Павел Трунин

173 СБАП г Сасово. Ищу своего предка л-нта Румянцева Ивана Петровича

21 сообщение в этой теме

Доброго времени всем читающим!

Ищу информацию о своем деде л-нте Румянцеве Иване Петровиче служившим с начала ВОВ в 173 СБАП в г Сасово в должности стрелка-бомбардира (штурмана).

Некоторая информация в тексте ниже мои предположения составленные по собранным из частей рассказам моих родственников, их я буду выделять курсивом..

Начну по порядку: он служил, скорее всего учился в Ивановской школе штурманов  (возможно на фото один из последних ее выпусков) там работала моя бабушка, в это время они и познакомились, проживали они в Иваново по адресу 2 Дмитриевский пер дом 1. Бабушка по службе часто посещала Идрицу, возможно там было одно из подразделений школы штурманов, но точно, там была военная часть.

В Сасово Иван попал в первые дни войны, я опубликовал письмо написанное им из Сасово бабушке и датированное 07 июля 1941 года, в нем он пишет "..Шура,мы живем сейчас как в Иваново в 165 (может в 105). Когда приступим к своей работе не известно, скука ужасная.." Может 165 (105) это какой то номер Ивановского подразделения школы? Точно знаю, что их наскоро выпустили из школы, бабушка говорила, что их так и не доучили..

Его самолет пропал 08 октября 1941, в листе Безвозвратных потерь начальствующего состава 173 СБАП с 01-10.10.1941 весь его экипаж: мл. л-нт Мишин Н И командир звена, с-нт Морозов П А воздушный стрелок-радист и сам л-нт Румянцев И П стрелок-бомбардир, и причина выбытия/гибели значится как "выясняется", в этом же листе еще один экипаж ст. л-нт Гигин С И, мл. с-нт Кашников В Ф -они в той же графе "сбит противником 08.10.41". Но в газете Сталинский Сокол от 15.10.1941  (http://stsokol.ru/stsokol/10.1941/15.10.41/01_10/15.10.41_1-6.html) есть заметка о том же 173 СБАП где написано " Немецкие истребители пытались помешать нашим самолетам, выполнявшим задание по ночному бомбометанию. Стрелки–радисты Морозов и Никитин в этом бою сбили два «Мессершмитта-109». Три истребителя противника сбито в дневных боях."   Возможно, что в полку было два стрелка-радиста с одинаковыми фамилиями (Морозов), или просто статья вышла позже, а может это было в какой то из других вылетов.. Со слов моих родственников его экипаж не вернулся с 11 вылета.   Бабушка ездила к его месту службы уже после его гибели встречалась там с его другом Олегом (возможно на фото именно он. Олег слева, Иван справа), он ей рассказал, что его самолет горел в воздухе, от него отвалилась какая то чать, его не кто не покидал. Еще говорил, что в те дни было много потерь, говорил, что некоторые самолеты латали фанерой как бы пришивая ее проволокой что бы сохранить подьемную силу.    В поиске мне помогает один поисковик из Сасово Петр Касьян-он первый откликнулся. Удалось выяснить, что этот вылет был групповой всего 8 бортов, с аэродрома Подольск, сам экипаж пропал где то на линии Юхнов-Мосальск.

Дома у нас долгое время был летный кожаный плащ, где он сейчас не знаю Еще пытаюсь найти документы о нем, говорят была грамота и какие то письма.

К сожалению не знаю его дат рождения, места рождения, место жительства. Знаю, что у него была большая семья то ли в Сибири то ли на Урале.

Может где то есть захоронения экипажа СБ, безымянное или даже с установленными именами. Буду очень благодарен за информацию. 

1.jpg

20181109-р.jpg

3.jpg

IMG_20181208_225754_resized_20181208_105914650.jpg

IMG_20181208_225813_resized_20181208_105928320.jpg

2.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Потери 173 бап в октябре 1941 года 4 СБ. 1- сбит ИА, 1 - сбит ЗА, 2 - нбз . Больше ничего за октябрь не попадалось. За ноябрь 1941 и далее попадались краткие данные по потерянным экипажам полка.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
19 часов назад, Павел Трунин сказал:

... о л-нте Румянцеве Иване Петровиче служившим с начала ВОВ в 173 СБАП в г Сасово в должности стрелка-бомбардира...

...скорее всего учился в Ивановской школе штурманов  (возможно на фото один из последних ее выпусков)...

.. письмо написанное им из Сасово датированное 07 июля 1941 года... "Шура,мы живем сейчас как в Иваново в 165 (может в 105). Когда приступим к своей работе не известно, скука ужасная.." Может 165 (105) это какой то номер Ивановского подразделения школы? Точно знаю, что их наскоро выпустили из школы, бабушка говорила, что их так и не доучили..

Его самолет пропал 08 октября 1941, в листе Безвозвратных потерь начальствующего состава 173 СБАП с 01-10.10.1941 весь его экипаж: мл. л-нт Мишин Н И командир звена, с-нт Морозов П А воздушный стрелок-радист и сам л-нт Румянцев И П стрелок-бомбардир, и причина выбытия/гибели значится как "выясняется", в этом же листе еще один экипаж ст. л-нт Гигин С И, мл. с-нт Кашников В Ф -они в той же графе "сбит противником 08.10.41".

Если в ЦАМО есть на хранении учётно-послужная карточка Ивана Петровича, то его передвижение по службе в ней отражено.

"... как в Иваново в 165..." - речь, скорее всего, идёт о 165 рап (резервный авиационный полк). На его базе и создана 2 ИВШШ. Но вот учился ли в ней Румянцев? Надо смотреть УПК.

"Последнего выпуск" - это не так. Школа, сменяя наименование, существовала очень долго.

Сасово - формирование 77 авиадивизии, куда и входил 173 полк. Фонды 77 ад и 173 сбап очень скудные.

Действительно, 8.10.41 в 173 сбп две потери: экипажи Гигина и Мишина. Так вот из самолёта Гигина выпрыгнул штурман - л-т Теселев Илья Афанасьевич. Он погибнет 9.05.1945 года. Возможно, что-то из воспоминаний есть в семье.

Имеет смысл поискать его родных.

Добавлю - школа формировала комиссию для уничтожения, за ненадобностью, дел 165 рап.

 

Изменено пользователем Дьяк
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Дьяк спасибо!

Имеет ли смысл искать захоронение летчиков того времени по райцентра района Юхнов-Мосальск?

Есть ли какая либо база таковых?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если есть интерес, конечно, надо искать.

Но примите во внимание, что это начало "Тайфуна". Людей набито много. А уж, как они учтены при погребении - оставляет желать лучшего.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Дьяк дадите совет с чего начать?

И да, фамилия Теселев довольно редкая, даже в популярных ныне соцсетях мало людей с такой. Деревня, в которой он родился в 2010 насчитывала 232 человека, фельдшерский пункт и школа в которой 28 учащихся и 9 человек персонала.. думаю найти родственников будет сложно. Погиб он, Теселев от случайного выстрела салюта, жалко, прошел войну и тут такое, похоронен в Германии.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Обращение к однофамильцам через соцсети. Местные форумы. 

Сложно сказать, найдено ли место падения самолёта. Но если бы он был опознан, то родных экипажа уже бы искали.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Добрый день, 

Собирал немного по этому полку в свое время...

В 08.12.2018 в 23:46, Павел Трунин сказал:

Возможно, что в полку было два стрелка-радиста с одинаковыми фамилиями (Морозов)

Действительно вроде был второй Морозов - это сержант (старшина) Морозов Василий Иванович  - 30.11.1944 «За оборону Москвы» (173 АПОН). Второй стрелок - сержант Никитин Михаил Григорьевич также 30.11.1944 «За оборону Москвы» (173 АПОН). Ме-109 они сбили 10/11.10.1941 (ночной вылет в район Юхнов). Заметка в газете видимо написана по оперсводке...

В 08.12.2018 в 23:46, Павел Трунин сказал:

Его самолет пропал 08 октября 1941

Про 08.10.1941 в свое время выписывал из вторичных источников:

Два дневных вылета отдельными звеньями в 14.25-14.35 и в 16.00 - цели в районе Капустина (? искажение), мост р. Угра восточнее Юхнов и точки ЗА в районе моста.
Сильный огонь ЗА во время бомбардировки и атакованы на отходе ИА противника (9 самолетов)
1 самолет – сбит над целью ("подожжен и вероятно погиб") – пилот Гигин С.И. – штурман (вернулся ?) – стр.-рад. Кашников В.Ф.; 

"Два самолета при входе в облачность потерялись и на аэродром не вернулись"
1 самолет – вероятно экипаж Мишин Н.И. – Румянцев И.П. – Морозов П.А.
1 самолет – ? возможно второй ушедший в облака экипаж Долганова Н.И.  (подбит над целью ЗА и затем ИА, вынужденная посадка на лес, стрелок тяжело ранен). Но также возможно экипаж Долганова - это вылет в ночь 10/11.10.1941 ?
...

Из летного состава периода битвы за Москву Олегов не нашел...

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 часа назад, kirche сказал:

Два дневных вылета отдельными звеньями в 14.25-14.35 и в 16.00 - цели в районе Капустина (? искажение), мост р. Угра восточнее Юхнов и точки ЗА в районе моста.
Сильный огонь ЗА во время бомбардировки и атакованы на отходе ИА противника (9 самолетов)
1 самолет – сбит над целью ("подожжен и вероятно погиб") – пилот Гигин С.И. – штурман (вернулся ?) – стр.-рад. Кашников В.Ф.; 

 

Добрый вечер. Штурман действительно вернулся, он дожил до конца войны, погиб трагически 9 мая 1941 "от случайного выстрела салюта" похоронен в Германии (см вложение).

4 часа назад, kirche сказал:

"Два самолета при входе в облачность потерялись и на аэродром не вернулись"
1 самолет – вероятно экипаж Мишин Н.И. – Румянцев И.П. – Морозов П.А.
1 самолет – ? возможно второй ушедший в облака экипаж Долганова Н.И.  (подбит над целью ЗА и затем ИА, вынужденная посадка на лес, стрелок тяжело ранен). Но также возможно экипаж Долганова - это вылет в ночь 10/11.10.1941 ?

 

Возможно самолет Мишин Н.И. – Румянцев И.П. – Морозов П.А. не был сбит, кроме того этому есть косвенное подтверждение, та в листе потерь стоит "причина выбытия -выясняется". Возможно мои сведенья насчет Олега и беседы с ним ошибочны, мне это рассказывала младшая сестра моей бабушки, возможно "Олег", а он точно участник вылета и рассказал о сбитом самолете, но дальше в силу обрывков и пересказов родственников услышанная и собранная мной история исказилась, сбит был действительно один самолет, второй совершил вынужденную посадку, а самолет Румянцева потерялся, по этому и причина выбытия выясняется (см вложение). Тогда тот, кто беседовал с моей бабушкой или вернувшийся Теселев или кто то из севшего экипажа. Интересно кто он?

А как же потерявшейся самолет, ведь он не мог исчезнуть бесследно? Он или сел, и экипаж был пленен или упал и экипаж погиб, т.к не кто из них в расположение части или еще куда нибудь не вернулся..

Как продолжить поиски? Есть ли какая то база могил, списки захороненных? Может подскажете как быть?

Сейчас пытаюсь найти родственников Теселева, пока нет результата.

Спасибо Вам за участие!

 

00000481.jpg

3.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Добрый день, Павел

Если 173 СБАП бомбардировал цели в 14.25-14.35 и потом в 16.00, то заявки немецких истребителей, которые действовали в районе Юхнова,  для этого времени сопоставимы следующие (разница времени в -1 час, точной локации не известно):

для бомбардировки цели 14.25-14.35

8./JG 51    Lt    Wenninger    Eberhard        SB-3    13.20    
St.III./JG 51    Lt    Weber    Karl-Heinz.I        SB-2    14.00    
8./JG 51    Oblt    Stendel    Fritz        SB-3    14.05      
8./JG 51    Oblt    Stendel    Fritz        SB-3    14.07    
8./JG 51    Oblt    Stendel    Fritz        SB-3    14.08    

для бомбардировки цели 16.00

8./JG 51    Ofw        Büttner    Johannes    SB-3    14.50   
8./JG 51    Uffz        Wille     Gerhard        SB-3     14.52   
12./JG 51    Lt       Seelmann    Georg     Pe-2       14.55     
4./JG 51    Oblt      Jung    Harald      Pe-2      15.23     

Видно, что как минимум один СБ был атакован перед атакой цели (или во время) в 14.30, что сопоставимо с указанной в наших документах потерей самолета лейтенанта Гигина - видимо он был ведущим звена? (вопрос правда как штурман Теселев из района цели при условии очень быстрого наступления немцев выбрался). Далее заявки в пределах 25-40 минут после сброса бомб - преследование на отходе?

Два СБ также заявлены в районе 16.00 (15.50-15.52). На тип самолета особо не ориентируйтесь - враги их не всегда отличали.

Не все заявки связаны с 173 СБАП. Так в 14.30 переправу через Угру в 40 км юго-восточнее Вязьма (т.е. выше по течению на 30-40 км от цели 173 СБАП) бомбило звено 321 БАП на Пе-2 (атакованы 13 самолетами) - один был подожжен и ещё один поврежден (сел в Инютино). Возможно были самолеты и других частей в это время в районе. 

В статье "Днем и Ночью", что Вы упомянули, также возможно описан один из дневных вылетов как раз 8 октября 1941 на бомбардировку переправы около Юхнова, где отличились экипажи мл. л-та Левинского С.А., мл. л-та Тихомирова Ю.П. (погибнет с экипажем 11/12.10.1941) и мл. л-та Кузмиченко (? не нашел его). Друг Румянцева Ивана Петровича мог быть членом и в этих экипажах, или других. Но на 1944 год в списке на награждение медалью "За оборону Москвы" в 173 АПОН ни один "Олег" не фигурирует.

При этом экипаж Левинского был атакован истребителями и "скрылся в облака" - возможно фразу  "Два самолета при входе в облачность потерялись и на аэродром не вернулись" также следует рассматривать, что "группа ушла в облака и не видела, что случилось с отставшими двумя" ? 

Второй потерянный самолет 8 октября - это все же видимо экипаж ст. л-та (капитана) Долганова Николая Николаевича - в наградном сказано: "в одном из дневных боевых вылетов в октябре 1941г ... в районе Юхнов...".  Потери самолетов 173 СБАП в дневных вылетах октября были только 8-го. Долганов тоже был замкомэск (как и Гигин) - возможно 2 самолета НБЗ - это потеря другой эскадрильи (возможно вылет с бомбардировкой в 16.00 ?).

Сведения также могут быть в документах наземных частей противника (это надо изучать какая часть немцев была на эту дату в районе цели (сверху-вниз) и искать их документы в западных архивах - сложный путь и ненадежный). Или в документах наших частей могут быть упоминания, но они отступали и документация велась соответственно.

17 часов назад, Павел Трунин сказал:

ведь он не мог исчезнуть бесследно?

От самолета могут остаться обломки, которые теоретически могут найти. Могли даже уже найти, но экипаж может оставаться "неизвестным". Вопрос "как найденные обломки самолетов привязывать к экипажам" для этого периода весьма сложный ввиду недостатка документов в архивах. Потерь было много.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@kirche @kirche @kirche @kirche штурман экипажа Гигина вернулся в часть, погиб 09 мая 41 от случайного выстрела салюта, был в звании капитана, похоронен в Германии.

В 10.12.2018 в 17:23, kirche сказал:

Добрый день, 

Собирал немного по этому полку в свое время...

Действительно вроде был второй Морозов - это сержант (старшина) Морозов Василий Иванович  - 30.11.1944 «За оборону Москвы» (173 АПОН). Второй стрелок - сержант Никитин Михаил Григорьевич также 30.11.1944 «За оборону Москвы» (173 АПОН). Ме-109 они сбили 10/11.10.1941 (ночной вылет в район Юхнов). Заметка в газете видимо написана по оперсводке...

Про 08.10.1941 в свое время выписывал из вторичных источников:

Два дневных вылета отдельными звеньями в 14.25-14.35 и в 16.00 - цели в районе Капустина (? искажение), мост р. Угра восточнее Юхнов и точки ЗА в районе моста.
Сильный огонь ЗА во время бомбардировки и атакованы на отходе ИА противника (9 самолетов)
1 самолет – сбит над целью ("по

@kircheвот что я нашел 

Недалеко от моста через Угру на повороте в сторону д. Мокрое стоит памятник с надписью «Здесь 8.Х.1941 г, направив горящий самолет в переправу немецко-фашистских войск через р. Угру, героически погиб экипаж бомбардировщика 40 СБАП командир эскадрильи, ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА капитан А. Г. Рогов, штурман эскадрильи В. И. Фроносов». 
Кто это?

 

Памятник_десантникам_И._Г._Старчака_2.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Павел Трунин сказал:

 Кто это?

В смысле кто это?

22 октября 1941 года. Рогов Алексей Григорьевич. Капитан. Командир эскадрильи 40-го авиационного полка 81-й авиационной дивизии удостоен звания Герой Советского Союза. Посмертно.

8 октября 1941 года.

Рогов Алексей Григорьевич. Капитан. Не вернулся из боевого вылета в район Медынь – Юхнов. Совершил огненный таран. Посмертно удостоен звания Герой Советского Союза.
 Фарносов Василий Иванович. Капитан. Штурман эскадрильи 40-го авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета в район Медынь – Юхнов. Совершил огненный таран. Посмертно награждён орденом Красного Знамени.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@kirche это я читал, кто он сомгений нет. Но это то ли мост не тот, и Гигина, Мишин, вылетали на другую цель?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
31 минуту назад, Павел Трунин сказал:

@kirche это я читал, кто он сомгений нет. Но это то ли мост не тот, и Гигина, Мишин, вылетали на другую цель?

Это у 40го авиаполка была другая цель скорее... Но в целом все рядом. В тот день на те переправы и ту дорогу всё кидали, что летало и потери были огромные.

https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=130579680

18-я страница.

 

Изменено пользователем kirche
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@kirche терерь понятнее, спасибо.

А не знаете, есть ли где в округе ещё памятные знаки на месте падения самолётов? Думаю, что мой дед совсем рядом где то..

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

100 километров для самолета - это не расстояние. Мы в августе того года подняли самолет, и двух членов экипажа. К сожалению, ни тип самолета, ни имен летчиков пока установить не удалось. Кто знает, может это как раз те, кого вы ищите?!@Павел Трунин

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Павел Трунин Здесь, на "Тризне" есть эта тема. Ждем ответов из архивов. Кто знает, 50 на 50! В мае того года устанавливали еще памятник погибшим летчикам. Но среди имен летчиков, к сожалению имени вашего деда не было.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
19 минут назад, Павел Трунин сказал:

@Серый я согласен, может и он, но ровно столько же вероятности, что другой..

Самолет "якобы Рогова", который в 75м подняли ребята из Тульского техникума из Угры тоже оказался совсем другой - его установили недавно (потеря того же периода). Но про самолет Рогова там тоже есть. Можете историю почитать.

https://trizna.ru/forum/topic/41400-ер-2-420-ап-дд-07101941г-река-угра-калужская-область

Самолет Вашего деда по описанию пропал на отходе от цели - он мог упасть и не рядом с целью. Но самолетов СБ в том направлении не помню найденных, но это ничего не значит.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@kirche наш самолёт, к сожалению, не подходит к вышеуказанному. По мотору - это либо ИЛ-4, ДБ-3ф, либо СУшка. Ждём ответов из архивов. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу