Трувор

Определение самолёта Брянская область, есть номер двигателя.

19 сообщений в этой теме

Доброго времени суток!

Прошу помочь с определением самолёта и установлением судьбы экипажа.

В ноябре текущего года, при проведении поисковых работ были обнаружены обломки самолёта, предположительно пикирующего бомбардировщика, подняты на поверхность колесо, двигатель, винт, мелкие обломки, а также фрагменты останков лётчика. Поисковые работы производили отряды Брянского Регионального Общественного движения Военно-Патриотических и Поисковых Организаций "Отечество": "Поиск" Рогнединского р-на, "Пограничник" Дятьковского р-на и "Патриот" г. Брянск.

А предыстория такова:

По рассказу местного жителя Евгения Михайловича(сейчас ему за 80 лет), над Рогнедино( одноименного района Брянской облости) в воздушных боях были сбиты два Советских самолёта, один упал на холм неподалёку д.Бабичи Рогнединского района Брянской облости, другой упал в саму деревню, рядом с ручьём.

Самолёт (№1) пока не найден, а тот что упал в деревне(№2) вошел глубоко в заболченый берег ручья, воронка четко прослеживалась, его и подняли на прошлой неделе.

Позднее местные жители копали место падения второго самолёта, дедушка в их числе. Были извлечены обломки самолёта, пулемётные ленты 7,62мм. небольшие фрагменты останков лётчиков. Евгений Михайлович лично нашел логарифмическую линейку с выцарапанными на ней фамилиями. Копать помешала вода, быстро заполнявшая яму.

Фамилии с линейки: Бызов и Башкин.

Немецкий аэродром в Сеще(совсем рядом) был одной из важных целей для нашей бомбардировочной и штурмовой авиации, возможно экипаж погиб при налёте на него.

5853d41faa87a_1_MG_3152int.jpg.8afb78223f31326911caf7fb949e0e98.jpg

5853d41fbfd84_1_MG_3181int.jpg.6b6c73679eb4b56a01f2e7bd22439a4f.jpg

5853d41fd472b_1_MG_3165int.jpg.8759a88083f468f40cf661ece4f89230.jpg

5853d41fe30e0__MG_3140.JPG.e857bf774c17a05c6cb38a7f2cf4fc7b.JPG

5853d41feade7__MG_3093.JPG.50cb2a7d827e943682624d81e1185d0c.JPG

5853d41ff3366__MG_3100.JPG.b4436a1226dfc92687a7250bcc2b56dc.JPG

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Башкин Иван Сергеевич, старший лейтенант, командир звена 57 СБАП. Не вернулся с боевого задания 08.08.1941.

57 СБАП в начале войны летал на СБ, в том числе в Брянской области. У вас номер мотора с самолета СБ М-103 № 043-283.

Вот раскладки по экипажам не знаю.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Личный состава 57 БАП ВВС 24 армии не вернувшиеся с б\з 08.08.1941 года

Алексеев Георгий Иванович, лейтенант летчик (спасся на парашюте, сбит в р-не д.Новые Мутищи Ельнинский район Смоленская обл., в экипаже: Дьяченко, Биньковский)

Башкин Иван Сергеевич, старший лейтенант, командир звена

Березин Василий Максимович, сержант, штурман

Биньковский Петр Михайлович, старшина, возд.стрелок-радист (сбит в р-не д.Новые Мутищи Ельнинский район Смоленская обл., в экипаже: Дьяченко, Алексеев)

Боровой Иван Васильевич, ст.сержант, возд.стрелок-радист

Вощенов Павел Иванович, старшина возд.стрелок-радист

Герасименко Александр Тихонович, сержант возд.стрелок-радист

Капузниев Диадур (Дзадур) Никитич, лейтенант, нач.связи АЭ (летал за возд.стрелка-радиста)

Кириченко Всеволод Пентелеевич, лейтенант, штурман

Кузнецов Иннокентий Сергеевич, старшина, возд.стрелок-радист

Лалетин Павел Константинович, лейтенант, штурман

Микулович Василий Максимович, лейтенант, адъютант АЭ (летал за возд.стрелка-радиста)

Муниров Гарей Гареевич, младший сержант, возд.стрелок-радист

Никифоров Михаил Петрович, сержант, штурман

Никулин Василий Васильевич, старший политрук, летчик

Петунин Георгий Федорович, сержант, возд.стрелок-радист

Свистунов Николай Семенович, мл.сержант, возд.стрелок-радист

Смирнов Африкан Егорович (Евгеньевич), лейтенант летчик

Спевак Евгений Кириллович, мл.сержант, возд.стрелок-радист

Тарасов Иван Иванович, мл.лейтенант летчик

Цапалин Михаил Степанович, ст.лейтенант, штурман

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
...Личный состава 57 БАП ВВС 24 армии не вернувшиеся с б\з 08.08.1941 года

Алексеев Георгий Иванович, лейтенант летчик (спасся на парашюте, сбит в р-не д.Новые Мутищи Ельнинский район Смоленская обл., в экипаже: Дьяченко, Биньковский)...

Илья Геннадьевич, у Вас недостоверные сведения.

Лейтенант Алексеев Георгий Иванович погиб вместе со старшиной Биньковским Петром Михайловичем. С парашютом выпрыгнул, как раз, штурман Дьяченко.

В общем-то, и список 57 сбап в данной теме не нужен, так как мотор М-103а № 043-283 на 20.09.1941 года установлен на самолёте другого полка - 57 "А".

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, Игорь, спасибо! С Алексеевым сам разобрался... Выпрыгнул действительно Дьяченко... А что дальше у тебя по судьбе этого мотора есть?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тогда это потеря 57 бап А

- Башкин Евгений Сергеевич, старший лейтенант, нач.ВВС полка (возможно летал за воздушного стрелка)

57 а сбап (впоследствии 450 сбап) 10 сад

Не вернулся с б\з 23 сентября 1941 года на самолете СБ, попал в плен, в декабре 1945 года вернулся по репатриации, проходил спецпроверку в 14 зап сд, уволен в запас

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Есть отрывочная статистика, что 57А сбап был в составе 10 сад 43 армии Резервного фронта. У меня данные с 15.9.41, когда в полку было 8 (испр)+5 (неиспр) СБ, потом пропуск в данных, за 18.9.41 - 5+6, пропуск 22.9.41 - 7+4, 23.9. - 2+7, 24.9. - 3+6, 25.9. - 3+5, 27.9. - 5+4, 28.9. - 5+4, 29.9 и 30.9. - 5+3, 1.10. - 5+4

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Личный состав 57 сбап А не вернувшихся 23 сентября 1941 года

Башкин Евгений Сергеевич, ст.лейтенант, попал в плен, жив

Бектяшкин Михаил Яковлевич, мл.лейтенант летчик

Болотин Валентин Алексеевич, лейтенант

Ермолаев Александр Николаевич, лейтенант, летчик, попал в плен, ЖИВ

Иванов Николай Егорович, лейтенант, штурман (нач.связи АЭ)

Клименко Ануфрий Ефремович, ст.сержант

Чегаев Иван Иванович, сержант

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По мотору пока больше ничего не скажу. Фонда 57 "А" сбап не существует, если не ошибаюсь.

А, вот, про линейку можно немного поговорить... (Хорошо, если её фото есть.)

Если на линейке надпись "Бызов-Башкин", то это лишь подтверждение, что владели ей (поочереди или совместно) штурманы. Потому как ни лётчику, ни стрелку логарифмическая линейка не нужна.

Далее... Приказом от 16.06.41 г. назначаются на должности стрелков-бомбардиров:

- начальник службы вооружения а/э 57 ап ст. л-т Бызов Александр Гаврилович,

- начальник службы вооружения а/э 57 ап ст. л-т Башкин Евгений Сергеевич...

Позднее полк разделят на два: 57 сбап и 57 "А" сбап.

Оба потенциальных владельца линейки, после гибели искомого самолёта, живы.

Вот наградной на Бызова. Дата - 1945 год.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Башкин Иван Сергеевич - мой прадед (на фото). Не вернулся с боевого вылета 08.08.1941.
У него был брат - Башкин Евгений Сергеевич. Тоже летчик. Тоже на СБ. Попал в плен 23.09.1941. Освенцим. После войны вернулся.

bashkin-ivan.jpg

Изменено пользователем Антон П.
дополнение данными
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Здравствуйте 
В этот же день 23.09.1941 при посадке убит Болотин Валентин Алексеевич
Выдержка из журнала боевых действий 10 САД 
57 сбп в период 16.17-18.05 пятью самолетами СБ под прикрытием истребителей 161 иап бомбардировал автоколонну противника в районе: Липовка, Нв. Крупец по шоссе Рославль- Брянск, три самолета не вернулись с задания.
В 17.10 в районе Снопот (с.в. 25 км. Дубровка) Н-2000 м. 2 самолета СБ были атакованы двумя ХЕ-113, в результате один СБ загорелся и приземлился в районе Ветлища, летчик мл. лейтенатнт Нарыжный и стрелок радист сержант Орлов – ранены, штурман лейтенант Болотин при посадке убит. Второй самолет произвел посадку на своем аэродроме, имеет 7 пулевых пробоин.
17.07 три самолета СБ после выполнения задания были атакованы тремя МЕ-109 и тремя ХЕ-113 в районе Асели. Два СБ загорелись с ведущего самолета выпрыгнул на парашюте один из экипажа. Место приземления горящих самолетов возвратившимися экипажами не наблюдалось.   (поднят один из этих двух самолетов)
Валентин Алексеевич был женат на моей бабушке.
Бессмертный полк Болотин_small.jpg
Бабушка после войны вышла замуж, и моя мама родилась после войны, но в семье всегда чтут память о Валентине Алексеевиче. Фотография из семейного архива.
 
Есть очень большое желание собрать модель самолета СБ-2, 
 
Поисковики прислали, в дополнение к  фотографиям, выложенным здесь, еще фотографии обломков, которые удалось найти.
7932BF8D-C4A1-4836-95A1-F77CC41EDC94.jpeg84BEB574-D885-449E-8810-36C86254B5C9.jpeg92CF866D-5C63-4624-A264-13244D596D07.jpeg
 
Что хотелось бы уточнить:
1. Какой завод собирал самолет.
2. Какие гондолы двигателей стояли 
3. Как первоначально он был окрашен (серебрянкой АЭ-8 или АЭ-9) - 
4. Был ли нанесен камуфляж.  
 
Привожу выдержки из книги летчика 57 СБАП Георгия Алексеевича Осипова "В небе бомбардировщики. - Щелково, серия "Библиотека журнала "Щелково", 2003.
 
 
На аэродроме объявили — война. Фашистская Германия напала на Советский Союз. Как ни ожидали мы войны, сообщение ошеломило неожиданностью и тяжестью. Сбор личного состава прошел организованно. Все прибыли с оружием, противогазами и личными вещами. По плану тревоги мы быстро подвесили бомбы, рассредоточили самолеты по летному полю и накрыли их маскировочными сетками. Укрытий для самолетов не было, пришлось об этом пожалеть. На другой день наши белоснежные бомбардировщики СБ начали перекрашиваться в защитный цвет. Говорили, что перекраску можно было бы выполнить заранее.   ...

... Вылетели 6 июля утром. Провожал нас командующий ВВС 1-й Краснознаменной армии полковник A. C. Сенаторов. Когда наша эскадрилья выруливала на старт, он стоял перед моим самолетом и с грустью махал нам рукой.

 
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В уточнение, можно ли где нибудь узнать какие модификации СБ и какого завода, были в 57 "А" СБАП, 57 СБАП, 450 СБАП (выделился, преобразован)

Я сделал выборку по 57 СБАП (http://forums.airforce.ru/do-1945/7272-zavodskie-nomera-sb/), но мне кажется,что в ней очень много самолетов 22 завода, а полк базировался на аэродроме Чернышовка в Приморье. Слишком мало самолетов 125 завода (г. Иркутск). Я посмотрел данные по 38 СБАП, базировавшего в Забайкалье, там из 48 самолетов,только 2 завода №22 (Фили, Москва).

Был еще 57-й бомбардировочный авиационный полк ВВС ВМФ (имел 15 СБ, сформирован в 1938 году, участвовал в войне с Финляндией).

Также, буду благодарен, любой имеющейся у Вас информацией по 57 СБАП (до 23.07.1941) и 57 "А" СБАП, 450 СБАП.  

зав номер модиф. завод серия № в серии дата выпуска Эксплуатант БН примечания

 

1.     

 

22485  №22    30        05        1937    СССР 57-й СБАП

2.     

 

22668  №22    39        08        1937    СССР 57-й СБАП

3.     

 

22675  №22    39        15        1937    СССР 57-й СБАП

4.     

 

22706  №22    41        06        1937    СССР 57-й СБАП

5.     

 

22723  №22    42        03        1937    СССР 57-й СБАП, 50-й СБАП сбит 19.12.39

6.     

 

22724  №22    42        04        1937    СССР 57-й СБАП, 213-я НБАД

7.     

 

22732  №22    42        12        1937    СССР 57-й СБАП

8.     

 

11\53   №22    53        11        1937    СССР 57-й СБАП

9.     

 

18\54   №22    54        18        1937    СССР 57-й СБАП

10. 

 

19\55   №22    55        19        СССР 57-й СБАП

11. 

 

8\56     №22    56        08        СССР 57-й СБАП

12. 

 

20\57   №22    57        20        СССР 57-й СБАП

13. 

 

1\58     №22    58        01        СССР 57-й СБАП

14. 

 

4\59     №22    59        04        1938    СССР 57-й СБАП

15. 

 

9\78     №22    78        09        1938    СССР 57-й СБАП потерян 14.01.40

16. 

 

1\80     №22    80        01        1938    СССР 57-й СБАП сбит 01.12.39

17. 

 

11\124 №22    124      11        1939    СССР 57-й СБАП

18. 

 

7\222   №22    222      07        1939    СССР 57-й СБАП сбит 01.12.39

19. 

 

19\225 №22    225      19        1939    СССР 57-й СБАП потерян 14.12.39

20. 

 

6\237   №22    237      06        1939    СССР 57-й СБАП сбит 29.01.40

21. 

 

8\238   №22    238      08        1939    СССР 57-й СБАП сбит 02.02.40

22. 

 

20\309 №22    309      20        1940    СССР 57-й СБАП

23. 

 

6\511   Ар-2    №22    511      06        1940    СССР 57-й СБАП сбит 26.05.42

24. 

 

8\511   Ар-2    №22    511      08        1940    СССР НИИ ВВС 57-й СБАП потерян 13.01.42

25. 

 

16\513 Ар-2    №22    513      16        1940    СССР 57-й СБАП сбит 14.12.41

26. 

 

7\514   Ар-2    №22    514      07        1940    СССР 57-й СБАП сбит 26.05.42

27. 

 

7\517   Ар-2    №22    517      07        02.41   СССР 2-й СБАП, 57-й СБАП сбит 10.11.42

28. 

 

42/20   №125  42        20        07.40   СССР 1-я ОКА 12-я АБ, 57-й СБАП

29. 

 

51/17   №125  51        17        1940    СССР 57-й СБАП

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Прошу прощения, что немного не в той теме пишу, но мое сообщение связано с историей, изложенной здесь. Поскольку участники исследовали 57 "А" СБАП и 450 СБАП, хочу спросить об этом авиаполке. 
Несколько позже (7 октября 1941 г.) самолеты вылетели на разведку в район Калужскую обл. (Юхнов, Милятино, Мосальск, шоссе Спас-Деменск - Юхнов). Противник не был обнаружен, тем не менее 4 экипажа не вернулись с задания. Прилагаю страницы из журнала боевых действий 10-й САД (куда входил 450 СБАП). Фамилии пропавших не упомянуты. Мне необходимо понять, что произошло (ибо мой родственник, насколько я понимаю, пропал или погиб именно в этом инциденте). 

Существует ли в ЦАМО фонд 450-го СБАП? Или все следы придется искать в фонде 10-й САД?

На полях приложенного документа указано, что было составлено боевое донесение №41 от 7.10.41. В каком фонде следует искать это боевое донесение? Полка, дивизии или в вышестоящей части?
Заранее извините меня, пожалуйста, если что-то написала некорректно или задала некорректные вопросы.

00000009.jpg

00000010.jpg

Изменено пользователем Volna2012
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Volna2012 сказал:

... Мне необходимо понять, что произошло (ибо мой родственник, насколько я понимаю, пропал или погиб именно в этом инциденте). 

Существует ли в ЦАМО фонд 450-го СБАП?

Отвечали, что фонда 450 сбап на хранении нет.

Напишите, о ком Вы ищите сведения. Так будет легче ориентироваться.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
13 часа назад, Дьяк сказал:

Напишите, о ком Вы ищите сведения. Так будет легче ориентироваться.

Бойденко (иногда в документах писали Байденко) Семен Иванович, 1914 г. рожд., лейтенант 57 "А" СБАП (с 29.09.1941 переименован в 450 СБАП), адъютант авиаэскадрильи.
ЛД в ЦАМО нет, есть УПК и УКН. 
В УКН значится Орден Красного Знамени (Указ През.Верх.Совета 0316 от 23.11.41), штамп о вручении награды не стоит. Стоит штамп: проверено по отделу учета потерь.
 

В УПК чернильные записи заканчиваются 1940 годом - перевод в 57 "А" СБАП.
Ниже указано награждение Орденом Красного Знамени, но запись явно более поздняя, т.к. шариковой ручкой.
Больше никаких записей нет, стоит штамп "Проверено 1946г.", ГУК НКО 14.5 КТ, упр. по репатр. 25.12 КТ

На "Памяти народа" нет указаний ни о гибели, ни и пропаже, ни о пленении. Есть наградной лист - все тот же Орден Красного Знамени. Даты подвига: с 21 августа по 11 сентября 1941г., лист подписан 13.09.41г.

Если внимательно изучать журнал боевых действий 10-й САД, то там есть упоминание Бойденко - в записи от 6 октября 1941г. (прилагаю).

У нас в семье сохранилось извещение из 57 "А" СБАП от 31.10.41г. о том, что Бойденко С.И. был убит в бою 7.10.41г., место похорон неизвестно.

Если смотреть тот же журнал 10 САД (см. мое сообщение выше), никакого боя 7.10.41 не происходило, но по какой-то причине 4 экипажа не вернулись.

6.10.41г. упомянут состав экипажа: летчик мл.лейтенант Юркин (полагаю, Николай Иванович), штурман (искомый) лейтенант Бойденко С.И., стрелок-радист ст.серж. Петров (полагаю, Александр Васильевич).
Что касается Юркина, он благополучно прошел всю войну, стал Героем Советского Союза и умер в 1981г. Упоминается в одном приказе с Бойденко о награждении Орденом Красного Знамени.
Петров на сайте "Память народа" упоминается только в связи с награждением Орденом Красной Звезды (тот же приказ, что у Бойденко и Юркина), больше ничего нет.
У всех троих наградные листы датируются 13-14 сентября 1941г., т.е. до событий 7 октября оставалось еще 3 недели.

00000009.jpg

00000010.jpg

Изменено пользователем Volna2012
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Бой был
.
07.10.41 г. старенькие, многократно латаные СБ с моторами М-100 штурмовали колонны автомашин и бронетехникина дороге Спас-Деменск - Юхнов, не поднимаясь выше 100-200 м. В этом самоотверженном вылете были подбиты три СБ, но летчики, удачно приземлившись в поле, вернулись со своими экипажами в часть.
15.10.41 г. остатки полка без техники направлены в Оренбург на доукомплектование и переучивание на самолет Пе-2.
Летом 1942 г. полк расформирован, а штаб и летный состав без самолетов вошел в состав
4-го одрап
.
Источник информации:
1. Хазанов Д.Б. Неизвестная битва в небе Москвы 1941-1942 гг. Оборонительный период. - М.: Издательский Дом"Техника-молодежи", 1999.
 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, samb сказал:

Бой был

Действительно, невнимательно прочитала журнал 10 САД, помимо разведки также указано, что проводилась бомбардировка войск противника. А не обнаружили противника в местах, указанных в распоряжении Штаба ВВС.

3 часа назад, samb сказал:

В этом самоотверженном вылете были подбиты три СБ, но летчики, удачно приземлившись в поле, вернулись со своими экипажами в часть.
 

Вот здесь немного сомнительно то, что по документам не вернулись все-таки 4 экипажа, а не три. Возможно, кому-то действительно удалось позже возвратиться, но хотелось бы убедиться в этом документально.
Мне рассказывали, что необходимо (в том числе) искать документы типа "Акты расследования причин летных боевых потерь" в фонде соответствующей дивизии или Армии. Также частным исследователям попадались документы Военной прокуратуры, если она возбуждала дело о причинах крушения самолета и гибели состава. Тут, как говорится, "за что купила - за то и продаю". Просто хочется понять, как можно вести поиск.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу