Жека

История одного тарана

76 сообщений в этой теме

Ко мне обратился за помощью коллега из Словакии, автор нескольких книг об истории словацкой эскадрильи JG52, партизанском движении в Словакии и вообще истории ВВ2.

Изучая архивы словацких летчиков, сохранившиеся в семьях, он нашел несколько фото словацкого фотографа, который находился в расположении 13./JG52 на Кубани на аэродроме Анапа в период примерно с марта пот май 1943 года.

В архивах этого фотографа он нашел серию фото и описание одной истории, произошедшей в этот период. Судя по описанию советский летчик в воздушном бою таранил самолет командира 5./JG52 Ме-109 Хельмута Хаберды. После тарана оба летчика выбросились парашютами, а самолеты упали рядом друг с другом. На сохранившихся фото, сделанных в тот день сам Хаберда, пленный советский летчик, совершивший таран, обломки обоих самолетов и вид на место падения сверху.

Товарищ из Словакии просит помочь установить имя советского летчика.

1.Haberda.jpg

5.Ruský_pilot-01.04.1943.jpg

2.Miesto_dopadu_Bf_109.jpg

3.Miesto_dopadu_sovietskeho_lietadla.jpg

4.Miesto_dopadu_oboch_lietadiel.jpg

Изменено пользователем Жека
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Иван Ильич Ковалев рассказывал про таран, советский летчик совершил таран немецкого самолета, над хутором Черкес (Черкасовский) это если ехать с Абинска в Ахтырский с правой стороны, раньше там были виноградники, на новых картах этого хутора нет. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Судя по фото ,предполагаю наш лётчик был на самолёте типа Як,а гансы "ковыряются" в пушке ШВАК.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Очень мутная какая-то история. Немец совсем не похож на Хаберду, а в потерях JG 52 не просматривается ничего подходящего.

001.jpg

82983145_281483406303789_2010637849962891017_n.jpg

-1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Встречалось зеркальное вышеуказанное фото советского летчика. Есть ли в наличии перевод статьи Хайнца Риттера «Я должен падать быстрее...» из немецкого журнала «Адлер» за декабрь 1943 года, о которой идет речь здесь - http://old.redstar.ru/2004/04/30_04/3_05.html

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Лейтенант Хельмут Хаберда (Helmut Haberda), 03.02.1922, (командир отряда), II./JG.52 
Имел 58 побед, был награжден DK, EK.II,I, Frontflugspange in Gold.
8 мая 1943 г. около 13 часов на истребителе Bf 109 G-4 WNr. 19 555 «Schwarze 7» был сбит во время штурмовки огнем счетверенной зенитной установки, упал и сгорел юго-западнее станицы Крымская в квадрате 75233.
Сбит заместителем командира пулеметного расчета ефрейтором И. К. Павловым (772-й армейский зенитно-артиллерийский полк 37-й армии) над хутором Садовый, упал в районе хутора Веселый юго-западнее станицы Крымской.

Интересно,найден ли самолёт Хаберда?как я понимаю,он остался на борту.

Кстати ,что то в его биографии нет пометки,что был таранен в небе Кубани.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
6 часов назад, Барсс сказал:

Встречалось зеркальное вышеуказанное фото советского летчика. Есть ли в наличии перевод статьи Хайнца Риттера «Я должен падать быстрее...» из немецкого журнала «Адлер» за декабрь 1943 года, о которой идет речь здесь - http://old.redstar.ru/2004/04/30_04/3_05.html

Версия про второе полугодие 1943 года маловероятна. Уже в конце апреля почти всех летчиков переодели в новую форму с погонами.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 минут назад, Жека сказал:

Версия про второе полугодие 1943 года маловероятна. Уже в конце апреля почти всех летчиков переодели в новую форму с погонами.

А это не комбинезон у него?

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Цитата: "...статья Хайнца Риттера «Я должен падать быстрее...» из немецкого журнала «Адлер» за декабрь 1943 года. В ней говорится о воздушном бое фашистских истребителей Ме-109 с шестеркой советских Як-1, прикрывавших пять своих штурмовиков Ил-2...

В статье приводится его фото. Под ним подпись: «Андрей Г., 22 года»."

Собственно такой подошел лишь один среди потерь начала 1943 года и по фотографиям на мой взгляд один человек:

Галюк (Голюк) Андрей Евдокимович1921 г.р. (01.06 или 14.07), гв. мл. лейтенант из 85 Гв.ИАП 6 Гв.ИАД

Пропал без вести  27.04.1943, попал в плен, освобождён в конце 1945, окончание службы 10.12.1945, отмена гибели Приказом ГУК от 27.11.1946.

награды: Красное Знамя (26.04.43 или Красная Звезда),  Медаль "За Победу над Германией"

https://pamyat-naroda.ru/heroes/kld-card_uchet_officer4135835

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Документы надо смотреть по потере и сравнивать с заявками и потерями Люфтваффе. У немцев не всегда указан "таран", но заявка на наш и потеря самолета в бою должны быть.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У меня есть только книга учета потерь лс дивизии. Там он Голюк, таран самолета противника, сгорел с самолетом на территории противника. Приписка карандашом: Был в плену. Уволен в запас в январе 1946 г.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Голюк Андрей Евдокимович


nofoto.jpg Таран совершил 27 апреля 1943 года в районе станции Успенской. Награждён орденом Красной Звезды.

ord_krzv.gif

Родился в 1921 году в селе Пустоваровке ныне Сквирского района Киевской области. Украинец. Окончил военную авиационную школу пилотов.

Участник Великой Отечественной войны. Лётчик 85-го гвардейского истребительного авиационного полка (6-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Южный фронт) комсомолец гвардии младший лейтенант Голюк А.Е. 27 апреля 1943 года в воздушном бою в районе станции Успенской, спасая своего командира, таранил вражеский истребитель Me-109G4 (w/n 19340) из 9./JG3. Оба лётчика приземлились на парашютах на немецкой территории. Голюк был захвачен в плен. Освобождён нашими войсками. Награждён орденом Красной Звезды.

В 1945 году уволился в запас. Жил в Киевской области.


 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Таран по документам 85-го гиап проходит в месячном отчете с описанием боя (см.с.4 только там почему-то таран FW 190): https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=450035719  

Добавлю, что 11.4.43 г. 8-я перегоночная аэ ВВС ПриВО перегнала в 6-ю гиад 36 Як-1б в Рассказово и 15 Як-1б в Ленинск, но у Голюка была машина еще из старых запасов - № 07107 мотор ПФ4 №  2376 (см.там же с.5), более того, переданная во 2-й иап 9-м гиап 6.4.43 г.

Изменено пользователем Сергей Кузнецов
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

цитата..

27 апреля произошли интересные бои, в которых принял участие братский полк 9го гвардейского - 85 ГИАП. Летчики этого полка сопровождали две группы по 6 Ил-2 1 ГШАД, которые наносили удар по железнодорожной станции Успенская. Командир одной из групп "штурмовиков" не опознал цель и прошел дальше на запад на 40 - 45 км. и атаковал ж.д. эшелон на станции Войково. По данным 1 ГШАД эту группу атаковала пара Ме-109, которая вела бой с нашими прикрывающими истребителями до самой линии фронта.  С задания не вернулось 2 Ил-2, которые по докладам экипажей перетянули линию фронта.
По данным 6 ГИАД пара командира 85 ГИАП гвардии майора Залесского и его ведомого мл.лейтенанта Голюк, прикрывая отколовшуюся пару Ил-2, завязала бой с 4 истребителями опознанными как ФВ-190. В бою Залесский заявил сбитым 1 ФВ-190 после атаки на встречных курсах, сам был атакован другим ФВ-190.  Голюк, связанный боем с другой парой, заметил это и спасая командира полка на встречных курсах контр-атаковал ФВ-190, таранил его и отрубил правой плоскостью - правую плоскость самолета противника.  Оба летчика спаслись, выпрыгнув на парашютах и мл.л-т  Голюк оказался в плену. Немцы признают факт тарана, при котором был потерян Bf109G-4 w.n. 19340 из 9./JG3, именно с Ме-109, а не с ФВ-190, вели бой на самом деле летчики 85 ГИАП. 
Кроме побед над ФВ-190 Залесского и Галюка есть еще одна заявка на Ме-109 Слободенюка Р.И. Из этих заявок реальные потери противнику нанес отчаянный летчик Голюк Андрей Евдокимович, совершивший таран.
Кроме Голюка в этом утреннем сопровождении "Илов" было потеряно еще 2 Як-1, летчики младшие лейтенанты Паршин и Ледовский, оба пропали без вести. По докладам экипажей оба были подбиты истребителями противника в районе Степановка - Мариновка.
Немецкие летчики из 9./JG3 заявили 5 побед в этом бою:
27.04.43 Oblt. Emil Bitsch 9./JG 3 Il-2 ; 88 12: at 100 m.  04.45
27.04.43 Ofw. Alfred Surau 9./JG 3 Il-2 ; 88 13: at 50 m.  04.50
27.04.43 Oblt. Emil Bitsch 9./JG 3 LaGG-3 ; 88 23: at 200 m.  04.50
27.04.43 Oblt. Emil Bitsch 9./JG 3 LaGG-3 ; 89 79: at 1.000 m.  04.52
27.04.43 Ofw. Alfred Surau 9./JG 3 Il-2 ; 88 16: at 100 m.  04.53
Кто с немецкой стороны участвовал в таране не известно, и записан ли он в число побед тоже не ясно, возможно это могла быть третья заявка Эмиля Бича. Итоги же боя оказались таковы: в бою потеряно 3 Як-1 85 ГИАП и 2 Ил-2 (возможно "Илы" потеряны не безвозвратно) и 1 Ме-109.

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
13 часа назад, Жека сказал:

1.Haberda.jpg

bitsch.jpg2244ee7d8ddcb1b0e09fda8e937cb890.jpgbitsch2.jpgEmil BitschEmil Bitsch - Wikipedia

Oblt. Emil Bitsch

до этого тарана от 27.04.1943 его ещё 04.09.1942 приземлили наши зенитчики в районе Кислов-Котлубань с ранением, а окончательно его завалили в Нидерландах американские Тандерболты (тоже в какой-то мере "русские" самолеты).

Для полноты...

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Получается, исходя из описания воздушного боя, место падения после тарана - севернее г. Снежное (Донецкая обл), г. Новый Донбасс ныне - поселок шахты 18, часть г. Снежное.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
6 часов назад, linnet сказал:

Хорошо бы экспертов по фотографиям спросить.

сравнение.jpg

летчик3.jpgлетчик2.jpg

В общем итак ясно что он и документы подтверждают.

Осталось взять аэрофотосъемку района боя и найти место по фото - сразу два самолета.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 часа назад, Alex63 сказал:

Больше всего нравится словацкий исследователь, который "нашел фото в архивах фотографа".

Не стреляйте в "пианиста", он играет как может:cool:

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
22 минуты назад, Барсс сказал:

Получается, исходя из описания воздушного боя, место падения после тарана - севернее г. Снежное (Донецкая обл), г. Новый Донбасс ныне - поселок шахты 18, часть г. Снежное.

Приходилось бывать в тех метах.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Галюк (Голюк) Андрей Евдокимович (Климович) (Ефимович) – в разных документах разное написание, но это один и тот же летчик.

 В донесениях о безвозвратных потерях указано, что погиб в воздушном бою при таране самолета противника 27.04.43 – сгорел с самолетом над территорией, занятой войсками противника.

15.jpg

Было извещение матери Голюк Хритсине Ивановне о  гибели сына, был плен, была госпроверка в фильтрационном лагере 12 зсд, было завершение службы в декабре 45, не было только награды. Ради спасения своего ведушего и командира полка*** мл. лейтенант пошел на таран, рискуя жизнью.

Так почему не наградили за подвиг?

Или «Таран – оружие героев!» - это только плакат. А, в действительности, если не оказалось рядом корреспондента (еще лучше фотокорреспондента), красочно описавшего  событие, то таран это  всего лишь заурядный случай((.

Воинский долг выполнен, но он не оценен.  Подвиг «обнулен» из-за плена?((

За весь период ВОВ холеные фашисты в красивой форме не отличились ни одним тараном, наши летчики в простых гимнастерках совершили его более 500 раз (встречалась цифра 595).

дочь ветерана ВОВ

***командир 85 гиап гв.Залесский Иван Павлович (14.09.1907- 20.12.43) погиб в бою от ЗА (числится нбз)      

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Район 22-й танковой дивизии на тот момент, тылы 306 пд.

image_185.jpg

Хотя это на наших картах... 5 марта 1943 года 22-я танковая дивизия  расформирована.

 

Изменено пользователем Барсс
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу