе Жиюв (нечетко, ?), загорелся воздухе. Пилот и стрелок спаслись на парашютах, штурман погиб.

Номер самолета встречается в списках дивизии на 1.6.1943 года. Но подтвердить, что именно этот номер был у Ровенского, не удалось. Среди списанных в 3 бак за сентябрь 1943 самолетов №11/137 нет. Он числится в списках на 1.10.1943 г.

@linnet Спасибо огромное! Как мне посмотреть этот документ? Может, я разберу название и поищу по карте (я составляю маршрут последнего полета - так получилось, что моя бабушка, сестра Ровенского, с тремя детьми была в оккупации под Курском, и послений маршрут Саши вполне возможно пролегал над деревней, где они находились. По крайней мере, эта деревня - на прямой от аэродрома до цели задания. Здесь мне важны эмоции Саши, он же знал, где летит). Задача у них в тот день стояла - бомбить станцию Витемля. Подбили на подходе к цели, но при этом про один из самолетов написано, что задачу "выполнил предположительно" - полагаю, это про самолет Ровенского. Это к вопросу о том, можно ли узнать, как упал - с бомбами или пустой.

В приведенгой вами выдержке - снова разночтение ((( - пилот не спасся, он прыгнул, но разбился (стрелок прыгал в лес с 250 м, как написано в его наградном листе, а летчик с еще меньшей высоты). Где тело штурмана - снова непонятно. 

По самолету - местные прислали мне карту, они с детства знают, куда упал самолет, связанный с могилой летчика. Это болото на краю леса. Тоже вопрос - взорвался при падении или просто ушел в торф, с бомбами он там или без. Врядли местные поисковики полезут, если с бомбами... Так вот я уже писала, что, когда добывали в1970-х торф для удобрения полей, случайно подняли (якобы) какие-то детали самолета и крагу с фрагментами кисти.  Но ведь местные тоже могут путать - это  истории, переданные уже через несколько поколений. 

И еще вопросы.

Подскажите - на место падений самолетов же выезжали обычно, изучали возможность восстановления, фиксировали факт гибели аппарата? Эти документы как назывались? И опять же - где их искать?

Где можно поискать время выполнения задания (в ЖБД других БАП по заданию того же дня - ну все по минутам/пофамильно, а в "моем" - только общие слова). Эмоциональному письму стрелка про ночь в лесу с трупами я все меньше доверяю - не потому, что он специально писал неправду, а потому, что вполне понимаю характер прабабушки и представляю, как она его могла достать с запросами и, возможно, в своем горе и обвинениями... Он просто  хотел ей объяснить, что ему тоже было ох как несладко. 

В общем, показания местных и даже письма стрелка - не могут считаться точными.

У меня задача - все же разобраться, где тело штурмана.  Мой Саша Ровенский, я уверена, именно в той найденной могиле, которую много десятилетий в той деренвне так и называют - "могила летчика". А вот где Андрей...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У меня выписки из документа. Очевидно, написано было Жихов. В том районе есть н.п. Жихово. Как далеко от него место падения? Не мешало бы его название сообщить. Вдруг кто сможет найти в донесениях наземных войск. Если заданием была станция Витемля, то потеря к юго-востоку, в районе Жихово не очень логична. Вот если уходил от переправы у Роговки, то это строго на восток. Как вы определили место падения? Из писем стрелка?

"Спасся на парашюте" в документах не всегда означало выжил. Зачастую означало, что член экипажа выбросился с парашютом, а далее могли быть разные варианты.

Пе-2 летали только днем. Возможно, стрелок-радист не знал, на чьей территории приземлился и скрывался там до следующего утра. 

В случае боевой потери, как в вашем случае, составляли Акт расследования причин. Там не намного подробнее описывали по факту потери. Но время вылета и потери, как правило указывали. С фотографиями и схемами составляли Аварийные акты, в случае аварии или катастрофы.

Самолет был подожжен при возвращении с боевого задания. Скорее всего бомбы уже сбросили, но не факт. 

Нужно копать самолет и искать номера самолета и моторов. По ним можно по крайней мере определить из какой дивизии был самолет.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@linnet В Книге памяти указано место гибели. В письмах стрелка - несколько раз указано то же место. Деревня Лесная Сумской области.

Я проверяла все деревни с таким названием или похожими - их много, в том числе уже исчезнувших. На боевом пути 3 БАК. Сопоставляла с движением наземных войск (деревня должна была быть осбождена к 6.09.1943, и в ней должны были находится какие-то части, которые могли в спокойном режиме похоронить летчика (в письмах говориться о гробе, залпе прощальном и краткой речи о летчиках), а также в составе этой части должны были быть женщины - Ковалев писал о "военных девушках", готовивших тело к захоронению. В первую очередь проверяла те, где числились одиночные захоронения, а также проверяла списки на братских могилах - помним, что в конце 40-х-начале 50-х были массовые перезахоронения. Списалась с  местным музеем, нашла в Киеве паренька, который в  свое время ездил по захоронениям и снимал их на видео. Очень помог сотрудник Шосткинского музея. Ну а потом проверяла деревни, где по российским спискам могилы не значились. 

В результате - есть деревня Лесная с одиночной могилой посредине села, с легендой, что там похоронен летчик (списывалась с местными) и со знанием опять же местных, что в ВОв действительно падал самолет. 

Как вишенка на торте - мне прислали фото могилы. И я, и сотрудник шосткинского музея были в шоке, когда увидели и поняли - это точно то, что ищем. Несколько лет назад на памятнике разместили табличку, с именем штурмана искомого экипажа! (он был украинцем). То есть а) могила та, что ищу, б) место гибели подтверждено, скорее всего, украинским военкоматом, но украинцы не стали заморачиваться выяснением, кто конкретно там лежит. Местная глава не может найти документы, на основании которых она сделала табличку. 

Понятно, что тема мало кому интересна, кто там, под плитой. Кроме меня. Чтобы поднимать самолет, музейный сотрудник передал мне пожелание местных поисковиков - узнать, с бомбами или без; доказать, что там есть останки человека.

Про то, что бомбили Витемлю, я узнала из 2х источников.

1. Воспоминания командира 3 БАК Каравацкого "Дорогами мужества". Цитата (глава "Петляковы идут на Запад")

6 сентября эскадрилью вел на задание майор П. И. Алимов. Ее прикрывали четыре Як-3. Над станцией Витемля на эскадрилью набросились три «фоккера» и шесть «мессеров». Они атаковали бомбардировщики преимущественно со стороны задней полусферы. Истребители прикрытия вступили с ними в бой двумя парами и на глазах у всех сбили двух ФВ-190. Огнем зенитной артиллерии был подбит один «петляков». Он отстал от группы. На него набросились истребители врага, беря в клещи. Пе-2 загорелся, понесся к земле. Остальные экипажи вернулись на свой аэродром.

Это точно об экипаже Ровенского, ибо, судя по спискам безвозвратных потерь, 24 БАП в сентябре потерял только один неполный экипаж. Всего 3 БАК в сентябре 1943 года потерял 21 человека,   в небе - 7 экипажей, один из них неполный - то есть экипаж Саши. И одного механика на земле, мотором придавило, когда вез и машина улетела в кювет. Итого 21 человека, причем из 24 БАП - только Ровенского и Буджерока.

2. Из наградного листа Ковалева, где описан этот эпизод  (прикрепляю).  ТАм же написано, что при подходе к цели был атакован. Но вообще в ЖБД  3 БАК указаны несколько пунктов, в том числе и Роговка. Но вот про Роговку конкретнее -  нашла данные в ЖБД другого подразделения. И в ЖДБ  3 БАК (Прикрепляю) - не отбомбился один самолет (тех.причины), и еще один самолет - предположительно задачу выполнил. То есть все-таки неизвестно, выполнил или нет. Это про самолет Ровенского, думаю.

Если подбили под Жиховом, то уходить он стал на север почему-то, получается.  Впрочем, если самолет был неуправляемым, то уходить он мог в любую сторону, либо туда, где было наименьшее расстояние до линии фронта. От Жихово Лесная - почти прямо на север, чуть слегка восточнее, 11 километров. Для падающего самолета это секунды. Если сбросил бомбы, то 500-600 скорость была. Ну возьмем крейсерскую 400 - меньше двух минут падал.  Я не спец в аэродинамике и скоростях падающих самолетов... но все равно это минуты. 

Пока я предполагаю, что днем 6 сентября в Лесной мог находится 1019 стрелковый полк 307 СД - он шел за фронтом вторым эшелоном. Я точно знаю, где они были 5 и 7 сентября, и между этими точками - 20 км. Ну не могли ж они так долго перемещаться, даже с учетом обозов. Вполне могли остановиться на отдых в Лесном (другие полки  307 СД как раз и освобождали Лесное утром 6 сентября - скорее, просто прошли его, немцев там уже не было, отступили к Десне). Информации о других наземных частях пока не нашла - простоне знаю, как их искать, да и подтверждение предположению тоже(

Да, знаю еще, что в Лесное пришли три госпиталя, то есть наличие "военных девушек" 6 сентября в Лесном объяснимо , как и то, что привести в порядок изломанное тело могли как раз медицинские работники. От 6 сентября уже есть и госпитальные захоронения (на окраинах села, позднее перенесены в братскую могилу соседнего села) - однако летчик был похоронен в индивидальной могиле посередине села, что подтверждает слова стрелка о почетных похоронах с речами, салютом и пр.

Мало информации... Не очень опытный я поисковик...

ЖБД 06.09.1943.jpg

КОВАЛЕВ наградной2.jpg

Изменено пользователем Лея
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, linnet сказал:

Пе-2 летали только днем. Возможно, стрелок-радист не знал, на чьей территории приземлился и скрывался там до следующего утра. 

Место падения - очень недалеко от деревни. Меньше полутора километров от могилы (а она в центре деревни) до места падения (как его обозначили местные). То есть вся деревня видела, части КА - тоже видели и самолет, и парашютистов. Наверняка кто-то пошел к месту падения. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@linnet

18 часов назад, linnet сказал:

в Журнале учета боевых и небоевых потерь 3 бак приведен номер самолета Пе-2 Ровенского: 11/137. Возвращаясь с боевого задания был сбит ЗА противника, в районе Жиюв (нечетко, ?), загорелся воздухе. Пилот и стрелок спаслись на парашютах, штурман погиб.

Получается, упомянутый вами документ - очень важен в плане подтверждения, что штурман остался в самолете, а из леса привезли тело Ровенского. Подскажите, его можно найти в открытом доступе? Или только в архиве?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А еще у меня вопросы по фото. фото Ровенского в форме мне пока не прислали родственники. А вот фото Буджерока есть. Не пойму, что с лычками. Погиб он младшим лейтенантом. На фронт мог прийти сержантом (читала, что до 1943 было такое безобразие - из летных школ выпускали сержантами). А на фото лычки без кубарей. И без курсанстких знаков. Просто пытые, только пропеллер с крыльями. Как так?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот, нарисовала карту. Тут еще процесс поисков, смотрите только верхние 5 меток - они имеют отношение к обсуждаемой теме, добавила метку Жихово.

https://yandex.ru/maps/?um=constructor%3A75d719e6fcd512a082720cab85d0fa7f6fc7d1c4c900a21de788cbe43f2ee8a2&source=constructorLink

Остальные населенные пункты отрабатывались по полной (найдена могила предположительно погибшего в том же бою летчика ЯК-40 - эти истребители сопровождали другой полк, бомбивший Роговку в тот день).

Изменено пользователем Лея
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

6.9.43   … заявки   истребителей немцев

1. Шак Гюнтер                7./JG51  Yak-4   N.E. Severskiye: at 4200 m              11:32

2. Шнайдер Герхард    1./JG51    Pe-2      W. Gorozhanka: 2000 m (Bryansk)  15:20            

3.  Ромм Оскар           1./JG51     P-2      6 km N.W. Beredina Luika                     18:12

 

1 заявка    ---     Yak-4     N.E. Severskiye: at 4200 m              11:32 (время немецкое)      

   як-4  или пе-2   ,   сев.-вост.  новгород- северский ,  на высоте  4200м  ,время советское  12:32

2 заявка  ….        Pe-2      W. Gorozhanka: 2000 m (Bryansk)  15:20   

   …западнее  Горожанка       (  горожанка  суземского  р-на,  находится   западнее  суземки)

3 заявка             P-2      6 km N.W. Beredina Luika                     18:12

         пе-2,  6 км   сев.-зап. Середина-Буда        

 

…Лесное(возле  Голубовка)   ближе  всего   к месту   - западнее  Горожанка  ….     то есть  вторая заявка…    время  16:20    советское…

Немцы   летали  с аэр.Полтава   …7./JG51    на  ме-109…       1./JG51  на  фв-190


 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По фото Буджерок. Видимо это?

Это фото из УПК, там в основном курсантских времен. Поэтому пустые петлицы.

Буджерок.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Упомянутый выше Журнал боевых и небоевых потерь 3 бак очевидно доступен только в ЦАМО.

ЦАМО, фонд 3 бак, опись 1, дело 5, листы 23 оборотный - 24

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, linnet сказал:

По фото Буджерок. Видимо это?

Это фото из УПК, там в основном курсантских времен. Поэтому пустые петлицы.

Буджерок.jpg

Да, это фото. Это Андрей, штурман того ПЕ-2. Вероятно, он все еще в болоте....

Спасибо. Стрелок в письмах называл их "Шаша и Андрюша"... Он и старше был на 10-11 лет.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@misha-mo ух ты. Спасибо. Я о таком думать боялась. Без знания языка и не найти...

По населенным пунктам - достаточно сильно отличаются от приведенных выше данных (по месту сбития самолета) Журнала учета боевых и небоевых потерь 3 БАК... 

Каким документам верить? Жихово от Суземки и Середино-Буды далековато. Если немцам - то добили они ПЕ уже далеко на нашей территории, неужели отлетали так далеко от охраняемых объектов?! Тем более, если на подходе к цели строй поймали. А  горящий ПЕ при этом, получается, полетел в сторону фронта со своей территории.  Хотя понятно - штурмана убили, летчик пытался справиться с машиной и отстреливался, ему не до карт. Простите блондинку, много вопросов. Хотя... Может, Жихово - место, где подбили ЗАП, а у немцев - где добили уже они? Немцы отмечали именно место добития, но не место падения, так? Пешка сделала вилку тогда - от Жихово (где ее подбили ЗА и взяли в клези истребители) к Суземке (где добили?) и потом, горящей, столько же назад к Лесной?

По заявке 1 - на карте, ссылка выше, я отметила могилу летчика ЯКа, сбитого в тот же день, могила южнее Новгород-Северского. 

А вот вторая сбитая пешка  - видимо, разведчики - 6 сентября не вернулся с разведки экипаж мл. лейтенанта Джеварова 779 БАП (по списку безвозвратных потерь - Джавадова). Но он по идее должен был упасть на территории, занятой немцами - ребята в без вести пропавших числятся. А сбили опять же над нашей территорией? Но это другая история. 

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, misha-mo сказал:

6.9.43   … заявки   истребителей немцев

1. Шак Гюнтер                7./JG51  Yak-4   N.E. Severskiye: at 4200 m              11:32

2. Шнайдер Герхард    1./JG51    Pe-2      W. Gorozhanka: 2000 m (Bryansk)  15:20            

3.  Ромм Оскар           1./JG51     P-2      6 km N.W. Beredina Luika                     18:12

Такой вопрос возник... А можно выяснить судьбу немца, предположительно сбившего самолет Ровенского?  Шнайдера?

Такой же пацан был, интересно... Война - это  нескончаемый бред, конечно.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу