Жека

Як-1б ст. Эриванская

7 сообщений в этой теме

Наша Абинская группа некоторое время назад посетила место падения советского истребителя, указанное местными жителями станицы Эриванская. С их слов весной 1943 года на поляне возле станицы совершил вынужденную посадку советский истребитель. Самолет сильно горел. После посадки, пилот пытал выбраться из самолета, но фонарь заклинило и летчик сгорел. Очевидцы были тогда детьми и ничем не смогли ему помочь. Трое из них до сих пор живы и проживают в станице. Сам летчик был похоронен в станице.

На месте падения найдены многочисленные мелкие фрагменты дюраля, большинство из них оплавленные. На дюрале технологические клейма 292 завода. Боекомплект 12.7 и 20 мм 1941-1942 г.в. По совокупности признаков самолет идентифицирован как Як-1б.

Среди обломков попалась оплавленная шильда, на которой читается только одна цифра 9 (или 6 - с какой стороны смотреть).

Чуть позже попалась еще одна технологическая шильда 46125. Самолет с таким номером был найден нами ранее и установлен по номеру мотора, найденному на месте падения. Как показывает практика, технологические номера находятся рядом с заводскими.

По нашим местам 3 ИАК и 287 ИАД прибыли на фронт из Ростова с "родным" боекомплектом 1941 года. Все найденные нами Яки, сбитые 20-21 апреля имели боекомплект 1941 года. С 22 апреля он начинает разбавляться ШВАКами 42-года. Примерно с 25 апреля идет боекомплект только 1942 года. Т.е. этот самолет был сбит примерно 22-25 апреля 1943 года.

В районе Эриванской в воздушном бою 23 апреля было сбито 4 Як-1б 293 ИАП 287 ИАД. По данным ОБД все пилоты погибли. Один из Яков мы нашли лет 10 назад - пилот сержант Мугинов. 

Другие три пилота: сержант Глебов и младшие лейтенанты Остапов и Ивашко. Глебов увековечен на памятнике в Эриванке. Остапова и Ивашко на мемориальных плитах нет.

Нет ли информации о номерах их самолетов? Если среди номеров есть Як-1б 125-126-й серии, то скорее всего, это и будет он. 

IMG-20200527-WA0014.jpg

IMG-20200530-WA0012.jpg

IMG-20200530-WA0013.jpg

IMG-20200603-WA0019.jpg

IMG-20200603-WA0018.jpg

1.JPG

Изменено пользователем Жека
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вроде как номер самолета Остапова был № 09128, у Ивашкова № 17128. По Глебову точной информации не нашел, но возможно № 22126.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Жека, в полковом журнале потерь личного состава кое-какие подробности по потерям 23.4.43 - ПЯТЬ первоначально. К графе где дата потери указана причина потери воздушный бой без локализации. В следующей графе:

Глебов УПАЛ в районе Эриванская, что 30 км восточнее Новороссийска.

Остапов выбросился с парашютом и упал в море Новороссийская бухта.

Ивашко - вернулся 1.5.1943 г.

Мучинов нбз

Солосенов в в госпитале

Если быть уверенным, что Мучинова ранее вы правильно определили и это потеря не другого периода и не других полков дивизии, то похоже, что это Глебов. Но допусков многовато.

Изменено пользователем linnet
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо, Борис!

Мугинова установили точно. Там целый мотор лежал на месте падения. Возможно и до сих пор лежит. 

А по номеру самолета Глебова, какой у него Як был?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Первый раз сержант Глебов был объявлен пропавшим без вести в 1942 году под Сталинградом, тогда он выжил и вернулся в полк.

Был представлен к награждению медалью "За оборону Кавказа" (в графе занимаемая должность стоит отметка "не вернулся в боевого заданияя")

00000086.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу