Опубликовано: 21 августа, 2017 (изменено) Сегодня по информации одного местного жителя о найденном в море самолёте выехали с группой МЧС в отдалённый уголок Лазаревского района. По прибытия на берег нам показали винт, найденный на дне моря и успешно вытянутый на берег. Изменено 24 ноября, 2021 пользователем Алекс21 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 августа, 2017 На катере вышли в море, через 10 минут были на месте. Проводник показал примерное место, где был обнаружен винт и обломки самолёта. После часа обследования и безуспешного ныряния в указанном месте взяли мористее и сразу наткнулись на мотор. Место падения самолёта. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 августа, 2017 вариантов не много,Як или Лагг 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 августа, 2017 Удалось поднять ШВАК с обломанным стволом, и всякую мелочь. К сожалению, подводные фото будут только в среду. Пришлось понырять без акваланга, благо глубина не большая, около 5 метров., но номер мотора нашёл: 121-824. Дубль обнаружился на алюминиевом кольце на большой шестерне на винте. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 августа, 2017 К сожалению такого номера я у себя не нашёл, нужна Ваша помощь, коллеги! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 августа, 2017 Это примерно 60-я серия Як-1 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 августа, 2017 Может что у Сергея Кузнецова будет? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 августа, 2017 Попадалось упоминание близкого мотора из ваших краев. 518 иап Як-1 №2674 мотор па 121-818 16.10.1942 поломка при рулежке на аэр Лазаревсккое лопнула шина, упал на крыло. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 августа, 2017 (изменено) В 518 иап было два летчика сбитые в воздушном бою и упавшие в море. 28.10.1942 мл. л-т Кемарский Сергей Сергеевич 15.11.1942 с-т Зинкович Георгий Антонович 518 иап базировался на аэр. Лазаревское с 12.8. по 1.12.1942 Изменено 21 августа, 2017 пользователем linnet 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 августа, 2017 (изменено) Зинкович в период с 1 по 13.11.1942 есть возвращение с бз на Як-1 №4159. №4159 был в ремонте после боя (другой летчик) 24.9.42. Номер мотора не упоминался, т.к. повреждения только планера. По Кемарскому якобы 29.10.1942? Кемарский на ЛаГГ-3 сбит и упал в море 8-10 км ЮВ Лазаревское. Т.е. или Зинкович или летчик спасся или вообще другая часть. Изменено 21 августа, 2017 пользователем linnet 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 августа, 2017 Всё, правильно, Борис, это касается лётчиков 236 ИАД, которые с самолётами упали в море. Вот они, 518 ИАП: 16.10.42г. Самолет ЛАГГ-3 пилот старший сержант НАУМОВ Б. В. парой с самолетом ЯК-1 прикрывал свои войска в р-не ШАУМЯН-ИНДЮК. При возвращении на аэродром над морем 5 км. ю-в ЛАЗАРЕВСКОЕ самолет ЛАГГ-3 старший сержант НАУМОВ внезапно сзади был атакован одним Ме-109ф и был сбит. Самолет упал в море и затонул, пилот выбросился на парашюте, подобран катером и вернулся в часть невредим. 16.10.42г. Самолет ЯК-1 пилот старший сержант ТОПЧИЙ Д.Г. в составе группы 3 ЯК-1 и ЛАГГ-3 прикрывал свои войска в р-не ШАУМЯН-ТУАПСЕ. Вели воздушный бой с 6 Ме-109Ф и был сбит, упал в море 200 метров от берега р-н ТИХОНОВКА, самолет разбит, пилот погиб, похоронен в ЛАЗАРЕВСКОЙ 29.10.42 г. Самолет ЛАГГ-3 пилот младший лейтенант КЕМАРСКИЙ С. С. в группе с 2 ЯК-1 и 2 ЛАГГ-3 вылетали на отражение истребителей противника в р-не ЛАЗАРЕВСКОЕ. В результате воздушного боя с 2 Ме-109ф ЛАГГ-3, пилотируемый младшим лейтенантом КЕМАРСКИМ, сбит, горящим упал в море 8-10 км. ю.в. ЛАЗАРЕВСКОЕ. Самолет затонул, пилот погиб. 15.11.42 г Зинкевич был сбит в 09.14. и упал в море юго-восточнее Лазаревской (район Солоники, квадрат 94 161). А мы нашли самолёт в квадрате 94 121, что северо-западнее Лазаревской. Поэтому версию с потерями сухопутных лётчиков пришлось отстранить от рассмотрения. Тем более что и номера самолётов/моторов здесь практически известны с твоей помощью. Не один из них не подходить под номер мотора 121-ХХХ. Пришлось смотреть ВВС ЧФ, потери которых пришлись в именно в этом районе - между Лазаревской и Туапсе на конец октября 42 года. Сделал маленькую выборку: 23.10.42 потеряно 2 ЛаГГ-3, один № 31211ХХХ6 (именно так) с мотором ПФ 3-1618 и ЛаГГ-3 № 3ХХ8, разбит, мотор не указан; 25.10.42 ЛаГГ-3 № 2ХХ3 с мотором 145-251; 27.10.42 ЛаГГ-3 № 2ХХ4 с мотором 145-153; 30.10.42 ЛаГГ-3 № 3ХХ0 с мотором ПФ 1651; ЛаГГ-3 № 3ХХ7 с мотором ПФ 1560; ЛаГГ-3 № 31213ХХ1 с мотором ПФ 1614; Як-1 № 3ХХ6 с мотором ПФ 626; Як-1 № 1ХХ1 с мотором П 121-??? номер в Книге учёта самолётов и моторов ВВС ЧФ затёрт резинкой, не разобрать. Як-1 № 3ХХ5 с мотором ПФ 756; Фамилии лётчиков не указываю. Как видно из всего списка (сам удивлён) подходит только один самолёт с искомым номером мотора. Согласно выписке из Акта потерь, на самолёте Як-1 № 1071 с мотором М-105П № 121-ХХХ в воздушном бою был сбит л-нт Кособоков Н.П. летчик 3 АЭ 62 АП ВВСЧФ. Кособоков Н.П. ОБД.pdf Кособоков Н.П..pdf Кособоков ОБД.pdf 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 августа, 2017 Фото с мемориала 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 августа, 2017 Надежда на Сергея Кузнецова, на каком самолете стоял этот мотор. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 августа, 2017 Ну да, моторы менялись. Искал этот номер 121-824 и наткнулся на номер мотора 45-17, который весной нашли на Як-1 № 2574 из 518 ИАПа, поступил он в 305 ПАМ из 742 ОРАП, который летал на Пе-2... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 августа, 2017 Як-1 № 1071 ушел с завода с мотором ПФ № 268 31.5.42 г. к морякам. мотор ПА № 121-824 с завода стоял на машине № 2959, которую забрал с завода летчик 439-го иап (ИА ПВО ТС). Есть данные из РГАЭ, что на 22.6.42 г. эта машина находилась на ЮЗФ неисправной без мотора и винта. Скорее всего мотор ушел в ремонт, а вернулся ли и на какую машину поставили? Не знаю, была ли практика смены владельца мотора после ремонта с армии на флот и наоборот? 15 часов назад, Алекс21 сказал: номер мотора 45-17, который весной нашли на Як-1 № 2574 из 518 ИАПа, поступил он в 305 ПАМ из 742 ОРАП, который летал на Пе-2... 45-17 - этот изначально стоял на Як-1 № 0803 из 45-го иап 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 августа, 2017 Алекс21 разобрал магнето, на нем номер ПА135-218. Так-что мотор явно ремонтный. Хорошо бы проследить судьбу мотора ПА135-218 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 августа, 2017 Более детально изучив магнето, нашли на нем еще один номер ПА145-4 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 августа, 2017 Чем дальше в лес - тем страшнее сказка. Вот фото с магнето, почему-то грузиться боком? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 августа, 2017 Проверил эти номера - нет в базе. Зато есть номер П 45-4 на самолёте Як-1 № 0766, разбитом 15.08.42 года в Гайдуке, рядом с Новороссийском. Номер написан карандашом, может быть перепутан ПА 145-4 и П 45-4? Кстати самолёт Як-1 № 0766 был в составе 62 АП ВВС ЧФ, того же, откуда и Кособоков Н.П. Надо ещё раз будет туда ехать нырять - достать второе магнето, а м.б. и сам мотор. Наверно только так что можно будет определить. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 августа, 2017 (изменено) 3 часа назад, Алекс21 сказал: Зато есть номер П 45-4 на самолёте Як-1 № 0766, разбитом 15.08.42 года в Гайдуке, рядом с Новороссийском. Номер написан карандашом, может быть перепутан ПА 145-4 и П 45-4? П 45-4 никак не мог быть в 1942 г. и ранее. Пардон большой. Конечно, П45-4 мог быть 045-4, выпуска 1940 года 4 квартал.часто сокращали. Изменено 22 августа, 2017 пользователем linnet 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 августа, 2017 Ни ПА135-218, ни ПА145-4 у меня по базе не проходят. П45-4 - это 11-й иап МВО. П145-4 - это 161-й иап СЗФ Мне показался номер 145-41, но это тоже далеко - 296-й иап № 0845. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 августа, 2017 "П 45-4 никак не мог быть в 1942 г. и ранее. " это я выше неправильно сказал. Пардон большой. Конечно, П45-4 мог быть 045-4, выпуска 1940 года 4 квартал.часто сокращали. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 23 августа, 2017 20 часов назад, linnet сказал: "П 45-4 никак не мог быть в 1942 г. и ранее. " это я выше неправильно сказал. Пардон большой. Конечно, П45-4 мог быть 045-4, выпуска 1940 года 4 квартал.часто сокращали. 20 часов назад, linnet сказал: "П 45-4 никак не мог быть в 1942 г. и ранее. " это я выше неправильно сказал. Пардон большой. Конечно, П45-4 мог быть 045-4, выпуска 1940 года 4 квартал.часто сокращали. сделал вырезку из книги, что здесь, описка или недописка? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 23 августа, 2017 Более качественные фото номеров 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 23 августа, 2017 Ещё фото из обещанного 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 23 августа, 2017 (изменено) фото от Нептуна Изменено 23 августа, 2017 пользователем Алекс21 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 сентября, 2017 Сегодня работали тремя группами одновременно, одна в море, две - в горах. Ребята с первой группы достали со дна морского 2 ШКАСа, бронеспинку, стойку шасси, маслорадиатор и другие фрагменты. Моя версия о том, что это мотор с Яка подтвердилась, теперь постараемся найти номер самолёта, чтобы 100% подтвердить пилота. Про остальные находки в другой теме. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 13 сентября, 2017 На этой машине найдено уже несколько номеров моторов и ни один из них не проходит по учету ВВС ЧФ. Я бы вернулся к рассмотрению вариантов с 518 ИАП, либо возможно что-то из частей ПВО, прикрывавших небо над Туапсе. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 13 сентября, 2017 ПВО у нас нет, а ближайший вариант из 518 ИАПа - это указанный выше сержант Топчий Д.Г. согласно донесению упал в 200 метрах от берега в районе Тихоновки, а это в 3-х километрах от найденного Яка. По Топчию привязка точная, т.к. он был подобран катером и похоронен в Лазаревской. Будем ещё искать номер самолёта. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 24 ноября, 2021 (изменено) Добрый день, уважаемые поисковики! Специально сегодня зарегистрировалась, чтобы поблагодарить всех вас за этот поднятый самолёт и установление имени лётчика. Истории уже четыре года, а я узнала только вчера, случайно. Речь о родном дяде моей мамы, лётчике Кособокове Николае Петровиче, лейтенанте 62 авиаполка, дата рождения 03 ноября 1911 год, Москва. Он погиб в воздушном бою 30 октября 1942 года, самолёт был сбит, лётчик выпрыгнул с парашютом в море, был подобран катером, но через 10 минут умер от ран. Собираю и храню документы, письма и фотографии, связанные с моей семьёй, в том числе, конечно и про Николая Кособокова, очень помог мне в поисках информации Феоктистов Сергей Игоревич из Туапсе, который написал книгу о лётчиках "В небе над Туапсе". А 05 октября в 2007 я приезжала в Лазаревское, была на Горке Героев, где обелиск и братская могила. Я вас всех благодарю от всего сердца! Фотографии выпускников лётного училища в Батайске. В нижнем ряду пятый справа Николай Кособоков. В третьем ряду сверху третий справа летчик - не указана фамилия. Изменено 29 ноября, 2021 пользователем Маргарита изменено "речь о родном брате моей мамы" - извините, оговорилась. Летчик Кособоков - это мамин дядя, родной брат маминой мамы, старший из пятерых детей в семье Кособоковых. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах