Начинающий авиатор

Трудности перевода с русского на русский

1 сообщение в этой теме

http://tnews.tula.net/articles/society/ ... a_bukva_a/

Коварная буква «А»

Если когда-нибудь родственники военного пилота Евгения Зубакова, погибшего в Тульской области, начнут искать место его захоронения, то наверняка столкнутся с трудностями. Нет, им не придется до этого места пробираться через бурелом или болота. Загвоздка кроется в другом…

Трудности перевода

с русского на русский

Сегодня благодаря Интернету и тому, что Министерство обороны РФ разместило в открытом доступе базу данных о павших красноармейцах (с ней можно ознакомиться здесь: obd-memorial.ru), миллионы соотечественников получили возможность проследить за судьбой своих близких. Но мало кто знает, что в процессе поиска можно запросто «напороться на засаду», имя которой – банальная ошибка в написании имени, отчества, фамилии, года рождения и так далее. Что касается героя нашей публикации, то по одним документам могила авиатора находится в усадьбе Дульнева, что в деревне Красный Холм Воловского района. Мы прибыли туда. И что же? Ни о каком таком историческом месте краснохолмовцы и слыхом не слыхивали.

– Может, вы церковь ищете? Так она в другом селе находится, – развела руками местная жительница. – У нас тут и старинных зданий нет, ну разве что дом батюшки, но он, кажется, относительно недавно был возведен.

Наша репортерская группа призадумалась над трудностями перевода с русского на русский: а ведь усадьбой называли не только какой-то многовековой особняк, но и отдельный дом с примыкающими к нему строениями, и просто участок земли возле жилья… Может, стоит посмотреть списки с фамилиями павших у деревенского мемориала? Посмотрели. Нет там фамилии Зубаков… Забыта могила – и потому не обозначена? Или же вовсе утрачена?

Держим путь в райцентр. В поселке Волово на улице Ленина видим мемориальный комплекс: горит Вечный огонь, возле него скульптура бойца с автоматом, на плитах – списки захороненных. Всего тут значатся 120 человек, имена всех известны. Среди них – Зубаков Е. В. Но он же числится в Красном Холме! Как же это получилось?

Зубков и Зубаков

– У нас есть учетная карточка воинского захоронения в Волове, – говорит директор районного художественно-краеведческого музея Наталья Барсукова. – Но в ней тот человек, которого вы ищете, указан не как Зубаков, а как Зубков. Все остальное совпадает: лейтенант, 1922 года рождения, погиб 5 мая 1943 года, перезахоронен из деревни Красный Холм. Карточка эта есть и на obd-memorial.ru, но ведь родственники будут искать Зубакова, а не Зубкова, потому могут и не обнаружить на сайте документ. Мы, когда его изучали, ломали голову: при каких же обстоятельствах погиб этот офицер, если немцев давно не было в наших краях.

Разгадку удалось найти на другом интернет-портале, на котором выкладывают документы из фондов Центрального архива Министерства обороны России. Он называется pamyat-naroda.ru. Помимо прочего, на сайте можно ознакомиться с журналом боевых действий 125-й истребительной авиационной дивизии ПВО, прикрывавшей подступы к Туле в 1943 году. И там сказано: вечером 5 мая наши авиаторы приняли сообщение о том, что над Тульской областью пролетает большая группа немецких бомбардировщиков и истребителей – 19 бортов! С аэродрома Красный Холм взмыли на перехват «пиратов Геринга» четыре советских истребителя Як-7, одним из которых управлял лейтенант Зубаков. В журнале боевых действий есть подробное описание воздушного сражения, в ходе которого один «мессершмитт» атаковал самолет Зубакова и попал в хвостовое оперение – оно загорелось. Офицер резко развернул свой Як на врага и дал очередь. В это время на авиамашину советского пилота набросился второй немецкий самолет.

Бой продолжался 8–9 минут. После чего самолет Зубакова перешел резко в пикирование. На высоте 1000 метров он выпрыгнул с парашютом и порвал его, зацепившись за стабилизатор. В результате сильного удара о землю и ранения во время воздушного боя (две пули попали в область шеи) лейтенант погиб.

Послевоенная путаница

В учетной карточке мемориала указано, что последнее захоронение производилось в 1958 году. Именно тогда в стране укрупняли братские могилы – в большие населенные пункты перезахоранивали бойцов, прежде лежавших на полях, в лесах. Вот только при оформлении документов пропала буква «а». Получилось, что по документам Зубаков покоится в Красном Холме, а в Волове лежит Зубков, хотя речь идет об одном и том же человеке…

– Нестыковок обнаруживается много. Есть, например, в Волове еще одна братская могила, рядом с железной дорогой. Там захоронено 84 человека, из них известны имена лишь 26, – продолжает Наталья Николаевна. – В позапрошлом году пришло письмо от 80-летнего мужчины, он искал могилу отца. Со слов сослуживца, боец погиб в районе какого-то Волхова, а по описанию подходила как раз наша местность. Стали проверять информацию – и выяснили: он похоронен в Волове и как раз значится в списках.

Что касается судьбы Зубакова, то в музее ничего не знали о воздушных боях 1943 года. Зато там собрана богатейшая коллекция материалов о летчиках 74-го штурмового авиа­полка, который дислоцировался в Воловском районе в 1941-м: фотографии, документы, архивные выписки, фрагменты самолетов, вооружение и даже бомба весом 250 килограммов. Историки, посетившие этот музей, наверняка смогут написать интереснейшие исследования. Ну а наша репортерская группа довольна тем, что удалось не только пролить свет на судьбу офицера Евгения Зубакова, ушедшего воевать с врагом из Москвы, но и открыть для самих воловцев почти забытую страницу Великой Отечественной… Может, после этого кто-то на историю родного края посмотрит уже совершенно иначе.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу