Posted May 27, 2019 Из материалов в сети. http://kraevushka.livejournal.com/229097.html http://kraevushka.livejournal.com/230339.html http://kraevushka.livejournal.com/231665.html http://kraevushka.livejournal.com/232522.html http://kraevushka.livejournal.com/237486.html https://kraevushka.livejournal.com/240365.html 6. 29 июля 1942 г. 19.16. 12 км северо-восточнее г. Черногорска упал в р. Енисей. Катастрофа УТИ-4 № 15153348 Курсант БВАШП с 11.40 Щекин Иван Егорович 1921 холост:На высоте 3000 м с правого разворота сорвался в штопор и без попытки к выводу упал в реку Енисей.(160-21-109) 11. 16 января 1943 г. катастрофа самолета УТИ-4 № 15153116. Аэродром № 2 в 4 км юго-западнее Черногорска. Командир звена БВАШП младший лейтенант (39) Соколов Иосиф Андреевич 1917 г.р., с. Каменник Белозерского р-на Вологодской обл. БВАШП – 41.С 15.01.41 – летчик-инструктор БВАШП, с 23.10.42 командир звена: Курсант сержант Надольский Степан Николаевич 1920, д. Романовка Нижнеингашского р-на Красноярского края. В учебном полете при стрельбе по наземным целям курсант потерял ориентировку, командир звена поздно вмешался в управление, в результате самолет с отрицательным углом пикирования врезался в землю. Низкая высота не позволила вывести самолет из пикирования. Самолет разбит, экипаж погиб.(160-132-1). 33. 21 сентября 1943 г. катастрофа самолета Як-7б № 3715398 в 16 км северо-западнее аэродрома № 2 г. Черногорск (160-13234-91-30) Курсант Бирмской ВАШП Жигунов Василий Матвеевич 1920 г.р. Выполняя учебный полет, при перестроении оказался под самолетом ведущего командира звена младшего лейтенанта Епифанова А.Р., резко пошел в набор высоты и ударил снизу своим мотором в мотор самолета ведущего. При столкновении Жигунов был выброшен из самолета и погиб. Епифанов спасся на парашюте. 34. 5 октября 1943 г. катастрофа Р-39 № 218641 (фонд 160,дело 179 стр.77) в 4 км северо-западнее разъезда Ташеба в 10 км южнее г. Черногорск в районе Уйбатского канала Слушатель группы переучивания при Бирмской ВАШП (группа капитана Игумнова) старшина Черных Николай Никифорович 1910 г.р. Выполняя учебный полет, пилот ввел самолет в плоский штопор. Самолет, выйдя из спирали, в положении парашютирования ударился о землю. Самолет разбит, летчик погиб.(160-32-389.) 40. 13 декабря 1943 г. катастрофа УТ-2 № 16261 (160-13234-91-244) в 24-х км северо-западнее г. Черногорск, между озером Улух-Холь и Мохово. Летчик-инструктор Бирмской ВАШП младший лейтенант Попов Николай Васильевич 1920 г.р.Курсант Романов Василий Булганович (Булгатанович) 1924 г.р. При выполнении маршрутного полета в районе хутора совхоза «Овцевод» вошли в полосу снегопада, потеряли пространственное положение и с работающим мотором врезались в землю, взорвались и сгорели. 41. 16 декабря 1943 г. катастрофа Як-7б № 4615369 (160-13234-91-116) в 250 м западнее колхоза «Долой засуха» в 24-х км южнее г. Черногорск. Курсант Бирмской ВАШП Кучеренко Петр Федорович 1921 г.р., хутор Братолюбовка Пещано-Бритский р-н, Кировоградская обл. При выполнении фигур высшего пилотажа в зоне потерял скорость и перешел в штопор. С отвесного пикирования врезался в землю. Летчик покинул самолет на высоте 300-500 м, но зацепился ранцем парашюта и непроизвольно открыл его. От сильного динамического удара получил переломы рук и грудной клетки. После приземления сломал ноги и через час умер от кровоизлияния в мозг. 45. 6 июля 1944 г. катастрофа самолета УТИ–4 № 15153118 в 3-х км севернее аэродрома № 1 г.Черногорск (160-13234-91-400).Курсант Бирмской ВАШП Кочев Леонид Семенович.В учебном полете после пикирования ввел самолет в левую спираль, перетянув ручку сорвал самолет в штопор. На выводе из штопора, не имея достаточной высоты, ударился в скат горы Кукинского хребта. 46. 14 августа 1944 г. катастрофа самолетов УТИ-4 № 15154107, 15153383 в 12 км севернее аэродрома № 1 г. Черногорск (160-13234-91-359,496)Экипажи: 1. летчик-инструктор Бирмской ВАШП лейтенант Горылев Виктор Тимофеевич курсант Крюков Николай Николаевич 1921 г.р. 2. командир отряда старший лейтенант Валуев Георгий Михайловичкурсант Саушкин Семен Федорович 1921 г.р. При выполнении пилотажа звеном провели учебный воздушный бой и, увлекшись, не следили за высотой .Сделав одновременно переворот, из-за недостатка высоты ударились в землю в 50 м друг от друга. Экипажи погибли. 47. 16 августа 1944 г. катастрофа самолета УТИ–4 № 1521370 в 6,5 км северо-восточнее аэродрома № 4 г. Черногорск (район 12 зоны) (160-13234-91-428)Курсант Бирмской ВАШП Махов Борис Емельянович 1923 г.р. При выполнении фигур высшего пилотажа завис в верхней точке, перешел в штопор до земли, врезался под 900в землю. Захоронен на месте катастрофы. 48. 23 августа 1944 г. катастрофа самолета УТИ–4 № 1521157 на аэродроме № 1 г. Черногорск (160-13234-91-358, 566) Курсант Бирмской ВАШП Копосов Аркадий Яковлевич 1923 г.р. (с летчиком-инструктором старшим лейтенантом Кадушкиным Н.Н.). На посадке в 380 м от посадочного «Т» зацепил колесом корову, находившуюся на посадочной полосе. Самолет перевернулся. Копосов умер от тяжелого ранения в голову при ударе об землю. Кадушкин – жив. 49. 14 сентября 1944 г. катастрофа Як-9д № 1515304 в 7 км западнее г.Черногорск, в 130 м юго-восточнее поселка № 9 (160-13234-91-613) Курсант Бирмской ВАШП Метлашевский Алексей Егорович 1921 г.р. д. Новая Водва Шкловский р-н Могилевской обл. После выполнения пилотажа в зоне развернулся и пошел со снижением в сторону Черногорска. На высоте 300 м вспыхнул и, объятый пламенем, упал на землю. Самолет и курсант сгорели. Причина: пожар в воздухе из-за трещины в трубке бензоманометра. 50. 6 октября 1944г. катастрофа УТИ-4 № 15458201 на аэродроме № 1 г. Черногорск (160-13234-91-685) Летчик-инструктор Бирмской ВАШП лейтенант Шавырин Владимир Николаевич 1918 г.р. г. Талдом Московской области.Курсант Файзулин Закирьян Файзулович (Файзулинович) 1923 г.р. Башкирская АССР. На самолете при взлете два раза обрезал мотор. При продолжении взлета на высоте 100-200 м мотор в режиме набора высоты обрезал полностью. Чтобы не упасть на город летчик решил произвести посадку с разворотом на аэродром, но, потеряв скорость, сорвался в штопор и на выходе из штопора врезался в землю. 51. 9 марта 1945 г. катастрофа Як-7в № 1415306 в 10 км юго-западнее аэродрома № 4 район 9 зоны (лагерь Ташеба) г.Черногорск (160-13234-179-77, 35-11284-1483-33) Летчик-инструктор Бирмской ВАШП лейтенант Юсин Николай Сергеевич, 17.02.1920 г.р.Курсант Рудик Виктор Иванович 11.02.1922 г.р. При выполнении тренировочных полетов при незаконченном выводе из пикирования самолет ударился о землю на большой скорости. Причина - неправильное использование триммеров. Экипаж погиб. 52. 20 марта 1945 г. катастрофа Як-9М 2815349 в 2,5 км юго-восточнее аэродрома № 2 г. Черногорск (160-13234-179-77, 35-11284-1483-2) Курсант Бирмской ВАШП старшина Киселев Дмитрий Людвигович 1919 г.р. В учебном полете после возникновения пожара в воздухе потерял управление самолетом и ударился о землю правым крылом и мотором при небольшой скорости. Самолет сгорел, летчик погиб. 54. 23 декабря 1945 г. г. Черногорск. Самолет: неизвестно.Экипаж: курсант Бирмской ВАШП Лузин Василий ЕлизаровичОбстоятельства: неизвестно. 2 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites