nord-691

Самолет в глубине болота Оршинский мох

12 сообщений в этой теме

Вечер добрый уважаемые форумчане!

Сегодня приехал из Тверской области, где нами был проведен выезд к месту падения неустановленного и видимо, пока никому неизвестного,  самолета в глубине болота Оршинский мох. Выезду предшествовала достаточно длительная и кропотливая работа с местным населением, на предмет получения значимой информации о местах возможных падений самолетов времен ВОВ. Практически каждый из жителей Орши, прекрасно осведомлен о двух самолетах ДБ-3, полностью разобранных и разукомплектованных, экипажи которых совершили вынужденные посадки в данной местности в годы ВОВ и остовы которых покоятся в болоте Оршинский мох. Поэтому когда речь заходила о самолетах сбитых в данном районе, все более или менее старожилы этой местности готовы были нам показать места их падений. Как Вы понимаете это было не совсем то, что нам нужно. И вот вчера в районе полудня, на телефон моего напарника Василича позвонил наш знакомый из Орши и сообщил, что им получена информация от местного жителя – дяди Пети 1935 года рождения, который утверждает, что  располагает информацией о месте падения бомбардировщика, находящееся в глубине болот, и о котором скорее всего, никто не знает. После данного звонка мы немедленно выехали в Оршу. Ехали мы из Конаковского района и путь до Орши у нас занял, вместе с быстрыми приготовлениями, около двух часов. Дядя Петя уже ждал нас около автовокзала. Это был достаточно бодрый старичок, обладающий прекрасной памятью и кругозором. Проехав по одной из многочисленных грунтовых дорог в районе 30-40 минут, д. Петя потребовал остановить машину и сказал, что дальше дороги нет и нужно идти пешком. Мы выгрузились и колонной по одному двинулись за бодрым старичком по болоту. Нас было трое – я, Василич и таджик Жора. На всякий случай кроме стандартного прибора, Василич прихватил с собой магнитометр, специально заказанный им для таких поисков. Весит приборчик не очень много, но вместе с батареями, таскать его мягко скажем не очень приятное занятие.  Старичок извинялся, говоря о том, что крайний раз в том месте он был лет 10-15 назад, при этом я обоснованно сомневался, что он вообще сможет найти дорогу к этому богом забытому месту, с учетом его почтенного возраста.

Если кто из форумчан бывал в этих местах, то он подтвердит, что передвигаться по Оршинскому мху крайне затруднительно. Мягкая, водянистая, болотная почва, кочки и коряги, канавы заполненные водой, а в довершении всего большая часть бывших торфоразработок густо поросла березками высотой в 2-2,5 метра. При этом они не просто проросли квадратно-гнездовым способом, а стоят глухой стеной, буквально по несколько деревьев на квадратном метре. Идти просто швах. По словам дедушки, от дороги было идти не очень далеко. В результате плутания по болоту галсами метров по 500-800 влево – вправо, дедушка потребовал от нас немедленно найти сосну, чтобы на нее залезть и осмотреться. На одном из малочисленных, но все же имеющихся на болоте песчаных островков, сосна была обнаружена. Вначале на нее залез таджик Жора, и на ломанном русском языке начал сообщать, что он наблюдает сверху. Дедушка, конечно ничего не понял, после чего начал снимать с себя куртку и кричать, что он сам полезет на дерево и найден только ему одному известный ориентир. Мы естественно начали его отговаривать, зная его возраст – 84 года!!! Но дедушка Петя нас не слушал и потребовал от Василича и Жоры подсадить его на дерево, что ими с большой неохотой и было сделано. Взобравшись на самый верх  сосны, а это около 8-10 метров, дедушка бодро закричал, что видит ориентир и указал нам направление рукой, что мной было приблизительно   зафиксировано в градусах на телефонном компасе, после чего он так же бодро слез с дерева.

Необходимо отметить, что данная сумбурная «прогулка» по Оршинскому мху, поимо вышеперечисленных трудностей, таила в себе и реальную опасность, в виде встречи с медведем, многочисленные следы жизнедеятельности которого постоянно попадались нам на пути.

Наконец, приблизительно часа через два, дедушка вывел нас на окраину лесополосы, причем очень четко вывел.

Сразу за кустами, справа от тропики по которой мы шли, я увидел практически нетронутое место авиакатастрофы. Воронка длинной метров в  8-10 и шириной в 4-5, по краям которой было разбросано ржавое и оплавленное огнем явно авиационное железо, сломанные и разбросанные в беспорядочности гнилые деревья и такие же деревья, уже молодые, проросшие своими стволами через оплавленные куски алюминия. В тот же момент, когда мы ступили на место катастрофы, начался небольшой дождик.

Необходимо отметить, что кто то уже бывал на этом месте и даже попытался вырыть яму, для перекачки в нее воды из воронки, но на наше счастье дальше дело по видимому не пошло. Сказывается малодоступность этого места.    

Осматривая место было трагедии, я и мои спутники прекрасно понимали, что время уже играет против нас и через полтора – два часа начнет темнеть, а ночевать на болоте в наши планы уже не входило. Беглый осмотр металла лежащего поверху, не выявил никаких клейм и бирок, на ржавом железе, которое даже вытащить на поверхность из-за проросших корней было проблематично. Поэтому мы постарались сфотографировать все лежащее сверху, естественно отбили все точки по GPS и были вынуждены выдвинуться в обратный путь, который занял приблизительно столько же времени. С первыми сумерками, мы наконец вышли из болота к машине, по быстрому перекусили, завезли дедушку домой в Оршу и бешено уставшие но довольные выдвинулись на дачу к Василичу, где нас уже ждала банька.

Ниже выкладываю снимки, сделанные мной на месте авиакатастрофы. Мои предположения, что это должен быть или ЕР 2 или ПЕ 3 (потери середины октября 1941 года), но не исключен и ДБ 3. Но специалистом, к сожалению, я не являюсь, поэтому прошу высказываться, к какому типу самолета это может относиться.

12.JPG

1.JPG

3.JPG

2.JPG

4.JPG

5.JPG

6.JPG

7.JPG

8.JPG

9.JPG

10.JPG

11.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Очень  похоже  на  ДБ, есть  обломки  звездообразного  мотора,

 яма  неплохо  копалась,  возможно  не  до  конца.

Изменено пользователем авиатор
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Согласен с коллегами, очень похоже на ДБ-3а.

Дата на баллоне уточнить время падения не позволит  т.к. относится к дате проверки баллона и следующей даты проверки. 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
38 минут назад, Владимир Савр сказал:

Дата на баллоне уточнить время падения не позволит  т.к. относится к дате проверки баллона и следующей даты проверки. 

Это как минимум вилка по датам, в которую самолет упал.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 минут назад, Alex63 сказал:

Это как минимум вилка по датам, в которую самолет упал.

И будет там 1939-1944 например... Учитывая что самолет довоенной постройки (наверняка еще в финскую отметился) и баллоны там так же довоенные.

 

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, Владимир Савр сказал:

1939-1944

а вот и нет , такого большого периода проверки баллона в то время не было , это сейчас на 5 лет освидетельствуют , а как заметили коллеги выше вилку падения представить можно , вот аналогичный баллон так же с дб-3

39 42.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
12 минуты назад, sber сказал:

а вот и нет , такого большого периода проверки баллона в то время не было , это сейчас на 5 лет освидетельствуют , а как заметили коллеги выше вилку падения представить можно , вот аналогичный баллон так же с дб-3

39 42.jpg

с 39 по 42 - плохая вилка. Ладно бы это был ДБ-3Ф, но для ДБ-3А, сколько их вообще живых осталось после 41 года?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Еще раз добрый день, к сожалению баллон не очень похож, визуально отсутствует резьба на горловине. Маркировки тоже не видно, хотя там слой ржавчины большой. Если по мнению форумчан, найденные обломки относятся к ДБ 3, то с высокой долей вероятности они могут принадлежать одному из сбитых экипажей 455 ДБАП, на вооружении которого находились ДБ 3. Потери датируются периодом с 13 по 18 октября 1941 года. В тот период вообще жесть была, большинство самолетов было сбито в районе автомобильного моста в Калининие (Тверь), который наши войска при сдаче города (кажется 16.10.41) не успели или не смогли взорвать. На этот мост командование Западного фронта бросало все что попадало под руку. При этом немцы моментально врубились какие стратегические преимущество несет этот мост, натыкали там зениток, а на близлежащем аэродроме (Мигалово), разместили истребители, несколько пар которых постоянно баражировали в районе моста. Естественно наши бомбардировщики идущие   на цель днем без прикрытия истребителей, при высокой плотности огня зенитной артиллерии, практически не имели шансов не только вернуться, но и точно поразить мост. Истребители их сбивали и на подлете и над целью и после выхода из атаки, в результате подбитые самолеты оказывались в районе Оршинского мха, которое располагается, приблизительно в радиусе 14-15 км., от злополучного моста. Там же понесли серьезные потери  летчики 421 ДБАП (ЕР 2). Да,если есть информация о обнаружении нижепоименованных экипажах 455 ДБАП просьба поделиться информацией. 

00000046.jpg

00000051.jpg

00000053.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, nord-691 сказал:

...если есть информация о обнаружении нижепоименованных экипажах 455 ДБАП просьба поделиться информацией...

В это время на Калинин, кто только не летал.

Вам нужно продолжить работы на месте падения, чтобы найти номера (самолёта и моторов).

Без них - это всё лирика.

4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 17.09.2019 в 00:16, nord-691 сказал:

Практически каждый из жителей Орши, прекрасно осведомлен о двух самолетах ДБ-3, полностью разобранных и разукомплектованных, экипажи которых совершили вынужденные посадки в данной местности в годы ВОВ и остовы которых покоятся в болоте Оршинский мох. Поэтому когда речь заходила о самолетах сбитых в данном районе, все более или менее старожилы этой местности готовы были нам показать места их падений.

Один из тех, которые всем известны? см. с 3:58

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу