Posted October 1, 2018 (edited) Уважаемые друзья! Только вернулись из экспедиции... сначала ссылка на новостной сайт и сама публикация, а потом буду по мере возможности вставлять фото: http://rf-poisk.ru/news/5213/ Экспедицию по подъёму обломков самолёта Пе-2 в Карелии провели поисковики Татарстана. 01.10.2018 Сводная экспедиция поисковых отрядов по подъёму обломков самолёта Пе-2 прошла в районе станции Боярская Лоухского района Республики Карелия с 23 по 27 сентября. В экспедиции приняли участие поисковые отряды «Разведка» (Казань) и «Татнефть-Поиск» (Закамский регион Республики Татарстан). Информацию о месте падения самолета поисковики получили от поисковиков отряда «Икар» (Заозерск, Мурманской области).Известно, что самолет упал в теплый период времени, взлетев с аэродрома Боярская в направлении на Мурманск. Местный житель вспоминал, что самолет, надрывно гудя моторами, низко пролетел над озером и упал в болото. Подъехавшие в скором времени военные, попросили подростка перевести их на лодке, на другой берег, куда упал самолет, и он вместе с ними направились искать место падения самолета. Пройдя несколько километров, они услышали выстрелы из пистолета и увидели, что это стрелял один из выживших членов экипажа самолета, пытаясь привлечь внимание. Самолет пытался совершить вынужденную посадку, но к сожалению, разбился. В живых остался только один из членов экипажа самолета, который со сломанными ногами смог вылезти из-под обломков самолета, а остальные двое погибли. Общими усилиями удалось перевести на лодке выжившего на станцию, где его забрала санитарная машина. В послевоенные годы часть обломков и один из моторов самолета были разобраны и сданы в металлолом заготовителями древесины, которые в этом районе рубили лес. Фамилии погибших членов экипажа никто не помнил. Поисковики Татарстана, ознакомившись с данной информацией, приняли решение провести в этом районе поисковую экспедицию с целью извлечь оставшиеся обломки и найти заводские номера самолета и моторов, чтобы установить имена погибших членов экипажа самолета.Уцелевшие фрагменты самолета было решено попытаться достать из болота и по возможности использовать для восстановления самолета Пе-2 в рамках проекта «Крылья Татарстана». В результате поисковых работ, из болота был извлечён мотор и фрагменты центроплана со стойкой шасси самолета. На обломках удалось обнаружить номера обоих моторов М-105пф погибшего самолета: 41-4487 и 41-4587. Удалось установить, что самолет погиб как минимум в 1944 году, так как моторы такого типа были изготовлены в первом квартале 1944 года. Кроме этого, со дна воронки поисковики извлекли планшет штурмана самолета, в котором находились личные вещи: штурманские линейки, циркуль, две опасные бритвы, зубная щетка, помазок, карандаши, две перьевые ручки, флакончик с чернилами, полотенце, полетные карты и записная книжка. Оперативно связавшись со специалистом архивно-исследовательского поиска по авиации Борисом Давыдовым (Москва) и сообщив ему установленные номера моторов, поисковики установили, что данный самолет из состава 119-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи 7-й Воздушной армии, погиб во время катастрофы 3 сентября 1944 года при взлете с аэродрома Боярская. В состав экипажа самолета входили:- летчик, лейтенант Долматов Петр Федорович, 1918 г.р., уроженец Куйбышевской области;- штурман звена старший лейтенант Виноградов Евгений Александрович, 1910 г.р., уроженец Ленинградской области;- воздушный стрелок-радист, старший сержант Казаков Семен Николаевич, 1918 г.р., уроженец Новосибирской области. Из донесения архива стало известно, что при катастрофе погибли штурман Виноградов и стрелок Казаков, тела которых были вывезены на станцию Боярская и там захоронены (в послевоенное время останки были захоронены в посёлке Амбарный, в настоящее время место могилы утеряно), а тяжело раненный летчик Долматов был доставлен в госпиталь, который находился на станции Лоухи, но через некоторое время скончался от ран и похоронен в братской могиле на станции Лоухи. Edited October 1, 2018 by Прокофьев Илья 2 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 1, 2018 (edited) Все так, только не летчик Долматов, а стрелок Казаков умер в госпитале 11.9.1944 г. и похоронен на кладбище на 3-м км западнее от поселка Лоухи. Edited October 1, 2018 by linnet 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 1, 2018 (edited) моторы №№41-4587 и 41-4487 стояли на Пе-2 №4/298. Выпущены с этим самолетом с завода №22. Причем, несколькими неделями ранее эти же моторы были выпущены с другим самолетом - 3/298. Видимо, самолет 3/298 вскоре вышел из строя, а моторы вернули на завод №22. Пе-2 №4/298 с моторами №№ 41-4587 и 41-4487 списали только в ноябре 1944 года. Очевидно, была надежда вытащить самолет с места вынужденной посадки и ввести в строй. По крайней мере на 1.10.1944 и самолет и моторы числились в составе 119 ораэ, с пометкой, что находятся на месте катастрофы в нескольких км от аэр Боярская. Edited October 1, 2018 by linnet 2 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 1, 2018 12 минуты назад, linnet сказал: Все так, только не летчик Долматов, а стрелок Казаков умер в госпитале 11.9.1944 г. и похоронен на кладбище на 3-м км западнее от поселка Лоухи. Да, Борис! В статье есть неточности: 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 1, 2018 3 минуты назад, linnet сказал: моторы №№41-4587 и 41-4487 стояли на Пе-2 №4/298. Выпущены с этим самолетом с завода №22. Причем, несколькими неделями ранее эти же моторы были выпущены с другим самолетом - 3/298. Видимо, самолет 3/298 вскоре вышел из строя, а моторы вернули на завод №22. Еще раз отдельно хочу поблагодарить Бориса Владимировича Давыдова за оперативную помощь в получении важной информации по установлению имен членов экипажа и обстоятельств гибели данного самолета! Борис был с нами на связи, когда мы были прямо на болоте.... СПАСИБО!!!!!! 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 1, 2018 Так было когда мы пришли на болото 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 1, 2018 По Казакову донесение АПГ № 2765: поступил только 5 сентября, а умер 11 сентября 1944 года 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 1, 2018 Один мотор был разобран очень давно, но мы сразу же нашли его номер 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 1, 2018 На фрагментах центроплана и крыла нашлись несколько шильд 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 1, 2018 На одном лючке краской 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 1, 2018 А вот второй мотор находился в болоте... из болота торчала концовка одной лопасти и оба блоков цилиндров 2 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 1, 2018 (edited) 14 минуты назад, Прокофьев Илья сказал: По Казакову донесение АПГ № 2765: поступил только 5 сентября, а умер 11 сентября 1944 года Илья, дату поступления в госпиталь могли и перепутать. Там уже напутали с 117 орап, а не 119 орап и с адресом родни. А вот фото ты перепутал. Edited October 1, 2018 by linnet 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 1, 2018 Ну в общем, потом получилось так 3 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 1, 2018 (edited) В 01.10.2018 в 13:48, linnet сказал: Илья, дату поступления в госпиталь могли и перепутать. Там уже напутали с 117 орап, а не 119 орап и с адресом родни. А вот фото ты перепутал. Борис! Прости, это я ступил... вот правильное Edited February 17, 2019 by Прокофьев Илья 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 1, 2018 Нашли номер второго мотора 2 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 1, 2018 На сайте Бессмертного полка в Кемерово есть данные на Казакова: http://www.moypolk.ru/kemerovo/soldiers/kazakov-semen-nikolaevich История солдата Наш дед, Казаков Семен Николаевич родился 10 сентября 1918 года в п. Левашовка Камышлинского сельсовета Мариинского района тогда еще Новосибирской области. По окончании школы и учительских курсов работал в начальной школе села Ново-Михайловка Ижморского района, а в феврале 1940 года Ижморским РВК был призван в Красную Армию. После окончания школы летчиков получил специальность воздушный стрелок-радист и в начале 1941года отправлен в г.Петровск Саратовской области, для прохождения дальнейшей службы. Сразу после начала Отечественной войны, 28 июня 1941 года в звании младшего сержанта был мобилизован на Карельский фронт, где воевал в составе 119 Краснознаменной Отдельной Армейской Разведывательной Авиационной эскадрильи. В 1942 году Семена приняли в кандидаты, а затем в члены ВКП(б). На бомбардировщике "СБ", а затем на пикирующем фронтовом бомбардировщике "ПЕ-2" Казаков Семен произвел более 250 боевых вылетов с общим налетом более 300 часов. 3 сентября 1944 года при выполнении боевого задания самолет "ПЕ-2" был поврежден и потерпел крушение, летчик, лейтенант Долматов П.Ф. и штурман, старший лейтенант Виноградов Е.А. погибли, а тяжело раненый Семен Казаков 5 сентября был доставлен в армейский полевой госпиталь п.Лоухи , где 11 сентября скончался от ран. За день до смерти Семену исполнилось 26 лет. За воинскую доблесть и мужество, проявленные в борьбе с немцко-фашистскими захватчиками, Казаков Семен Николаевич в 1942 году награжден орденом "Красная Звезда", в 1943 - орденом Отечественной войны II степени, в 1944 - Орденом Славы III степени и орденом Боевого Красного знамени (посмертно). Наш дед, старший сержант Казаков Семен Николаевич, захоронен в братской могиле в п.Лоухи Карело-Финской ССР (сейчас Республика Карелия). До сих пор в нашей семье хранятся его фотографии и фронтовые письма, мы помним его и гордимся им! 3 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 1, 2018 (edited) Нашли планшет (скорее всего штурмана), но пока говорить рано, еще буду разбирать что нашли... много личных вещей и самое главное записная книжка (пока не открывал)... Edited February 17, 2019 by Прокофьев Илья 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 1, 2018 Каждый вечер ездили до озера на Арго и потом на катамаране через озеро в дом на ночевку... 1 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 1, 2018 Подняли остатки центроплана с фрагментом крыла и оказалось... что там... 1 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 1, 2018 В жбд 257 осад 2 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 1, 2018 Только что, Барсс сказал: В жбд 257 осад Вот спасибо! Значит там еще и механик был... Это скорее всего механик авиационный, старший сержант Суворов Даниил Дмитриевич 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 1, 2018 Да, вероятнее всего именно этот Суворов - http://podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS/106/033-0686044-3870%2b004-3869/00000282.jpg&id=20547054&id1=7843621b200c8769759c6fb378432053 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 1, 2018 6 часов назад, linnet сказал: моторы №№41-4587 и 41-4487 стояли на Пе-2 №4/298. Выпущены с этим самолетом с завода №22. Причем, несколькими неделями ранее эти же моторы были выпущены с другим самолетом - 3/298. Видимо, самолет 3/298 вскоре вышел из строя, а моторы вернули на завод №22. Пе-2 №4/298 с моторами №№ 41-4587 и 41-4487 списали только в ноябре 1944 года. Очевидно, была надежда вытащить самолет с места вынужденной посадки и ввести в строй. По крайней мере на 1.10.1944 и самолет и моторы числились в составе 119 ораэ, с пометкой, что находятся на месте катастрофы в нескольких км от аэр Боярская. Видно, что самолет разбирали, причем не местные как всегда ломом и топором, а именно техники. И я думаю, что основные фрагменты были вытащены еще тогда в годы войны. А с учетом того, что в октябре 1944 года началась Петсамо-Киркенесская операция (для участия в которой и перебазировалась из Боярской 119 ораэ), этот самолет и забросили, и часть не достали... 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 1, 2018 Илья не томи, покажи фото как железо через болота и озеро тащили. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 1, 2018 Только что, ТРИЗНА сказал: Илья не томи, покажи фото как железо через болота и озеро тащили. На себе точно не тащили, у них Арго и капоты от машин на фото. Механизация однако. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 2, 2018 15 часов назад, ТРИЗНА сказал: Илья не томи, покажи фото как железо через болота и озеро тащили. В принципе Константин все правильно сказал механизация 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 2, 2018 Попутно попалось в поиске - "Данные на самолет "Пе-2", состоящий на вооружении 119 оараэ" https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=133013727 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 7, 2018 Сегодня немного разобрал вещи, что были в планшете. Это планшет Виноградова, на линейке нацарапано: Вино - что означает Виноградов. 1 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 7, 2018 2 минуты назад, Прокофьев Илья сказал: Сегодня немного разобрал вещи, что были в планшете. Это планшет Виноградова, на линейке нацарапано: Вино - что означает Виноградов. Илья,добрый день!Так вот тризна спрашивал:как эвакуировали обломки?Я тоже не совсем понял,туда Вы на лодке,а обратно тащили на арго?понтоны из камер делали?Ну,а так ,как обычно +за дела 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites