Жека

Ищем самолет "Бороды"

50 сообщений в этой теме

Решили плотно заняться поиском Кобры гв. ст. л-та Фадеева Вадима Ивановича. Номер самолета и мотора известны. Район поиска тоже известен. Пара разведанных, но еще не отработанных Кобр в этом районе есть. Одна их них 100 % D-2.

Пока хочу задать пару вопросов на которые не могу найти ответа.

1. Когда Фадеев получил второй БКЗ? Нашел только один за 1941 год. Более того на всех фото, сделанных в апреле 1943 года за несколько дней до гибели у него на гимнастерке только один орден.

2. Как увидеть наградные документы на ГСС? На сайтах Минобороны их нет.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Посмотри на Фаддеев. На ГСС как раз такой вариант

ссылка не работает

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Странно, что на наградном Фадеева на ГСС нет отметки о награждении. У всех остальных награжденных в наградных есть штамп о нарождении.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Весной планируем провести поисковые экспедиции на местах падения пары аэрокобр, в надежде найти самолет Бороды. Пока прошу поделиться коллег мыслями относительно известной информации о последнем бое Фадеева. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В Приказе по 16 гв. ИАП от 29.04.1943 г., Кобра № 138428 закреплена за техником Старший сержант Черных – Р-39Д-2 № 138428

 

Изменено пользователем Жека
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

4 мая 15:50-17:05 вылетает группа: Покрышкин, Степанов, Речкалов, Табаченко, Крюков, Фадеев.
Фадеев участвует в бою и сбивает ме-109, но расхода боеприпасов 20 мм в этом вылете нет. Значит Фадеев не на Дешке.
5 мая 07:55-09:25 вылетает группа: Покрышкин, Степанов, Речкалов, Табаченко, Труд, Фадеев.
В отчете появляется расход боеприпасов 20 мм в количестве 7 шт. Т.е. на Д-2 летает Труд.
5 мая 13:50-15:15 вылетает группа в том же составе: Покрышкин, Степанов, Речкалов, Табаченко, Труд, Фадеев. В этом вылете Фадеев нбз.

Что касается Р-39 Д-2 № 138428 с мотором Аллисон № АС42-135005, то по состоянию на 01.05.1943 г. самолет числится сбитым в воздушном бою (фонд 35, опись 11258, дело 105 "Отчеты, ведомости, сведения о количественном и качественном состоянии самолетов и моторов 4 ВА")

Таким образом, Фадеев погиб на другом самолете, но на каком именно пока неизвестно.

Изменено пользователем Жека
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

22 апреля 1943 г. Приказом № 028/н по 4 Воздушной армии, Фадеев был награжден вторым орденом Красное Знамя. У летчиков награды вручались быстро, как правило на следующий день после приказа. На фото Вадим Иванович еще с одним орденом. Значит снимок сделан до 24 апреля.

На последнем прижизненном снимке "Борода" уже с двумя БКЗ  

Борода 2 БКЗ.png

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Собственно говоря, 4 мая самолет, на котором летал Фадеев, был снова подбит (стабилизатор имеет пробоины, правый руль глубины выведен из строя), но в тот же день он совершает еще один вылет, очевидно, что уже снова на другом самолете, и сбивает на нем Ме-109. При этом расхода боеприпасов 20-мм в отчете нет.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Получается, что останков и самолета так и не обнаружено, со слов племянника Кирилла Калнина.

Но по рассказам его нашли позже летом (где-то читал, что аж в сентябре). Очень запутанная история.

 

 

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По легенде самолет Бороды нашли разведчики в плавнях 11 июля. Я нашел командира разведгруппы, которая обнаружила этот самолет и летчика на крыле Кобры. В своих воспоминаниях еще 1975 году он дословно написал следующее: «...необходимо снять зловещую пелену неизвестности над могилой Героя Советского Союза В.И. Фадеева, где под его видом похоронен совершенно другой пилот, найденный нами в плавнях 11.07.1943 года».

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вероятнее всего разведчики нашли тело другого пилота тоже ГСС Кудря.

«Старший летчик 45 истребительного авиационного полка младший лейтенант Н.Д. Кудря за неполных три месяца боев к маю 1943 года совершил 53 боевых вылета, из них на прикрытие наземных войск 39 вылетов, прикрытие действий авиации — 8, сопровождение бомбардировщиков — 6. В 24 воздушных боях сбил 10 самолетов противника.

Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 24.05.1943 года, младшему лейтенанту Кудре Николаю Даниловичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Спустя 2 дня, 26 мая 1943 года Н.Д. Кудря не вернулся с выполнения боевого задания на самолете Аэрокобра из района Киевское. В этот день он сбил последний, 11-й по счету самолет противника. В тяжелом воздушном бою Кудря был ранен, но нашел в себе силы дотянуть до нейтральной полосы. Сумев посадить самолет, он лишь смог выбраться из кабины и умер на крыле самолета.

Обнаружившие самолет наши солдаты, около 4-х километров несли его тело до дамбы реки Адагум и там похоронили».

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
8 минут назад, sssanek сказал:

Привязку сделал, может будет полезна.

Зачем так сложно накладывать? Не проще сразу на снимок координаты угловых точек нанести?  (по часовой):

1) с.ш. 44 град 57,5 мин; в.д. 38 град; (44.9583333333333, 38.0)

2) с.ш. 44 град 57,5 мин; в.д. 38 град 5 мин (44.9583333333333, 38.0833333333333)

3) с.ш. 44 град 55 мин; в.д. 38 град 5 мин (44.9166666666667, 38.0833333333333)

4) с.ш. 44 град 55 мин; в.д. 38 град (44.9166666666667, 38.0)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вообще в обстоятельствах гибели Фадеева, описанных в произведениях различных авторов, много неясного. В соответствии с ЖБД 16 гиап, в день гибели Бороды сделана запись:

"...потери: старший лейтенант Фадеев не вернулся с боевого задания. По радио от него принято «Иду домой, Фадеев, прием» - принято в начале воздушного боя. По докладу ведомого лейтенанта Труд восточнее Крымская вывалилось из облачности 2 Ме-109 и атаковали Фадеева. Л-т Труд прикрывая Фадеева отбивал атаки — вел огонь по ведущему Ме-109 до дистанции 30 метров. Ме-109 отвалил в облака. Противник по Фадееву начал вести огонь с дистанции 300 метров. После того как самолет противника отвалил, Фадеев со снижением медленно разворачивался вправо. Идя до разрывов облаков ушел под облака. В это время Ме-109 атаковал л-та Труд. Отбивая атаки противника Труд потерял из виду Фадеева. После атаки Труд развернулся в сторону куда разворачивался Фадеев, на земле наблюдал взрыв восточнее Крымская, предположительно самолет".

Но, позже Дзусов утверждал, что Труд ошибся и это взорвался самолет Як-3 3 ИАК Савицкого и якобы это было установлено в ходе расследования.

Располагая всей полнотой информации о боевых действиях 3 ИАК на Кубани, я могу с уверенностью утверждать, что 05.05.1943 г. Корпус не терял самолетов Як-3. В составе 3 ИАК вообще не было самолетов Як-3, только Як-1, Як-7 и Як-9, хотя тип Яка мог быть простой опечаткой. Но дело в другом, в этот день 3 ИАК было потеряно два истребителя: Як-1б и Як-7б. При этом Як-7б из состава 278 ИАД был сбит и упал значительно южнее Крымской. Обломки самолета и останки пилота мл. л-та Подмогильного были обнаружены нами еще в 2009 году. Что касается истребителя Як-1б, пилотируемого мл. л-том Мишенькиным, то он так же был сбит значительно южнее Крымской. Помимо этого, время воздушных боев, в которых погибли Мишенькин и Подмогильный не совпадает со временем боя, в котором погиб Фадеев.

Так-что взрыв, который видел Труд восточнее Крымской, скорее всего именно самолетом Фадеева.

  

Изменено пользователем Жека
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вызывает много вопросов и то обстоятельство, что со слов Уманцева, зная точно о месте гибели и захоронения Фадеева, офицеры штаба 4 Воздушной армии не сочли нужным проинформировать об этом ни командование 16 ГИАП, ни 216 авиадивизии, в состав которой входил полк. Фадеев не был рядовым летчиком, на момент гибели он уже был представлен к званию Героя Советского Союза и без преувеличения являлся, как сейчас принято говорить, «знаковой фигурой». 

Кроме того, возможно, что именно Уманцев был тем самым сержантом, о котором пишет в своей книге Погребняк, который привез в 16 ГИАП весть о месте гибели и захоронения Фадеева. Тогда все встает на свои места. И легенда обретает своих вполне конкретных авторов. Проходя службу при штабе воздушной армии, Уманцев вполне мог неоднократно выезжать с офицерами штаба на места падения самолетов. А вот выезжал ли в действительности Уманцев на место гибели Фадеева или "что-то напутал", это вопрос.

 

 

Изменено пользователем Жека
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В этот день была сильная кучевая облачность на высоте 600 метров и сплошная облачность 10 баллов на высоте 2500-2800 метров, видимость до 6 километров, местами дожди. Станция наведения, на которой 5 мая 1943 года находился полковник Дзусов, располагалось юго-восточнее Крымской на выс. 194,1, на удалении около 10 км от предполагаемого района воздушного боя. Дзусов мог наблюдать лишь отдельные его эпизоды, и судя по всему действительно видел вышедший из боя самолет, уходящий со снижением на север вдоль железной дороги, о чем в последствии сказал личному составу полка: «Мне было видно в бинокль – он снизился до самой земли и ушёл вдоль железной дороги на север». Впрочем ни один бинокль не мог позволить с такого расстояния различить даже тип самолета, не говоря уже о том, чтобы определить его пилота. Скорее всего, вывод о том, что пилотом того самолета был Вадим Иванович, Дзусов сделал уже позже, по совокупности всех установленных обстоятельств боя. Все сказанное им в тот день, как и утверждение о двух сбитых в этом бою Фадеевым «мессерах», было не более чем желанием морально поддержать летчиков и подарить им надежду на возвращение командира.

НП Дзусова 05.05.1943 г..jpg

Изменено пользователем Жека
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У Ралля книга вышла в 2004 г. на 370 стр. Guenther Rall "Mein Flugbuch" ( Гюнтер Ралль "Моя лётная книжка").

Ценник заоблачный(

Маловероятно, но возможно там есть какие-нибудь подробности этого дня.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Эта книга уже изучена вдоль и поперек: В 2004 году в Германии были изданы мемуары Гюнтера Ралля под названием «Моя летная книжка», в которых он вскользь упоминает о сбитом им 5 мая 1943 года советском истребителе Аэрокобра. Если бы это действительно была спланированная операция, в ходе которой ему удалось сбить одного из лучших на тот момент советских асов, то неприменно он уделил бы в своих воспоминаниях этому эпизоду значительно больше внимания, как сделал это в случае со сбитым 21.09.1942 г. Героем Советского Союза капитаном Антоновым. Но, ничего подобного в книге нет.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В перерывах между поездками в лес и восседанием за праздничным столом, ковырялся в архивах в попытках вычислить на каком самолете погиб Фадеев.

Пришел к следующим выводам: Приказом по 16 ГИАП от 17.05.1943 г. списаны как сбитые в воздушном бою три Кобры Р-39Л-1 24577, 24605 и 24691. В отчетах о состоянии самолетно-моторного парка 16 ГИАП за период с 1 по 15 мая числятся списанными потерянные в воздушных боях тоже три Кобры (без указания номеров). И за тот же период числятся погибшими три пилота: Фадеев (05.05.43 г.), Сутырин (10.05.43 г.) и Коваль (08.05.43 г.). Соответственно один из этих трех самолетов Фадеева.

Машины 24605 и 24691 зачислены в состав полка 22.04.43 г. Приказом по 16 ГИАП № 023 и закреплены 29.04.43 г. за летно-техническим составом полка, самолет № 24577 был в составе полка с самого момента прибытия на фронт, но с середины апреля находился в 180 ПАРМ в восстановительном ремонте.  

Если, как предполагает Табаченко, самолеты 29 апреля закреплены по порядку от командования полка и далее по эскадрильям, то за Сутыриным был закреплен самолет 24691, он как раз по порядку расположен на 12 месте из 21.

Остаются 2 машины 24577 и 24605. Хорошо бы выяснить когда 24577 вернулся в полк из ремонта. Но, судя по всему это произошло между 29 и 31 мая.

Коваль перевелся в 16 ГИАП из 45 ИАП и впервые фигурирует в ЖБД 16 ГИАП 06.05.43 г., т.е. уже после гибели Бороды.   

Изменено пользователем Жека
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Коллеги подкинули еще один интересный документ на списание самолетов не вернувшихся с боевых заданий: 24415, 24605 и 24691 с пилотами Шульга, Коваль и Сутырин.

Получается, что Фадеев был на 24577. 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Продолжая архивные исследования я наткнулся еще на один интересный документ, который возможно дает ответы на многие вопросы. В письме № 590966с от 28.10.1943 г., направленном в адрес начальника отдела учета самолетов и моторов 4 ВА, штаб ВВС КА просит дать пояснения относительно наличия на учете 4 ВА по состоянию на 01.10.1943 г. самолета Аэрокобра с заводским номером 24577, ранее списанного как боевая потеря.

Объяснить наличие этой машины в составе 4 ВА в октябре 1943 года можно только одним: Фадеев все же сумел посадить поврежденную машину на вынужденную посадку в плавнях. В последствии самолет был эвакуирован полевыми ремонтными бригадами, восстановлен и возвращен в строй.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Жека сказал:

Объяснить наличие этой машины в составе 4 ВА в октябре 1943 года можно только одним: Фадеев все же сумел посадить поврежденную машину на вынужденную посадку в плавнях. В последствии самолет был эвакуирован полевыми ремонтными бригадами, восстановлен и возвращен в строй.

Как версия годится, на самом деле же может быть что угодно. Между октябрем 1943 и апрелем 1944 гг. эта машина еще минимум трижды перекочевала из 130 ПАРМ в 57 Гв.ИАП и обратно, пока 30 апреля не убыла в 44 ПАМ. На 1 октября 1943 года она была именно в 57 Гв.ИАП. Надо брать документы 130 ПАРМ и смотреть их, там должно быть зафиксировано, откуда самолет к ним поступил и в каком состоянии - вероятно, у Вас в 180 ПАРМ опечатка.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу