Алекс21

Як-1 № 1071, М-105П № 121-824 в Чёрном море

29 posts in this topic

Сегодня по информации одного местного жителя о найденном в море самолёте выехали с группой МЧС в отдалённый уголок Лазаревского района. По прибытия на берег нам показали винт, найденный на дне моря и успешно вытянутый на берег.

IMG_20170821_125342.jpg

IMG_20170821_125348.jpg

IMG_20170821_125355.jpg

IMG_20170821_125412.jpg

IMG_20170821_125419.jpg

IMG_20170821_125442.jpg

IMG_20170821_125452.jpg

Edited by Алекс21
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

На катере вышли в море, через 10 минут были на месте. Проводник показал примерное место, где был обнаружен винт и обломки самолёта.

После часа обследования и безуспешного ныряния в указанном месте взяли мористее и сразу наткнулись на мотор.

Место падения самолёта.

IMG_20170821_130152.jpg

IMG_20170821_130210.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

вариантов не много,Як или Лагг:/

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Удалось поднять ШВАК с обломанным стволом, и всякую мелочь. К сожалению, подводные фото будут только в среду. Пришлось понырять без акваланга, благо глубина не большая, около 5 метров., но номер мотора нашёл: 121-824. Дубль обнаружился на алюминиевом кольце на большой шестерне на винте.

IMG_20170821_164140.jpg

IMG_20170821_164156.jpg

IMG_20170821_152938.jpg

IMG_20170821_152947.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

К сожалению такого номера я у себя не нашёл, нужна Ваша помощь, коллеги!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Это примерно 60-я серия Як-1

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Может что у Сергея Кузнецова будет?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Попадалось упоминание близкого мотора из ваших краев.

518 иап Як-1 №2674 мотор па 121-818 16.10.1942 поломка при рулежке на аэр Лазаревсккое лопнула шина, упал на крыло.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

В 518 иап было два летчика сбитые в воздушном бою и упавшие в море.

28.10.1942 мл. л-т Кемарский Сергей Сергеевич 

15.11.1942 с-т  Зинкович Георгий Антонович

518 иап базировался на аэр. Лазаревское с 12.8. по 1.12.1942

Edited by linnet
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Зинкович в период с 1 по 13.11.1942 есть возвращение с бз на Як-1 №4159.

№4159 был в ремонте после боя (другой летчик) 24.9.42. Номер мотора не упоминался, т.к. повреждения только планера.

По Кемарскому якобы 29.10.1942? Кемарский на ЛаГГ-3 сбит и упал в море 8-10 км ЮВ Лазаревское.

Т.е. или Зинкович или летчик спасся или вообще другая часть.

Edited by linnet
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Всё, правильно, Борис, это касается лётчиков 236 ИАД, которые с самолётами упали в море. Вот они, 518 ИАП:

16.10.42г. Самолет ЛАГГ-3 пилот старший сержант НАУМОВ Б. В. парой с самолетом ЯК-1 прикрывал свои войска в р-не  ШАУМЯН-ИНДЮК. При возвращении на аэродром над морем 5 км. ю-в ЛАЗАРЕВСКОЕ самолет ЛАГГ-3 старший сержант НАУМОВ внезапно сзади был атакован одним Ме-109ф и был сбит. Самолет упал в море и затонул, пилот выбросился на парашюте, подобран катером и вернулся в часть невредим.

 

16.10.42г. Самолет ЯК-1 пилот старший сержант ТОПЧИЙ Д.Г. в составе группы 3 ЯК-1 и ЛАГГ-3 прикрывал свои войска в р-не ШАУМЯН-ТУАПСЕ. Вели воздушный бой с 6 Ме-109Ф и  был сбит, упал в море 200 метров от берега р-н ТИХОНОВКА, самолет разбит, пилот погиб, похоронен в ЛАЗАРЕВСКОЙ

 

29.10.42 г. Самолет ЛАГГ-3 пилот младший лейтенант КЕМАРСКИЙ С. С. в группе с 2 ЯК-1 и 2 ЛАГГ-3 вылетали на отражение истребителей противника в р-не ЛАЗАРЕВСКОЕ. В результате воздушного боя с 2 Ме-109ф ЛАГГ-3,  пилотируемый младшим лейтенантом КЕМАРСКИМ, сбит, горящим упал в море 8-10 км. ю.в. ЛАЗАРЕВСКОЕ. Самолет затонул, пилот погиб.

 

15.11.42 г Зинкевич был сбит в 09.14. и упал в море юго-восточнее Лазаревской (район Солоники, квадрат 94 161).

 

А мы нашли самолёт в квадрате 94 121, что северо-западнее Лазаревской.

Поэтому версию с потерями сухопутных лётчиков пришлось отстранить от рассмотрения. Тем более что и номера самолётов/моторов здесь практически известны с твоей помощью. Не один из них не подходить под номер мотора 121-ХХХ.

 

Пришлось смотреть ВВС ЧФ, потери которых пришлись в именно в этом районе - между Лазаревской и Туапсе на конец октября 42 года.

 

Сделал маленькую выборку:

23.10.42 потеряно 2 ЛаГГ-3, один № 31211ХХХ6 (именно так) с мотором ПФ 3-1618 и ЛаГГ-3 № 3ХХ8, разбит, мотор не указан;

25.10.42 ЛаГГ-3 № 2ХХ3 с мотором 145-251;

27.10.42 ЛаГГ-3 № 2ХХ4 с мотором 145-153;

30.10.42 ЛаГГ-3 № 3ХХ0 с мотором ПФ 1651;

               ЛаГГ-3 № 3ХХ7 с мотором ПФ 1560;

               ЛаГГ-3 № 31213ХХ1 с мотором ПФ 1614;

               Як-1 № 3ХХ6 с мотором ПФ 626;

               Як-1 № 1ХХ1 с мотором П 121-??? номер в Книге учёта самолётов и моторов ВВС ЧФ затёрт резинкой, не разобрать.

               Як-1 № 3ХХ5 с мотором ПФ 756;

 

Фамилии лётчиков не указываю. Как видно из всего списка (сам удивлён) подходит только один самолёт с искомым номером мотора.

Согласно выписке из Акта потерь, на самолёте Як-1 № 1071 с мотором М-105П № 121-ХХХ в воздушном бою был сбит л-нт Кособоков Н.П. летчик 3 АЭ 62 АП ВВСЧФ.

 

 

 

Кособоков Н.П. ОБД.pdf

Кособоков Н.П..pdf

Кособоков ОБД.pdf

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Надежда на Сергея Кузнецова, на каком самолете стоял этот мотор.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну да, моторы менялись.

Искал этот номер 121-824 и наткнулся на номер мотора 45-17, который весной нашли на Як-1 № 2574 из 518 ИАПа, поступил он в 305 ПАМ из 742 ОРАП, который летал на Пе-2...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Як-1 № 1071 ушел с завода с мотором ПФ № 268 31.5.42 г. к морякам.

мотор ПА № 121-824 с завода стоял на машине № 2959, которую забрал с завода летчик 439-го иап (ИА ПВО ТС). Есть данные из РГАЭ, что на 22.6.42 г. эта машина находилась на ЮЗФ неисправной без мотора и винта. Скорее всего мотор ушел в ремонт, а вернулся ли и на какую машину поставили? Не знаю, была ли практика смены владельца мотора после ремонта с армии на флот и наоборот?

15 часов назад, Алекс21 сказал:

номер мотора 45-17, который весной нашли на Як-1 № 2574 из 518 ИАПа, поступил он в 305 ПАМ из 742 ОРАП, который летал на Пе-2...

 45-17 - этот изначально стоял на Як-1 № 0803 из 45-го иап

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Алекс21 разобрал магнето, на нем номер ПА135-218. Так-что мотор явно ремонтный. Хорошо бы проследить судьбу мотора ПА135-218

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Более детально изучив магнето, нашли на нем еще один номер ПА145-4

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Чем дальше в лес - тем страшнее сказка. Вот фото с магнето, почему-то грузиться боком?

IMG_20170822_160920.jpg

IMG_20170822_161254.jpg

IMG_20170822_165322.jpg

IMG_20170822_165333.jpg

IMG_20170822_165832.jpg

IMG_20170822_165844.jpg

IMG_20170822_174104.jpg

IMG_20170822_174109.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Проверил эти номера - нет в базе.

Зато есть номер П 45-4 на самолёте Як-1 № 0766, разбитом 15.08.42 года в Гайдуке, рядом с Новороссийском. Номер написан карандашом, может быть перепутан ПА 145-4 и П 45-4?

Кстати самолёт Як-1 № 0766 был в составе 62 АП ВВС ЧФ, того же, откуда и Кособоков Н.П.

Надо ещё раз будет туда ехать нырять - достать второе магнето, а м.б. и сам мотор. Наверно только так что можно будет определить.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 часа назад, Алекс21 сказал:

Зато есть номер П 45-4 на самолёте Як-1 № 0766, разбитом 15.08.42 года в Гайдуке, рядом с Новороссийском. Номер написан карандашом, может быть перепутан ПА 145-4 и П 45-4?

П 45-4 никак не мог быть в 1942 г. и ранее. 

Пардон большой.

Конечно, П45-4  мог быть 045-4, выпуска 1940 года 4 квартал.часто сокращали.

 

Edited by linnet
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ни ПА135-218, ни ПА145-4 у меня по базе не проходят.

П45-4 - это 11-й иап МВО.

П145-4 - это 161-й иап СЗФ

Мне показался номер 145-41, но это тоже далеко - 296-й иап № 0845.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

"П 45-4 никак не мог быть в 1942 г. и ранее. " это я выше неправильно сказал.

Пардон большой.

Конечно, П45-4  мог быть 045-4, выпуска 1940 года 4 квартал.часто сокращали.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
20 часов назад, linnet сказал:

"П 45-4 никак не мог быть в 1942 г. и ранее. " это я выше неправильно сказал.

Пардон большой.

Конечно, П45-4  мог быть 045-4, выпуска 1940 года 4 квартал.часто сокращали.

20 часов назад, linnet сказал:

"П 45-4 никак не мог быть в 1942 г. и ранее. " это я выше неправильно сказал.

Пардон большой.

Конечно, П45-4  мог быть 045-4, выпуска 1940 года 4 квартал.часто сокращали.

сделал вырезку из книги, что здесь, описка или недописка?

123.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Более качественные фото номеров

IMG_20170823_164933.jpg

IMG_20170823_165014.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

фото от Нептуна

IMG-20170823-WA0011.jpg

IMG-20170823-WA0006.jpg

IMG-20170823-WA0005.jpg

IMG-20170823-WA0007.jpg

IMG-20170823-WA0008.jpg

IMG-20170823-WA0010.jpg

IMG-20170823-WA0009.jpg

Edited by Алекс21
2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сегодня работали тремя группами одновременно, одна в море, две - в горах. Ребята с первой группы достали со дна морского 2 ШКАСа, бронеспинку, стойку шасси, маслорадиатор и другие фрагменты. Моя версия о том, что это мотор с Яка подтвердилась, теперь постараемся найти номер самолёта, чтобы 100% подтвердить пилота.

Про остальные находки в другой теме.

IMG-20170912-WA0004.jpg

IMG-20170912-WA0003.jpg

IMG-20170912-WA0002.jpg

IMG-20170912-WA0001.jpg

IMG-20170912-WA0000.jpg

IMG_20170912_205436.jpg

IMG_20170912_205712.jpg

IMG_20170912_205912.jpg

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

На этой машине найдено уже несколько номеров моторов и ни один из них не проходит по учету ВВС ЧФ. Я бы вернулся к рассмотрению вариантов с 518 ИАП, либо возможно что-то из частей ПВО, прикрывавших небо над Туапсе.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

ПВО у нас нет, а ближайший вариант из 518 ИАПа - это указанный выше сержант Топчий Д.Г. согласно донесению упал в 200 метрах от берега в районе Тихоновки, а это в 3-х километрах от найденного Яка.

По Топчию привязка точная, т.к. он был подобран катером и похоронен в Лазаревской.

Будем ещё искать номер самолёта.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.