Прокофьев Илья

Пе-2 119 ораэ 03.09.1944 Лоухи

49 posts in this topic

Уважаемые друзья! Только вернулись из экспедиции... сначала ссылка на новостной сайт и сама публикация, а потом буду по мере возможности вставлять фото:

http://rf-poisk.ru/news/5213/

Экспедицию по подъёму обломков самолёта Пе-2 в Карелии провели поисковики Татарстана.

Экспедицию по подъёму обломков самолёта Пе-2 в Карелии провели поисковики Татарстана.
01.10.2018

Сводная экспедиция поисковых отрядов по подъёму обломков самолёта Пе-2 прошла в районе станции Боярская Лоухского района Республики Карелия с 23 по 27 сентября. В экспедиции приняли участие поисковые отряды «Разведка» (Казань) и «Татнефть-Поиск» (Закамский регион Республики Татарстан).


Информацию о месте падения самолета поисковики получили от поисковиков отряда «Икар» (Заозерск, Мурманской области).Известно, что самолет упал в теплый период времени, взлетев с аэродрома Боярская в направлении на Мурманск. Местный житель вспоминал, что самолет, надрывно гудя моторами, низко пролетел над озером и упал в болото. Подъехавшие в скором времени военные, попросили подростка перевести их на лодке, на другой берег, куда упал самолет, и он вместе с ними направились искать место падения самолета. Пройдя несколько километров, они услышали выстрелы из пистолета и увидели, что это стрелял один из выживших членов экипажа самолета, пытаясь привлечь внимание.
Самолет пытался совершить вынужденную посадку, но к сожалению, разбился. В живых остался только один из членов экипажа самолета, который со сломанными ногами смог вылезти из-под обломков самолета, а остальные двое погибли. Общими усилиями удалось перевести на лодке выжившего на станцию, где его забрала санитарная машина.
В послевоенные годы часть обломков и один из моторов самолета были разобраны и сданы в металлолом заготовителями древесины, которые в этом районе рубили лес. Фамилии погибших членов экипажа никто не помнил.

Поисковики Татарстана, ознакомившись с данной информацией, приняли решение провести в этом районе поисковую экспедицию с целью извлечь оставшиеся обломки и найти заводские номера самолета и моторов, чтобы установить имена погибших членов экипажа самолета.Уцелевшие фрагменты самолета было решено попытаться достать из болота и по возможности использовать для восстановления самолета Пе-2  в рамках проекта «Крылья Татарстана».

В результате поисковых работ, из болота был извлечён мотор и фрагменты центроплана со стойкой шасси самолета. На обломках удалось обнаружить номера обоих моторов М-105пф погибшего самолета: 41-4487 и 41-4587. Удалось установить, что самолет погиб как минимум в 1944 году, так как моторы такого типа были изготовлены в первом квартале 1944 года. Кроме этого, со дна воронки поисковики извлекли планшет штурмана самолета, в котором находились личные вещи: штурманские линейки, циркуль, две опасные бритвы, зубная щетка, помазок, карандаши, две перьевые ручки, флакончик с чернилами, полотенце, полетные карты и записная книжка.
Оперативно связавшись со специалистом архивно-исследовательского поиска по авиации Борисом Давыдовым (Москва) и сообщив ему установленные номера моторов, поисковики установили, что данный самолет из состава 119-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи 7-й Воздушной армии, погиб во время катастрофы 3 сентября 1944 года при взлете с аэродрома Боярская.

В состав экипажа самолета входили:
- летчик, лейтенант Долматов Петр Федорович, 1918 г.р., уроженец Куйбышевской области;
- штурман звена старший лейтенант Виноградов Евгений Александрович, 1910 г.р., уроженец Ленинградской области;
- воздушный стрелок-радист, старший сержант Казаков Семен Николаевич, 1918 г.р., уроженец Новосибирской области.

Из донесения архива стало известно, что при катастрофе погибли штурман Виноградов и стрелок Казаков, тела которых были вывезены на станцию Боярская и там захоронены (в послевоенное время останки были захоронены в посёлке Амбарный, в настоящее время место могилы утеряно), а тяжело раненный летчик Долматов был доставлен в госпиталь, который находился на станции Лоухи, но через некоторое время скончался от ран и похоронен в братской могиле на станции Лоухи.

Edited by Прокофьев Илья
2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Все так, только не летчик Долматов, а стрелок Казаков умер в госпитале 11.9.1944 г. и похоронен на кладбище на 3-м км западнее от поселка Лоухи. 

Edited by linnet
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

моторы №№41-4587 и 41-4487 стояли на Пе-2 №4/298. Выпущены с этим самолетом с завода №22. Причем, несколькими неделями ранее эти же моторы были выпущены с другим самолетом - 3/298. Видимо, самолет 3/298 вскоре вышел из строя, а моторы вернули на завод №22.

Пе-2 №4/298 с моторами №№ 41-4587 и 41-4487 списали только в ноябре 1944 года. Очевидно, была надежда вытащить самолет с места вынужденной посадки и ввести в строй. По крайней мере на 1.10.1944 и самолет и моторы числились в составе 119 ораэ, с пометкой, что находятся на месте катастрофы  в нескольких км от аэр Боярская.

Edited by linnet
1

Share this post


Link to post
Share on other sites
12 минуты назад, linnet сказал:

Все так, только не летчик Долматов, а стрелок Казаков умер в госпитале 11.9.1944 г. и похоронен на кладбище на 3-м км западнее от поселка Лоухи. 

Да, Борис! В статье есть неточности:

 

отдельно.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 минуты назад, linnet сказал:

моторы №№41-4587 и 41-4487 стояли на Пе-2 №4/298. Выпущены с этим самолетом с завода №22. Причем, несколькими неделями ранее эти же моторы были выпущены с другим самолетом - 3/298. Видимо, самолет 3/298 вскоре вышел из строя, а моторы вернули на завод №22.

Еще раз отдельно хочу поблагодарить Бориса Владимировича Давыдова за оперативную помощь в получении важной информации по установлению имен членов экипажа и обстоятельств гибели данного самолета! Борис был с нами на связи, когда мы были прямо на болоте.... СПАСИБО!!!!!!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Так было когда мы пришли на болото

DSC01697.JPG

DSC01699.JPG

DSC01700.JPG

DSC01705.JPG

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

По Казакову донесение АПГ № 2765: поступил только 5 сентября, а умер 11 сентября 1944 года

обрез.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Один мотор был разобран очень давно, но мы сразу же нашли его номер

DSC01713.JPG

DSC01714.JPG

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

На фрагментах центроплана и крыла нашлись несколько шильд

DSC01709.JPG

DSC01708.JPG

DSC01710.JPG

DSC01712.JPG

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

На одном лючке краской

DSC01929.JPG

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

А вот второй мотор находился в болоте... из болота торчала концовка одной лопасти и оба блоков цилиндров

 

 

DSC01718.JPG

DSC01724.JPG

2

Share this post


Link to post
Share on other sites
14 минуты назад, Прокофьев Илья сказал:

По Казакову донесение АПГ № 2765: поступил только 5 сентября, а умер 11 сентября 1944 года

обрез.jpg

Илья, дату поступления в госпиталь могли и перепутать. Там уже напутали с 117 орап, а не 119 орап и с адресом родни. А вот фото ты перепутал.

Edited by linnet
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну в общем, потом получилось так

IMG_2032.JPG

IMG_2028.JPG

IMG_2034.JPG

IMG_2065.JPG

DSC01773.JPG

DSC01775.JPG

DSC01849.JPG

2

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 01.10.2018 в 13:48, linnet сказал:

Илья, дату поступления в госпиталь могли и перепутать. Там уже напутали с 117 орап, а не 119 орап и с адресом родни. А вот фото ты перепутал.

Борис! Прости, это я ступил... вот правильное

обрез.jpg

Edited by Прокофьев Илья
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Нашли номер второго мотора

DSC01803.JPG

2

Share this post


Link to post
Share on other sites

На сайте Бессмертного полка в Кемерово есть данные на Казакова:

http://www.moypolk.ru/kemerovo/soldiers/kazakov-semen-nikolaevich

 

История солдата

Наш  дед, Казаков Семен Николаевич родился 10 сентября 1918 года в п. Левашовка Камышлинского сельсовета Мариинского района тогда еще Новосибирской области.

По окончании школы и учительских курсов работал в начальной школе села Ново-Михайловка Ижморского района, а в феврале 1940 года Ижморским РВК был призван в Красную Армию. После окончания школы летчиков получил специальность воздушный стрелок-радист и в начале 1941года отправлен в г.Петровск Саратовской области, для прохождения дальнейшей службы.

Сразу после начала Отечественной войны, 28 июня 1941 года в звании младшего сержанта был мобилизован на Карельский фронт, где воевал в составе 119 Краснознаменной Отдельной Армейской Разведывательной Авиационной эскадрильи. В 1942 году Семена приняли в кандидаты, а затем в члены ВКП(б). На бомбардировщике "СБ", а затем на пикирующем фронтовом бомбардировщике "ПЕ-2" Казаков Семен произвел более 250 боевых вылетов с общим налетом  более 300 часов.

3 сентября 1944 года при выполнении боевого задания самолет "ПЕ-2" был поврежден и потерпел крушение, летчик, лейтенант Долматов П.Ф. и штурман, старший лейтенант Виноградов Е.А. погибли, а тяжело раненый Семен Казаков  5 сентября был доставлен в армейский полевой госпиталь п.Лоухи , где 11 сентября скончался от ран. За день до смерти Семену исполнилось 26 лет.

 За воинскую доблесть и мужество, проявленные в борьбе с немцко-фашистскими захватчиками, Казаков Семен Николаевич в 1942 году награжден орденом "Красная Звезда", в 1943 - орденом Отечественной войны II степени, в 1944 - Орденом Славы III степени и орденом Боевого Красного знамени (посмертно).

Наш дед, старший сержант Казаков Семен Николаевич, захоронен в братской могиле в п.Лоухи Карело-Финской ССР (сейчас Республика Карелия). До сих пор в нашей семье хранятся его фотографии и фронтовые письма, мы помним его и гордимся им!

 

Казаков.jpg

2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Нашли планшет (скорее всего штурмана), но пока говорить рано, еще буду разбирать что нашли... много личных вещей и самое главное записная книжка (пока не открывал)...

IMG_2070.JPG

IMG_2079.JPG

IMG_2083.JPG

IMG_2096.JPG

IMG_2131.JPG

IMG_2135.JPG

IMG_2143.JPG

IMG_2151.JPG

IMG_2163.JPG

Edited by Прокофьев Илья
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Каждый вечер ездили до озера на Арго и потом на катамаране через озеро в дом на ночевку...

IMG_2222.JPG

IMG_1906.JPG

IMG_1910.JPG

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Подняли остатки центроплана с фрагментом крыла и оказалось... что там...

IMG_2297.JPG

IMG_2299.JPG

IMG_2302.JPG

1

Share this post


Link to post
Share on other sites
Только что, Барсс сказал:

В жбд 257 осад 

казаков.png

Вот спасибо! Значит там еще и механик был...

Это скорее всего механик авиационный, старший сержант Суворов Даниил Дмитриевич

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
6 часов назад, linnet сказал:

моторы №№41-4587 и 41-4487 стояли на Пе-2 №4/298. Выпущены с этим самолетом с завода №22. Причем, несколькими неделями ранее эти же моторы были выпущены с другим самолетом - 3/298. Видимо, самолет 3/298 вскоре вышел из строя, а моторы вернули на завод №22.

Пе-2 №4/298 с моторами №№ 41-4587 и 41-4487 списали только в ноябре 1944 года. Очевидно, была надежда вытащить самолет с места вынужденной посадки и ввести в строй. По крайней мере на 1.10.1944 и самолет и моторы числились в составе 119 ораэ, с пометкой, что находятся на месте катастрофы  в нескольких км от аэр Боярская.

Видно, что самолет разбирали, причем не местные как всегда ломом и топором, а именно техники. И я думаю, что основные фрагменты были вытащены еще тогда в годы войны. А с учетом того, что в октябре 1944 года началась Петсамо-Киркенесская операция (для участия в которой и перебазировалась из Боярской 119 ораэ), этот самолет и забросили, и часть не достали...  

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Илья не томи, покажи фото как железо через болота и озеро тащили.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Только что, ТРИЗНА сказал:

Илья не томи, покажи фото как железо через болота и озеро тащили.

На  себе  точно  не  тащили,  у  них  Арго  и  капоты  от  машин  на  фото.  Механизация  однако.:D

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
15 часов назад, ТРИЗНА сказал:

Илья не томи, покажи фото как железо через болота и озеро тащили.

В принципе Константин все правильно сказал :) механизация :)

 

DSC01862.JPG

DSC01918.JPG

DSC01936.JPG

DSC01931.JPG

DSC01932.JPG

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сегодня немного разобрал вещи, что были в планшете. Это планшет Виноградова, на линейке нацарапано: Вино - что означает Виноградов.

DSC01976.JPG

DSC01977.JPG

DSC01979.JPG

DSC01980.JPG

1

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 минуты назад, Прокофьев Илья сказал:

Сегодня немного разобрал вещи, что были в планшете. Это планшет Виноградова, на линейке нацарапано: Вино - что означает Виноградов.

DSC01976.JPG

DSC01977.JPG

DSC01979.JPG

DSC01980.JPG

Илья,добрый день!Так вот тризна спрашивал:как эвакуировали обломки?Я тоже не совсем понял,туда Вы на лодке,а обратно тащили на арго?понтоны из камер делали?Ну,а так ,как обычно +за дела

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.