ShanHai

Прошу помощи в определении самолета

37 сообщений в этой теме

Добрый день, уважаемые участники сообщества! Прошу Вашей помощи. В с.Красный Яр Саратовской области находится могила неизвестных летчиков. По наводке местных жителей отправились на место падения с целью поиска номерных деталей. Удалось обнаружить фрагменты самолета с технологическими клеймами, технологический лючок, деталь с надписью.

Пролистав определитель, склоняюсь, что это был ДБ. Подтвердите или опровергните. Заранее спасибо всем откликнувшимся!

IMG_4121.JPG

IMG_4122.JPG

IMG_4123.JPG

IMG_4124.JPG

IMG_4125.JPG

IMG_4126.JPG

IMG_4127.JPG

IMG_4128.JPG

IMG_4129.JPG

IMG_4130.JPG

IMG_4131.JPG

IMG_4132.JPG

IMG_4133.JPG

IMG_4134.JPG

IMG_4135.JPG

IMG_4136.JPG

IMG_4137.JPG

IMG_4138.JPG

IMG_4139.JPG

IMG_4140.JPG

IMG_4141.JPG

IMG_4142.JPG

IMG_4143.JPG

IMG_4144.JPG

IMG_4145.JPG

IMG_4146.JPG

IMG_4147.JPG

IMG_4148.JPG

IMG_4149.JPG

IMG_4150.JPG

IMG_4151.JPG

IMG_4152.JPG

IMG_4153.JPG

IMG_4154.JPG

IMG_4155.JPG

IMG_4156.JPG

IMG_4157.JPG

IMG_4158.JPG

IMG_4159.JPG

IMG_4160.JPG

IMG_4161.JPG

IMG_4162.JPG

IMG_4163.JPG

IMG_4164.JPG

IMG_4165.JPG

IMG_4166.JPG

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В железе не разбираюсь. Похоже, что замок лючка фирменный Ильюшенский.

Попался только один ДБ-3ф в тех краях:

9.12.1941 р-н Красный Яр Куйбышевской обл. 2 км восточнее аэродрома.  2 ранено тяжело, 1 легко  1 невр вынужденная посадка, метель.

Обломки глубоко накопали? Это была вынужденная посадка на фюзеляж.

Изменено пользователем linnet
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо! Тут село Красный Яр Аркадакского района Саратовской области. Трое погибших, июль 1942 года. Местные запомнили, что самолет был двухмоторный, цельнометаллический.

Немного покопался, в наших местах работал 749 ап дд, один из их экипажей погиб под с. Дуплятка Балашовского района (захоронение есть, имена установлены сразу после катастрофы).

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@linnet Обломки на глубине штыка, но поле похоже перепахивалось. Местные утверждают, что горящий самолет упал и взорвался. Другими подробностями не располагаю.

Планируем еще выезд в тот район, вдруг удастся номер установить.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Чекухи похожи на 18-й завод. Лючки иловские. Получается Дб-3ф или Ил-2. По боекомплекту и броне смотреть надо.

Если местная легенда права и самолет был действительно двухмоторный, то Дб. 

Изменено пользователем Жека
3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если я не ошибаюсь, именно у ДБ, так наносили технологические номерки. Типа тонкого маркера

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, ShanHai сказал:

 Тут село Красный Яр Аркадакского района Саратовской области. Трое погибших, июль 1942 года. Местные запомнили, что самолет был двухмоторный, цельнометаллический.

Как Вам такая версия... 752-й авиационный полк дальнего действия, на вооружении - ДБ-3ф.

В ночь на 10.10.42 г. при катастрофе самолета погибли: летчик старшина В.Д.Краснопольский, штурман лейтенант Л.И.Панфилов и стрелок-радист ст. сержант А.Н.Алахерьян. Похоронены в с. Красный Яр Молотовского р-на Сталинградской области.

Такое же место захоронения по ОБД - https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=52208628

Но.. по жбд полка указан район вынужденной посадки - ТУРКИ, хут. КРАСНЫЙ ЯР

турки.png

 нас.пункты рядом

яр.png

По маршруту возвращения вроде попадает район..

 

4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Battleclown Да, вымылась еще парочка деталей с такими "маркерными" надписями. Если нужно - выставлю сюда, равно как и другие клейма.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 minutes ago, ShanHai said:

@Battleclown Да, вымылась еще парочка деталей с такими "маркерными" надписями. Если нужно - выставлю сюда, равно как и другие клейма.

выставите. Может народ подтвердит

Изменено пользователем Battleclown
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Барсс Низкий поклон! Версия действительно интересная, а главное - подкрепленная документами. Связался с местным главой, сообщил, но он в растерянности - все старики в один голос уверяют что это был июль. Другого самолета в тех местах не падало, это факт. 

Сейчас внимательно почитаем на Память народа....

Изменено пользователем ShanHai
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте! Низкий поклон!

 

 

Отец у меня с села Баклуши (1934 г.р.), мама с с. Красный Яр (1939 г.р)

 

 

Падение самолета наблюдал мой отец 1934 г.р. к сожалению ныне покойный. Далее с его слов.

 

 

В одну из ночей августа (вторая половина месяца, время далеко за полночь)  1942 года он  со своей матерью охранял в загоне овец  на поляне ( колхоз с. Баклуши),

На ясном небе покатилась красная  звездочка и стала снижаться, он разбудил мать, звезда скрылась за деревьями. Самолет шел примерно со стороны д. Чириково и снижался полого, т.е. не падал круто. Потом раздался взрыв, наблюдалось зарево на месте падения, пожар и до утра периодически рвались патроны, с его слов как будто доской по доске хлопало. Утром его старший брат (1926 г.р.) побежал с села Баклуши к месту падения, удалось принести части видимо радиостанции ( катушки, обмотки с проводами), сельсовет охранял место падения, уже со слов старшего брата, место падения представляло длинную борозду со стороны д. Чириково, параллельно р. Хопер, в конце борозды дымили обломки ( жители говорили что пытались посадить   ориентируясь по реке).

Затем утром ( т. е. быстро) на грузовиках, приехали военные  (форма летчиков) с оркестром, забрали крупные обломки  и двигатели.

Далее со слов жителя с. Красный Яр, тоже ныне покойного, он был мальчишкой в ту пору.

Падение сопровождалось серией очень громких  звуков, подумали что началась бомбежка и все бросились в поле от реки.

Прощание было с летчиками происходило в доме животновода, одно тело обгорело очень сильно, другое не очень (2 тела, возможно 3) . Останки завернули, т.к. они рассыпались, завернули в купола парашютов, один парашют был взят с места падения местным населением ( возможно легенда, привлек белый шелк).

После войны, председатель колхоза с. Большая Журавка, т. Лободин делал запрос в архивы – ответ: часть расформирована, документы не сохранились.

 

 

Может это как-то поможет, со слов отца.

Летом 1942 года  регулярно под вечер,  над с. Баклуши в направлении на запад, думают  в район Воронежа, летали советские 2-х моторные бомбардировщики в сопровождении истребителей, говорит что на тупоносые И-16 похожие. В с. Баклуши был пост ВНОС с телефоном и на вышках зенитные пулеметы обслуживаемые девушками. Летом 1942 года в селах Баклуши, Красный Яр в течении 1- 2 месяцев дислоцировалась кавалерийская дивизия, которая в последствии почти полностью погибла в боях под г. Воронеж.

Днем 2 раза наблюдались пролеты немецких  одномоторных самолетов (BF-109 ?)  на малой высоте и большой скорости направлением на г. Ртищево (ж.д. дорога), обратно летели медленно и низко, направлением западнее д. Чириково. Возможно развед. командование Ровеля, с подвесными баками.

 

 

 

На месте падения было поле свекла, капуста. ( место сначала пахалось) в 90- годы находились мелкие обломки в зеленой краске, в земле присутствовали масляные комки.

Изменено пользователем www521
уточнения
4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ближайшие аэродромы - Ртищево, Петровск но там ночных полков (НБАП) никогда не было. Возможно тянул на восток потеряв ориентировку.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Теоретически, прямая линия возвращения Ил-4 752-го иап в ночь с 9 на 10 октября 1942 года после бомбардировки северной части Сталинграда на аэродром Кирсанов проходит в 20 км в сторону от района находки.

Но и в конце августа 1942 года АДД летала на цели в район Сталинграда.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

https://tech.wikireading.ru/16322

Из состава частей АДД к действиям на Сталинградском направлении поначалу привлекались слишком незначительные силы. В середине августа ночные бомбардировки целей в полосе Сталинградского фронта совершали экипажи группы 749-го авиаполка 24-й авиадивизии (порядка 3-х самолётов Ил-4), базировавшиеся на аэродроме Кирсанов (Тамбовская обл.)

 

https://proza.ru/2016/04/21/1197

749-й авиационный полк Дальнего Действия.

21 июля 1942 года. Авласенко Леонид Лукич. Лейтенант. Лётчик 749-го авиационного полка Дальнего Действия. Не вернулся из боевого вылета на самолёте Ил-4.
21 июля 1942 года. Галич Дмитрий Михайлович. Старший лейтенант. Штурман самолёта 749-го авиационного полка Дальнего Действия. Не вернулся из боевого вылета на самолёте Ил-4.
21 июля 1942 года. Юшкевич Константин Иванович. Сержант. Стрелок-радист 749-го авиационного полка Дальнего Действия. Не вернулся из боевого вылета на самолёте Ил-4.

 


24 июля 1942 года. Беляев Дмитрий Васильевич. Старший лейтенант. Лётчик 749-го авиационного полка Дальнего Действия. Не вернулся из боевого вылета на самолёте Ил-4. Представлен к награждению орденом Боевого Красного Знамени.
24 июля 1942 года. Копиевский Иван Гаврилович. Старшина. Штурман самолёта 749-го авиационного полка Дальнего Действия. Не вернулся из боевого вылета на самолёте Ил-4. Представлен к награждению орденом Боевого Красного Знамени.
24 июля 1942 года. Столяренко Иван Фомич. Сержант. Воздушный стрелок-радист 749-го авиационного полка Дальнего Действия. Не вернулся из боевого вылета на самолёте Ил-4. Представлен к награждению орденом Боевого Красной Звезды.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@www521 Приветствую, земляк (я, правда, из Балашова). Спасибо за сведения, с 19 по 21 были в Ваших краях. Да, по 749-му тоже смотрел.

Короче говоря, без номерной детали это все похоже на гадание на кофейной гуще.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо  большое Вам, ShanHAi!

Все верно, без номеров делать нечего. Возможно  похоронщики приезжали с Кирсанова, возможно с Ртищево.

Кирсанов вообще рядом, могли с полка за своим экипажем приехать.

https://stranagruzov.ru/Road/Track?FromCity=Кирсанов&ToCity=Аркадак

 

Кирсанов  - село Баклуши, Саратовская область, RU

   Расстояние 131 км, Время в пути 2ч 11 мин.

Вечная память!

Написал давно, не сочтите за OFTOP

У оградки  братской, безымянной могилы на тихом сельском погосте

 

 

В августе 1942 года, прочертив огненный след по ночному небосводу, упал горящий советский двухмоторный бомбардировщик.  До утра, прощальным салютом, рвались патроны в пулеметных лентах.  Летичков хоронили, завернув в белоснежные купола почему-то уцелевших парашютов.

 

 

Это был Ваш последний вылет,

Но выруливая на взлет,

Вы все трое, не знали не верили,

Что финал вашей жизни идет.

 

 

В остекленьи кабины таяли,

Растворяясь дали земли,

Если даже вы все это поняли,

То назад отвернуть не могли.

 

 

Прочертили вы  в небе августа,

Двухминутный огненный след,

Только отсвет его не погаснет,

В душах русских и тысячу лет.

 

 

Ваши души сгорев растаяли,

В страшной, едкой огненной мгле,

Только память о Вас осталась,

Да вот холмик на этой земле.

 

 

Нет у Вас точной даты гибели,

Ни фамилий нет ни имен,

И остались вы - только летчики,

Тех  далеких и грозных времен.

 

 

Вы погибли в бою за Родину,

Выполняя страны приказ.

Сколько нам суждено жить на свете…

 

Столько мы будем помнить о Вас.

 

 

Изменено пользователем www521
уточнения
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 часов назад, www521 сказал:

Летом 1942 года  регулярно под вечер,  над с. Баклуши в направлении на запад, думают  в район Воронежа, летали советские 2-х моторные бомбардировщики в сопровождении истребителей, говорит что на тупоносые И-16 похожие. В с. Баклуши был пост ВНОС с телефоном и на вышках зенитные пулеметы обслуживаемые девушками. Летом 1942 года в селах Баклуши, Красный Яр в течении 1- 2 месяцев дислоцировалась кавалерийская дивизия, которая в последствии почти полностью погибла в боях под г. Воронеж.

Днем 2 раза наблюдались пролеты немецких  одномоторных самолетов (BF-109 ?)  на малой высоте и большой скорости направлением на г. Ртищево (ж.д. дорога), обратно летели медленно и низко, направлением западнее д. Чириково. Возможно развед. командование Ровеля, с подвесными баками.

Увы, думал по ПВО что-то будет, но по жбд Саратово-Балашовского дивизионного района ПВО пусто... 

https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=152602271

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 25.06.2020 в 16:53, ShanHai сказал:

@Барсс Низкий поклон! Версия действительно интересная, а главное - подкрепленная документами. Связался с местным главой, сообщил, но он в растерянности - все старики в один голос уверяют что это был июль. Другого самолета в тех местах не падало, это факт. 

Сейчас внимательно почитаем на Память народа....

Ну, это нормальный процесс, когда народ говорит одно, а по документам выходит другое... У нас тоже аналогичная ситуация была: свидетели утверждали что самолёт упал на поле после сборки урожая, в октябре 1942 года, а оказалось в феврале..1945 !!!

https://trizna.ru/forum/topic/44235-пе-2-в-районе-х-славянский/?page=2#comment-459397

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У Вас фрагменты Дб-3 ф,уже выше было сказано.

Технологическое клеймо,буква т в треугольнике,к 350.Такое же как и мы нашли на месте падения Дб-3ф.

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 25.06.2020 в 21:30, www521 сказал:

 

Все верно, без номеров делать нечего. 

 

 

Я  бы  сказал,  что  номер  все  же  есть,  пусть  и  частично.

Это  часть  поршня  с  окончанием  номера  мотора.

IMG_4143.JPG.be43b40b9130f15e254bd02d7ef57717.jpg

49.JPG

4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
7 hours ago, авиатор said:

Это  часть  поршня  с  окончанием  номера  мотора.

IMG_4143.JPG.be43b40b9130f15e254bd02d7ef57717.jpg

4081 или 1081.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

749 полк тут ни при чём.

У вас катастрофа Ил-4 № 56-01 из 752 полка. Моторы М-88б №№ 4081 и 4113. В аварийном акте запись: " 9.10.1942 г, время 21.20, хутор Красный Яр р-н Турки, экипаж три человека - погиб. Лётчик Краснопольский Василий Дмитриевич, штурман Панфилов, стрелок-радист Алахерьян…"

Кстати, сделаны три фотографии места катастрофы. Они есть в ЦАМО.

8

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Дьяк @Матрасник @авиатор @Victor Z @Алекс21 @Барсс Дорогие друзья, огромное СПАСИБО за Вашу помощь! Простите за молчание - работали на месте. Вновь кучка деталей с технологическими клеймами, детали двигателя (если вдруг нужно - выложу).

@Дьяк А нельзя ли скан или фото аварийного акта? И, если не сложно, можно фонд, опись, номер дела в ЦАМО, где есть фото?

С уважением ко всем участникам, Алексей.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

00000036 (1).jpeg

Источник информации: ЦАМО
Фонд ист. информации: 58
Опись ист. информации: 818883
Дело ист. информации: 1362
Изменено пользователем Artem-sakh
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Панфилов Леонид Иванович
Дата рождения: 29.07.1917
Место рождения: Ивановская обл., Камешковский р-н, д. Жуиха
Дата поступления на службу: __.11.1938
Воинское звание: ст. лейтенант
Наименование воинской части: 165 равп ЗакВО,452 дбап,823 дбап,752 авп 24 ад дд
Дата окончания службы: 10.10.1942
Информация об архиве -
Источник информации: ЦАМО
Номер шкафа: 671
Номер ящика: 1192

00000310_photo.jpg

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 часов назад, ShanHai сказал:

...@Дьяк А нельзя ли скан или фото аварийного акта?..

Фото акта вам не нужно. Нужна архивная справка, потому что она будет являться документом. Пишите запрос в ЦАМО. Дата, машина, экипаж, полк - известны. Ответят со всеми реквизитами.

Вроде, не ошибаюсь с фото места катастрофы.

9-8 (2) - копия.jpg

Изменено пользователем Дьяк
9

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу