Алекс21

Як-1 № 2959, М-105П № 121-824 в море, Лазаревский район, Сочи

38 сообщений в этой теме

Сегодня по информации одного местного жителя о найденном в море самолёте выехали с группой МЧС в отдалённый уголок Лазаревского района. По прибытия на берег нам показали винт, найденный на дне моря и успешно вытянутый на берег.

IMG_20170821_125342.jpg

IMG_20170821_125348.jpg

IMG_20170821_125355.jpg

IMG_20170821_125412.jpg

IMG_20170821_125419.jpg

IMG_20170821_125442.jpg

IMG_20170821_125452.jpg

Изменено пользователем Алекс21
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На катере вышли в море, через 10 минут были на месте. Проводник показал примерное место, где был обнаружен винт и обломки самолёта.

После часа обследования и безуспешного ныряния в указанном месте взяли мористее и сразу наткнулись на мотор.

Место падения самолёта.

IMG_20170821_130152.jpg

IMG_20170821_130210.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Удалось поднять ШВАК с обломанным стволом, и всякую мелочь. К сожалению, подводные фото будут только в среду. Пришлось понырять без акваланга, благо глубина не большая, около 5 метров., но номер мотора нашёл: 121-824. Дубль обнаружился на алюминиевом кольце на большой шестерне на винте.

IMG_20170821_164140.jpg

IMG_20170821_164156.jpg

IMG_20170821_152938.jpg

IMG_20170821_152947.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Попадалось упоминание близкого мотора из ваших краев.

518 иап Як-1 №2674 мотор па 121-818 16.10.1942 поломка при рулежке на аэр Лазаревсккое лопнула шина, упал на крыло.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В 518 иап было два летчика сбитые в воздушном бою и упавшие в море.

28.10.1942 мл. л-т Кемарский Сергей Сергеевич 

15.11.1942 с-т  Зинкович Георгий Антонович

518 иап базировался на аэр. Лазаревское с 12.8. по 1.12.1942

Изменено пользователем linnet
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Зинкович в период с 1 по 13.11.1942 есть возвращение с бз на Як-1 №4159.

№4159 был в ремонте после боя (другой летчик) 24.9.42. Номер мотора не упоминался, т.к. повреждения только планера.

По Кемарскому якобы 29.10.1942? Кемарский на ЛаГГ-3 сбит и упал в море 8-10 км ЮВ Лазаревское.

Т.е. или Зинкович или летчик спасся или вообще другая часть.

Изменено пользователем linnet
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Всё, правильно, Борис, это касается лётчиков 236 ИАД, которые с самолётами упали в море. Вот они, 518 ИАП:

16.10.42г. Самолет ЛАГГ-3 пилот старший сержант НАУМОВ Б. В. парой с самолетом ЯК-1 прикрывал свои войска в р-не  ШАУМЯН-ИНДЮК. При возвращении на аэродром над морем 5 км. ю-в ЛАЗАРЕВСКОЕ самолет ЛАГГ-3 старший сержант НАУМОВ внезапно сзади был атакован одним Ме-109ф и был сбит. Самолет упал в море и затонул, пилот выбросился на парашюте, подобран катером и вернулся в часть невредим.

 

16.10.42г. Самолет ЯК-1 пилот старший сержант ТОПЧИЙ Д.Г. в составе группы 3 ЯК-1 и ЛАГГ-3 прикрывал свои войска в р-не ШАУМЯН-ТУАПСЕ. Вели воздушный бой с 6 Ме-109Ф и  был сбит, упал в море 200 метров от берега р-н ТИХОНОВКА, самолет разбит, пилот погиб, похоронен в ЛАЗАРЕВСКОЙ

 

29.10.42 г. Самолет ЛАГГ-3 пилот младший лейтенант КЕМАРСКИЙ С. С. в группе с 2 ЯК-1 и 2 ЛАГГ-3 вылетали на отражение истребителей противника в р-не ЛАЗАРЕВСКОЕ. В результате воздушного боя с 2 Ме-109ф ЛАГГ-3,  пилотируемый младшим лейтенантом КЕМАРСКИМ, сбит, горящим упал в море 8-10 км. ю.в. ЛАЗАРЕВСКОЕ. Самолет затонул, пилот погиб.

 

15.11.42 г Зинкевич был сбит в 09.14. и упал в море юго-восточнее Лазаревской (район Солоники, квадрат 94 161).

 

А мы нашли самолёт в квадрате 94 121, что северо-западнее Лазаревской.

Поэтому версию с потерями сухопутных лётчиков пришлось отстранить от рассмотрения. Тем более что и номера самолётов/моторов здесь практически известны с твоей помощью. Не один из них не подходить под номер мотора 121-ХХХ.

 

Пришлось смотреть ВВС ЧФ, потери которых пришлись в именно в этом районе - между Лазаревской и Туапсе на конец октября 42 года.

 

Сделал маленькую выборку:

23.10.42 потеряно 2 ЛаГГ-3, один № 31211ХХХ6 (именно так) с мотором ПФ 3-1618 и ЛаГГ-3 № 3ХХ8, разбит, мотор не указан;

25.10.42 ЛаГГ-3 № 2ХХ3 с мотором 145-251;

27.10.42 ЛаГГ-3 № 2ХХ4 с мотором 145-153;

30.10.42 ЛаГГ-3 № 3ХХ0 с мотором ПФ 1651;

               ЛаГГ-3 № 3ХХ7 с мотором ПФ 1560;

               ЛаГГ-3 № 31213ХХ1 с мотором ПФ 1614;

               Як-1 № 3ХХ6 с мотором ПФ 626;

               Як-1 № 1ХХ1 с мотором П 121-??? номер в Книге учёта самолётов и моторов ВВС ЧФ затёрт резинкой, не разобрать.

               Як-1 № 3ХХ5 с мотором ПФ 756;

 

Фамилии лётчиков не указываю. Как видно из всего списка (сам удивлён) подходит только один самолёт с искомым номером мотора.

Согласно выписке из Акта потерь, на самолёте Як-1 № 1071 с мотором М-105П № 121-ХХХ в воздушном бою был сбит л-нт Кособоков Н.П. летчик 3 АЭ 62 АП ВВСЧФ.

 

 

 

Кособоков Н.П. ОБД.pdf

Кособоков Н.П..pdf

Кособоков ОБД.pdf

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну да, моторы менялись.

Искал этот номер 121-824 и наткнулся на номер мотора 45-17, который весной нашли на Як-1 № 2574 из 518 ИАПа, поступил он в 305 ПАМ из 742 ОРАП, который летал на Пе-2...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Як-1 № 1071 ушел с завода с мотором ПФ № 268 31.5.42 г. к морякам.

мотор ПА № 121-824 с завода стоял на машине № 2959, которую забрал с завода летчик 439-го иап (ИА ПВО ТС). Есть данные из РГАЭ, что на 22.6.42 г. эта машина находилась на ЮЗФ неисправной без мотора и винта. Скорее всего мотор ушел в ремонт, а вернулся ли и на какую машину поставили? Не знаю, была ли практика смены владельца мотора после ремонта с армии на флот и наоборот?

15 часов назад, Алекс21 сказал:

номер мотора 45-17, который весной нашли на Як-1 № 2574 из 518 ИАПа, поступил он в 305 ПАМ из 742 ОРАП, который летал на Пе-2...

 45-17 - этот изначально стоял на Як-1 № 0803 из 45-го иап

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Алекс21 разобрал магнето, на нем номер ПА135-218. Так-что мотор явно ремонтный. Хорошо бы проследить судьбу мотора ПА135-218

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Чем дальше в лес - тем страшнее сказка. Вот фото с магнето, почему-то грузиться боком?

IMG_20170822_160920.jpg

IMG_20170822_161254.jpg

IMG_20170822_165322.jpg

IMG_20170822_165333.jpg

IMG_20170822_165832.jpg

IMG_20170822_165844.jpg

IMG_20170822_174104.jpg

IMG_20170822_174109.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Проверил эти номера - нет в базе.

Зато есть номер П 45-4 на самолёте Як-1 № 0766, разбитом 15.08.42 года в Гайдуке, рядом с Новороссийском. Номер написан карандашом, может быть перепутан ПА 145-4 и П 45-4?

Кстати самолёт Як-1 № 0766 был в составе 62 АП ВВС ЧФ, того же, откуда и Кособоков Н.П.

Надо ещё раз будет туда ехать нырять - достать второе магнето, а м.б. и сам мотор. Наверно только так что можно будет определить.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, Алекс21 сказал:

Зато есть номер П 45-4 на самолёте Як-1 № 0766, разбитом 15.08.42 года в Гайдуке, рядом с Новороссийском. Номер написан карандашом, может быть перепутан ПА 145-4 и П 45-4?

П 45-4 никак не мог быть в 1942 г. и ранее. 

Пардон большой.

Конечно, П45-4  мог быть 045-4, выпуска 1940 года 4 квартал.часто сокращали.

 

Изменено пользователем linnet
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ни ПА135-218, ни ПА145-4 у меня по базе не проходят.

П45-4 - это 11-й иап МВО.

П145-4 - это 161-й иап СЗФ

Мне показался номер 145-41, но это тоже далеко - 296-й иап № 0845.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

"П 45-4 никак не мог быть в 1942 г. и ранее. " это я выше неправильно сказал.

Пардон большой.

Конечно, П45-4  мог быть 045-4, выпуска 1940 года 4 квартал.часто сокращали.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
20 часов назад, linnet сказал:

"П 45-4 никак не мог быть в 1942 г. и ранее. " это я выше неправильно сказал.

Пардон большой.

Конечно, П45-4  мог быть 045-4, выпуска 1940 года 4 квартал.часто сокращали.

20 часов назад, linnet сказал:

"П 45-4 никак не мог быть в 1942 г. и ранее. " это я выше неправильно сказал.

Пардон большой.

Конечно, П45-4  мог быть 045-4, выпуска 1940 года 4 квартал.часто сокращали.

сделал вырезку из книги, что здесь, описка или недописка?

123.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сегодня работали тремя группами одновременно, одна в море, две - в горах. Ребята с первой группы достали со дна морского 2 ШКАСа, бронеспинку, стойку шасси, маслорадиатор и другие фрагменты. Моя версия о том, что это мотор с Яка подтвердилась, теперь постараемся найти номер самолёта, чтобы 100% подтвердить пилота.

Про остальные находки в другой теме.

IMG-20170912-WA0004.jpg

IMG-20170912-WA0003.jpg

IMG-20170912-WA0002.jpg

IMG-20170912-WA0001.jpg

IMG-20170912-WA0000.jpg

IMG_20170912_205436.jpg

IMG_20170912_205712.jpg

IMG_20170912_205912.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На этой машине найдено уже несколько номеров моторов и ни один из них не проходит по учету ВВС ЧФ. Я бы вернулся к рассмотрению вариантов с 518 ИАП, либо возможно что-то из частей ПВО, прикрывавших небо над Туапсе.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ПВО у нас нет, а ближайший вариант из 518 ИАПа - это указанный выше сержант Топчий Д.Г. согласно донесению упал в 200 метрах от берега в районе Тихоновки, а это в 3-х километрах от найденного Яка.

По Топчию привязка точная, т.к. он был подобран катером и похоронен в Лазаревской.

Будем ещё искать номер самолёта.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Добрый день, уважаемые поисковики! 

Специально сегодня зарегистрировалась, чтобы поблагодарить всех вас за этот поднятый самолёт и установление имени лётчика. Истории уже четыре года, а я узнала только вчера, случайно. Речь о родном дяде моей мамы, лётчике Кособокове Николае Петровиче, лейтенанте 62 авиаполка, дата рождения 03 ноября 1911 год, Москва. Он погиб в воздушном бою 30 октября 1942 года, самолёт был сбит, лётчик выпрыгнул с парашютом в море, был подобран катером, но через 10 минут умер от ран. Собираю и храню документы, письма и фотографии, связанные с моей семьёй, в том числе, конечно и про Николая Кособокова, очень помог мне в поисках информации Феоктистов Сергей Игоревич из Туапсе, который написал книгу о лётчиках "В небе над Туапсе". А 05 октября в 2007 я приезжала в  Лазаревское, была на Горке Героев, где обелиск и братская могила. 

Я вас всех благодарю от всего сердца!

Фотографии выпускников лётного училища в Батайске.

В нижнем ряду пятый справа Николай Кособоков. 

В третьем ряду сверху третий справа летчик - не указана фамилия.

20211124_203654.jpg

20211124_204329.jpg

Изменено пользователем Маргарита
изменено "речь о родном брате моей мамы" - извините, оговорилась. Летчик Кособоков - это мамин дядя, родной брат маминой мамы, старший из пятерых детей в семье Кособоковых.
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу