r_shughart

ТБ-3 в Угранском районе

5 сообщений в этой теме

Здравствуйте.

В результате сотрудничества с жителями Угранского района было установлено место падения самолета, вероятно, ТБ-3.

Представителями 2-х отрядов "Набат", п.Угра и "Союз", г. Москва в рамках весенней Вахты Памяти место падения было обнаружено.

По месту падения:

Сразу были обнаружены некоторые номера и останки с парашютной системой.

13896376m.jpg

13899448m.jpg

13956795m.jpg

13947579m.jpg

13936315m.jpg

13927099m.jpg

13923003m.jpg

13939386m.jpg

13932282m.jpg

13923066m.jpg

13914874m.jpg

Неверная версия пришедшая мне на ум изначально:

Боевое донесение №2 штаб 3ТБАП, аэродром Шайковка к 20.00, 01.07.41

 

"Из четырех кораблей, не вернувшихся с боевого задания 30.06.41 г., прибыл в часть заместитель командира эскадрильи ст. лейтенант Пожидаев, который официально доложил следующее:

 

Взлет в 16.18, время бомбометания с 18.05 до 18.12 с Н=1000 м. В районе цели корабли были атакованы истребителями типа Ме-109 в количестве 15 шт. Из горящего ТБ-3 спасся только командир кораблин Пожидаев (ранен в ногу и ожог лица) остальные погибли." По докладу Пожидаева второй ведомый корабль был также сбит истребителями. Корабль сгорел, 4 человека из экипажа выпрыгнули на парашютах, остальной состав экипажа погиб. О двух последних кораблинх, не вернувшихся с задания, сведений нет. Вывод: На боевое задание по бомбардировке скопления танков противника в районе Бобруйск в ночь (18 часов в июне ни разу не ночь) с 30.06 по 01.07 вылетало 29 кораблей. Возвратились в Шайковку 23 кораблин, сидят на вынужденной в районе Вязьмы 2 кораблин (один корабль в районе Вязьмы и один корабль в районе Сычевка), сбиты в районе Бобруйска - 4 кораблин.

 

(Пожидаев погиб в сентябре 1942 года. В составе 3ТБАП.  Под Тамбовом, в звании капитана.)

 

Вязьма от места падения относительно недалеко. Даже если считать, что вынужденная посадка это относительно целый самолет с возможностью передачи координат и сообщения о состоянии пилотов, то есть еще два пропавших, которые вполне могли идти в сторону Вязьмы вслед за двумя "вынужденными".

Но есть одно но:

"Немецкие пилоты заявили 5 сбитых ТБ-3 в течении четырех минут (в 17.25 по 17.28, по Берлинскому времени):

Uffz. Karl Willius TB-3 в 17.25.
Oblt. Gottfried Schlitzer TB-3
в 17.26.
Uffz. Karl Willius TB-3
в 17.27.
Oblt. Fritz Stendel TB-3
в 17.27.
Uffz
. Gerhard Wille TB-3 в 17.28.
Советские потери подтверждают немецкие заявки на победы, в воздушном бою были сбиты 4 ТБ-3 М34р - №22536, 22538, 22586 и 22628.

То есть выходит, что под Бобруйском сбили всех четырех. Тогда остается только два "вынужденных" под Вязьмой/Сычевкой.

Вот что выходит по карте:

13949606m.jpg

Но те, кто был ближе к данной теме, предложили куда более вероятный вариант

Информация предоставлена (Иван Юрьев и Береза-9, Смолбатл):

В 20-х числах января 1942 года началась подготовка авиаполков к Вяземской десантной операции. (учитывая год на снаряде можно все же считать, что он мог оказаться на борту и в начале 42-го). Опорным аэродромом был выбран калужский Грабцево, но после яростной бомбежки немцев сменен на Внуково и Люберцы. До начала апреля 1942 г  ТБ-3 проводили десантирование людей и грузов Белову и Ефремову.

В мае 1942 возобновились полеты в район западнее Вязьмы (Б.Вергово, Глухово, Преображенское)

 

В августе 1942 грузы доставлялись под Ржев.

Интересное совпадение:

13902502m.jpg

В д. Б. Вергово находился аэродром снабжения ген. Белова. Туда велась переброска противотанковых орудий с расчетами. Это были 37-мм орудия и три человека расчет помимо  членов экипажа.

13928121m.jpg

Трое артиллеристов:

13905593m.jpg

Внучка одного артиллериста пишет:

"Мой дедушка Александр Никитич Кашо был политруком отдельного противотанкового дивизиона(кажется 192-го) был призван в 1939 году. Погиб при транспортировке новых противотанковых пушек на самолете ТБ-3. при посадке на аэродром Большое Варгово. После третьей попытке зайти на посадку их сбил "мессершмит" (это из ответа архива воздушной армии, где числился ТБ-3, а раньше получали отписку "пропал без вести")

Пилоты, почему-то пять всего:

13951672m.jpg

Местный житель: " А вот мой братец двоюродный (да продлит Господь его дни) которому в 42 году было семь лет, вспомнил как упал большой самолет между деревнями Любогоща и Пустошка. Но добраться до места падения они смогли лишь зимой. С его слов самолет был большой с четырьмя моторами и внутри были люди мертвые.... поэтому они испугались и убежали от туда. Место падения сейчас он уже указать не сможет."

Теперь самое интересное.

Запрос в Угранский военкомат от 2016 года: "Поступил ответ из Угранского военкомата и приятно меня удивил. Я оказался не прав в военкомате все записано. И так: И Эксузян и Кашо и Алиев в 1952 году были перенесены из леса под Кручей в братскую могилу №4 в деревню Всходы. Почему их не было на мемориальных плитах, это уже второй вопрос. И пока неизвестно про летчиков. Из пяти членов экипажа во Всходы перенесены только двое - Цветков и Дмитриев при этом фамилия Дмитриев немного искажена, он значится как Дмитроченков (остальные данные совпадают)". (Береза-9, Смолбатл)

Выходит  что Сушенков, Красницкий, Рогатых подняты, но неперезахоронены во Всходы, во всяком случае их нет в книге Памяти. Впрочем нет в книге Памяти ни кого из восьмерых. Алиев есть на памятнике и всё.

Но даже если опираться на ответ Угранского военкомата остается вопрос где еще пилоты? Экипаж ТБ, как известно 6-8 человек. Где командир?

Есть ли возможность по имеющимся номерам установить номер самолета и пролить свет на эту историю. Родственники зенитчиков интересуются местом упокоения артиллеристов. И хотя, кажется, что все и так понятно - во Всходах они, но хотелось бы поставить точку в этой истории. И прояснить судьбу пилотов тоже.

С уважением.

Изменено пользователем r_shughart
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте отдельную тему в основном разделе "Авиация". И начните с фотографий того, что нашли.

Гильза снаряда 37 мм зенитной пушки. Впрочем, их использовали и как ПТО.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Все верно! Это экипаж 7 ап ДД. Самолет ТБ-3 № 1\567 (так в документе).

сбиты ИА пр-ка в ночь с 16 на 17.05.42г., задача доставить 37 мм пушку и 3 чел.расчета в группу генерала Белова, задача на аэр.Подмошье, сбиты, часть выпрыгнули с парашютом живы, 9 чел., погибли, пох.в лесу в 3 км вост. д.Кручи, что 9 км Ю-В Бол.Верегово (Вергово)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, Прокофьев Илья сказал:

Все верно! Это экипаж 7 ап ДД. Самолет ТБ-3 № 1\567 (так в документе).

сбиты ИА пр-ка в ночь с 16 на 17.05.42г., задача доставить 37 мм пушку и 3 чел.расчета в группу генерала Белова, задача на аэр.Подмошье, сбиты, часть выпрыгнули с парашютом живы, 9 чел., погибли, пох.в лесу в 3 км вост. д.Кручи, что 9 км Ю-В Бол.Верегово (Вергово)

ДА, всё верно. Обстоятельства и состав экипажа и артиллеристов удалось установить несколько лет тому. А еще с этим ТБ-3 случилась история встречного поиска. Родные одного из артиллеристов, летевшего в этом самолете, начали поиск его места гибели. И две истории пересеклись.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу