Жека

Ищем самолет "Бороды"

50 сообщений в этой теме

3 часа назад, Жека сказал:

Продолжая архивные исследования я наткнулся еще на один интересный документ, который возможно дает ответы на многие вопросы. В письме № 590966с от 28.10.1943 г., направленном в адрес начальника отдела учета самолетов и моторов 4 ВА, штаб ВВС КА просит дать пояснения относительно наличия на учете 4 ВА по состоянию на 01.10.1943 г. самолета Аэрокобра с заводским номером 24577, ранее списанного как боевая потеря.

Объяснить наличие этой машины в составе 4 ВА в октябре 1943 года можно только одним: Фадеев все же сумел посадить поврежденную машину на вынужденную посадку в плавнях. В последствии самолет был эвакуирован полевыми ремонтными бригадами, восстановлен и возвращен в строй.

Жека, тогда возникает вопрос: где похоронили Фадеева?

Должны же остаться хоть какие то следы в документах - не рядового же лётчика похоронили.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
11 час назад, Барсс сказал:

Нашел одну запись за 28.04.1943...  Замена хвостового оперения сколько времени занимает?

Смотря как отбить. Там транспортировочный быстрый разъем, и при наличии донорского хвоста и отсутствии повреждений фюзеляжа - дело буквально часа, всё на винтах, ничего переклепывать не надо. Другой вопрос в том, что "Кобры" только недавно начали использовать, вряд ли у ремонтников было слишком хорошо с запасными деталями и узлами.

Изменено пользователем Alex63
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
11 час назад, Барсс сказал:

Нашел одну запись за 28.04.1943...  Замена хвостового оперения сколько времени занимает?

00000044 (1).jpg


Фадеев после того перелета 4 Аэрокобр 28.04.43 на аэродром Козырьки в 17.47 (+20 минут), где ему разбили Кобру,  уже на следующий день в 6.30 повел 3 Аэрокобры на задание (видимо на самолете Шульги ?) - их атаковали Як-1 (Труда подбили с одного захода и было ранение). Шульга 28-29-го видимо вернулся на аэ. Поповичевская и НБЗ с вылета 29.04 в 13.58 - явно не на своем самолете.

29.04 в 8.25 Фадеев полетел с Ефимовым парой (и Ефимова сбили - у него номер известен?); потом Фадеев вылетал уже в составе полка в 16.05 и 18.20 с Поповичевской. 

Но уже 30.04.43 у "кобры" Фадеева обрезал мотор и в следующем вылете он скорее всего полетел уже на другой "кобре" (видимо своего ведомого Моисеенко ?) а Фадеевской, видимо как раз Моисеенко опробовал мотор в это время и при посадке у неё отвалилась стойка из-за дефекта. 

Так что с момента закрепления самолетов 29.04 Фадеев все время летал и "Кобры" все время менялись. 

5-го после боя Покрышкина атаковали Як-1 (уже не первый раз, кстати - чуть ли не каждый день такие атаки). Фадеева после боя атаковали 3 мая, Труда по сути сбили 29 апреля... Не могли они атаковать и подбитого Фадеева 5-го? Или все же Рааль добивал под облаками?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

4 мая самолет, на котором летал Фадеев, был снова подбит (стабилизатор имеет пробоины, правый руль глубины выведен из строя), но в тот же день он совершает еще один вылет, очевидно, что уже снова на другом самолете, и сбивает на нем Ме-109.

Так-что вычислить самолет, на котором он отправился в свой последний вылет можно только по актам списания самолетов.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Оказывается, что после написания своей книги "Человек из легенды", Погребной В.И. продолжал плотно заниматься выяснением обстоятельств гибели Фадеева. Он собирал воспоминания возможных очевидцев, вел переписку с бойцами 395 СД, воевавшем на этом участке фронта, в том числе с разведчиком Пономаревым В.Д., который и нашел в плавнях самолет с летчиком и воспоминания которого я приводил в этой теме ранее.

Так вот, Погребной пришел к выводу, что имели место два схожих по обстоятельствам, но при этом совершенно разных случая обнаружения самолетов с летчиками в плавнях реки Адагум.

В частности в письме Пономареву 10.01.1975 г. он описывает случай, рассказанный ему разведчиком роты пешей разведки 726 СП 395 СД красноармейцем Бабичем:

«Шли на задание ночью из х. Ольховского по берегу речки Адагум, мимо одинокого двора, где в саду был колодец и дом, а в доме – связисты. Далее, не подходя до х. Ново-Троицкого, переходили через мостик речку и вдоль леса на Красное и на силосную башню. За речкой в плавнях наткнулись на самолёт, но задерживаться не стали. Когда возвращались, уже светало. Мы подошли к самолёту и увидели: на плоскости крыла сидел огромный лётчик, оперевшись спиной на фюзеляж, а ноги вытянув вдоль плоскости крыла. Лётчик с бородой, лицо почернело – уже разлагался. На груди два ордена Красного Знамени и гвардейский значок. Мы нашли документы и ордена и передали в часть начальнику разведки капитану Литвиненко. Пистолет ТТ и планшет или ручные часы оставил себе ст. сержант Кузьмин, а лейтенант Ермаков взял у лётчика авторучку, которая заправлялась чернильной пастой. Самого лётчика в тот же раз положили на парашют его и вчетвером вынесли из плавней и похоронили возле яблони одинокого двора, завернув в парашют. Похоронили в щели от бомбёжек. Из дома вышел связист и видел, как мы хоронили».

Судя по всему описываемые события происходили в середине мая 1943 года, поскольку 26 мая наши войска перешли в наступление и отодвинули линию фронта на несколько километров на запад. После этого разведчикам не имело смысла проводить рейды в нашем тылу.

Изменено пользователем Жека
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Набросал примерную картину на карте местности:

Летчика, найденного группой сержанта Пономарева 11.07.1943 г. захоронили в Калиновке. Летчика, найденного группой лейтенанта Ермакова похоронили возле одинокого дома между Ольховским и Новотроицким. Это место, где стоял дом, в принципе известно, там и сейчас на поле черепица попадается. Примерный маршрут группы Евмакова обозначил синим цветом: шли из Ольховского, не доходя до Новотроицкого перешли реку и мимо леса выдвинулись в направлении Красного. Получается, что вдоль линии фронта по состоянию на середину мая 1943 года. Где-то там наткнулись в плавнях на самолет.

Далее обозначил квадрат, обозначенный Раллем, как место боя. Дзусов пишет, что самолет уходил со снижение на север вдоль железной дороги. Обозначил примерный сектор направления падения.

В принципе похоже.  

Безымянный.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Так есть схема 395 сд на 5 мая на 12.00 и утро 9 мая - может в сводках 723 сп или 714 сп есть о падении самолета?

 

00000188.jpg00000195.jpg

маршрут из расположения 723 сп видимо в сторону фронта на "Красный и силосную башню"  - это вероятно (Красная) Победа (окраина Киевской)  и силосную башню между Победой и Киевской?

Капитан Литвиненко - это начальник артиллерии 723 сп

Т.е. смотрели обход "плавненского укрепрайона"? По плавням могли подойти почти до Киевской...

111.jpg

Изменено пользователем kirche
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В Ольховском была переправа. Тогда непонятно зачем идти в сторону Новотроицкого, чтобы там перейти реку и вернуться обратно.

В любом случае, по описанию Бабича, самолет они нашли между рекой и лесом.

111_jpg_cd7453f8cbefa572d06be11c46fbf2f4.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 минуты назад, Жека сказал:

В Ольховском была переправа. Тогда непонятно зачем идти в сторону Новотроицкого, чтобы там перейти реку и вернуться обратно.

Может поэтому? 00000088.jpg

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

К тому же дамба Ольховский-Плавненский - это передовая самая 723 сп (мины и простреливается с разных направлений) - её только оседлали одной ротой, и в направлении Круглого пытались продвинуться из Ольховского другой ротой (в Круглом, Некрасове, Киевской, Плавненском были немцы). Вот разведка видимо и отходила немного в тыл (к связистам) - переправлялась к "Роще 5.4" и шла по плавням левого берега огибая Плавненский с севера - на Красную Победу и силосную. 

723 сп там активно разведывал и пытался взять Плавненский в период до 16 мая (пока не кончился), потом их отвели восточнее Красный. Снова вернулись уже после 3 июня на этот участок (после пополнения). Противник занимал те же позиции (только Круглый сдали и отошли на Некрасов) - думаю разведчики нашли "летчика с бородой" в конце июня-июле?

Изменено пользователем kirche
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Примерно напротив бывшего одиночного дома на другом берегу Адагума есть место вынужденной посадки какого-то самолета. Мы его осенью обследовали. Буквально несколько мелких фрагментов дюраля. Боекомплекта нет вообще. Даже зацепиться не за что, что бы тип самолета определить. Теперь по вновь вскрывшимся обстоятельствам еще раз обследуем это место, вдруг окажется Кобра. 

Изменено пользователем Жека
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если предположить, что рассказ Бабача полностью соответствует действительности и Фадеев действительно был похоронен в районе Ольховского, то вполне возможно, что в послевоенные годы его останки могли быть перезахоронены на ближайшем к месту первичного захоронения, воинском мемориале, который как раз таки и находится в хут. Плавненский, где и увековечено имя Героя. Такая практика укрупнения воинских захоронений действительно существовала.

Но лично мне более вероятным представляется, что имя Вадима Ивановича появилось на мемориале в Плавненском в 1965 году, когда согласно Директивы Генерального штаба СССР от 04.03.1965 г. № 322/10310, все погибшие в годы ВОВ воины были увековечены на ближайших к месту гибели воинских мемориалах. Так это или нет, установить уже не возможно, поскольку согласно все той же Директивы, после составления поименных списков захоронений, персональные карточки на военнослужащих подлежали уничтожению.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сегодня выезжали в описываемые места и забили на GPS интересующие точки. Картина получилась вот такая.

Сейчас параллельно Адагуму прорыты два канала: магистральный и оросительный. Поэтому для наглядности старое русло реки отметил синим цветом.  

Безымянный.jpg

Изменено пользователем Жека
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Машинописная  рукопись письма В. И. Погребного Пономарёву В. Д. - http://krimsk.bezformata.com/listnews/tajna-borodi/65179407/

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу