Ugrum

Близ Севастополя из Черного моря поднят торпедный катер времён войны

10 posts in this topic

Короткая статья в Российской газете: https://rg.ru/2020/03/05/reg-ufo/chernomorskij-flot-podnial-so-dna-buhty-torpednyj-kater-vremen-vojny.html

Может, кто дополнит информацию...

Черноморский флот поднял со дна бухты торпедный катер времен войны

 
Текст: Юлия Крымова (Севастополь)
 
 
Фото: Константин Михальчевский/ РИА НовостиФото: Константин Михальчевский/ РИА Новости
Фото: Константин Михальчевский/ РИА Новости

В Севастополе со дна моря был поднят торпедный катер Г-5, затонувший в годы Великой Отечественной войны. Об этом сообщил сегодня начальник отдела информационного обеспечения Черноморского флота Алексей Рулев.

Катер затонул на выходе из Карантинной бухты, где во время второй героической обороны Севастополя 1941-1942 годов базировалась бригада торпедных катеров ЧФ.

- Водолазам удалось поднять с морского дна корпус катера, сохранившийся несмотря на длительное пребывание в воде, - рассказал Рулев.

В подъеме участвовали суда аварийно-спасательного отряда Черноморского флота. Сначала район работ осмотрели с помощью подводного аппарата и дистанционным управлением. Затем четыре водолаза прикрепили корпус к подъемному устройству плавкрана.

- Специальная комиссия изучит обстоятельства гибели катера, а также оценит состояние корпуса и возможность его использования в качестве музейного объекта, - отметил представитель флота.

Известно, что торпедные катера Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны совершали ночные рейды, вели обстрел береговых целей, высаживали десант, эвакуировали раненых и эскортировали транспортные суда.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Удивительный сохран! Жаль только, при подъеме корма отломилась.

Сюжет Первого канала (видео): https://www.1tv.ru/news/2020-03-05/381564-restavratory_sobirayutsya_dat_vtoruyu_zhizn_kateru_kotoryy_80_let_prolezhal_na_dne_chernogo_morya

Реставраторы собираются дать вторую жизнь катеру, который 80 лет пролежал на дне Черного моря

 
 
Реставраторы собираются дать вторую жизнь катеру, который 80 лет пролежал на дне Черного моря
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Торпедный глиссер, созданный по проекту легендарного авиастроителя Туполева, был потоплен во время обороны Севастополя. Недавно его нашли, решили поднять и отправить в музей. Подъем со дна не прошел гладко.

Морская операция началась, как только позволила погода и перестало штормить. Плавкран и буксиры наготове, водолазы проводят финальную подготовку. Торпедный катер времен Великой Отечественной войны лежит на 12-метровой глубине.

«Красивый, нормальный стоит на ровном киле, снизу немного дырки есть, а так — целый, не гнилой, живой. Хорошо, что его не замыло целиком», — говорит водолаз аварийно-спасательного отряда Игорь Афанасенко.

Над водой показывается корпус торпедного катера Г-5, моряки омывают его пресной водой. Без малого этот корабль пролежал на морском дне 78 лет. Предположительно, он погиб в результате столкновения в Карантинной бухте в последние недели героической обороны Севастополя.

Журналистам Первого канала удалось в числе первых подойти к затонувшему кораблю и даже подняться на борт. Через несколько минут дюралюминиевый корпус катера ломается на весу — корма скрывается под водой. На малом ходу аварийно-спасательному отряду все же удается доставить катер к причалу.

Внутри тонны ила. Орудий нет. Вероятно, пулеметы сняли «черные дайверы». С левого борта видны следы мощного удара. Севастопольские историки предполагают, что этот «Глиссирующий-5», самый массовый торпедный катер, во время вражеского авиационного налета потерял управление и столкнул с другим кораблем. При обороне Севастополя в 1941-1942 годах затонуло шесть торпедных катеров данного типа. Один из них, с бортовым номером 61, пропал без вести в Карантинной бухте, именно там где его обнаружили водолазы. Все это время о судьбе катера, как и экипажа не было известно ничего.

«Предположений много может быть, но факт остается: один катер с бортовым номером 61 погиб 15 июня 1942 года. Торпедные катера должны были обеспечивать проводку всех караванов в Севастополь в главную базу и из Севастополя на Кавказ. Они должны были обеспечивать сюда пополнение боевой техники, боеприпасов, иногда выполняли несвойственные им задачи, например, спасли семерых летчиков-черноморцев, которые приводнились на воду и даже один гидросамолет», — говорит заведующая сектором истории Великой Отечественной войны Севастопольского военно-исторического музея-заповедника Ирина Агешева.

Легкий и маневренный, развивающий скорость свыше 100 километров в час. Катера Г-5 участвовали во всех десантных операциях при обороне и освобождении Севастополя и Крыма. Они разминировали акваторию и обстреливали береговую линию противника. В годы Великой Отечественной войны погибло 58 торпедных катеров. Поднятый сегодня на поверхность, после обследования и ремонта займет достойное место в Музее города-героя.

..

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ломают технику при подъеме из под воды с завидным постоянством. Может, что-то надо менять, наконец?

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Катер тип Ш-4   есть два варианта .


9. №73 тип Ш-4 (до 1.06.1934 г. №94, до 13.11.1940 г. №42)
Зав. №37/17. Заложен в марте 1928 г. (з-д №194, Ленинград), спущен летом 1929 г., вст. в строй 15.01.1930 г. и 11.02.1930 г. вошел в состав Морских сил Черного моря. С 11.01.1935 г. входил в состав ЧФ. 30.04.1942 г. разоружен и переформирован в плавсредство. 22.06.1942 г. при перебазировании из Севастополя в Новороссийск затоплен экипажем ввиду неисправности.

У-3 тип Ш-4 (до 2.01.1936 г. №66, до 1937 г. №61, до 13.11.1940 г. №65, до апреля 1941 г. №164, с 4.10.1941 г. №184, с 6.08.1942 г. №64)
Зав. №121/59. Заложен в 1931 г. (з-д №194, Ленинград), спущен летом 1932 г., вст. в строй 17.11.1932 г. и 8.12.1932 г. вошел в состав Морских сил Балтийского моря. 27.12.1932 г. переведен в состав Морских сил Черного моря. С 11.01.1935 г. входил в состав ЧФ. В апреле 1941 г. переформирован в учебный, но 14.10.1941 г. возвращен в боевой состав. Обстоятельства гибели неизвестны.

08e02521132a6dea7d560496a3c5a1ea.png      54d0211f34dfb6bf3b6025e4091871aa.png

Edited by лпт
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

@лпт Почему пишете про тип Ш-4, если в сюжете четко говорится о катере типа Г-5 (глиссирующий)?

Завод им. Марти, начиная с V серии (первые четыре серии – это катера Ш-4), перешел на производство Г-5 (так назывались серийные катера АНТ-5). Позже Г-5 стали строить и на заводе № 532 в Керчи, а с началом войны завод № 532 эвакуировали в Тюмень, и там на заводе № 639 также приступили к строительству катеров типа Г-5. Всего был построен 321 серийный катер Г-5 девяти серий (с VI по XII, включая XI-бис).

Данный катер, как следует из репортажа, определен. Это катер № 61, погибший 15 июня 1942 года.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Журналисты могут говорить всё ,что угодно.На видео показано ,что поднят катер тип ш-4 ,это видно по командирской рубке катера.  сравните фото катера  Ш-4 и Г-5.

a0a1d1dea9c50afeecb1761be23b6920.png        6c1a5d6b22d20161d68ff6218b1786b8.png

9234714e8876a88c0a0ee7b420d982a0.png

Edited by лпт
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Что не так с рубкой?

torpednyy_kater_g-5_obschiy_vid.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

В 08.03.2020 в 22:07, Ugrum сказал:

Что не так с рубкой?

torpednyy_kater_g-5_obschiy_vid.jpg

5b6789493249.png     Взято из книги 25089f34a9cb1182af4cad0941e1c70a.png      

a60b0d783e5423e531be1edaf55d1b9d.png      Форма рубки отличалась на Ш-4 наличием выреза под турель пулемета в задней части.Также на ш-4  гофрированная обшивка в верхней части корпуса,на Г-5 её не было.

Edited by лпт
1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Всё это хорошо. Но по архивным (не журналистским) данным, в Карантинной бухте Севастополя, а именно там поднят обсуждаемый катер, погиб только один катер. И это был Г-5 номер 61.

Возможно, были какие-то переходные серии, не отраженные в Вашем журнале (или книге - Бог весть).

С уважением,

Ugrum

 

Типы_Г-5.jpeg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.