kubanec

Неизвестный летчик

30 сообщений в этой теме

Всем доброе утро!

Просьба, по-возможности, помочь установить марку самолета. Понимаю, что информации мало...

В январе-феврале 1943г. состоялся боя между советским летчиком с двумя пилотами Люфтваффе. Смертельную схватку в воздухе, северо-западнее хутора Бакланники Семикаракорского района Ростовской области, наблюдал Верховодов Михаил Арсентьевич, 1929 г.р. Советский пилот выпрыгнул, но зацепившись стропами за фюзеляж самолета, сгорел вместе с ним. Верховодов вместе с друзьями-мальчишками прибежал на место падения (в то время там находилось хлопковое поле). Двигатель самолета глубоко зашел в землю, корпус горел, взрывались патроны крупнокалиберного пулемета. Были найдены фрагменты летчика: нога в унте, часть головы – теменно-затылочная часть с темными волосами, куртка с правой рукой (кто-то из мальчишек поинтересовался наличием часов на руке)…

        На месте падения сейчас располагается бригада местного сельскохозяйственного предприятия, вся территория нашпигована металлоломом и закатана асфальтом. 

 

 

Изменено пользователем kubanec
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Летчик был похоронен на хуторском кладбище. Дата гибели предполагаю не точная: все авиационные полки, базирующиеся на аэродроме х. Золотаревка Семикаракорского района, до этого числа передислоцировались ближе к фронту.

P1000328.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

К 75-летию Победы в ВОве местная администрация провела реконструкцию памятника, вследствие чего лопасть самолета стала не востребована. Провели ее чистку. Может удастся зацепиться?  

IMG_20200707_172216.jpg

IMG_20200707_172338.jpg

IMG_20200707_172425.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Близкие номера ставились осенью 1942 года на заводе №21 в Горьком на ЛаГГ-3 и Ла-5. Данные неполные, могли и на №21 поставить и на других заводах. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Это лопасть винта ВИШ-105 производства завода #467 от 1942 года (примерно первая половина года, судя по номеру).

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
12 минуты назад, kubanec сказал:

Так можно с уверенностью сказать, что это Ла-5?

Этот винт и этого завода ставился на Лагг-3, Ла-5, Як-1б, Як-7, Як-9 и даже на Пе-2

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо за помощь! Учитывая, что в нашем районе в январе-феврале "Як"-в и "Пе" не было, будем пока предполагать, что это "Ла-5".

Изменено пользователем kubanec
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Доброго всем дня! Хотелось бы вернутся к данной теме: высказать свои предположения и выслушать ваши комментарии, опровержения и поправки данных суждений. Летом прошлого года удалось еще раз встретиться со старичками - свидетелями данного боя. Обоим за 90 лет, один правда уже не видет, второго - Верховодова Михаила Арсентьевича удалось еще раз провезти на предполагаемое МП. Надежда есть!!! Как говориться - она умирает последней. Привязались, насколько было возможно, к местности: есть небольшой участок земли, не закатанный в асфальт маршдвора мехотряда, где предположительно он может находится. Постараемся в этом году место отработать.     

IMG_20200712_112636.jpg

IMG_20200712_125731.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Работая с донесениями 181 иап 201 иад 2 сак, удалось найти подходящий случай.

 «Н – 2000 м., 02.02.1943г. 13.12 вели воздушный бой Константиновская – Ново-Золотовская с 2-ми Ме-109, идя на разведку. Бой продолжался 7 мин. Наблюдал как был атакован сзади ведомый ст. сержант Галкин П. А. самолетом Ме-109 с дистанции 100-150 м, капитан Сошенко отсекал. После чего Галкин П. А. полуповоротом под Сошенко ушел. Далее Сошенко Галкина не видел. На земле наблюдал очаг пожара возле Мечетинской (х. Больше-Мечетной или х. Мало-Мечетной). Бомбы сбросил на не взрыв на своей территории. Израсходовано боеприпасов: ШВАК – 100, 2 ФАБ-50. После воздушного боя выполнял задание.

13.32 – 14.25 2 Ла-5 старший старшина Алтухов вылетели по вызову Сошенко в район Семикаракорская на помощь. Встречи с воздушным противником не было. Старшего сержанта Галкина не видели».

00000071 (1).jpg

00000072.jpg

Галкин П.А..jpeg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Схема начала боя и падения самолета. Даже вроде по времени сходится: в 1943г. разница между Московским и Берлинским временем было два часа?

Карта.png

Изменено пользователем kubanec
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@linnet Борис Владимирович, скажите: у Вас есть дополнительная информация по данному событию?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 часа назад, kubanec сказал:

@linnet Борис Владимирович, скажите: у Вас есть дополнительная информация по данному событию?

В делах 2 сак есть таблица матчасти 181 иап за февраль 1943 года. Один из списка Ла-5 помечен, как нбз 2.2.43. №37210852 с мотором №65021820. Мотор из отдельного списка, тоже нбз, дата не указана, но по номеру в списке подходит.  Этот самолет с этим мотором отправлен лётом с завода №21 28.11.1942 г..

"181 иап 201 иад 2 сак" - по дивизии неточно, правильно - 235 иад.

Других данных у меня нет.

Изменено пользователем linnet
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@linnet Спасибо, Борис Владимирович! Осталось теперь за малым - подтвердить это или опровергнуть находками с МП. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

   ...  заявка   за  2.2.43г.     ....  место 1854      примерно   3- 5 км   сев.вост. Бакланники  

Ofw   Nemitz Willi    Немитц Вилли             5./JG52     LaGG-5     1854     at 2000 m      11:13

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@misha-mo Спасибо!

 "примерно   3- 5 км   сев.вост. Бакланники" - это откуда?

Реальное место падение обозначено на схеме кружком. Оно и "3-5 км с-в Бакланники" выпадают из квадрата "1854"...

  

1854.png

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@kubanec Здравствуйте! От местной жительницы хутора Бакланники Черных Екатерины Николаевны (ныне уже покойной) я  слышала о падении самолета в Мечетке. Она работала в Мечетке и обратила внимание. что один угол в здании местной школе как-то отличается от других. ей рассказали, что во время войны упал наш самолет, задев угол школы. При этом погибли дети. Летчик на момент падения был мертв. Когда это было, я не помню. Все порывалась сама проверить, но без машины не наездишься. И в какой Мечетке - неизвестно. Может это как раз о том летчике вы пишите.

Изменено пользователем ирина шимко
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@ирина шимко Добрый день! Факт падения самолета на здание средней школы в х. Больше-Мечетной Семикаракорского района Ростовской области имел место быть. Только он не имеет, к сожалению, никакого отношения к рассматриваемому выше событию. Печально, что в результате погибли восемь детей начальных классов. 

@linnet Борис Владимирович, ну раз затронули этот самолет... Нет ли у вас уточняющей информации по данному событию?

               На запрос красных следопытов местной школы, совет ветеранов 9 гв. иад, ответил, что по имеющимся у ним данным, речь идет о лейтенанте Назарове Иване Петровиче, командира звены 55 иап 20 сад.

Правда данные разнятся, по воспоминаниям местного жителя Кузьмичева В. К. "Когда немцы подошли вплотную к Ростову, в его небе и на подступах к городу шли ожесточенные воздушные бои. В этот трагический день 10 декабря 1941г.  где-то в районе станицы Багаевской разгорелся воздушный бой, в котором участвовал и наш герой. В этом бою наш летчик был тяжело ранен, он потерял сознание и машина стала неуправляемой. Так почти в бессознательном состоянии он дотянул до нашего хутора. Около нашей школы была большая площадка. Вот на нее он видимо и рассчитывал посадить своего "ястребенка". Случилось это где-то около пяти часов вечера. Мы в это время закончили занятия и перед тем как выйти из класса, над нашей школой пролетел самолет, так низко, что стекла в окнах зазвенели, а мы невольно пригнулись. Когда мы выскочили на улицу, самолет скрылся из виду, но он тут же с ревом начал набирать высоту и делать разворот в сторону нашей школы. Мы стояли, разинув рты от любопытства, не думая о грозившей опасности. Все произошло в доли секунды. Самолет резко пошел на снижение. Последнее, что я помню, удар страшной силы, пыль, дым и все померкло в моем сознании. Когда я пришел в сознание, первое, что я увидел - это то, что лежу в луже в метрах двадцати от того места, где мы стояли в начале. А рядом со мной лежит горячая деталь самолета и сильно шипит, и от нее клубится пар. Кругом стоял шум, крик, стоны раненых. Когда я добрался домой плохо помню, потому что был ранен. Поздно вечером к нам домой приехали военные. Среди них был доктор. Он сделал мне перевязку и утром приказал меня отправит в госпиталь. Но события в то время быстро менялись. Ночью воинская часть, а вместе с ней и мой доктор уехали в неизвестном нам направлении. Пришлось лечится дома. Вечером того же дня пришли мои старшие братья и рассказали подробности трагического дня. Восемь моих одноклассников погибло, много было раненых. Самолет пробил угол, там же и остался. Кабину и летчика придавило стеной. Когда летчика вытащили из машины, он был уже мертв. На его теле нашли много пулевых ранений".

В донесении по 55 иап сказано об авиакатастрофе. Боевые ранения и воздушный бой приукрашены в воспоминаниях? 

Назаров И.П..jpeg

img236.jpg

00000028.jpg

Изменено пользователем kubanec
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

"Катастрофа Назарова в результате недисциплинированности", из отчета штаба 55 иап -   https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=450966473

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Барсс Спасибо за информацию! Хороший отчет!

С одной стороны боевой офицер, с другой недисциплинированность. 

00000040.jpg

00000043.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@kubanec Скажите, а данные по "бакланниковскому" летчику. присланные мне поисковиком Вячеславом Градобоевым уже не актуальны? Он сообщил, что с большой долей вероятности это могила летчика 190 штурмового авиаполка 8 воздушной армии. Его звали Догадкин Владимир павлович.1920 г.р. Уроженец г.Москва. призван по спецнабору московским гвк Московской области.проходил службу в 8 ВА. 2 смешанный авиационный корпус, 214 ШАД, 190 ШАП, Сержант, член ВЛКСМ.Пропал без вести 23.02.1943. Жена Кутузова Мария Прохоровна, проживали по адресу Москва, Коломенское. ул. Штатная,18.  Их полк стоял под Миллерово.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
43 минуты назад, ирина шимко сказал:

Пропал без вести 23.02.1943

8.15-8.25 атака 3 Ил-2 вед. к-н Воронов в районе ж/д ст. Закадычное, Авилафедоровка, после атаки потерян из виду. Самолет №5723 (точнее 1875723 с мотором 291696). 22-23.2.1943 основной аэродром Хотунок.

А где эта могила находится? и найдено ли место потери?

Добавлю, в другом списке потерь место пропажи указано как Александровка/Александровское.

Изменено пользователем linnet
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@ирина шимко

2 часа назад, ирина шимко сказал:

@kubanec  Его звали Догадкин Владимир павлович.1920 г.р. Уроженец г.Москва. призван по спецнабору московским гвк Московской области.проходил службу в 8 ВА. 2 смешанный авиационный корпус, 214 ШАД, 190 ШАП, Сержант, член ВЛКСМ.Пропал без вести 23.02.1943. Жена Кутузова Мария Прохоровна, проживали по адресу Москва, Коломенское. ул. Штатная,18.  

Уважаемая Ирина!

Несколько уточнений по этому моему земляку, которые я как москвич-краевед не могу здесь не написать.

Вы пишете: "призван по спецнабору московским гвк Московской области". В данном случае - либо "по спецнабору", либо военкоматом. "Спецнабор" в данной ситуации - это через один из более чем 30 московских аэроклубов (скорее всего - через Пролетарский). Если же военкоматом, то "Московский ГВК Московской области" - это нонсенс, так как Московские городской и областной военкоматы - это независимые друг от друга структуры Наркомата Обороны Союза ССР. Призыв тогда осуществлялся по "партийно-производственному принципу", то есть неважно, где человек жил, важно где он работал. В.П.Догадин проживал в селе Коломенское Люблинского района Московской области (Москвой эта территория станет только в 1960 году), но работать он мог и в городе Москве. Соответственно и призываться он мог одним из столичных райвоенкоматов (скорее всего - Пролетарским РВК Москвы), но мог и Люблинским РВК Московской области. 

Насчёт адреса его проживания до ухода в Красную Армию - улица Штатная (бывшая Штатная Слобода) уже к 1939 году стала частью главной улицы того села - Большой, посему его жена проживала по адресу: Московская область, Люблинский район, Коломенский сельский совет, село Коломенское, улица Большая. 

С уважением - К.Б.Стрельбицкий 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Всем добрый вечер! Пилот Догадкин подходит к данному событию лишь по дате гибели и тому, что его 190 шап в январе месяце дислоцировался в х. Золотарёвка. В то время как на 23.02.1943г. полк перебазировался на новое место, а место его гибели - Матвеево-Курганский район Ростовской области, что в 200 км от х. Бакланники. За многолетнее время поиска так и не удалось установить точную дату событий. Опросив много очевидцев, ответ был один: "самолёт упал после освобождения нашего района. А раз освободили нас в январе-феврале 1943г., вот где-то в это время". По моему мнению, дата взята "с потолка". Сложилось такое предложение, что когда-то "2-3.02.1943г." (второе-третье февраля 1943г.) со временем превратилось в "23.02.1943г." Пусть меня поправят более опытные исследователи, но одиночный "Ил-2" без перекрытия истребителей в 200 км от линии фронта - это чересчур. Но и главный факт - лопасть от ВИШ-105. Все расставит на места плодотворная работа на МП.

00000062.jpg

Изменено пользователем kubanec
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу