7.62

Як-1 мотор 354261

20 сообщений в этой теме

ЯК-1 с мотором №354261     дер. Ивино Гагаринского р-на Смоленской обл.

16 декабря 2017г. Сводная группа поисковиков Московской области и Гагаринского района Смоленской области, совместно с местными активистами и краеведами провели работы на месте падения самолета ЯК-1 в районе дер. Ивино Гагаринского района Смоленщины.

На основе первичной информации полученной от форумчанина Луки, удалось связаться с человеком-первоисточником, проживающим в данный момент на Кузбассе и рассказавший о месте падения самолета, которое он видел в 1970-х годах.

Кроме нескольких поисковых разведок была проведена работа с местным населением, существенно помогли егеря, проводившие опрос старожилов, и хорошо знающие эту местность. В итоге был найден человек, который в 14-летним возрасте видел воздушный бой этого самолета, падение его и опускающегося парашютиста, который позже был задержан немцами и направлен в штаб (так по рассказу).

После трехкилометрового марша по раскисающим грунтовкам, пересечении лесных заболоченных участков в ледяном крошеве, наша группа добралась до самой воронки. Многие к этому времени уже провалились на тонком льду в ледяную воду, и прибыли к месту с мокрыми ногами. Вокруг воронки – высокие отвалы от экскаватора (до полутора метров высотой). Размер воронки подо льдом – примерно 6х10 метров. Выглядит устрашающе, начинаем откачивание воды.

1.jpg

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пока две помпы работали, команда взялась за сбор обломков из отвалов и вокруг воронки. Увы, сигналов оказалось не так много, как могло бы быть. Однако, обывки капотов, мелкие обломки блока двигателя, силовой узел крепления стойки шасси были оставлены собирателями металлолома 1970-х годов.

2-обломки.jpg

3-от_мотора.jpg

4-узел.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Один из капотов, с небольшим лючком. Увы, номера на капоте не было. Обратите внимание на грубость изготовления клепок лючка.

5-капот.jpg

6-лючок.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Только часам к 3 дня удалось скачать воронку, убрать лед и поработать щупом. На глубине около метра набили пару плотных обломков – стали вскрывать плотную глину. Почти непрерывно по цепочке передаются ведра с жижей наверх. В это время под листвой и ветками, несколько в стороне, местные краеведы обнаружили часть коленвала с главной шестерней. Хотя деталь была вся в глине, мы уже знали, что здесь будет контрирующая дюралевая шайба с номером. Вот он – заводской номер мотора 354261! Вероятность, что коленвал с этой шайбой может быть сменным – невелика, поэтому именно по этому номеру и будем искать его принадлежность к полку.

9-шестерня.jpg

10-354261.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Воронка оказалась очень неплохо вычищена в 1970-е. Всего несколько обломков было найдено в ней. Вскрыли до материка в глубину и в стороны, менее 10 фрагментов агрегатов только нашли. Вокруг воронки также очень мало обломков. Удивило почти полное отсутствие стальных трубок рамы самолета. Предполагаем, что они были настолько смяты вместе с мотором, что их вывезли одновременно.

Извиняюсь за качество фото - уже в сумерки снимал и в дождь...

11-итог.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

К сожалению, в документах 1 ВА данный мотор не отмечен. Как и наличие моторов 3542хх на ЯК-1 в целом. Единственное исключение – наиболее близкий мотор был на ЯК-1 из состава 163 ИАП 210 ИАД. Т.к. данный сектор совместно с 1 ВА Западного фронта (с востока) работала и 3 ВА Калининского фронта (с севера) при налетах на аэродром Дугино, то предположительно самолет может быть из нее.

По документам завода №292, мотор 354261 установлен на самолет №4746 в декабре 1941 г. (Данные предоставлены Михаилом Тиминым)

По нашей базе данных, Як-1 №4746 в октябре 1942-го после ремонта поступил в 20 ИАП. Мотор уже другой.

От всей команды хотим поблагодарить Владимира (Кузбасс) за хорошую память, Луку за размещение первичной информации на форуме и последующей помощи, гагаринским егерям и охотоведам за помощь в сборе информации, кармановским краеведам за непрекращающуюся помощь во всем. Именно общая работа разных, зачастую незнакомых людей привела к нахождению и результативной отработки места падения. Теперь за архивными исследованиями очередь.

Если у кого-то есть данный номер – прошу сообщество помочь в установлении летчика.

С уважением,

7.62

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

"Зато как погуляли..."

Если учитывать, что самолет, на котором первично стоял данный мотор, вернулся в полк, действовавший довольно долго в составе 1 ВА (ВВС ЗапФ), то вероятно и этот самолет, потерянный с данным мотором, был также в 1 ВА. Возможно это потеря первой половины лета? (если верить очевидцу про теплое/жаркое время года и тому, что 40-е серии Як-1 к августу были уже в значительной степени потеряны или изношены).

Если наследственность возврата машины из ремонта была, то ранее этот мотор мог быть отмечен в ВВС 10А или 50А, 201 ИАД или 203 ИАД, но может быть и более сложная логистика в ремонтных органах - и 3 ВА также не исключена.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Погуляли отлично, это точно. Соглашусь с Кириллом, возможно и летняя потеря 1 ВА (по которой документация номеров велась не очень хорошо до августовского приказа 1 ВА о переписи матчасти.

Есть две важный точки отправных - лето и плен. Анализируем пленных по 1 ВА пока. Но это все равно догадки, пока не узнаем кто списал данный мотор. К сожалению, шанс найти номер самолета вокруг очень невелик...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

....   27.8.42     сопровождение   ил-2   к   Дугино...

Зиглер Петер          3./JG54    Il-2    46 333: at 800 m    14:22    
Зиглер Петер          3./JG54    Il-2    46 324: at 500 m    14:23    
Тренкель Руд.       2./JG52    LaGG-3    46 332: at 800 m    14:23        -----сев.вост.   Дугино
Хюбнер Герхард     2./JG52          Il-2    46 442                    14:24    
 Хольбайн                8./JG51       Il-2    46 331: tiefflug    14:25    
Беннеман Хельмут    Stab I./JG52    Il-2    46 362    14:27    
 Хаммерль Карл    51    1./JG52    LaGG-3    46 421    14:28    .............-------------.д.  .Ивино   
 Грассмук Бертольд    62    1./JG52    LaGG-3    46 424: at 500 m    14:30             юг.вост.    д.Ивино
 Ольшлэгер Ханс    2    Stab I./JG52    Il-2    46 451: tiefflug    14:32    
Зиглер Петер        3./JG54    Il-2    37 831: at 800 m    14:33  

 

нбз  ------ жуйков     1 гиап   3 гиад   3 ва

плен----  котюков   и шаройко   163 иап    3 гиад    3 ва
 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
40 минут назад, misha-mo сказал:

....   27.8.42     сопровождение   ил-2   к   Дугино...

нбз  ------ жуйков     1 гиап   3 гиад   3 ва

плен----  котюков   и шаройко   163 иап    3 гиад    3 ва
 

Спасибо, Михаил. Этот вылет нам известен (весьма даже !) - Ваша догадка не исключена...

У Вас, кстати, нет одиннадцатой заявки с этого боя (её Отто Вюрфелю не засчитали)... А также у Хюбнера и Беннеманна в заявках возможны опечатки при заполнении БД Тони Вудом. 

Изменено пользователем kirche
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Машина № 4746 с завода с найденным мотором 354-261 ушла в 188-й иап, а в 20-й иап пришла уже с другим.

Этот мотор у меня по базе больше не проходит.

Кстати, на траверсе шасси явно просматриваются выбитые цифры 29, а вот что впереди - плохо видно.

Изменено пользователем Сергей Кузнецов
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сергей, спасибо за пояснения. Выходит летом 42-го мотор 354621 был снят с самолета 188 ИАП и поставлен на что-то другое... Т.е. все-таки 1 ВА более вероятна.

По выбитому номеру. Он не выбит, он литой. Причем на двух разных деталях - разный. Извиняюсь за отвратительное качество фото... Может у товарищей есть лучше фото.

косточка.JPG

косточка2.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вдруг произойдет чудо и у кого-то есть номера вооружения за 42-й.

Найдена крышка ШКАС № 738. Буквы на фото не могу разглядеть... Может И?

шкас-738.JPG

шкас-738-2.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, это номенклатурный № траверсы П 4100-15. Смутила раковина, очень похожая на нижнюю часть двойки плюс игра света и тени.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Коллеги, спасибо за поддержание темы.

Тов. Синд! Надеюсь доехать до крышки и посмотреть номер в лупу.

Тов. Сергей! У товарища нашего оказалось фото хорошее номера этого:

Снимок.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 19.12.2017 в 16:08, misha-mo сказал:

нбз  ------ жуйков     1 гиап   3 гиад   3 ва

плен----  котюков   и шаройко   163 иап    3 гиад    3 ва
 

Михаил, спасибо за озвучку версий. К сожалению, номеров матчасти потерь Жуйкова, Котюкова и Шаройко у нас нет. Может кто-то работал детально с делами полков? Т.к. в дивизионных приказах документация четкая (но именно вылет 27.08.42 почему-то выпал)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, 7.62 сказал:

Михаил, спасибо за озвучку версий. К сожалению, номеров матчасти потерь Жуйкова, Котюкова и Шаройко у нас нет. Может кто-то работал детально с делами полков? Т.к. в дивизионных приказах документация четкая (но именно вылет 27.08.42 почему-то выпал)

27.8.42 9 Як-1 из 1 гиап и 163 иап прикрывали 5 Ил-2 налет на аэр совхоз Дугино. 14.54-16.10. Базировались Сукромля и Бошарово.

Полагаю, что 3 Як-1 нбз 27.8.42 были исключены из боевого состава 210 иад приказом №0154 от 12.9.42 параграф 6 как нбз свыше 10 дней на основании рапортов полков от 11.9.42 и 6.9.42. Всего там в параграфе 5 Як-1 и все с моторами пф 3-.

Изменено пользователем linnet
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу