Sign in to follow this  
Followers 0
Алекс21

Як -1 № 4352 в Туапсинском районе

29 posts in this topic

Сегодня морская группа тралила дно морское, а горная шерстила лес в поисках МП самолёта в районе горы Семашко. Поплутав по хребтикам и оврагам 8 км прибыли на место работы. Каково было мое удивление, когда мы пришли на МП советского самолёта, оказалось несколько лет назад в поисках самолёта в этом районе мы прошли его в 100 метрах, огибая МП по форме подковы.

Дабы не ходить вокруг да около сразу скажу, что нашли лючок с номером самолёта и алюминиевую шайбу с большой шестерни с номером мотора. Мотор М-105ПФ № 1034 в нашей базе не значится, а вот номер самолёта 4352 засветился в найденной Жекой шильде .... аж под Крымском!

Остальное завтра.  

IMG_20170912_100919.jpg

IMG_20170912_112144.jpg

IMG_20170912_112154.jpg

IMG_20170912_100908.jpg

Edited by Жека
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Под Крымском была найдена шильда с номером 43-52 на месте падения Як-7б, а в этом случае речь скорее идет о Як-1 № 43-52. Видимо очередной "Франкенштейн" из 518 ИАП.  

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Лагг-3 №31213218 с мотором № пф 1034 разбит ст л-т Колусовский? После приземления столкнулся с МиГ-3 из 25 иап. Оба самолеты разбиты, мотор в ремонт. Даты нет.  

 

 

 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Это из такой экзотики, как иап ПАКУ 237 иад.

На 15.8.1942 мотор  пф 1034 числился неисправным в этом полку с пометкой с аварийного самолета 31213218

Edited by linnet
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

А место происшествия указано? Где ЭТО располагалось территориально?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Фото из выезда, место падения и найденные фрагменты

IMG_20170912_104530.jpg

IMG_20170912_104551.jpg

IMG_20170912_104602.jpg

IMG_20170912_100947.jpg

IMG_20170912_101018.jpg

IMG_20170912_101053.jpg

IMG_20170912_101009.jpg

IMG_20170912_105442.jpg

IMG_20170912_101115.jpg

IMG_20170912_101210.jpg

IMG_20170912_101225.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вторая группа отработала восточный склон горы Семашко на предмет идентификации ранее найденных обломков немецкого самолёта. Оказалось - растянутый на несколько километров Ме-110 № 4612. И потом присоединилась к нам.

IMG_20170912_153408.jpg

IMG_20170912_153421.jpg

IMG_20170912_153438.jpg

IMG_20170912_153450.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Дружная компания собралась! Сказочные места...

IMG_20170912_153509.jpg

IMG_20170912_171555.jpg

IMG_20170912_153552.jpg

IMG_20170912_153559.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

237 ИАД воевала в Крыму, потом вошла в состав Северо-Кавказского фронта.

Edited by Жека
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Собственно говоря запчасти со второго Яка из соседней темы тоже засветились в Крыму, на Южном и Юго-Западном фронтах. Есть подозрения, что оба найденных Яка были собраны из имеющихся в наличии ремонтных запчастей и в августе 1942 года вошли состав 518 ИАП.   

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Интересно, что скажет Сергей Кузнецов о судьбе Яка № 4352

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Опечатка: иап ПАКУ входил в 237 иад. ПАКУ, кажется Полтавские авиа курсы усовершенствования ...

иап ПАКУ встречаются потери начала августа 1942 в р-не Темрюк,  6.8.42 поломки на аэр. Краснодар, 13.8.42 перелет с аэр Киевская на аэр Крымская, 16 и 18.8.42 потери на аэр Крымская от налета Ме-110. 

Несколько ЛаГГ-3 отправлены на ремонт в Новороссийск

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Нашел тех акт от 10.8.1943 ЛаГГ-3 № 31213218 с мотором №пф 1034 разбит на аэродроме Крымская. Мотор требует мастерского ремонта. Приписка другим цветом - Разобранный на запчасти самолет с мотором  сдан в 452 БАО.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Более того, в состав 237 ИАД входил и 518 ИАП, куда были направлены все собранные из имевшихся запчастей Яки.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Детали точно Яковские. Мотор у меня по базе не выявился.

Машина 4352 на заводе была передана 10.5.42 г. летчику 182-го иап ПВО 105-й иад. С завода стоял мотор ПА 121-366. Причем самолет этот был модифицирован под ШВАК+2УБС. Если патронов 12,7 не нашли, то не этот. На фото найденного есть еще кронштейны под РО-82, что тоже против данной версии.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

И снова Крымский след. 182 ИАП воевал в Крыму.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Если наш "франкенштейн" из 518 ИАПа,  а это больше всего подходит, то кто лётчик? При обследовании МП следов лётчика не найдено, т.е. он остался жив.

Посмотрел по своим бумагам - в первый раз! - не могу найти никого! Также как и какого числа была потеря этого Яка.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 минуту назад, Алекс21 сказал:

Если наш "франкенштейн" из 518 ИАПа,  а это больше всего подходит, то кто лётчик? При обследовании МП следов лётчика не найдено, т.е. он остался жив.

Посмотрел по своим бумагам - в первый раз! - не могу найти никого! Также как и какого числа была потеря этого Яка.

Как раз проверял версию с 518 иап. Если летчик погиб, то только один вариант есть:

17.10.1942 Ст. л-т Понасенко Тимофей Иосифович, нач. ВСС 518 иап нбз из района Гунайка. Семашко от Гунаек 10 км в сторону Туапсе.

Могла быть еще потеря полка в эти дни в этих местах (с выжившим летчиком).

 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Отсутствие останков летчика среди обломков самолета не говорит о том, что он остался жив. Могло быть много причин: не раскрылся парашют, приземлился на парашюте в расположении немцев, расстреляли в воздухе, когда спускался на парашюте и т.д.

Edited by Жека
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Проверил версию с Панасенко

17.10.42 г. Самолет ЯК-1 летчик Нач. ВСС старший лейтенант ПАНАСЕНКО Т.И. в составе 3 ЯК-1 прикрывал свои войска в р-не ШАУМЯН-ИНДЮК. Во время воздушного боя с 2 Ме-110 и 4 Ме-109ф в р-не ГОЙТХ старший лейтенант ПАНАСЕНКО скрылся в облачность  и с задания не вернулся.

1.11.42 г. стало известно, что старший лейтенант ПАНАСЕНКО сбит в воздушном бою, упал в р-не г. СЕМАШХО /7 км. ю-з. ГоЙТХ/, самолет разбит, летчик погиб.

Если верить этому донесению, то всё сходится - самолёт падал со стороны Гойтха, до него около 3 км. И место, в котором мы нашли обломки - подножие г. Каменистая, что рядом с горой Семашко, до неё 4 км.

МП окружено с о всех сторон блинами и позициями наших и немецких войск, здесь шли большие бои. Не исключено, что лётчик где-нибудь захоронен.

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот и отлично! Теперь надо бы останки летчика поискать.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

В принципе можно, но если он на парашюте выпрыгнул, то в это время здесь стояли еще наши войска, скорее всего они его и похоронили. Надо бы донесения по этим подразделениям посмотреть. Ведь сообщил же кто-то 1 ноября 1942, что он погиб, видимо нашли и похоронили, а весть в авиаполк пришла две недели спустя.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Саня, а за какими номерами списали самолет и мотор?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Можно только догадываться - "франкенштейн"! 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Судя по GPS координатам самолет упал в этой точке

L37-139.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну да, чуть ближе к Каменистой, до неё 1,5 км, до речки Пшиш - 2,5 км.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

17.10.1942 командир АЭ 518 иап капитан Жиров (Щиров?)С.С. сбил в р-не Гунай Ме-110. Он же там же 6 и 10.10.1942 сбил по одному Ме-109ф. 

10.10.1942 был воздушный бой в р-не Шаумян. Сбиты Як-1 м ЛаГГ-3. Пилоты с-т Зинкевич и с-на Соколов выбросились с парашютами.

Это к тому, что боев и потерь там могло быть много. И помимо самолета Панасенко могли еще упасть. Так что надежда на донесения от наземных войск.

Edited by linnet
-1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Борис, по первой строчке отвечаю, пока в долине реки Гунай ни Ме-110, ни Ме-109ф не обнаружено. Только Ю-87 № 2812. И думаю вряд ли обнаружим, потому что их нет в потерях у немцев и нет на местности.

По второй строке отвечаю, обломки Як-1 Зинкевича и ЛаГГ-3 Соколова найдены в квадратах, которые указаны в заявках на победу немецких лётчиков. В этом районе Гунайка-Шаумян-Гойтх-Терзиян найдены МП 22 самолётов, из них только один - Ил-2, не нашли номеров (но по косвенным признакам он установлен) и есть одно МП с обломками мотора-звезды. Остальные идентифицированы и опознаны.

Кроме того имеем информацию о ещё 5 (пока 5) МП здесь же, по 4 из них уже знаем кто это, только один - "кот в мешке". Три - наших, два - немца. Несколько лет назад, когда только начинал здесь заниматься - вот тогда это был "тёмный лес"....

Донесения же наземных войск конечно БЫ не мешало полистать, сегодня уже созванивался с коллегами по наземным войскам, обещались помочь. 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.