7.62

Ил-2 №3810608 ст.лейт. Борисоглебский 671 ШАП 212 ШАД

40 сообщений в этой теме

Ил-2 №3810608, найден севернее пос. Карманово Гагаринского района

06.08.1942,  671 ШАП  212 ШАД, ст. л-т Борисоглебский А.С., ранен 

Удивительная поисковая история произошла с нами. О ней и хотим рассказать.

«Не существует такая вещь, как Совпадение! Ничто не происходит Случайно! Жизнь — Не Дело Случая! События, как и люди, Притягиваются к Тебе, Тобой, Для Твоих же Собственных Целей!» — Нил Дональд Уолш

Ил-2 № 3810608 с двигателем АМ-38 № 28246 – не вернулся с боевого задания 06 августа 1942

Пилот – штурман 671 ШАП 212 ШАД старший лейтенант Борисоглебский Алексей Степановичотбиваясь от истребителей противника на подбитом зенитками самолете совершил вынужденную посадку перетянув линию фронта (тяжело ранен, награжден Орденом «Красного Знамени»)

Эта история началась в 2014 году, когда наши друзья, Сергей и Саня, разыскивая место падения другого самолета, впервые наткнулись на место (жесткой вынужденной посадки) самолета Ил-2 западнее Яузского водохранилища. Долгое время данный штурмовик оставался неустановленным – мы делали периодические разведочные выезды в поисках номеров самолета и возможных признаков пилота, но этот самолет все «не давался» - как будто чего-то ждал...

2-2014_.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Летом 2018 года, после авиа-семинара в Карманово, наш друг Яков, реставратор самолета Ил-2,  совершил очередной выезд на место. Отмывая привезенные им обломки, на немногих обломков бронелиста обнаружили номер, написанный краской - или 608, или 809. Судя по расположению этого фрагмента брони в бронебочке, более вероятным казался номер 608.

4-2018_.jpg

3-2018_.jpg

Изменено пользователем 7.62
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И вот с первым днем лета 2019 года после поднятия боевого захоронения 25 бойцов РККА, в котором мы помогали друзьям из отряда «Рейд» (г. Гагарин),  решили вдвоем под вечер снова провести разведку места падения этого Ил-2, на котором мне не доводилось бывать ранее. До темноты был от силы час времени, но невыносимо тянуло там побывать. Побежали...

Сумерки, фото получились плохие... Немногочисленные обломки...

5_.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В итоге до темноты за полчаса поиска сигналов неожиданно назвонили створку бомболюка с ДВУМЯ (!) дублинми номера самолета. А в стороне попалась ещё одна створка (горелая) и снова видны остатки номера.

9-из земли_.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сполоснули в воронке - видны два дублин номера 608!

10-створки_.jpg

Изменено пользователем 7.62
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Эта деталь все поставила на свои места. Стало понятно, почему технологические клейма, найденные на обломках, очень нетипичны для Ил-2. Оказалось, самолет произведен на заводе №381 в Нижнем Тагиле. В 671 ШАП имелось довольно много самолетов этого завода, записанные в полковых документах без 381, например 0608. А техники на створках писали только 608. Поэтому год назад, обнаружив цифры 608 или 809 на броне, мы искали Ил-2 выпуска завода №30...

6-номер будет.JPG

 

3810608.JPG

Изменено пользователем 7.62
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Этот самолет уже почитался нами как «глухарь из глухарей» и тут выдал три с половиной дублин номера самолета одновременно! К чему бы такая щедрость?!

Покусанные комарами в вечерних сумерках мы с Яковом вернулись к машине, стоявшей в деревне. Наскоро переоделись, заглянули в имеющуюся базу данных потерь и перемещений.  Когда мы заглянули в архивные записи, просто не поверили своим глазам…

Ил-2 № 3810608 с двигателем АМ-38 № 28246 – не вернулся с боевого задания 6 августа 1942 года - Пилот штурман 671 ШАП ст. лейтенант Борисоглебский Алексей Степанович (ранен, вернулся в часть, награжден Орденом «Красного Знамени»)!

БКЗ-Борисоглебский-2см.JPG

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Буквально за 3-4 дня до описываемых событий к нам обратился старый товарищ и коллега-поисковик Владимир Стрельников из Погорелого Городища. Он звонил прямо из экспедиции по подъему самолета в районе д. Веригино Зубцовского района (в 30-40 км от места падения Ил-2 №3810608). Тверские поисковики работали там с 24 мая по подъему самолета Ил-2. На присланных коллегами фотографиях на нескольких обломков броневых листов краской значился номер 30698…

Заглянув в собранную Базу Данных по боям в этом районе, Владимиру Стрельникову сообщили:

Ил-2 № 30698            не вернулся с боевого задания из района Александрово 9 сентября 1942 – пилот, штурман 671 ШАП летчик-орденоносец старший лейтенант Борисоглебский Алексей Степанович – пропал без вести.

И ВОТ, не прошло и недели и мы держим в руках обломки самолета, на котором Алексей Степанович совершил подвиг, за который был награжден Орденом «Красного Знамени»…

Получается, мы нашли номера и идентифицировали самолет летчика Борисоглебского в тот же самый день, когда проходил подъем его останков в 40 км западнее…

В тему о нашей идентификации самолета №3810608 читатели выложили фото летчика, оно ниже.

2-БОРИСОГЛЕБСКИЙ.JPG

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, никитин дмитрий сказал:

Фото номера от Тверских коллег 

IMG-20190605-WA0003.jpg

Дмитрий, будем надеяться, что номер точно 30698 (в предпоследней цифре 9 не уверен). Номер мотора мы сообщили, и отметили что его надо бы найти для достоверной идентификации летчика. Но пока тишина.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Из Оперсводки 212 ШАД от 06.08.1942 (с уточнениями ЖБД 3 ВА)

"Днем 6 августа 1942 года 671 ШАП уничтожал подходящие резервы противника по ж.д. на участке – ОСУГА-РЖЕВ

В период 16.05-17.30; 6 Ил-2 (ведущий комэск капитан КРУПСКИЙ П.С.) с высоты 600-100 м в 16.45 двумя заходами атаковали ж/д эшелон в движении до 50 крытых вагонов и 2 платформы с войсками и артиллерией, на участке ОСУГА-РЖЕВ (4 км южнее ОСУГА).

В результате атаки уничтожено до 20 крытых вагонов, остановлен состав и разрушено ж/д полотно (состав остановлен в районе КРОПОТОВО)

В районе ст. ОСУГА из пункта ПЕТРАКОВО экипажи обстреляны сильным огнём Зенитной Артиллерии. Во время атаки были атакованы 12 Ме-109 на высоте 200-100 м. Во время атаки истребителями противника штурмовиков, сопровождающие истребители скрылись в облака.

Три Ил-2, летчики – лейтенант ДУБОВИК, ст. лейтенант БОРИСОГЛЕБСКИЙ и мл. лейтенант КОЗЛОВ не вернулись с боевого задания.

По наблюдениям экипажей мл. лейтенант КОЗЛОВ в районе ОСУГА был атакован одним Ме-109 на высоте 200 м сверху-сзади – в дальнейшем самолета КОЗЛОВА не наблюдали (1 Ил-2 загорелся – в дальнейшем потерян из виду. Считался сбитым ИА). Летчики БОРИСОГЛЕБСКИЙ и ДУБОВИК потеряны экипажами в районе ОСУГА.

На обратном маршруте сопровождающие истребители атаковали один Ме-109 и в районе КРОПОТОВО атаковали один Ю-88 (зам. комэск 671 ШАП ст. л-т РУМЯНЦЕВ Е.А.) – в результате самолет резко наклонился и со снижением пошел в овраг."

00000143 — копия.jpg

00000144 — копия.jpg

Следует отметить, что руководство 9 Армии Вермахта в срочном порядке в этот день перебрасывало свой основной резерв на направление главного удара нашей 20 Армии и станция Осуга была ключевым пунктом доставки войск. Вероятно эшелон, который штурмовала шестерка Ил-2 671 ШАП - это были части XXXIX.Panzerkorps (1 тд, 5 тд, 253 пд, 19 пд и др.) которые с утра 06.08.42 бросали в ожесточенные встречные бои на рубеже реки Вазуза против частей подвижной группы генерал-майора И. В. Галанина (6 тк, 8 тк и 2 гв.кк).

Обе стороны понимали важность переброски войск по ж/д в район станции Осуга. Большинство штурмовиков 1 ВА и 3 ВА было брошено в тот день на уничтожение ж/д эшелонов, мостов и полотна на различные участи ветки Вязьма-Сычевка-Ржев.

К. Типпельскирх писал (Tippelskirch K., Geschichte des Zweiten Weltkrieges. — Bonn, 1954.): «Прорыв удалось предотвратить только тем, что три танковые и несколько пехотных дивизий, которые уже готовились к переброске на южный фронт, были задержаны и введены сначала для локализации прорыва, а затем и для контрудара».

Вот так в маленьком эпизоде воздушной войны отразился наиболее напряженный момент Погорело-Городищенской операции 20 Армии (в рамках Первой Ржевско-Сычевской) и пожалуй один из ключевых моментов боев на Советско-Германском фронте 1942 года, который косвенно влиял и на ход Сталинградской битвы и битвы за Кавказ.

Изменено пользователем kirche
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Об истребительном сопровождении Ил-2 671 ШАП (из Оперсводок 210 ИАД и Журнала боевых действий 3 ВА за 06.08.1942)

"16.05-17.30 163 ИАП 210 ИАД – 5 Як-1 (ведущий капитан ВОЛКОВ В.Ф.) – Прикрытие и сопровождение штурмовиков в район Ржев-Сычевка.

Зенитная артиллерия из района ст. ОСУГА и дер. НИКОНОВО. В 16.45 на высоте 600 м капитан ВОЛКОВ вел воздушный бой с 1 Ме-109 в районе БОРОДИНО (КОРОБИНО?). Атаковал сзади и сбоку, 2-мя очередями сбил Ме-109 – было видно, что Ме-109 врезался в землю."

210 иад.jpeg210 иад_.jpeg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В тот день немцами потерян только один истребитель – это Bf-109F Ltn. Benno Gantz из 7./JG51 якобы сбитого зенитной артиллерией. Место падения его самолета найдено нами несколько лет назад, как и личные вещи пилота (сам он был вытащен отступающими немцами с нейтральной полосы и значится похороненным). Место падения этого Bf-109F в общем недалеко от места падения Ил-2 ст. л-та Борисоглабского А.С. (менее 10 км) и существует вероятность, что Benno Gantz был сбит не только ЗА, а сбит (или подбит) советским ассом будущим Героем Советского Союза капитаном Волковым Виктором Федоровичем (его 14-я победа по порядку и 8-я личная).

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Из немецких данных об этом воздушном бое после 16.45:

06.08.42 - Uffz. Albin Wolf (6./JG 54) -    Il-2 - N.W. Karnischtrchewo: at 250 m. - 15.50 - 1-я заявка

06.08.42 - Hptm. Carl Sattig (6./JG 54) - Il-2 - N. Brykowka: at 300 m. - 15.50 - 49-я заявка

06.08.42 - Hptm. Carl Sattig (6./JG 54) - Il-2 - E. Nossowyje: at 300 m. - 15.55 - 50-я заявка

Karnischtrchewo – на немецких картах недалеко от места боевого задания Ил-2 671 ШАП есть Kowschtschewa (Ковшево, в районе Карамзино);

Brykowka – южнее Ковшево есть Бычково.

Nossowyje – деревня Носовые.

Именно 6 августа 1942 года II-я группа JG 54 «Grünherz» была срочно переброшена в критический момент боев в районе Зубцова на аэродромы Дедюрево и Дугино ввиду значительных потерь JG 51 «Mölders», которые та понесла в конце июля – начале августа 1942 года. И хотя её пилоты достаточно плохо ориентировались на местности в этом районе (и тем более в названиях населенных пунктов), но имели значительный боевой опыт и вооружены новейшими самолётами - только появившимися тогда на Восточном фронте истребителями Bf-109G-2.

P.S.: Командир 6-го отряда JG 54 «Grünherz» Hptm. Carl Sattig уже 10.08.1942 погибнет в воздушном бою с Пе-2 в районе Ржева - прыгнет даже из подбитого самолета, но парашют не раскроется (останки были найдены в 2010 году). 

____

Место нахождения Ил-2 №3810608 расположено между районами Ковшево-Бычково и Носовые ближе к последнему (по азимуту полета 100-110).

Вероятно, все три заявки – это атаки одной группы Ил-2, которая уходила от цели на восток (восток-юго-восток) – возможно это была группа из 6 Ил-2 671 ШАП.

Менее вероятно, что немцы атаковали группу из 3 Ил-2 611 ШАП 224 ШАД, которая "во второй половине дня" также проводила налет на ж/д на участке Осуга-Сычевка и мост через р. Осуга (все три Ил-2 не вернулись на свой аэродром, но на следующий день установлено, что два сели на соседнем аэродроме, а третий не долетев 20 км до своего "на брюхо").

В тот день также после штурмовки войск юго-восточнее Карманово отстал от группы 1 Ил-2 625 ШАП 231 ШАД, но, когда был вылет не известно. Пилот точно позднее вернулся с вынужденной посадки.

Штурмовики 232 ШАД работали южнее и вылеты были в иное время. Также не подходят по времени вылеты штурмовиков 233 ШАД.

Штурмовики 264 ШАД работали севернее Ржева. Потерь не было - истребители противника не встречали.

 

Изменено пользователем kirche
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Каковы же судьбы известных участников боя:

Ст. лейтенант Борисоглебский Алексей Степанович, управлявший найденным Ил-2 №3810608, героически отбивался от атак истребителей и тянул израненного зенитками «горбатого» к своим более 30 км. Пулями «мессеров» был серьезно ранен (пробита левая щека и разбит левый глаз), но несмотря на большую потерю крови с подбитым мотором произвел посадку на своей территории. А уже через несколько дней вернулся в часть будучи раненным и вскоре вновь летал на боевые задания. 

26.08.1942 награжден Орденом "Боевого Красного Знамени" - в том числе за вылет 06.08.1942 года 

09.09.1942  Ил-2 № 30698   ст.л-т Борисоглебский А.С.  – НБЗ из района Ново-Александрово из вылета 17.48-18.45 в составе 5 Ил-2 ("с высоты 300 м штурмовали одним заходом Ново-Александрово; с Турбаево (справа по курсу) обстреляны ЗА; при выходе из атаки на высоте 150 м в районе Груздьево атакованы 4 Ме-109" - видимо атаковали с севера на юг). Самолет Ил-2 №30698 найден юго-восточнее менее чем 10 км - видимо так и не успел развернуться.

Мл. лейтенант Козлов Николай Алексеевич , считался сбитым ИА в вылете 06.08.1942, но  17.08.1942 (через 11 дней) стало известно, что он совершил вынужденную посадку в районе Горицы д. Быково (видимо Лыково ?) – самолет в ПАРМ, о летчике не известно.

00000175.jpg
23.08.1942 летчика даже исключили из списков части как НБЗ 06.08.1942, но спустя полтора месяца после боевого вылета стало известно, что мл.л-т Козлов Н.А. произвёл в/п в р-не Горицы, сев-вост Калинина 55 км.; «… вместо того, чтобы прибыть в часть, занялся восстановлением самолёта…». Самолет он кстати починил и уже списанная (как и пилот) машина вновь были поставлены в строй. 26.09.1942 - при выполнении боевого задания в районе Агарково, Митьково подбит – упал в районе Мануйлово- Волосово. Самолет разбит, летчик тяжело ранен (остальные 3 Ил-2 из того вылета так и пропали - было расследование, т.к. сопровождение не успело взлететь).

00000258.jpg

06.11.1942 за август-сентябрьские бои награжден Орденом "Боевого Красного Знамени"; 22.01.1943 за бои ноября 1942 - января 1943 награжден Орденом "Красной Звезды". В августе 1943 года уже в составе 92 Гв.ШАП 4 Гв.ШАД 2 ВА  на Воронежском фронте (Белгородско-Харьковском направлении) вел разведку противника под огнем ЗА - получил благодарность от командования 2 ВА. В одном из вылетов на разведку при возвращении с БЗ атакован 10 Ме-109 - отбивались от них, но стрелок был убит, а сам пилот получил тяжелое ранение в глаза, слепым тянул на свою территорию и прыгнул с парашютом над передним краем фронта - на земле несмотря на ранения дополнительно представил разведанные в штабе 5 гв. ТА. Направлен в госпиталь (28.09.1943 награжден вторым Орденом "Боевого Красного Знамени") - дальнейшая судьба не известна.

Мл. лейтенант Дубовик Юрий Денисович в вылете 06.08.1942 был подбит ЗА и совершил вынужденную посадку без шасси в районе Игнатьево (севернее Старицы). Самолет отправлен в РАБ. 

00000146.jpg

26.08.1942 награжден Орденом "Боевого Красного Знамени", в том числе за один из августовских вылетов, когда прикрывал подбитый самолет ком.полка от атак истребителей до места вынужденной посадки. Но 28.08.1942 погиб в катастрофе - при сборе самолетов дивизии над КП столкнулся в воздухе с Ил-2 ст. лейтенанта Синякова из 685 ШАП. Похоронен г. Торжок, село Пречистая Каменка.

Ст. лейтенант Румянцев Евгений Акимович (зам. комэска 1 АЭ), который атаковал Ю-88, заходивший на цель, в том вылете ("тем самым им была сорвана противнику выполняемая им задача"), 14.08.1942 в боевом вылете будет тяжело ранен, но посадит свой Ил2 в 50 м от передовой. 05.01.1943 награжден Орденом "Боевого Красного Знамени"; 04.11.1944 - уже гв. капитан зам. командира 166 ОАЭ награжден Орденом "Красной Звезды"; 07.11.1944 за выслугу лет награжден Медалью "За боевые заслуги". Умер 18.01.1946 года.

Капитан Крупский Петр Семенович (комэск 1 АЭ 671 ШАП) - 06.08.1942 ведущий группы 6 Ил-2. 04.09.1942 года награжден вторым Орденом "Боевого Красного Знамени"  (первый был 28.03.1942). Пропал без вести 26.09.1942 в том вылете в район Агарково-Митьково на постановку дымовой завесы, когда был первый раз тяжело ранен мл. л-т Козлов Н.А.

Капитан Волков Виктор Федорович (комэск 163 ИАП) - 06.08.1942 ведущий группы истребителей прикрытия. Советский асс, Герой Советского Союза от 10.08.1944 года - 21 победа (15 личных + 6 в группе). Совершил более 250 боевых вылетов, провёл более 60 воздушных боёв. Награждён орденами: Ленина (22.06.1942, 01.07.1944), Боевого Красного Знамени (09.07.1943), Александра Невского (06.02.1945), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды; медалями. Умер 21 октября 1998 года. http://soviet-aces-1936-53.ru/abc/v/volkov_vf.htm

Изменено пользователем kirche
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
On 6/9/2019 at 1:44 PM, 7.62 said:

Сполоснули в воронке - видны два дублин номера 608!

10-створки_.jpg

как всегда круто!

только это не створка бомболюка....

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Всем добрый вечер! Великолепная находка!!! И редкая, учитывая количество выпущенных Ил-2 заводом № 381. Сергей, а возвращаться на это место падения еще будете?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Battleclown сказал:

как всегда круто!

только это не створка бомболюка....

Очень интересно. Откройте мне свои тайные знания. Что же это???

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
18 минут назад, AgafonovE сказал:

Всем добрый вечер! Великолепная находка!!! И редкая, учитывая количество выпущенных Ил-2 заводом № 381. Сергей, а возвращаться на это место падения еще будете?

Да, Жень. Это первый Ил-2 выпуска в Тагиле, из 60 примерно найденных в том районе... 

Возвращаться не планировали, т.к. номера с дублинми нашли, судьбу летчика установили. Смысла в возвращении на точку не вижу.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 minute ago, 7.62 said:

Очень интересно. Откройте мне свои тайные знания. Что же это???

створки фанерные были.... Или ракурс такой. фоток нету больше?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Только что, Battleclown сказал:

створки фанерные были.... Или ракурс такой. фоток нету больше?

створки разные были, учите матчасть. И фанерные, и дюралевые. Ракурс нормальный.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Just now, 7.62 said:

створки разные были, учите матчасть. И фанерные, и дюралевые. Ракурс нормальный.

да вы что? можно поподробнее?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
6 minutes ago, 7.62 said:

створки разные были, учите матчасть. И фанерные, и дюралевые. Ракурс нормальный.

То что ты называешь створкой, очень похоже на вертикальную стенку бомбоотсека

1p_010.jpg

Ил-2.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
32 минуты назад, Battleclown сказал:

да вы что? можно поподробнее?

Антон, конечно можно подробнее. Только мне кажется разговор в препирательства переходит... 

На твоем фото обвел створки, которые я называю створками. Если по-твоему это "вертикальная стенка бомбоотсека", пусть будет так. 

Специально обвел твои "вертикальные створки" желтым.

Снимок.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Just now, 7.62 said:

Антон, конечно можно подробнее. Только мне кажется разговор в препирательства переходит... 

На твоем фото обвел створки, которые я называю створками. Если по-твоему это "вертикальная стенка бомбоотсека", пусть будет так. 

Специально обвел твои "вертикальные створки" желтым.

Снимок.JPG

а может ты и прав) давай закончим на этом. Главное, что экипаж по ним установили

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Добрый день. Добавлю немного о подъеме ИЛа и останков Борисоглебского А.С.

 

Борисоглебский Ил 2.jpg

Борисоглебский.jpg

Из планшета Борисоглебского.jpg

Начадо подъема Ила.jpg

Приборная панель иЛа Борисгоглебского.jpg

Фото номера на броне Ила Борисоглебского.jpg

Фото подьема.jpg

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу