навигатор

Самолет Як-1 Мазепина.Таран под Великими Луками в р-не Петрушино

39 сообщений в этой теме

Шось деревянное должно быть... Похоже на поворотный узел навески крыла. Надо Ш-2 глянуть.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
17 часов назад, Сергей Кузнецов сказал:

Это больше похоже на обойму лонжеронов киля Як-1.

Он самый... Задний. На Як-7 видимо аналогичный.

Як1_узел.jpg

Изменено пользователем kirche
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Добрый вечер. Не знаю как называется данная деталь, но неоднократно встречал ее на ЯК-1.

Цитата

 

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Владимир Иванович, рад Вас приветствовать!

Вот как данный стыковочный узел устанавливался и выглядел.

хвост_.JPG

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
7 часов назад, kirche сказал:

Он самый... Задний. На Як-7 видимо аналогичный.

На Як-7 оперение металлическое и крепление другое. На Як-3 тоже другое.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 минуты назад, 7.62 сказал:

Вот как данный стыковочный узел устанавливался и выглядел.

хвост_.JPG

Красота! Скажите, а вилка костыля повреждена с одной стороны или срезана? По текстовым документам с одной стороны срезали, чтобы улучшить доступ к ниппелю хвостового колеса.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 минуты назад, Сергей Кузнецов сказал:

Красота! Скажите, а вилка костыля повреждена с одной стороны или срезана? По текстовым документам с одной стороны срезали, чтобы улучшить доступ к ниппелю хвостового колеса.

Сергей, на выходных осмотрю деталь и буду готов ответить на данный вопрос.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

   Всех приветствую и благодарю за помощь в установлении типа самолета! Выкладываю снимок с храповиком этого самолета.Вероятно во время удара (столкновении с валуном?) храповик сильное пострадал.

SAM_5529.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

   Со второй попытки мы с Темой(ВПО "Кречет"из Тюмени) всё таки нашли место падения этого самолета к изумлению Анатольевича,который вспоминал,что склон был гораздо круче,когда они двенадцатилетними подростками бегали туда собирать дюральки. На снимке наш проводник ,Анатольевич, справа. На следующем снимке самые первые находки. Выделяется рассеченный ровно на две половины гладкий камень.На третьем снимке подножье склона.С той ЮЗ стороны снижался самолет. Дальше вид на место падения сбоку.Вдали крутые поросшие склоны,которые мы излазили в первый раз вчетвером, с двумя приборами, щупами и лопатами в пустую.  Следующий снимок.Капаем глубже,находки становятся интереснее. Просеиваем свои отвалы. Укрепляемся в выводе,что найден эпицентр места падения неизвестного самолета пулеметным вооружением 7,62 типа ШКАС. Возвращаемся с Темой уставшие,но довольные.Идем под моросящим дождем ,любуемся первой майской радугой. Идем к нашим ребятам,которые прорабатывали старое вскрытое захоронение (вероятно 41г.) троих наших солдат с противогазами. У них тоже удача. В отвалах найдены две половинки одного медальона.Жаль он испорчен кем то ранее.Но наша метода перепроверять все,правильная.Планируем сюда и на самолет, группы ребят для более детальных поисковых работ и сбора обломков.На крайнем снимке неутомимый сибиряк и организатор всей этой экспедиции Андрей Викторович Ковалевский ,Командир ВПО "Кречет" из Тюмени,наш надежный товарищ.

SAM_5191.JPG

SAM_5192.JPG

SAM_5193.JPG

SAM_5194.JPG

SAM_5195.JPG

SAM_5196.JPG

SAM_5197.JPG

SAM_5198.JPG

SAM_5199.JPG

SAM_5201.JPG

SAM_5202.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

    Тема сел за баранку нашей бывалой "Буханки",но она заортачилась ...Пришлось всем вылезать и всем толкать её с Темой, в гору....Наконец оплевав нас выхлопушками ( благодарность за помощь),подталкиваемая нами она взобралась на верх,позволила  в себя впихнуться всей развед.команде и повезла нас вниз,с ветерком, до ближайшей заправки. На фото довольный Сеня,он первым нашел часть медальона.Он окончил 5 классов, за плечами 2 полных экспедиции.1 СБ и 1Ил-2.Всё еще впереди и много самолетов и целый медальон с судьбой солдата.... 

SAM_5204.JPG

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

   Просматривая потери 11 иап(самолеты Як-1) 6 ИАК ПВО обнаружил интересную запись. Мл.л-т Мазепин Петр Александрович,1917г.р.,Саратовская обл. Погиб  4.07.41г. Похоронен в г.Великие Луки. Как тут не включить фантазию?...В ВВС ЗФ на тот момент не было ни одного самолета Як-1.....

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Выписка из донесения о безвозвратных потерях 11 иап (Кубинка)

ОБД.jpg

Изменено пользователем навигатор
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Цитата

В.Кузнецов, майор в отставке, 21 сентября 1976 года в газете «Великолукская правда» пишет о подвиге младшего лейтенанта Петра Алексеевича Мазепина, летчика 11-го истребительного авиационного полка.

3 июля 1941 года враг пытался нанести удар по железнодорожной станции Великие Луки, где скопилось много эшелонов с бойцами и грузами. Патрулируя на своем краснозвёздном «ЯК-1», Мазепин заметил приближающуюся к станции группу немецких «Ю-88». Дерзкой атакой он сбил ведущего. Фашисты растерялись, нарушили строй: Мазепин смелыми атаками разогнал фашистскую свору, не дал им сбросить смертоносный груз на эшелоны.

Но одному «юнкерсу» всё же удалось прорваться.

Вот-вот бомбы полетят на бойцов Красной Армии. Зайдя для атаки, Мазепин обнаружил, что кончились боеприпасы. Решение принято – таранить «юнкерс». Стрелки «Юнкерса» открыли бешеный огонь по смельчаку и ранили его. Несмотря на ранения, Мазепин догнал врага и врезался в хвостовое оперение.

Оба самолета камнем полетели вниз. Но у самой земли Мазепину удалось вывести самолет из падения и дотянуть до аэродрома.

Рана оказалась смертельной: Петр Мазепин умер в Великолукской больнице.

Родина по достоинству оценила подвиг отважного летчика Петра Мазепина, наградив его посмертно орденом Ленина.

http://center.vlmuzeum.ru/pervoe-osvobozhdeniya-goroda-velikie-luki.html

 

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо! Выходит,что 11иап счастью сил дежурил в начале июля 41г. на аэродроме Великие Луки.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 минуты назад, навигатор сказал:

Спасибо! Выходит,что 11иап счастью сил дежурил в начале июля 41г. на аэродроме Великие Луки.

У Олега Каминского об этом - https://www.proza.ru/2015/02/12/1022 :

Цитата

Советское командование предусмотрело планы гитлеровцев и заранее приняло меры для их срыва. С этой целью, из состава 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО Москвы была отобрана и направлена на передовые аэродромы и площадки сотня лучших летчиков, которым поставили задачу перехвата и уничтожения вражеских самолетов на дальних подступах к столице.

     В числе других были выделены и пять летчиков из 11-го истребительного авиационного полка. В состав пятерки входили: Иван Малютенко, Александр Башкиров, Петр Мазепин, Владимир Петров и Степан Гошко. Пятерка летчиков на истребителях Як-1, была направлена сначала в Ржев, а затем перенацелена на прикрытие города и железнодорожной станции Великие Луки. 

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

от Сергея Сергеева:

 

re: "Тризна",тема " Як 1 под В. Луками у Петрушино".
"Як-1 на Зап. фронте не было".
https://trizna.ru/forum/discover/
-

Все описано, кроме документов ВВС еще и в газетах 1970-х

Потеря Як-1 , П.Мазепин, 1941 г., ПВО Москвы в газете
http://center.vlmuzeum.ru/pervoe-osvobozhdeniya-goroda-velikie-luki.html

"Советское командование предусмотрело планы гитлеровцев и заранее приняло
меры для их срыва. С этой целью, из состава 6-го истребительного
авиационного корпуса ПВО Москвы была отобрана и направлена на передовые
аэродромы и площадки сотня лучших летчиков, которым поставили задачу
перехвата и уничтожения вражеских самолетов на дальних подступах к
столице.(...)Пятерка летчиков на истребителях Як-1, была направлена сначала
в Ржев, а затем перенацелена на прикрытие города и железнодорожной станции
Великие Луки."
 https://www.proza.ru/2015/02/12/1022

11 ИАП "C 20.06.41 г. входил в состав 6 иак ПВО Москвы.Вооружен самолетами
Як-1,
базировался возле железнодорожной станции Кубинка"
http://allaces.ru/sssr/struct/p/iap11.php
-

 

 

Д. Хазанов "1941. Горькие уроки."
" Среди особо отличившихся зенитчики - командиры батарей И. Б. Клец и А. Е.
Турукало, летчики 11-го иап К. Н. Титенков, С. С. Гошко и П. А. Мазепин.
Награждение орденами Ленина двух последних было прямо связано с созданием и
успешной боевой работой группы майора Олениченко, базировавшейся на
оперативных площадках Западного фронта. И Гошко, и Мазепин имели на своем
счету по две победы. Первый одну из них одержал тараном, а второй после боя
4 июля сумел посадить подбитый Як-1, но от полученных ран скончался в
госпитале. "
http://militera.lib.ru/h/hazanov_db2/11.html

 
 С уважением, Сергей

Изменено пользователем Прокофьев Илья
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

    Следующей весной будем усиленно разрабатывать место падения и искать номерные детали.Возможно этот Як-1 из тех 5 из11 иап 6ИАК ПВО МВО. Других Як-1 в полосе действия ВВС ЗФ летом 41г. в р-не Великих Лук просто не было.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Владимир Иванович, добрый вечер.

А почему именно привязка к 1941 году? Если не ошибаюсь, то такой "составной храповик с шейкой" от винта ВИШ-61П чаще находили для Яков 1942-43 года. Причем чаще его на Як-7б находили, но и на Як-1 тоже.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 02.06.2019 в 12:29, навигатор сказал:

SAM_5197.JPG

     Кирилл Владимирович,интуитивно,т.к. все рассказываемое источником информации было связано с событиями 41 года. На днях отчищая находки обнаружил интересное клеймо на  обломке никак не вписывающееся в нашу технологию того времени. Да и сам металл обломка по своему качеству превосходит наш.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

        Наконец отыскал и отчистил четыре найденные на месте падения гильзы 7,62  пулемета ШКАС. На их донцах читаем: 38,39,39 и 40.Что свидетельствует о их выпуске в 38,39, и 40 гг. Две  гильзы с пробитым капсюлем,стрелянные 38 и 40, и две нестрелянные,39. На всех гильзах ржавые остатки звеньев пулеметной ленты.Признаки горения отсутствуют. Единственная пуля отломившаяся при чистке единственного целого патрона 39 удлиненной формы.При ее отдельной чистке в носике пули,после вскрытия её медной рубашки, обломился небольшой  конусообразной формы кусочек зернистого металла. Оставшаяся внутренняя часть также из зернистого металла. Вероятно зажигательная начинка?Кто сталкивался с подобным? 

Изменено пользователем навигатор
уточнение
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

   Кирилл Владимирович,как вы считаете могли такие наборы пулеметных лент из патронов 38,39 и 40гг. сохраниться до декабрьских боев 42г. ,в которых принимали участие и самолеты Як-1 и Як-7 из 3 ВА?  Уважаемое сообщество,каково ваше мнение?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Владимир Иванович, добрый день.

Всякое могло быть... Может и 1941 года потеря, а может и зима-весна 1942... Мало данных - даже производитель не понятен.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не берусь судить по нашим, а на немецком лаптёжнике гильзы были за годы щас точно не скажу до38, 36 года, а в землю нашу он забрался в 43, а за тот год всего одна попалась. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу