Sign in to follow this  
Followers 0
Сергей Сергеев

Летчик Штыков Константин Сергеевич

9 posts in this topic

Добрый день, уважаемые форумчане! Ищу информацию о летчике Штыкове Константине Сергеевиче, 1919 г.р.. Погиб 14.10.1942г. в воздушном бою, похоронен в ст. Лазаревская, Краснодарский край. Может кто знает место падения самолета, номер самолета и мотора и что произошло 14.10.1942 г.?

 

https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_kartoteka1105252338/?backurl=%2Fheroes%2F%3Fadv_search%3Dy%26last_name%3DШтыков%26first_name%3DКонстантин%26middle_name%3DСергеевич%26date_birth_from%3D1919%26static_hash%3Df0732c2569329ff07692342d209390d6%26group%3Dall%26types%3Dpamyat_commander%3Anagrady_nagrad_doc%3Anagrady_uchet_kartoteka%3Anagrady_ubilein_kartoteka%3Apamyat_voenkomat%3Apotery_vpp%3Apamyat_zsp_parts%3Akld_polit%3Akld_upk%3Akld_vmf%3Apotery_doneseniya_o_poteryah%3Apotery_gospitali%3Apotery_utochenie_poter%3Apotery_spiski_zahoroneniy%3Apotery_voennoplen%3Apotery_iskluchenie_iz_spiskov%3Asame_doroga%26page%3D1

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Это к Алексу21, он как раз в Лазаревском районе живет.

1

Share this post


Link to post
Share on other sites
19 минут назад, Сергей Сергеев сказал:

Добрый день, уважаемые форумчане! Ищу информацию о летчике Штыкове Константине Сергеевиче, 1919 г.р.. Погиб 14.10.1942г. в воздушном бою, похоронен в ст. Лазаревская, Краснодарский край. Может кто знает место падения самолета, номер самолета и мотора и что произошло 14.10.1942 г.?

Согласно акта расследования ЛБП Як-1 Штыкова сбит в воздушном бою в районе Туапсе. По некоторым данным упал в районе большого мола Туапсинского порта. Скорее всего лётчик был похоронен в Туапсе, а в Лазаревском только увековечен.

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

В Лазаревской был аэродром и там увековечили всех, кто вылетел с этого аэродрома и не вернулся.

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

По Штыкову К.С. не всё так однозначно. По Акту вот такая информация:

14.10. в 12.48. 62 ИАП Як-1 № 3186, М-105ПФ № 800, лётчик Штыков К.С. сбит в в/б. упал у большого мола порт Туапсе, погиб .

По Данным ЖБД ВВС ЧФ:

14.10.1942. 

12.48. Доложил ст. л-нт Загребельный. 2 Як-1, лётчики капитан Владимирский, лейтенант Шитов (Штыков), взлетевшие на прикрытие 07.45. районе цели Туапсе вели воздушный бой с 2 Ме-109, результате 08.45. л-нт Шитов (Штыков) сбит районе Туапсе. Самолёт упал у мола на суше, самолёт разбит, лётчик погиб. По докладу капитана Владимирского вели возд. бой с "ассами", таких не встречал. Самолёты противника ушли за перевал.

Отмечено: над аэродромом Лазаревская после каждого вылёта и посадки приходят Ме-109-е.

 

По заявкам лётчиков 52 эскадры 14 октября выпадает полностью, так как с 11 по 16 октября 1942 у них заявок нет, скорее всего не летали ввиду погодных условий.

 

14 октября у лётчиков хорватской эскадрильи, базировавшейся в Майкопе в ЖБД записано 4 вылета:

05.20.-05.50. Лётчики Старц, Бошкич, перелёт, свободная охота по маршруту Майкоп-Апшеронск, встреч нет, потерь нет.

05.28.-05.40. Лётчики - Бенцетич, Ласта, перелёт по маршруту Майкоп-Апшеронск, встреч с противником нет, потерь нет.

11.10.-11.55. Лётчики - Старц, Бошкич, перелёт, свободная охота по маршруту Апшеронск-Майкоп, встреч нет, потерь нет.

12.00.-12.49. Лётчики - Бенцетич, Ласта, перелёт по маршруту Апшеронск-Майкоп, встреч с противником нет, потерь нет.

 

Как видно из вышеизложенного, вылетов авиации противника в район Туапсе не указано, тем более факта сбития самолёта противника.

Упустить, и не отметить такой факт, как сбитие самолёта противника лётчики хорватской эскадрильи не могли, потому что не блистали такими показателями. Хотя и отрицать тот факт, что над аэродромом Лазаревская появлялись М-109-е тоже не имеет смысла.

Здесь скорее всего имеет место быть момент,  что в погоне за лёгкой добычей, попытках подловить наши самолёты на взлёте или посадке на аэродроме Лазаревская, хорваты "ныряли" через Главный Кавказский Хребет. Расстояние от Майкопа до Лазаревской по прямой составляет около 100 км, что вполне укладывается в радиус действия истребителя Ме-109. Такую тактику широко использовали немецкие лётчики.

Вторая версия гибели л-нта Штыкова К.С., и, по моему мнению, наиболее правдоподобная, была озвучена впоследствии: в результате активных маневров в сложных погодных условиях на одном из отрезков пике у самолёта Штыкова отвалилась часть обшивки верхней половины левого крыла и левой стороны фюзеляжа за кабиной. Самолёт перешёл в штопор и разбился...

Несколько лет назад я выходил на совет ветеранов Туапсинского торгового морпорта с просьбой посодействовать в установлении места падения самолёта Штыкова К.С. К сожалению, те ветераны, что ещё были живы на тот момент, такого события не помнят. Не исключено, что в результате массированных бомбёжек фашистской авиацией города и территории морпорта, этот район был сильно разрушен, и падение в эти места советского истребителя было воспринято на рядовом уровне. Останки лётчика извлекли и захоронили в Туапсе, обломки самолёта убрали.

По архивным данным на сам город Туапсе упало 4 сбитых советских самолёта (3 найдены)и 2 немецких (1 установлен). А если брать с прилегающими районами то получится более дюжины.

На фото Люфтваффе, литерой А обозначена акватория самого порта, литерой В - акватория судоремонтного завода.

Поэтому местом гибели Штыкова К.С. можно принимать во внимание и большой мол СРЗ, а можно и большой мол порта, что соседствует с устьем реки Туапсе. Нужна дополнительная информация.

 

 

Туапсе.jpg

1

Share this post


Link to post
Share on other sites
8 часов назад, Алекс21 сказал:

По Штыкову К.С. не всё так однозначно. По Акту вот такая информация:

14.10. в 12.48. 62 ИАП Як-1 № 3186, М-105ПФ № 800, лётчик Штыков К.С. сбит в в/б. упал у большого мола порт Туапсе, погиб .

По Данным ЖБД ВВС ЧФ:

14.10.1942. 

12.48. Доложил ст. л-нт Загребельный. 2 Як-1, лётчики капитан Владимирский, лейтенант Шитов (Штыков), взлетевшие на прикрытие 07.45. районе цели Туапсе вели воздушный бой с 2 Ме-109, результате 08.45. л-нт Шитов (Штыков) сбит районе Туапсе. Самолёт упал у мола на суше, самолёт разбит, лётчик погиб. По докладу капитана Владимирского вели возд. бой с "ассами", таких не встречал. Самолёты противника ушли за перевал.

Отмечено: над аэродромом Лазаревская после каждого вылёта и посадки приходят Ме-109-е.

 

По заявкам лётчиков 52 эскадры 14 октября выпадает полностью, так как с 11 по 16 октября 1942 у них заявок нет, скорее всего не летали ввиду погодных условий.

 

14 октября у лётчиков хорватской эскадрильи, базировавшейся в Майкопе в ЖБД записано 4 вылета:

05.20.-05.50. Лётчики Старц, Бошкич, перелёт, свободная охота по маршруту Майкоп-Апшеронск, встреч нет, потерь нет.

05.28.-05.40. Лётчики - Бенцетич, Ласта, перелёт по маршруту Майкоп-Апшеронск, встреч с противником нет, потерь нет.

11.10.-11.55. Лётчики - Старц, Бошкич, перелёт, свободная охота по маршруту Апшеронск-Майкоп, встреч нет, потерь нет.

12.00.-12.49. Лётчики - Бенцетич, Ласта, перелёт по маршруту Апшеронск-Майкоп, встреч с противником нет, потерь нет.

 

Как видно из вышеизложенного, вылетов авиации противника в район Туапсе не указано, тем более факта сбития самолёта противника.

Упустить, и не отметить такой факт, как сбитие самолёта противника лётчики хорватской эскадрильи не могли, потому что не блистали такими показателями. Хотя и отрицать тот факт, что над аэродромом Лазаревская появлялись М-109-е тоже не имеет смысла.

Здесь скорее всего имеет место быть момент,  что в погоне за лёгкой добычей, попытках подловить наши самолёты на взлёте или посадке на аэродроме Лазаревская, хорваты "ныряли" через Главный Кавказский Хребет. Расстояние от Майкопа до Лазаревской по прямой составляет около 100 км, что вполне укладывается в радиус действия истребителя Ме-109. Такую тактику широко использовали немецкие лётчики.

Вторая версия гибели л-нта Штыкова К.С., и, по моему мнению, наиболее правдоподобная, была озвучена впоследствии: в результате активных маневров в сложных погодных условиях на одном из отрезков пике у самолёта Штыкова отвалилась часть обшивки верхней половины левого крыла и левой стороны фюзеляжа за кабиной. Самолёт перешёл в штопор и разбился...

Несколько лет назад я выходил на совет ветеранов Туапсинского торгового морпорта с просьбой посодействовать в установлении места падения самолёта Штыкова К.С. К сожалению, те ветераны, что ещё были живы на тот момент, такого события не помнят. Не исключено, что в результате массированных бомбёжек фашистской авиацией города и территории морпорта, этот район был сильно разрушен, и падение в эти места советского истребителя было воспринято на рядовом уровне. Останки лётчика извлекли и захоронили в Туапсе, обломки самолёта убрали.

По архивным данным на сам город Туапсе упало 4 сбитых советских самолёта (3 найдены)и 2 немецких (1 установлен). А если брать с прилегающими районами то получится более дюжины.

На фото Люфтваффе, литерой А обозначена акватория самого порта, литерой В - акватория судоремонтного завода.

Поэтому местом гибели Штыкова К.С. можно принимать во внимание и большой мол СРЗ, а можно и большой мол порта, что соседствует с устьем реки Туапсе. Нужна дополнительная информация.

 

 

Туапсе.jpg

Большое спасибо, за очень подробный ответ.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не пойму, почему в акте 62-й ап? И самолет и летчик на момент потери находились в 32-м ап 62-й авиабригады ВВС ЧФ.

https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_donesenie76780086

По мотору уточнение ПФ № 3-800.

Версия о срыве обшивки интересная, но обрыв тряпичной обшивки как на фюзеляже, так и на крыле к тяжелым последствиям в виде штопора не приводит, за исключением случая попадания тряпок с кусками шпаклевки в рули и заклинивания их. Да и то усилий летчика хватило бы, чтобы размолоть шпаклевку. ИМХО тканевую обшивку могло ободрать местное население уже на земле. Вот то, что маневрировал в сложных погодных условиях, вполне могло способствовать потере пространственной ориентировки и сваливанию штопор.

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сергей, в Книге Учёта самолёт Як-1 № 3186  учтён в 62 АП, мотор записан без "3". Скорее всего акт писался с этой Книги.Ф 1080 Оп 5 Д 1 011.jpg

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

В приведенном фрагменте следует ИМХО читать карандашные записи, а там стоит и префикс 3- у машины № 2486, и под чернильной надписью 62 ап просматривается 32 ап.

По заводу № 2486 вышел с мотором ПФ 3-786, а № 3086, соответственно, с 3-626. Як-1 № 2486 числился за 1-й аэ 32-го ап на 1.10.42 г. (ЦВМА ф.2211 оп.10 д.6), данная машина также проходит по двум аварийным актам 32-го ап 27.9 и 4.10.42 г. Т.е. карандашные записи по моторам и прочие достоверны.

Если похожих чернильных надписей на страничке больше нет, то это может быть более поздней чьей-то допиской (чернила разные для записи номеров самолетов и полка). Могли попутать 62-й ап с 62-й аб - такое часто в документах встречалось.

Edited by Сергей Кузнецов
1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.