7.62

Ил-2 №187 3805

29 сообщений в этой теме

Ил-2 №187 3805 Родоманово

Сводная группа поисковиков ПО «Надежда» (г.Коломна) и ПО «Рейд» (г.Гагарин) провели выезд в район д. Родоманово Гагаринского р-на Смоленской области на место падения советского самолета.

Первоначально планировали работать на этом месте еще в новогодние праздники, но ряд причин не позволил это сделать. И сейчас, группа из поисковиков Подмосковья выдвинулась к гагаринским товарищам. Прямо перед отъездом двое заболели, еще одного срочно на работу вызвали в выходные и т.д. Нас осталось аж 4 человека! Но решили выезд не отменять, т.к. для работы несколько лет ждали «особой» зимы. Чтобы добраться до места по болотистым зарослям нужен снежный наст, а чтобы под снегом выкопать обломки, почва и вода не должны замерзнуть до выпадения снега.

Впервые на этом месте побывали поисковики из Гагарина и Волоколамска в 2007 году. Егерь Ситников из деревни Родоманово, вывел Павла Белова и Александра Кудрявцева на место катастрофы и показал торчащие из воды бронелисты. Егерь уточнил, что уже показывал эту точку и другим поисковикам ранее.

 

01-2007.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В марте 2015 г. наши товарищи вдвоем совершили выезд на место падения с целью сбора бронелистов. К сожалению, состояние брони в активной болотной воде привело к глубокой и сквозной коррозии. Ни о каких номерах, написанных краской на броне не могло быть и речи…

2-2015.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И только сейчас, в марте 2019 г., удалось провести выезд с целью поиска идентификационных номеров самолета. Все работы были согласованы с охотхозяйством, в чьем ведении находятся угодья.

В 9-30 утра, загрузив на сани снегохода лопаты, щупы, ведра и металлодетекторы, мы покатили в направлении авиа-точки. Все поля вокруг уже освободились от снега. Нас спасала наезженная тракторами за зиму и поэтому нерастаявшая лесная дорога, перешедшая в тропу-буранку.  Утренний наст хорошо держал до съезда с тропы на просеку. Снегоход с санями, в которых сидело всего 2 человека, стал постоянно проваливать и «прилипать». Под снежным слоем уже везде была вода, и на старых делянках снег уже не выдерживал нас. Выкапывая и выталкивая «железного коня», мы с Кириллом (Kirche) двигались по засыпанным тракторным колеям старых просек.

3-2019.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Регулярно проваливаясь в мерзлую воду, преодолев так около полутора километров по просекам, зарослям кустов и тростника, мы подошли к точке. Из нас троих на месте падения был в 2015-м только Яков, но даже это не позволило в густых «смоленских джунглях» точно сориентироваться и локализовать место падения. Стойка заднего колеса, повешенная на дерево как ориентир, бесследно исчезла. Каждый шаг проваливались почти по развилку, но пришлось собрать приборы и в режиме «пинпойнт» для увеличения глубины обнаружения лазить по болоту. Увы, получасовые поиски точки на участке 60х60 м не привели к нужным результатам. Единственный сигнал, который был найден – крупный осколок артиллерийского снаряда. Все чаще стали посещать мысли, что координаты точки сообщены с ошибкой, хотя один из нас точно показывал направление от дерева в болото, как он запомнил место 4 года назад. Тем временем подоспел наш четвертый товарищ – Александр (форумчанин Бурый), опоздавший на выезд от автостоянки, и поэтому преодолевший эти 5 лесных километров пешком со всем снаряжением. Хлебнув чайку из термосов, решили начать заново – точно выйти по GPS на точку, и оттуда по спирали прочесывать территорию. Отчасти нам помогали многочисленные тропы и даже отдельные следы лосей, т.к. они подмерзли, и наступая в них не так глубоко проваливаешься. К счастью, густой осиновый кустарник был ими нередко посещаем, и мы видели многочисленные тропы и лёжки животных. По одной такой «твердой» тропке я решил пройти еще 5 метров. Сигнал!!!! Цветмет!!! Нашли!!!

4-.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

После находки первого обломка дюралевой обшивки самолета, мы уже не сомневались – место найдено. Вокруг через снег намечались многочисленные сигналы.

5-обломки.JPG

7-патрубок1756.JPG

10-винт.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Одна из первых находок, которую пришлось довольно долго вырубать из корней – усиление-стрингер. На фото из архива кинофотодокументов хорошо видно, где он установлен на хвостовой балке. Кстати, на этом архивном фото с надписью «За Отраднова» - летчики 606 ШАП 214 ШАД, воевавшие в наших местах летом 1942-го. А еще одним интересным фактом является то, что на фотоснимке летчик в фуражке – это комиссар 606 ШАП Гуськов, не вернувшийся с боевого задания в 1943-м, дед командира нашего поискового отряда.

8-стрингер.JPG

9-заОтраднова.JPG

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Методика поиска такая – через снег названивается сигнал в режиме «пинпойнт», после этого расчищается снег и место локализуется с помощью щупа. После этого – выкапываем обломок и отмываем сразу же. Плохая сохранность стальных деталей компенсировалась хорошим состоянием краски на дюралевых фрагментах. Кроме типичного зеленого горохового и черного цвета попались многие детали серо-бежевого окраса со следами подтеков краски. Предположительно нижняя часть самолета вместо голубого красилась светло-бежевым цветом.

Несколько деталей от винта, два выхлопных патрубка, лист обшивки с выбитым номером 30324. Пока технологических клейм не попадается, но в этих местах есть потери самолетов Ил-2 выпуска 30-го завода именно 300-х серий… Появилась версия, ищем подтверждения.

11-30324.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Один устойчивый сигнал – Кирилл выкапывает из-под снега два лючка, лежащие вместе. Один из них – тот самый люк лентоприемника, на котором обычно дублировался трафаретный номер краской. Но увы, помыв его щеткой, никакой надписи краской мы не увидели.

12-лючки.JPG

16-лючок.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А вот на маленьком лючке еще до отмывки видна надпись простым карандашом. Помыв его, видим надпись 3х-05, вероятно 38-05, исходя из формы сохранившейся надписи. Оба лючка переходят из рук в руки, все хотят увидеть то, ради чего мы встали в 5 утра в выходной день и поехали за 300 километров.

15-лючок.JPG

15-лючок2.JPG

15-лючок3.JPG

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тут же обсуждаем, что такая нумерация как 38-05 характерна для 18-го завода, но пока ни боеприпасы 23 мм, ни технологические клейма этого завода не найдены. После нахождения номеров (выбитых и написанных краской), появилась второстепенная задача – установить завод, где был сделан этот штурмовик. Для этого все без исключения обломки отмывались от болотной грязи. В результате смогли найти небольшое количество технологических клейм, характерных для завода №18.

20-чек1.JPG

20-чек2.JPG

20-чек3.JPG

20-чек4.jpg

20-чек5.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Единственный крупный фрагмент обшивки, найденный в 2015 году, но неизвлеченный из болота, оказался обшивкой плоскости крыла. Кроме маркировки производителя на внутренней стороне, мы обратили внимание на заплату от прострела, закрашенную техниками.

13-обшивка.JPG

19-заплата.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Одна из осознанных деталей – пластина с двумя лючками. На несъемном лючке доступа слабо видно выцарапанную надпись: II, а ниже – 86.

14-к баллонам.JPG

14-к баллонам2.JPG

14-к баллонам3.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Во время чаепития снова разглядываю крупный прямоугольный лючок, задавая себе вопрос – почему же нет и следов трафаретного номера на нём?.. В итоге замечаю слабый след простого карандаша в одной точке, точнее завитушку рукописного знака. Меняя направление света наклоном поверхности, нахожу аналогии с предыдущим номером 38-05. На фотоснимке при увеличении четко видны остатки тех же самых цифр. Выходит, найден дублированный номер самолета 38-05.

16-лючок.JPG

16-лючок-38-05.JPG

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Постепенно был найден эпицентр скопления обломков с небольшой воронкой, где были найдены около 10 бронелистов моторного отсека. Хотя на некоторых участках неплохо сохранилась краска, найти дубли номеров на броне нам не удалось. От двигателя был найден один распредвал, два выхлопных патрубка, три мелких фрагмента блока цилиндров и генератор тахометра.

По двум замкам бомбодержателей ДЕР-21, двум гильзам 23 мм 1942-го года выпуска (завод №606) и части направляющей рельсы РС удалось установить модификацию.

17-606.JPG

Дер31.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Полный заводской номер самолета – 187 3805. Исходя из архивных данных, самолеты 05-й серии стали выпускаться после переезда авиазавода №18 в г.Куйбышев весной 1942-го. В штурмовые дивизии 1 Воздушной армии они поступили во второй половине мая 1942 года. Например, в 571 ШАП и 237 ШАП 214 ШАД почти все самолеты Ил-2 на 20.05.1942 были именно пятой заводской серии. Однако найденного номера 3805 в обработанных нами документах частей 1-й Воздушной армии по наличию матчасти не отмечено.

Некоторые самолеты 5-й серии прошли через 5 ЗАП, возможно и наш там был. Продолжаем исследовательскую работу по установлению принадлежности данного самолета и судьбы летчика.

На фото ниже отмытая броня с этого выезда и историческое фото самолета №3005. Рядом номер, но не наш...

В заключении хочу поблагодарить местных охотоведов за постоянное содействие в нашей работе, а форумчан Kirche и Бурого за отличную компанию и результативную работу. К сожалению, многие приглашенные форумчане не смогли участвовать в выезде по разным причинам. Но ничего - самолетов неустановленных еще много!

22X-броня.JPG

3005.JPG

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Горец сказал:

На И-153 "Чайка" в этом месте дублировались номера мотора. 

На АМ-38 часто патрубки с номерами, никогда не попадались номера самолета на них.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
22 минуты назад, andrei-i сказал:

Добрый день может у вашего самолета номер 1863805  он с 1941 г. в 237 ШАПе . 

SMF0yRwNMV0.jpg

"По первичным половым признакам" у нас именно самолет 1873805 - выпуска весны 1942 года с пушками ВЯ. На май 1942 такого самолета в 237 ШАП не было...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 hours ago, kirche said:

"По первичным половым признакам" у нас именно самолет 1873805 - выпуска весны 1942 года с пушками ВЯ. На май 1942 такого самолета в 237 ШАП не было...

в 41 "усилений хвостовой части" не было....

Хорошо скатались!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 минуты назад, Battleclown сказал:

в 41 "усилений хвостовой части" не было....

Антон, при выпуске с завода на серии 187хх05 тоже не было усиления - такие усиления делали уже на выпущенных машинах в ПАРМ по рекомендации "Завода им. Ворошилова" на доработку - "Информационный экспересс-бюллетень №51 Э" от июня 1942 года. Выпущенные позже на заводе при этом стали усиливать внутренними стрингерами.

Главное:

- на 186хх05 не было ВЯшек - и на ранних Ил-2 с ШВАК даже лючков таких "съемных больших квадратных" не было.

- на 186хх05 был металлических хвост, который не надо было усиливать - тут шпон даже остался под стрингером.

- также клеймили детали раннего выпуска на заводе 18 до эвакуации по всем правилам, а тут ну очень редкие клейма...

Тут явно Ил-2 переходного периода ранней весны 1942 года выпуска, т.к. к 07-08-й серии производство уже отладили на новом месте.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, kirche сказал:

Антон, при выпуске с завода на серии 187хх05 тоже не было усиления - такие усиления делали уже на выпущенных машинах в ПАРМ по рекомендации "Завода им. Ворошилова" на доработку - "Информационный экспересс-бюллетень №51 Э" от июня 1942 года. Выпущенные позже на заводе при этом стали усиливать внутренними стрингерами.

1. Кирилл, ты хочешь сказать, что найденный стрингер ставился не в заводских условиях? Но там же четкие ровные клепки стоят... Не похоже, что на коленке делали...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Специальным распоряжением НКАП и ВВС с целью снижения потерь на всех Ил-2, выпущенных авиазаводами до 1 июня 1942 г., при восстановительном ремонте надлежало силами реморганов выполнить усиление хвостовой части самолета путем постановки на всю длину фюзеляжа четырех наружных дюралюминиевых стрингеров - два сверху и два снизу. Стрингеры приклепывались к фюзеляжу вместе со стыковочной лентой заклепками. На серийных заводах усиление хвостовой части фюзеляжа Ил-2 проводилось постановкой шести дополнительных внутренних стрингеров и увеличением толщины обшивки путем добавления нескольких слоев шпона.

Думаю, что уровень подготовки "рем органов" был различным

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
9 минут назад, 7.62 сказал:

1. Кирилл, ты хочешь сказать, что найденный стрингер ставился не в заводских условиях? Но там же четкие ровные клепки стоят... Не похоже, что на коленке делали...

Тут вроде поверх пятнистой окраски хвоста стоит

1456466936_519.jpg

19 часов назад, 7.62 сказал:

Одна из осознанных деталей – пластина с двумя лючками. На несъемном лючке доступа слабо видно выцарапанную надпись: II, а ниже – 86.

14-к баллонам.JPG14-к баллонам2.JPG14-к баллонам3.JPG

Вроде нашел фото этой "осознанной детали" только на раннем Ил-2 с металлическим хвостом - у нас отчетливо видно, что была деревянная.

111.jpg 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не исключено, что фактически ставить внешние стрингеры стали и ранее выпуска Приказа от 1 июня 1942 и Экспресс-бюллетеня (пока оно напечатают и разошлют) - возможно могли до сдачи в часть усилить ещё на заводе... Но получается за пару месяцев до приказа это делать должны были. 

В любом случае изначально делали без стрингеров. После приказа могли и на заводе ставить внешние некоторое время.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 03.04.2019 в 11:21, Горец сказал:

На И-153 "Чайка" в этом месте дублировались номера мотора. 

Горец, в продолжение разговора о номерах на патрубках. Вот три патрубка с мотора АМ-38 другого Ил-2. И не совпадают, и не похожи на номер самолета.

Снимок.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
8 часов назад, 7.62 сказал:

Горец, в продолжение разговора о номерах на патрубках. Вот три патрубка с мотора АМ-38 другого Ил-2. И не совпадают, и не похожи на номер самолета.

Снимок.JPG

Вот фотография патрубка (с номером самолета и номером цилиндра) и номер самолета на стойке шасси с И-153.

1.jpg

2.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отлично коллеги провели выходные!молодцы!А ,как написано м,м,м!))) Серёга ,накапливай материалы на мемуары!!!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу