misha-mo

Пе-2 № 20\93 с моторами М-105ра №\№ 222-84 и 268-22, 261 БАП

5 сообщений в этой теме

...  из  интернета...   такой  темы  по   этому  Пе-2        на форуме   вроде-как     не было...


 

Поисковики ВППК «Последний бой» Московской общественной организации «Поиск» рассказали о своей работе на месте гибели советского бомбардировщика Пе-2.

«Ещё полтора года назад в один из разведвыездов наши ребята набрели на пятачок, весь усеянный фрагментами алюминия и разными запчастями. Достаточно быстро стало ясно, что это фрагменты самолёта. Вскоре была найдена и яма, точнее, заплывшая крупная воронка. И в этой воронке звучал отчётливый сигнал чего-то крупного, металлического. Но не так просто оказалось добраться до этого сигнала. По ряду причин изначально было решено не привлекать технику, а попытаться справиться вручную», - поделился командир отряда Алексей Васильев.

«С каждым выездом становилось всё ясней, что силу поисковой лопаты мы переоценили, но каждая находка придавала нам энергию и вселяла надежду на успех. Уже были найдены десятки номерных деталей левого (предположительно) двигателя, установлен тип и модель самолёта - Пе-2, но по имевшимся номерам ничего дальше выяснить не удавалось. Было очевидно, что тот самый крупный объект - это второй двигатель. А это значит - новые номера и новые надежды. Во время одного из летних выездов было принято решение сменить лопаты на спецтехнику», - рассказал участник экспедиции Сергей Белкин.

«27 июля участники ВППК «Последний Бой» собрались ударным составом, чтобы завершить либо кардинально продвинуть давно начатое дело, а именно - продолжить глубинные работы по извлечению крупных фрагментов пикирующего бомбардировщика Пе-2, - продолжил Максим Сластихин, -экскаватор прибыл в субботу рано утром, а мы к этому времени как раз успели откачать воду из ямы, разжечь костёр и даже позавтракать. Через пару часов ковш вынул из ямы всю чавкающую жижу, которую мы до этого перелопачивали днями. Далее под нашим грамотным руководством экскаваторщик окопал вокруг двигатель и винт с единственной оставшейся лопастью. И спустя ещё час, мы уже толпились вокруг него, отыскивая заветные номера. Вместе с (предположительно правым) двигателем М-105РА на поверхность были подняты остатки винта ВИШ-61Б, фрагменты стойки шасси, подмоторной рамы и крупные куски мотогондолы».
«В результате подъёма этих запчастей мы получили номера второго мотора. И в скором времени, благодаря экспертам авиапоиска, номер самолёта был установлен. Процитирую выдержку из найденного документа:

"Приказ по 1 ВА от 6 сентября 1942 года № 0034

Нижепоименованные самолеты и моторы, утерянные за период с 20 по 31 августа 1942 года в частях 1 ВА, исключить из боевого состава самолето-моторного парка 1-й Воздушной армии:
- Пе-2 № 20\93 с моторами М-105ра №\№ 222-84 и 268-22, 261 БАП приказ № 082 по 204 БАД"
К нашему огромному сожалению, до сих пор не обнаружены документы 261-го БАП. И это касается, как нам известно, не только этой машины, но и другого самолёта того же полка, найденного в 2015-м году поисковиками из объединения «Тризна». Как и в их случае, мы пока что смогли сузить поиск информации до двух экипажей, потерянных 261-м БАП в августе 1942-го. Впереди ещё много архивной работы в ЦАМО по документам 204-й БАД и 1-й Воздушной Армии. Поиски останков экипажа на месте падения будут продолжены в ближайшее время. В ходе предыдущих выездов нам удалось обнаружить фрагментированные останки, кусочек нарукавной нашивки с крылом, пряжку от парашютной системы», - подвел итог Алексей Васильев.

Коллектив ВППК «Последний бой» выражают благодарность авиационным экспертам Борису Давыдову, Илье Прокофьеву и Сергею Каткову.


 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Обсуждали такую находку в августе 2018 года. Отряд  ВППК «Последний бой» не счел нужным делать тему на данном форуме. У них свой сайт есть. Предположительно это потеря 261 БАП от 10 августа 1942 года - один из двух экипажей:

1) Сбит ЗА пр-ка - НБЗ
Мл. Л-т Пилот Удовенко Василий Павлович ,1919  Ворошиловградская обл., Успенский р-н, с. Успенское 
С. С-т Стр.-бомб Копань Антон Иванович ,1920  Кировоградская обл., Александровский р-н, с. Н.-Вершаки - был в плену на 23.06.43 (открытка из Германии), освобожден 01.07.45
С-т Стр.-рад Щербина Михаил Михайлович, 1917 Запорожская обл., Осипенковский р-н, с. Н.-Васильевка

2) Сбит ИА пр-ка - атакован в р-не Старцево, упал в р-не Климово 
Л-т Пилот Петин Иван Семенович, 1916 Саратов 
Л-т Стр.-бомб Изотов Семен Алексеевич,1912  Пензенская обл., Кондольский р-н, с. Васильевка
С. С-т Стр.-рад Северов Владимир Алексеевич,1918 Ленинградская обл., г. Урицк

Если верить, что экипаж лейтенанта Петина И.С. после бомбежки Апоки (восточная окраина Ржева) был подбит над Старцево (в 7 км северо-восточнее) и упал в районе Климово (ещё 23 км северо-восточнее вдоль железки), то место находки примерно подходит к данному маршруту и соответствует району атаки самолета лейтенанта Петина  И.С. (на уровне Старцево), но немного севернее.

Если с экипажем лейтенанта Петина И.С. место падения в донесении указано верно, то возможно нашли место гибели Пе-2 мл. лейтенанта Удовенко В.П. (на тот момент место находки немецкая территория). Для подтверждения версии хорошо бы найти объяснительную старшего сержанта Копаня А.И. (после возвращения из плена)  или сделать ДНК останков на предмет принадлежности Удовенко В.П. или Щербине М.М.

Пока слишком много если.

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу