Аirborn

Судьба потерянной "Пешки"

26 сообщений в этой теме

Доброй ночи уважаемые коллеги!

Недавно,коллега "Барса" подкинул интересный документ!"...из переписки с ним: Спасибо огромное за инфу!нужный документ,уже начал работать по нему.д.Вяльцево рядом.работали с этой деревней год назад,но тогда набрели на огрызки Фокке-вульфа-190!значит надо шмонать все вокруг.штурман и стрелок до сих пор ПБВ!думаю,упали с горящей " пешкой".

Да,эта деревенька в зоне нашей работы,уже несколько лет один из местных предпринимателей обещает показать место,где много обломков алюминия!

Что интересно,судьба этого борта перекликается ещё с местечком Новодугино,на Смоленщине,так и не понятно до конца,где же он упал?!между д.Вяльцево и Дугино(под Вязьмой) целых 220 км!какие есть мысли коллеги??Предлагаю вместе подумать,а может и поработать!

00000046.jpg

Изменено пользователем Аirborn
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо коллеге Барссу.

А вот Марата благодарить пока не за что. Очень небрежно материал подал, не разберешь. Где напечатанные имена экипажа, где пояснение, какой это полк? Почему в тексте 39-й авиаполк? Что за самолет Ю-105?

Кстати, Филимонов погиб 26.8.1942 в Сталинградской области.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

06.04.1942

40 драп ГК КА

Пилот - Филимонов Александр Михайлович, 1915 - вернулся 25.04.1942

Штурман - Ст.л-т Сокольвак Архип Данилович, 1910 - погиб

Стр.-радист - с-т Гилязов Бубараг Гаскарович, 1918 - погиб

"Вязьма - свх Дугино" - совпадает с районом боевой работы экипажа Мошкин-Котенко-Берлизов, пропавшего в тот же день. Два дальних разведчика в одном задании - это уже повод задуматься. 

 

 

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

1.пехотный  подполковник пишет ... самолет М-105(т.е. моторы)

2  .6.04.42 из 40 одрап  на задание с целью разведки,в разное время и из разных эскадрилий  вылетели 2 самолета

   -Экипаж Мошкин-Котенко-Берлизов  (не исключено,что последний  был плену и даже в конце ВОВ призван рядовым в 330 сд )

 Экипаж Филимонов-Сокольвак-Гилязов.  ДалееФилипов-вернулся и доложил,что  штурман и возд.стр. были убиты(отмечено в журнале другим почерком)

По документам которые оказались у пехотного подполковника не исключено,что Сокольвак-Гилязов служили до этого в 39 бап который на  Пе-2 в течение 14.10.41-0611.41  работал в подмосковье и вероятнее всего отправил оставшиеся  самолеты и экипажи в состав 40 одрап.В книге В.Е.Полякова этот период не описан(т.к. на фронт 39 бап вылетал   из Энгельса  ДВУМЯ АЭ).

3.Практика  "дублирования" результатов разведки разными  эпипажами  была  всегда.

Значит  возле самолета лежат  останки Сокольвак и Гилязова.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По первому документу, приведенному @Аirborn : да, пехотный командир мог и не знать точную марку самолета, сгоревшего (разбившегося) к тому же. Однако топографию приводит четко: Хотьково, Вяльцево и Ульяново (по тексту документа ошибочно "Ульяновск") находятся на одной линии. И вполне логично, что самолет, подбитый над Хотьково, двигаясь на восток, перетянул Вяльцево, но не долетел до Ульяново.

Доводилось многажды бывать в тех местах. Район Вяльцево-Ульяново, в основном поля с перелесками, наличие дорог. Так что те обломки, что остались после крушения, давно вывезены. Если только тот заболоченный лес, что южнее Вяльцево и западнее Медынцево... Но нас. пункт Медынцево (а он ровно между Вяльцево и Ульяново) в тексте отсутствует...

С уважением, -

Ugrum

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Цель разведки   нем. АЭ  Дугино  Интересны  победы  немцев    по пешкам на даты 06.04.42-два экипажа и экипаж Панкратова на 17.04.42г   

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@DokAl @Ugrum Спасибо коллеги за интересные подробности.на следующей неделе попытаемся побывать на том месте ,где по рассказу местного есть алюминий.Может и что попадется для подтверждения нашего предположения.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Один из бойцов 322 сд скончался от ран и был похоронен в Холмищи. Это 2,5 км от Вяльцево. Возможно, там был медсанбат, в котором оказали помощь Филимонову? И, если уж взяли с погибших штурмана и стрелка документы, то могли тела доставить в медсанбат тоже и там захоронить?

Про медсанбат - сведения из ЖБД дивизии, а так почти таже информация

322 1.jpg

322 сд.jpg

Изменено пользователем linnet
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Т.е. Пять самолетов по одному заданию? А задание известно - может там не только Вязьма и Дугино, а и другие населенные пункты ?

5 часов назад, DokAl сказал:

Цель разведки   нем. АЭ  Дугино  Интересны  победы  немцев    по пешкам на даты 06.04.42-два экипажа и экипаж Панкратова на 17.04.42г   

Алексей, добрый день. Разведывать Дугино-Вязьму вылетев с Монино и в итоге упасть в районе Вяльцево - это получается кольцевой маршрут на предельную дальность (только по прямой почти 800 км)?. Впрочем, если он летел разведывать например Сещу, то дальность примерно та же.

А с временем возможно неточность или это донесение на 10.40, что оказана помощь пилоту? а падение могло быть несколько ранее...

На апрель 1942 года указания места нет - вот заявки на Пе-2 от 06.04.1942:

с аэ Вязьма:  11./JG 51 Ofw Barten Franz - 7.20  (8.20 по Москве)  - 32-я

с аэ Брянск (основной), подскока в Дугино, возможно также Крисилино, Юхнов, Орел:   

6./JG 51 Uffz    Hafner    Anton - 8.00 или 8.40 (9.00 или 9.40 по Москве) - 33-я
6./JG 51 Uffz    Hafner    Anton - ? либо дубль, либо не засчитан

с аэ Смоленск:  9./JG 51 Uffz Bär Fritz - 10.10 (11.10 по Москве)   -  4-я 

на 17.04.1942 вообще единственная заявка на самолет:

с аэ Вязьма: 12./JG 51  Lt Böwing-Treuding Wolfgang - Pe-2 -  8.54 - 17-я

Изменено пользователем kirche
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, linnet сказал:

Один из бойцов 322 сд скончался от ран и был похоронен в Холмищи. Это 2,5 км от Вяльцево. Возможно, там был медсанбат, в котором оказали помощь Филимонову?

408-й медсанбат этой дивизии с марта стоял и хоронил в ДУДИНО, в 11 км от Вяльцево. 

В Вяльцево штаб дивизии, в Холмищи - КП

кп 322.png

23 минуты назад, kirche сказал:

А с временем возможно неточность или это донесение на 10.40, что оказана помощь пилоту? а падение могло быть несколько ранее...

Вот тут расхождения... По донесению штаба дивизии - 10.40

опс 322.png

по донесению нач-ка артиллерии дивизии - в 12.10

над 322.png

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если время скачет, то скорее это время получения сведений... Падения тогда в полковых точнее, чем в дивизионных?

Если верить ЖБД полка - https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=451007209 

По аналогии с заданием на 05.04.1942 (стр. 29) - география вылетов была весьма обширна. При списании могли упростить:

- первичное списание все же это от 11.04.1942 - https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_donesenie51113260

- рукописный вариант видимо восстановление послевоенное с уточнениями - написано двумя-тремя подчерками и встречаются в разнобой года при сквозной нумерации - https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_donesenie944826

Выходит, что этот Пе-2 пролетел через три аэродрома истребителей, прежде чем его догнали, что мягко говоря "весьма затруднительно"...  

Изменено пользователем kirche
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

"пролетели через три АЭ?" Да они в осиное гнездо влезли с ногами! Внизу   Вязьма -Брянская  на фото  Рядом  были Дугино  АЭ и начинали с АЭ в районеХотьково

33695491b1e86317d.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
14 минуты назад, kirche сказал:

Если время скачет, то скорее это время получения сведений... Падения тогда в полковых точнее, чем в дивизионных?

В донесениях 1087 и 1089 сп об этом ни слова...

КП 1087 сп - Карайнов

КП 1089 сп - 600 м восточнее Хатьково

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

напишу сразу,т.к. забуду:

-в  июне1941г  семьи 39  бап  эвакуировали по жел.дороги Разбросали по всему Союзу.Жена  штурмана Сокольвак  А.Д.  с сыном Анатолием 1940г.р.оказалась в Фергане.(Кстати она  Марта,а не Марфа).В 1952г она проживала-  УССР. Винницкая  область  станция  Каролина Немировский р-н Винницкой  обл

Из 39  бап в Фергану  попала и семья  полкового  врача Гольдина  С.А.,они там и остались  жить после ВОВ

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, DokAl сказал:

Внизу   Вязьма -Брянская  на фото  Рядом  были Дугино  АЭ и начинали с АЭ в районеХотьково

Алексей, я имел ввиду аэродром, где на тот момент стояли истребители IV группы "Мёльдерс" -  Wjasma-Gradina (он же  Wjasma-Nord, он же Гридино) -  в наших документах это аэ. Новое Село

"Рядом с Дугино"? - это 45 км между аэ Дугино и аэ. Новое Село

В Дугино на 06.04.42 было видимо мало истребителей, но точно были посты и возможно дежурные звенья - Штаб и III-я группа в Смоленск перелетели накануне, а затыкали частью II-й группы. 

Про немецкий "аэ Хотьково" первый раз слышу!

аэ подскока Крисилино - это под Спас-Деменск южнее Нового Села более 100 км

Также посты и возможно засады были на аэ. Ржева и вероятно на аэ. Юхнов

И ещё в районе падения Пе-2 могли быть истребители II-й группы с Брянска (100 км) или Орла (те же 100 км) - они в эти дни в район Мосальска летали. 

только со Смоленска (Штаб с III-й группой JG51) более 250 км - далековато, но могли из них оставаться в Дугино отдельные...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Голова  уже  стала  совсем  дырявая,но  нарыл  один форум где  с2012года   обсуждают  аэродром возле Вязьмы -Двоевка. Там  в одной из ссылок упоминался А.Э возле Хотьково  Сычевского  района,но затем оказалось,что он ближе к деревне .Дугино. 

На карте бы  их  всех  отметить.Сразу  было бы видно  куда   ребят на задание  посылали.

Забыл еще  отметить ,что в 1941-1942гг Пе-2  отправляли на  глубинную разведку в паре.(надо подкину документ)Они же летали практически без прикрытия истребителей.

Изменено пользователем DokAl
опечатка
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Коллеги!Насколько мне известно еще был аэродром немцев где то и под д.Кцынь,а это каких то 15 км до д.Вяльцево.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 часа назад, DokAl сказал:

ближе к деревне .Дугино

Рядом с немецким аэ Дугино был аэ Дедюрево.

Карта от Ильи Прокофьева весьма странная - одна линия фронта для апреля 1942 со свободными Ржевом и Зубцовым, но временно оккупированными Медынью и Юхновым уже нонсенс...

Скорее всего это советская сеть аэродромов периода немецкого наступления 1941 года, часть из которой захвачена. Немцы потом далеко не все наши использовали и организовали также новые взлетные полосы.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
51 минуту назад, kirche сказал:

Рядом с немецким аэ Дугино был аэ Дедюрево.

Карта от Ильи Прокофьева весьма странная - одна линия фронта для апреля 1942 со свободными Ржевом и Зубцовым, но временно оккупированными Медынью и Юхновым уже нонсенс...

Скорее всего это советская сеть аэродромов периода немецкого наступления 1941 года, часть из которой захвачена. Немцы потом далеко не все наши использовали и организовали также новые взлетные полосы.

Кирилл, это карта аэродромов МВО по состоянию якобы на 20 апреля 1942 года (точнее стоит в углу "копия верна 20.4.42"), в описи она как карта аэродромной сети МВО на апрель 1942, лет 6 назад рассматривал ее в ЦАМО лично. Там и аэродромов некоторых (если не многих) нет, и в донесении к карте указано:

Управление Военно-воздушных сил

МВО Штаб

19.09.1941 № 33801

Начальнику 8 управления ГУ ВВС КА

 

Направляю список аэродромов Московского Военного округа и карту масштаба 1:500000 с нанесенной на нее сетью аэродромов.

Аэродромы: по Ярославской области – 8, Горьковской – 3, Мордовской АССР – 1, не нанесены на карту вследствие отсутствия соответствующих листов карты указанного масштаба.

Свыше 40 аэродромов не включены в список и не нанесены на карту, так как материал на них не получен Аэродромным отделом.

Сведения по этим аэродромам будут присланы дополнительно

Начальник штаба ВВС МВО полковник               /Воронов/

 

Вероятно это не фронт, а границы округа очерчены, с учетом линии фронта. Во всяком случае на верхней и правой части карты аэродромов за подобной линией уже не нарисовано вовсе.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 11.04.2019 в 13:40, Барсс сказал:

В тот день вылетало 2 Пе-2 и 3 Пе-3..

филимонов.jpg

Как некоторые товарищи знают- авиационные разведчики  ЭТО  МОЯ  СЛАБОСТЬ.

Два  дня потратил чтобы  найти упомянутых  в сообщении как  удачно вернувшихся летчиков Котаева и Васильченко.С" нахрапа,"( с помощью сайта В.Харина)  не получилось...Перерыл и  изгрыз  начисто     журнал  потерь л.с.   48 драп,затем  ОБД  и Память   Народа среди погибших  не   нашел.Полез в наградные и таки  нарыл. как в  стихах  говорится....".а за ними кот-задом наперОд" т.е. исходя из списка полка указанного в наградном "За оборону Москвы 1944г" Вначале  зацепился за Васильченко,а там и  Котаев  подвернулся.

Васильченко  Андрей   Захарович  1918г.р.  гв.ст.л-т на момент  завершения ВОВ.

Котаев -  оказался  КАтаев  Герсан Зурабович 1915г.р.  на  момент  работы в40 драп  старшина(!)После 92 боевых вылетов ,здорово подрос в звании. аж .до мл.лейтенанта и был  направлен в 9 зап  обучать желторотых   полетам на ПЕ-2.Там,в запасном ,  ВОВ  и  закончил,но главное  ЖИВ остался.На  награды и звания   южный товарищ  явно  забил.Оказалось,что в период с  ноября 1941г по август 1942г он  вообще  ... воевал на Ленинградском фронте. и медалью "За оборону Москвы" не награжден

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В приказе полка за 11.2.1942 о закреплении парашютов за летным составом, нет еще никого из экипажа Филимонова.

Заодно. В приказе полка в январе 1942 зачислен прибывший воентехник 1 ранга на на штатную должность инженера по ЦВЕТНОМУ фотографированию. Кому-нибудь встречалось у нас в архивах цветное чудо?

Изменено пользователем linnet
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 13.04.2019 в 14:36, DokAl сказал:

 

От Сергея Сергеева:

 

"Мой дедушка, Герсан Зурабович Котаев служил в Красной армии с 1938 года. Он
получил профессиональное образование в Сталинградском военно-авиационном
летном училище. Во время Великой Отечественной войны был пилотом 40-го
авиаполка разведчиков. Он воевал на Ленинградском фронте, - с ноября 1941 по
август 1942 года. Летал на самолетах ПО-2, Р-5, Т-2, СБ, Б-25, ПЕ-2.
Совершил 93 боевых вылета, за что был награжден орденом Красной Звезды.
Общий налет у него - 1232 часа, из них в самолете пикирующей бомбардировки
ПЕ-2 - 387 часов, в том числе и в ночное время. (...)С войны дедушка
вернулся в звании майора. Среди его многочисленных наград самые яркие это -
орден Красной звезды, орден Отечественной войны 1 степени, медали "За боевые
заслуги" и "За победу над Германией". "
https://sputnik-ossetia.ru/news/20160405/1630669.html
-
 С уважением, Сергей

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу