7.62

ЯК-1 №1684 кап. ПОЛУШИН ПАВЕЛ ФЕДОРОВИЧ, 516 ИАП 203 ИАД

38 сообщений в этой теме

ЯК-1 №1684 с мотором ПФ 3-159,

кап. ПОЛУШИН ПАВЕЛ ФЕДОРОВИЧ, комэск 516 ИАП 203 ИАД

15.02.1919 - Уроженец дер. Гороховка, Епифановского р-на Тульской обл.

07.08.1942 - не вернулся с боевого задания

Пришло время рассказать историю еще одного летчика-истребителя.

Место падения советского истребителя в р-не ур. Воробино Гагаринского р-на Смоленской области было найдено поисковиками ВПО «Память» (г.Гагарин) в конце 1990-х годов. Тогда из воронки, с глубины около 3-х метров был извлечен мотор М-105 ПФ № 3-159. Останков пилота или личных вещей найдено не было. На основании места гибели ст. серж. Хорунжего (516 ИАП 203 ИАД) неподалеку, было предположение, что найден самолет мл.лейт. Долгушина (оба летчика погибли в одном бою – 8.08.1942).

5853d4c95ab0e_01-2007-2.jpg.027cce7b085106c7599a981e2691b245.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Воронку от падения данного самолета ЯК-1 посещалось представителем нашей группы в ходе разведок в 2007 и 2012 годах. Тогда среди обломков конструкций у воронки была найдена «серьга» крепления лонжерона к раме с указанием номера – 1584, а также приваренная к раме бирка - 4184. Тогда мы предположили, что центроплан №1584 может соответствовать самолету №1684 из состава 516 ИАП, на котором не вернулся с боевого задания летчик Полушин. Как выяснилось спустя несколько лет, интуиция не подвела.

3--1584.jpg.2bb74e63b888c2a86c9f29be953ee768.jpg

4.jpg.c8f74051d1b88cfa761da4e6aae74d08.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В 2012г. мы побывали в гостях у гагаринских поисковиков. Хотя мотор самолета оказался украден собирателями металлолома, но редуктор винта со ступицей и двумя лопастями сохранился. На стопорном кольце был продублирован заводской номер мотора ПФ 3-159. По нему мы установили, что этот двигатель был исключен из боевого состава 516 ИАП, как утерянный в августе 1942г. с самолетом №3383 (Приказ 1 ВА № 0033 от 28.08.1942).

2-3-159.jpg.723a770588ac9050019b8c69385c08cd.jpg

5853d4c974d42_1-.jpg.48bd70723e8e7ac016f586f0845bbd14.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Несколько лет мы ожидали засушливого лета, чтобы повторно зачистить воронку, попробовать найти идентификационные номера самолета и убедиться, что останков летчика в ней нет.

В августе 2015г. сводная межрегиональная группа ПО «Надежда» (Коломна), ПО «Рейд» (Гагарин) и ПО «Факел» (Починок) вместе с кармановскими волонтерами провели контрольные работы на местах падения нескольких самолетов ЯК-1. В том числе этого.

На месте падения была воронка, около 4 метров диаметром и 2 метров глубиной, заполненная водой. Экскаватор быстро справился с ней. Увы, воронка оказалось почти пустой. Наши товарищи из ВПО «Память» отработали здесь в 90-х на совесть. Только несколько гнутых фрагментов обшивки оставались впечатанными в борта воронки. Никаких личных вещей, пряжек парашютной системы или останков летчика нами найдено не было.

6.jpg.14b86e2e90e5883cd0e76e842b7bdfd6.jpg

5.jpg.140552e26dd1b14272419e6ac40002e2.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Часть группы собирала обломки самолета вокруг воронки для последующего изучения и организации экспозиций в отрядных музеях. Именно тогда, на двух рукавах звеньеотводов (пусть Сергей Кузнецов поправит, если ошибаюсь) и были найдены дублированные номера самолета – 1684. Интересно, что у техника отсутствовала цифра 6 в наборе и он заменил её литерой Б.

5853d4c99b986_10-1684.jpg.a003a7eb2af91cda330abaad258cfd4a.jpg

5853d4c9a146e_9-.jpg.8032512be2c36f1da24d5d44897d0e3b.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Хотя номер мотора был известен от наших предшественников, нам удалось найти несколько обломков с дублинми. В том числе – фрагмент блока цилиндров с двойным указанием ПФ 3-159.

5853d4c9b1228_11-3-159.jpg.53add797a3bca43fff2e920bc68679a3.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сразу же, в лесу, по созданной нами базе данных, мы убедились, что на самолете ЯК-1 №1684 не вернулся с боевого задания 7 августа 1942г. командир эскадрильи 516 ИАП 203 ИАД капитан ПОЛУШИН ПАВЕЛ ФЕДОРОВИЧ.

203IAD-13.jpg.708797f0c9d72b65f2c7e328ed5ec7e4.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В документах потерь 203 ИАД было указание, что летчик был женат на Полушиной Анастасии Васильевне. Её адрес: Москва, ул. 4-я Самотечная, д.11, кв.9

Желание найти потомков комэска Полушина не оставляло нас – ведь они до сих пор могут не знать, где и при каких обстоятельствах он принял последний бой. Но зная, как сложно вести розыск родни в Москве, мы откладывали его.

В апреле 2016г., удалось получить копию портрета Павла Федоровича из личного дела в ЦАМО РФ. С этого снимка смотрел молодой, по-военному коротко стриженный курсант с глубоким умным взглядом. Пожалуй, в этот момент и кольнула мысль: «Надо обязательно найти его родню. Хватит откладывать!».

5853d4c9bc341_-.JPG.b0d899bae93b42cbae2f9c6bf70b60a6.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не особенно надеясь на розыск в Москве, я собирался начать поиск через Тульскую область. Перед звонком главе сельского поселения ввёл в поисковой строке Яндекса: ПОЛУШИН ПАВЕЛ ФЕДОРОВИЧ. Надо сказать, что упоминания интересующих нас летчиков мы уже не раз пытались искать через интернет. В лучшем случае они находились на ресурсе В.В. Харина «АВИАТОРЫ» http.allaces.ru и одном-двух форумах поисковиков, если мы там размещали данные о находке. Но в случае с капитаном Полушиным нам повезло! В разделе «Ветараны» телеканала ОРТ, были данные о летчике и его фотоснимок с супругой.

«Мой двоюродный прадед, Полушин Павел Федорович, родился в 1919 году в д. Гороховка Епифанского района Тульской губернии. Окончил лётное училище и в самом начале войны ушел на фронт защищать наше родное небо. Капитан, командир эскадрильи. Кавалер Ордена Ленина, кавалер Ордена Красного Знамени, кавалер Ордена Красной Звезды, награжден медалями "За отвагу", "За боевые заслуги".

Командир эскадрильи капитан Полушин геройски погиб 7 августа 1942 года, направив свой подбитый врагом горящий самолёт на стоявшие на железной дороге вражеские эшелоны...

Как жаль, что некуда прийти поклониться его праху!

Сколько еще вас было - юных мальчиков, отдавших свои жизни за Родину!

Буду рада, если найдется кто-то из семьи моего двоюродного прадедушки.

Светлая память героям!»

Отправитель: Захарова (Новикова) Ольга Сергеевна

Москва

5853d4c9c05c8_-1.JPG.2c3577bc36d1d6e58a7dddbc152879a9.JPG

5853d4c9c5a19_-1.jpg.bc7c73e04e47629cc48847261369d874.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

С этого снимка смотрел уже не юный курсант летного училища, а боевой возмужавший офицер. Лишь взгляд остался тот же – добрый, вдумчивый.

Послав с сайта ОРТ сообщение О.С. Захаровой, пару дней ждал ответа. Уже собираясь звонить на ОРТ, снова ввел в поисковике данные летчика, и увидел новую ссылку на ресурсе «Бессмертный полк. Москва». Рядом с уже известной информацией было кадрированное фото летчика Полушина. Благодаря оперативной и отзывчивой помощи сотрудников этого сайта, буквально через час мы общались с двоюродной внучкой летчика, Ольгой, по телефону. А от её бабушки (племянницы пилота) удалось узнать о большой семье летчика, и о том, что в Москве живут две дочери Павла Федоровича. С одной из них, Ниной Павловной (1942 г.р.), удалось очень тепло и душевно пообщаться.

Надеюсь, что Ольга сама напишет нам о своей семье и истории летчика Полушина, хранимой в семье.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Коллеги!

Спасибо за отзывы. Надеюсь, будут еще новости по летчику Полушину.

В наградном отделе ЦАМО РФ сохранились списки награждения военным советом Западного фронта.

Приказом ВС Западного фронта №413 от 11.04.1942 орденом Красной Звезды награжден лейт. Полушин П.Ф., замкомэск 188 ИАП (ЦАМО, ф.33, о.682524, д.309, с.197). Интересно, что в учетно-послужной карте летчика служба в 188 ИАП не отражена.

Высшая награда того времени – Орден Ленина – была присуждена ст.лейт. Полушину, командиру эскадрильи 516 ИАП, приказом ВС Западного фронта №803 от 23.07.1942. была ли вручена эта награда летчику, выяснить пока не удалось.

Надеюсь, семейные документы Полушиных прольют свет на его ранение и другие награды, о которых написала его двоюродная внучка Ольга.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемые коллеги!

думал, нужно ли писать это в теме по летчику Полушину, но нужен совет, как дальше поступить.

Сегодня я снова созвонился с дочерью летчика - Ниной Павловной, 1942г.р.

С её слов, они посовещались со старшей сестрой, и решили никаких контактов с поисковиками не иметь. Т.к. они пытались в течение десятилетий что-то выяснить в ЦАМО и ничего не вышло.

Фразы вроде: "Ну что вы нам можете нового сказать?", "Если бы что-то стало известно, нам бы из подольского архива позвонили" и прочее...

В общем, вроде как мы проходимцы...

На мое предложение передать им в семью копии архивных документов, фотографий с работ по подъему останков самолета и проч., было сказано: "в вашей помощи мы не нуждаемся"...

Обращаюсь к вам, как к людям, которые понимают, что значит в течение нескольких лет узнавать про судьбу самолета, выискивать номера, работать в архиве над доказательством конкретного пилота... А потом натолкнуться на стену...

Но нужно ли еще что-то пытаться людям ПОКАЗАТЬ (даже не доказать, а показать), если дочери летчика и их семьи не хотят идти на контакт?

Хорошо, что хоть племянница летчика (ей 85 лет) и ее потомки заинтересовались. Хотят приехать на место гибели капитана Полушина, поставить памятную плиту...

Что скажите, коллеги?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Всякое бывает! Не паникуйте! Вы своё дело сделали! Ваша совесть чиста. Мяч на стороне поля родственников.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сергей! Такие случаи редкость в поисковой работе, но они есть. Надо дать время родственникам все обдумать, и попробовать им позвонить через месяц.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Парни!

Спасибо тем, кто откликнулся. Так и сделаем - передадим все материалы тем родственникам, кому это интересно.

Возможно, когда-то и остальные, прочитав эту тему, сделают для себя определенные выводы.

Размещаю скан фрагмента оперсводки 203 ИАД за 7.8.42 с указанием найденного номера.

Для информации. Места падений всех трех самолетов, сбитых в этом бою, были обследованы нашей группой по наводке гагаринцев, работавших там в 1990-е.

Тема по капитану Рудневу была тут: viewtopic.php?f=27&t=53945&start=20

5853d4cfcec74_-7-8-42.JPG.345c11486ed82c4c84fed8717da00e31.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Господа форум чане, пожалуйста, скиньте в личику контакты 7.62 !

Мне очень нужно с ним пере говорить про моего прапрадеда, Павла Полушина.

Если будет возможность переедайте ему мой номер телефона 8926215025шесть.

И спасибо огромное всем людям кто это сделал! Это просто неверероятно, еще раз низкий вам поклон, братцы!)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу