7.62

МиГ-3 №5063 ст.лейт. Монастырский 28 ИАП 6 ИАК

24 сообщения в этой теме

МиГ-3 №5063 с мотором АМ-35а №с30765

ст.лейт. Монастырский Григорий Федорович

28 ИАП 6 ИАК ПВО

29 октября 1941 г. не вернулся с боевого задания.

 

Примерно месяц назад мы душевной компанией с форумчанами отработали место падения самолета МиГ-3 в Нарофоминском р-не.

Краткая история работ:

Место падения неизвестного самолета было найдено боровскими поисковиками летом 2017г., после чего Сергей (ник Бумбараш), пригласил нас в развед-выезд. За пару часов отработки сигналов вокруг воронки, Сергею и Кириллу (Kirche) удалось найти лючок с плоскости крыла. К всеобщей радости там был номер самолета 5063.

Еще приятнее, когда этот номер оказался в нашей базе данных потерь. На нем не вернулся с боевого задания штурман 28 ИАП летчик Монастырский Г.Ф.

Надо сказать, что хотя я не участвовал в том разведвыезде, но несказанно обрадовался, т.к. на протяжении примерно 10 лет искал любую информацию о Монастырском и месте его гибели.

В создаваемой нами базе данных была информация от редакции журнала "Военная Археология", что в середине 1990-х годов в р-не дер. Романово Нарофоминского р-на неизвестными людьми было найдено место падения Миг-3 №5063 с мотором №30765, на котором НБЗ летчик Монастырский. Наличие останков погибшего было неясно. Пару лет назад от командира ПО "Витязь" (Москва) Дмитрия Федосова, было получено фото карбюратора с номером мотора 30765, найденное местными жителями где-то под Романово.

Мы верили, что когда-то место падения этого самолета будет найдено. И это время пришло! Боровские коллеги нашли точку!

Хотя во время летней разведки был найден лючок с номером самолета, и было видно, что место раскопано, мы пришли к общему мнению, что повторное вскрытие воронки необходимо для поиска останков летчика (или чтобы быть полностью уверенными в их отсутствии.

Ноябрь 2017 г. Выезжаем нашей «интербригадой» на место падения. По 1-2-3 человека от разных отрядов. Боровские, нарофоминские, московско-подмосковные представители тут. Легкий морозец, но железный конь Савра прёт напролом проламывая лед в тракторных колеях и ломая мелкий подлесок. Если личный состав следовал пешком по лесным дорогам, то всю снарягу, помпы, бензопилы и прочее Савр доставил прямо к воронке! Спасибо, Володя!

1-вид.jpg

Изменено пользователем 7.62
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

От предшественников осталось немного мелких обломков. И толстый обрывок троса на ёлке, через который вытягивали мотор.

3-обломки.jpg

2-прещепка.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пока помпа скачала воронку, вокруг все работали с приборами. Крепеж костыля был самой крупной находкой вокруг воронки. В бруствере попались несколько обломков плекса, Федор (ака helmet84) – удачливый поисковик, принес на отмывку еще один лючок. Полностью в краске. Сразу стало ясно – будет номер самолета. Но он оказался другим!!! Не 5063, как с летнего выезда, а 5061. Причем рядом карандашом было написано 61.

2.JPG

3-лючок5061.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Как обычно, Александр (ака Бурый) смело бросился на борьбу с жижей. Лопатой, ведрами, руками он её поборол!!! (остальные старались помогать). В воронке щупом набивались многочисленные сигналы, но глубина совсем небольшая. Через несколько часов копа жидкой глины, мы вычистили воронку до материка. Итоговая глубина оказалась не более двух метров, и наши предшественники в 90-е полностью выкопали яму, в конце сбросив в нее ненужные мелкие детали. Самым крупным артефактом оказался баллон сжатого воздуха, пробитый снарядом калибра 20 мм.

Несколько мелких обломков бронеспинки. Увы, паззл не собрался и на половину…

7-лонж.JPG

6-голова бронеспинки.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На костре кипятился снег, и мы поставили целью перемыть все найденные обломки в поисках номеров. Что и было сделано.

На фрагменте блока цилиндров и улитке нагнетателя мы нашли номер мотора С30765, соответствующий мотору летчика Монастырского.


 

5-мотор.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тут же были дюралевые крылья РС-82, и клапан, отпиленный болгаркой (очевидно при распиле мотора на металл). Жаль, что исторический артефакт, достойный музея, был утилизирован…

Крышка патронного ящика. Увы, без номера... Номер мотора на пластиковой крышке магнето тоже отсутствует. Наверное, на АМ-35 их все же не выбивали при сборке мотора...

8-магнето.JPG

9-крышкаБС.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Итог:

На самолете МиГ-3 №5063 с мотором М-35А №30765 не вернулся с боевого задания 29-го октября 1941 года штурман 28 ИАП 6 ИАК ПВО старший лейтенант Григорий Фёдорович Монастырский.

Среди обломков самолета не были обнаружены останки пилота или его личные вещи, что подтверждается документальным уточнением из архивной выписки: «…В воздушном бою был подожжен самолет МИГ-3 ст. лейтенанта МОНАСТЫРСКОГО, который выпрыгнул с парашютом... О состоянии МОНАСТЫРСКОГО ничего не известно…»

В заключении хотел бы поблагодарить всех коллег, с кем мы душевно и продуктивно отработали еще одно место падения, убедившись в отсутствии останков летчика среди обломков в воронке, разыскав номера самолета и мотора.

 

Из форумчан в выезде активно принимали участие: Бумбараш, Савр, Бурый, Раздолбайкер, Kirche, Хелмет84.

Спасибо вам за отличную слаженную работу, друзья!

10-в яме.JPG

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
9 часов назад, 7.62 сказал:

МиГ-3 №5063 с мотором АМ-35а №с30765

ст.лейт. Монастырский Григорий Федорович...

Краткая история работ:

Место падения неизвестного самолета было найдено боровскими поисковиками летом 2017г... К всеобщей радости там был номер самолета 5063....

Об этом самолёте Бабанин Тарас (п/о "Единорог) говорил ещё год назад.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Григорий Федорович Монастырский родился 20 декабря 1914 года в станице Казанской Ростовской области в семье крестьянина. Учился в Вешенской средней школе. Сразу после школы работал шахтером, получил права водителя, был членом аэроклуба. С 1935 года в ВЛКСМ. Призван в Красную Армию курсантом Краснознаменной Борисоглебской военной авиационной школы летчиков имени В.П. Чкалова, которую он окончил в 1937 году. После окончания школы служил в Киевском особом военном округе. На 1940 год был уже в звании лейтенанта и занимал должность командира звена. Войну встретил в составе 23 ИАП 15 САД вблизи границы. Там же войну встретила и его жена Мария Петровна Монастырская (Атрошкина), с которой Григорий Фёдорович был знаком с ранней молодости. Сражался с противником с первых часов войны - вел за собой людей, занимал должность старшего адъютанта полка. Позже переведен в 28 ИАП, где занимал должность штурмана полка (к тому времени повышен в звании до старшего лейтенанта).

После летних боев в составе 23 ИАП 15 САД лейтенант Монастырский Г.Ф. награжден Орденом «Красного Знамени» (Указ ВС СССР о награждении от 8 июля 1941 года, который был опубликован 18.07.1941). Тогда же в центральных газетах появилась фотография отважного летчика-истребителя, которую сделал известный фронтовой корреспондент М.С. Бернштейн. Эту награду вручил Григорию Фёдоровичу 13 октября 1941 года Председатель Президиума ВС СССР товарищ М.И. Калинин (о чем сообщалось в газетах от 15.10.1941).

Красная звезда_фото 2.jpg

29 октября 1941 года старший лейтенант Григорий Монастырский взлетел с аэродрома Внуково в составе авиазвена в район Наро-Фоминска для прикрытия наших наземных войск от ударов вражеских бомбардировщиков. В неравном воздушном бою, в котором он в паре с комэском 28 ИАП капитаном И.В.Поляковым сбил Хе-126, его самолет был сбит, а выпрыгнувший с парашютом над территорией временно занятой противником Григорий Фёдорович пропал без вести.

Газетные статьи военного времени (до и даже после гибели героя) упоминают о 12 (!) сбитых Григорием Фёдоровичем самолетах противника (11 самолетов на 15.10.1941 и 12 самолетов, включая сбитый в последнем вылете в статье от 01.03.1942). Известный исследователь авиации М.Ю. Быков в своей книге упоминает 7 воздушных побед (5 личных и 2 в группе), отраженных в оперативных и сводных документах, хранящихся в ЦАМО РФ.

Вот список известных учтенных побед героя (возможно не полный): 

- 22.06.1941 - Хеншель-126 (лично);

- 25.06.1941 – Ме-109 (лично);

- 25.06.1941 – Ме-109 (лично);

- 08.09.1941 – Хенкель-111 (в группе);

- 10.09.1941 – Хенкель-111 (лично);

- 12.09.1941 – Хенкель-111 (лично);

- 29.10.1941 – Хеншель-126 (в группе, в последнем бою)

За сентябрь-октябрьские бои в составе 28 ИАП 6 ИАК ПВО ("За проявленное мужество и умение в отражении налетов вражеской авиации на Москву") штурман полка старший лейтенант Монастырский Г.Ф. награжден Орденом «Ленина» (Указ ВС СССР о награждении от 28 октября 1941 года, который был опубликован 29.10.1941 – в день гибели пилота).

25 августа 1944 года 28 ИАП 318 ИАП представил Григория Фёдоровича Монастырского на награждение Медалью «За оборону Москвы» (посмертно) 

В одном из своих писем жене Григорий Фёдорович писал: «Мария! Прошу об одном - береги себя, ведь у тебя - все впереди.». Мария Петровна помнила своего мужа всю жизнь (на 1991 год жительница Таганрога, пенсионер), о чем очень трогательно описано в статье "Ты только жди" из  сборника «Последние письма с фронта. 1941», Москва, Военное Издательство, 1991 год.

Боюсь, что мы никогда точно не узнаем, что было с Григорием Фёдоровичем после прыжка из горящего МиГ-3, но как писала Мария Петровна: "Я долго-долго не верила, что Гриша, самый дорогой для меня человек, погиб. Хотя хорошо знала, что он живым в руки фашистским извергам не дастся."

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Предположительно противниками пилотов 28 ИАП в том воздушном бою (кроме бомбардировщиков противника) были сопровождающие их истребители 51-й эскадры, точнее возможные семь претендентов есть в составе 3-й группы (аэ. Ермолино/Инютино) и 1-й группы (аэ. Медынь). Войну пережили лишь двое (из которых один в советском плену) - остальных Матушка Россия "наградила" таки "последним крестом"!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот крыльевой лючок МиГ-3 (доступа к механизму регулировки элеронов ?) с номером 5063, который был найден в первый совместный разведвыезд ПО "Отечество" (Боровск) и нашей команды. Боровские ребята нашли это место ещё во время Вахты Памяти осенью 2016 года, но установить тип самолета помогли их фотографии с летнего выезда.

5063-2.JPG5063.JPGлючок.jpg

самолет 5061, кстати, также был в составе этого полка, поэтому было важно найти дублирующиеся номера мотора (что также удалось сделать).

Спасибо ребятам большое за совместную плодотворную работу!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В тему - новое сообщение со страницы ПО "Бумеранг-ДОСААФ" в социальной сети "ВКонтакте":

"РОВНО 81 ГОД НАЗАД. БИТВА ЗА МОСКВУ.
29 октября 1941 года в районе Наро-Фоминска с боевого задания не вернулся старший лейтенант, штурман 28 ИАП 6 ИАК ПВО Григорий Федорович Монастырский. Обломки самолета МиГ-3 №5063 с мотором М-35А №30765 Григория Федоровича Монастырского были обнаружены в декабре 2017 года участниками проекта поискового движения России "Небо Родины" под Наро-Фоминском (...).
Родился Григорий Федорович Монастырский 20 декабря 1914 года в станице Казанской Ростовской области в семье крестьянина. Учился в Вешенской средней школе. Сразу после окончания школы работал шахтером, получил права водителя, был членом аэроклуба. С 1935 года вступил в ВЛКСМ. Призван в Красную Армию курсантом Краснознаменной Борисоглебской военной авиационной школы летчиков имени Валерия Павловича Чкалова, которую он окончил в 1937 году.
После окончания школы служил в Киевском особом военном округе. На 1940 год был уже в звании лейтенанта и занимал должность командира звена.
В аттестации за 1940 год отмечалось:
"Лейтенант Монастырский, занимая должность командира звена, показал себя инициативным, грамотным и способным руководителем. Умело организует учебный и воспитательный процесс. Звено Григория Монастырского в период боевых действий в Финляндии и дальнейшей работе по выполнению плана боевой учебы за 1940 год хорошо слеталось, добилось высоких результатов в совершенствовании техники пилотирования, в ходе стрельб по воздушным и наземным целям, а также в процессе бомбометания. Много трудится над повышением своих военных и политических знаний. Умело передает опыт подчиненным. В воздушных боях с противником показал себя выносливым и смелым. Техникой пилотирования на современных истребителях овладел отлично. Растущий авиационный командир. Поручения партийной организации выполняет добросовестно и своевременно..."
Войну Григорий Фёдорович Монастырский встретил в составе 23 ИАП 15 САД вблизи границы. Там же войну встретила и его жена Мария Петровна Монастырская (Атрошкина), с которой Григорий Фёдорович был знаком с ранней молодости. Сражался с противником с первых часов войны - вел за собой людей, занимал должность старшего адъютанта полка. Позже переведен в 28 ИАП, где занимал должность штурмана полка (к тому времени повышен в звании до старшего лейтенанта).
После летних боев в составе 23 ИАП 15 САД лейтенант Монастырский награжден Орденом «Красного Знамени» (Указ ВС СССР о награждении от 8 июля 1941 года, который был опубликован 18.07.1941). Тогда же в газете «Красная звезда» от 10.07.1941 г. №160 (4915), появилась и фотография Григория Федоровича, сделанная специальным корреспондентом М.Бернштейном). Награду вручил Григорию Фёдоровичу 13 октября 1941 года Председатель Президиума ВС СССР товарищ М.И. Калинин (о чем сообщалось в газете "Сталинский Сокол"от 15.10.1941). Вот фрагмент из этой газеты, где упоминается наш герой:
"Старший лейтенант Г. Монастырский, в прошлом шахтер, сбил за месяцы войны 11 самолетов, из них «Хеншель-126» – 22 июня в первом воздушном поединке с фашистскими стервятниками. Через день этот счет был увеличен до трех. Интересны обстоятельства этого боя. Монастырский, встретив неподалеку от пункта В. пять «Мессершмиттов», навязал им бой и первым пошел в лобовую атаку. Численное превосходство не помогло врагу. Отлично маневрируя и расчетливо расстреливая пулеметные ленты, отважный летчик сбил два вражеских истребителя. Третий был уничтожен зенитчиками. Остальные торопливо повернули назад. Монастырский, награжденный орденом Красного Знамени, совершил 120 боевых вылетов. "
29 октября 1941 года старший лейтенант Григорий Монастырский вылетел с аэродрома Внуково в составе авиационного звена в район Наро-Фоминска для прикрытия наших наземных войск от ударов вражеских бомбардировщиков. В неравном воздушном бою, в котором он в паре с командиром эскадрильи 28 ИАП капитаном И.В.Поляковым сбил Хе-126, его самолет был сбит, а выпрыгнувший с парашютом над территорией временно занятой противником Григорий Фёдорович пропал без вести.
Приблизительный список известных учтенных побед Григория Федоровича Монастырского:
- 22.06.1941 - Хеншель-126 (лично);
- 25.06.1941 – Ме-109 (лично);
- 25.06.1941 – Ме-109 (лично);
- 08.09.1941 – Хенкель-111 (в группе);
- 10.09.1941 – Хенкель-111 (лично);
- 12.09.1941 – Хенкель-111 (лично);
- 29.10.1941 – Хеншель-126 (в группе, в последнем бою)
За сентябрь-октябрьские бои в составе 28 ИАП 6 ИАК ПВО ("За проявленное мужество и умение в отражении налетов вражеской авиации на Москву") штурман полка старший лейтенант Монастырский Г.Ф. награжден Орденом «Ленина» (Указ ВС СССР о награждении от 28 октября 1941 года, который был опубликован 29.10.1941 – в день гибели пилота).
25 августа 1944 года 28 ИАП 318 ИАП представил Григория Фёдоровича Монастырского на награждение Медалью «За оборону Москвы» (посмертно).
В статье "Ты только жди" из сборника «Последние письма с фронта. 1941», Москва, Военное Издательство, 1991 год можно прочитать очень трогательные письма своей жене Марии Петровне. Приведем несколько из них:
""...Жизнь проходит по-фронтовому. В небе войны скучать не приходится: фашисты не дают. Весь личный состав полка дерется с заклятым врагом отчаянно, страха не знает. Отдельные наши летчики - Георгий Богомолов, Константин Федоров и другие уже имеют на своем боевом счету по два и более сбитых самолетов противника. Несем потери и мы. Гитлеровцы не ожидали такого сильного сопротивления и, конечно, просчитались в оценке возможностей нашей страны. Хочу разделить с тобой и свою радость. На днях я удостоен ордена "Красное Знамя". Это первая боевая награда, и она очень дорога для меня. Никогда не думал, что так быстро ее получу. Однако, как видишь, мне посчастливилось. Наверное, за дела. Мария! Прошу об одном - береги себя, ведь у тебя - все впереди. Ты только жди. Крепко целую. Любящий тебя Гриша.11 июля 1941 года".
"Понемногу сбиваем спесь с бешеных фашистских собак, и мы очистим от них всю нашу землю. Я уверен: недалеко то время, когда гитлеровские гады будут крепко биты. А пока очень много приходится работать. На земле и в воздухе идут тяжелые бои. Фашисты с каждым днем становятся злее. Нам тоже достается. Но мы держимся, духа не теряем, хотя тоже несем потери...
Очень часто вижу тебя во сне, а как бы хотелось наяву встретить тебя, крепко обнять и горячо расцеловать... Твой Гриша. 14 августа 1941 года". ".

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Бортстрелок Константин Борисович, отличный материал! Однако, пока нельзя считать 29.10.41г. датой гибели этого отважного пилота. Нам не известна его дальнейшая судьба после приземления с парашютом...Всё возможно... Он всё ещё остаётся пропавшим без вести.....

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, навигатор сказал:

@Бортстрелок Константин Борисович, отличный материал! 

@навигатор Спасибо, но я здесь - только "самолёт-ретранслятор" :) Это сообщение - авторства командира  ПО "Бумеранг-ДОСААФ".

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В тему - сегодняшняя "Новость" с официального Интернет-сайта ООД "Поисковое движение России":

" Московские поисковики установят памятный знак на месте гибели самолета старшего лейтенанта Григория Монастырского

Макет памятного знака для установки на месте падения самолета МиГ-3 №5063 с мотором М-35А №30765, на котором 29 октября 1941 года с боевого задания не вернулся старший лейтенант, штурман 28 ИАП 6 ИАК ПВО Григорий Федорович Монастырский представили поисковики столичного региона, участники общероссийского проекта «Поискового движения России» по увековечению памяти летчиков, погибших в годы Великой Отечественной войны, «Небо Родины».

Обломки самолета Григория Федоровича Монастырского были обнаружены в ходе полевой поисковой экспедиции (https://vk.com/wall-114741850_4521) на территории Наро-Фоминского района Московской области в декабре 2017 года.

Памятный знак планируется установить весной 2023-его года совместно с коллегами из поискового отряда «Звезда» из Боровского района".

0000.jpg

 

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В тему - новость со страницы ПО "Бумеранг-ДОСААФ" из Наро-Фоминска:

"НАЙДЕНЫ РОДСТВЕННИКИ ЛЕТЧИКА 28 ИАП 6 ИАК ПВО ГРИГОРИЯ ФЕДОРОВИЧА МОНАСТЫРСКОГО
25 марта в стенах Наро-Фоминского историко-краеведческого музея состоялась долгожданная встреча поисковиков с родственниками штурмана эскадрильи 28 ИАП 6 ИАК ПВО, старшего лейтенанта Григория Федоровича Монастырского. Григорий Федорович не вернулся с боевого задания 29 октября 1941 года в районе Наро-Фоминска. Обломки самолета МиГ-3 №5063 с мотором М-35А №30765 Григория Монастырского были обнаружены в декабре 2017 года участниками проекта поискового движения России "Небо Родины" под Наро-Фоминском ... 
Что интересно, родственники сами вышли на связь, прочитав нашу публикацию о работах на самолете Григория Федоровича в журнале "Крылья Родины". Мы договорились о встрече в стенах Наро-Фоминского музея, специально подготовив экспозицию, посвященную 6 ИАК ПВО и в частности самому герою.
Владимир-внучатый племянник Григория Федоровича приехал со своей семьей. Мы рассказали о деталях поисковых работ, проекте "Небо Родины", провели экскурсию по выставке и музею. Также обсудили детали установки в этом году памятного знака на мести гибели самолета Монастырского".

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу